Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была вчера 19:49

Кьюза — Италия Июнь 2017

Больцано. Променады и вальсы.

Больцано. День в стиле Frischler.

Альто Адидже, если вы не любите подъемники: Траутмансдорф и Мерано

Помимо всего прочего хороши эти края еще и тем, что все рядом. Ни одна из моих поездок не длилась больше часа. А такая прелесть как деревенька Кьюза, находится всего в 25 минутах езды на трено реджионале от Больцано. Опомниться не успеешь, как уже надо выходить из поезда.

И сразу же с привокзальной площади, а вернее над ней, на отвесной скале Сабиона, видишь парочку местных must-see — тааак! Опять лезть не весть куда!.. Кстати, фоткать прямо здесь, не стоит. Потом будут куда более удачные точки для съемки вознесенных чуть не в небеса, на высоту 192 метра, замка-крепости, в котором сейчас действующий бенедиктинский женский монастырь (Monastero di Sabiona), и церкви Богородицы (Chiesa di Nostra Signora).

От станции к центру деревни идти налево, мимо умопомрачительно красивых палисадников возле не менее красивых домов.

Еще и горсть черешни по пути сорвала — а как не сорвать, если прямо над головой спелые ягоды висят?!

Минут через пять оказываешься на берегу Изарко и вот тут уже технику стоить расчехлить: виды и на Сабиону, и на саму деревню достойные!

Альто Адидже, если вы не любите подъемники: Кьюза и Бриксен

Запасной аккумулятор в этой поездке пригодится наверняка: Кьюза по праву является членом знаменитого клуба «Borghi piu belli d’Italia.

Альто Адидже, если вы не любите подъемники: Кьюза и Бриксен

Первый же мост через реку, приведет к инфо-центру, с огромным выбором буклетов, карт и прочего. По крохотной Кьюзе и ее окрестностям предлагался шикарно, на мелованной бумаге, изданный проспект формата А4, и довольно толстый! Цапнула (халявный!), хоть и тяжелый)) Потом еще дернула нелегкая почитать: какие там отельчики предлагаются, какие прогулочные маршруты! Разумеется, была в буклете и карта деревни, и я даже старательно ее некоторое время изучала. Потом самой смешно было, тут же по сути одна улица! Но до чего вкусная!

Сразу за старинными воротами началось: вывески, эркеры, вырезанные из дерева картины, деревянная же овечка, мирно пасующаяся у дверей магазинчика (сувенирных магазинов тьма, цены негуманные, но смотреть интересно!),

Альто Адидже, если вы не любите подъемники: Кьюза и Бриксен

росписи на стенах, герани на окнах, забавные фонари со средневековым фонарщиком.

Несмотря на игрушечные размеры деревни, идя по улице, переходишь из верхнего (citta alta) в нижний (citta bassa) город (почему город, и где там граница между верхним и нижним для меня загадка). В итоге оказываясь на главной площади Piazza Parrocchia с разноцветными домиками и церковкой. Кстати, если смотреть на эту церковь с другого берега реки, кажется, что она построена прямо на мосту и чуть ли не висит в воздухе!

Альто Адидже, если вы не любите подъемники: Кьюза и Бриксен

Немного дальше еще одна площадь — Piazza Tinne — и тоже сплошное очарование! Отели («Олень», «Золотой Ангел»), фонтан с печальным рыцарем, снова гербы-росписи-герани.

Разумеется, стоит порыскать в окрестных переулках, еще целая горсть «изюма» будет вам наградой. Дом, на стенах которого старинная крестьянская утварь, с замечательной выдумкой оформленные ресторанчики, вывеска портного родом аж из 1799 года, неожиданно зеленый, в плюще и розах дворик…

Альто Адидже, если вы не любите подъемники: Кьюза и Бриксен

Вот из этого дворика и начинается путь наверх, к монастырю. И это совсем не страшно, несмотря на впечатляющие вроде бы 192 метра.

Первым делом поднимаешься к небольшому замку Бранцолль, и как раз этот кусочек подъема наиболее крутой. Возле замка тропа раздваивается. Предлагаются два варианта — один для тех, кому просто посмотреть, полого идущий в гору (продолжительность согласно указателю 40 минут); другой — для паломников, олицетворяющий Крестный путь Христа (я по нему спускалась, ох и лихо, особенно в верхней части!). Конечно, геройствовать не стала, шла по «променаду» (немало их в этой поездке набирается!), дорожка тенистая, идти не сложно. Время от времени деревья расступаются и можно передохнуть, любуясь окрестностями.

Альто Адидже, если вы не любите подъемники: Кьюза и Бриксен

Монастырь кажется вымершим — нигде ни души. Хотя видно, что обитаем: открытые ставни, кружевные шторки на окнах. Поначалу показалось, что все монастырские церкви заперты на замок Испугалась даже — сорок минут в гору и ради чего?! Конечно, панорамы хороши, но это здесь повсюду…

Альто Адидже, если вы не любите подъемники: Кьюза и Бриксен

Оказалось, не надо стесняться изо всех сил тянуть и толкать те двери. Открыты! Главное — зайти в церковь Святого Креста. Какие там росписи! Никак не ожидаешь увидеть в крохотной церкви на макушке скалы где-то в Альпах такое великолепие! Стены, благодаря фрескам, будто раздвигаются, к небольшому объему церкви «добавляются» два великолепных зала с колоннами, украшенные лепниной балконы и галереи.

А ведь ничего этого нет, иллюзия! Росписи датируются 1680-м годом.

К церкви Богородицы из монастыря надо пройти по довольно длинному мрачному тоннелю. Тем более радостно вновь выйти на божий свет, в залитый солнцем простор. Возле церкви дворик с лавками и питьевым фонтанчиком. Можно устроить привал. А еще неподалеку обнаружился туалет, сверкающий чистотой и с горячей водой!

Жаль, но сама церковь открыта лишь с двух часов, удалось побывать лишь в часовне при ней. Но в окна церкви, конечно, заглянула — пышно, нарядно, барокко во всей красе!

Альто Адидже, если вы не любите подъемники: Кьюза и Бриксен

Спускаться в Кьюзу решила по пути паломников, не топать же назад? Ох, парочку грехов мне после этого точно должны скостить!.. Пока не заметила, что рядом с дорогой из крупных до блеска отполированных, а потому зверски скользких камней, идет протоптанная народом тропинка, думала, без травм не обойдется!

Вообще-то я не люблю одним днем скакать по двум и более городам. Но здесь настолько все рядом, и та же Кьюза такая крошка (на нее, вместе с монастырем ушло часа три с половиной), что абсолютно оправданным показалось проехать отсюда в Брессаноне. Всего-то семь минут от Кьюзы, следующая остановка поезда.

Еще раз о названиях. Чаще всего мне хотелось употреблять итальянские, но не «из принципа» — я все же в Италии! — а просто больше нравилось звучание. С Брессаноне же вышло с точностью до наоборот — австрийское Бриксен короче, да и произносить удобнее)).

Бриксен является старейшим городом Южного Тироля, фото его в Сети манящие, особенно виды пьяцца Дуомо. (Ну вот, опять смесь языков! Но так уж получается)))

Исторический центр города невелик, топать до него от станции минут 10 по улице «имени-железнодорожного-вокзала» («утащила» у кого-то, очень уж понравился такой перевод))). Идем до большого перекрестка с кругом, от него уже видно Хофбург, собственно и через сад Хофбурга можно попасть в старый город, а можно пройти чуть дальше и войти в средневековые ворота.

В плане концентрации на квадратный метр интересных деталек Бриксен быть может чуть уступает очаровательной Кьюзе, но их отнюдь немало.

Альто Адидже, если вы не любите подъемники: Кьюза и Бриксен

Очень понравилась, например, компания лимончиков, «сидящих за решеткой» в окне одного из ресторанов)))

Альто Адидже, если вы не любите подъемники: Кьюза и Бриксен

И танцующие козлики на одном из эркеров, причем казалось, что пляшут они на спине льва, изображенного под эркером.

Есть в городе несколько весьма примечательных храмов. Совсем рядом друг с другом расположены Приходская церковь Св. Михаила (Parrocchia San Michele) и местный Дуомо. И церковь, и храм в барочном стиле.

Церковь — очень светлая, легкая. Витражи здесь, казалось бы, наипростейшие — цветные квадратики — но от них на откосах окон получались такие веселые разноцветные полоски! А орган?! Это уж умереть от восторга от этого органа! И отчего люди не летают?! Так хотелось рассмотреть все его детали поближе! Хорошо, что зум в фотике есть, хоть на фото теперь это сделать можно!

Альто Адидже, если вы не любите подъемники: Кьюза и Бриксен

Кафедрал здешний снаружи элегантен до невозможности. Жаль и тут, как на днях в Мерано, было какое-то детское мероприятие, стройными рядами на площади ларьки, палатки, столы. А также батут, кегельбан и иже с ними. За детишек радостно, но увы, оставалось только догадываться, как хороша площадь без всего этого антуража…

Альто Адидже, если вы не любите подъемники: Кьюза и Бриксен

Собор внутри — серьезное испытание для натур чувствительных, готовьтесь к тому, что прямо в дверях сердце сделает кувырок и пропустит пару ударов! Невозможно описать его великолепие! В потолок лучше бы не глядела вовсе, хотелось лечь на пол и рассматривать часами плафоны и тончайшее, изящнейшее их обрамление…

С органом тут та же «беда», что и в церкви. Но на сей раз и фотик не очень помог, т. к. свет мощным потоком лился в розетку над органом, что качеству съемки, конечно, не способствовало.

Альто Адидже, если вы не любите подъемники: Кьюза и Бриксен

И это же еще не все! Справа от алтаря имеется дверочка в клуатр…А там галереи с крестообразными сводами, расписанными дивными фресками 14-го века…

Альто Адидже, если вы не любите подъемники: Кьюза и Бриксен

В общем, из собора я выпала в совершенном обалдении, и отправилась приходить в себя на берега Изарко.

По Орлиному мосту перешла на другой берег и нырнула в улочки района Quartiere Stufles, очень аккуратного, умилительно пастельного. Самое то, чтобы мягко спуститься с небес на землю))).

Альто Адидже, если вы не любите подъемники: Кьюза и Бриксен

Вроде и недолго я шла по тем улочкам, однако каким-то образом умудрилась очутиться уже на берегах другой здешней реки — Рьенца. В результате перенесла приступ топографического кретинизма, который даже с помощью карты в телефоне преодолела не слишком быстро, никак не могла понять, куда подевалась Изарко!

Впрочем, прогуляться по берегам Рьенцы стоит, отели там картинно хороши.

Альто Адидже, если вы не любите подъемники: Кьюза и Бриксен

Шагая же берегом Изарко (долго, час примерно), можно дойти до уже загородного аббатства Новачелла. Благо топать в жаркий день вдоль ледяной речки приятно, какой-никакой прохладой тянет. Местные жители даже загорают на небольших пляжиках, вот только в воду никто не лезет. Кроме меня))) Нашла симпатичные камушки, присела и радостно опустила натруженные ноги в реку. Занемели через пять секунд! Правда и полегчало им после этого все же.

Вокруг Новачелла — море фруктовых садов и виноградников. Обитатели монастыря не одну сотню лет занимаются производством вина, меда и сбором лекарственных трав.

Альто Адидже, если вы не любите подъемники: Кьюза и Бриксен

Девиз местных виноделов: «Дьявол в мелочах. Но мы — аббатство, и мы знаем, как победить дьявола. Мы делаем праведное вино». Вино из Новачелла известно во многих странах мира, а сам монастырь входит в знаменитую «винную дорогу» Южного Тироля.

Смотрятся здания аббатства среди всей этой горно-виноградной благодати очень живописно. При входе сразу обращаешь внимание на часовню Св. Михаила. Ее еще называют «Замком Ангела». И чем-то она действительно похожа на Замок Святого Ангела в Риме. Конечно, сильно уменьшенный в масштабе.

Альто Адидже, если вы не любите подъемники: Кьюза и Бриксен

В центре монастырского двора находится еще одно интересное сооружение — построенный в эпоху Реннессанса колодец «Семь чудес света»: чуть ниже его черепичной крыши на старинных фресках можно рассмотреть изображения Вавилонской башни, египетских пирамид, садов Семирамиды и прочих диковин.

Разумеется, в монастыре есть магазин, где продается все, что тут производится — медовые сласти по старинным рецептам, травяные и фруктовые чаи, оливковая косметика, и, конечно, местные сорта вин.

Во внутренние помещения пройти можно только с экскурсией. Проводятся они на немецком, либо итальянском языке. Длительность 45 минут. Много чего интересного показывают, но фотографировать нельзя. Я до монастыря добралась уже к вечеру, на экскурсию не успевала, да и впечатлений уже было через край. К счастью, интерьерами роскошной здешней церкви можно, хоть и через решетку, полюбоваться бесплатно и без экскурсии. И даже фоткать можно. Очередное пиршество барокко! Роскошное до того, что мозг отказывается воспринимать увиденное как реальность.

Альто Адидже, если вы не любите подъемники: Кьюза и Бриксен

Назад думала ехать автобусом, но оказалось, ходит он так редко, что за время ожидания как раз успею вернуться в город пешком.

На прощание еще немного погуляла по улицам Бриксена, встретила у витрин одного из магазинов деревянного дяденьку с деревянным же фоксиком (отчего город стал еще милее сердцу),

Альто Адидже, если вы не любите подъемники: Кьюза и Бриксен

прошлась по притихшей к вечеру пьяцца Дуомо, рассмотрела странноватый, но симпатичный фонтан на ней. Больше всего смахивает на диковинный чайник с четырьмя носиками… А оказывается, таким образом воплощен в бронзе ни много ни мало — круг жизни человека! В жизни бы не додумалась, кабы не прочитала заранее)).

Между прочим, самое вкусное джелато было съедено именно в Бриксене. Почему-то меня больше всего тянуло на «малагу», т. е. ромовое с изюмом, покупала его всюду, так что сравнить было легко.

Альто Адидже, если вы не любите подъемники: Кьюза и Бриксен

Кьюза и Бриксен замечательно в один день уложились. И хорошо то, что в обоих можно спокойно гулять, не пялясь с вожделением на двух-трехтысячники — таких гор поблизости просто нет!

А вот рядом с Мерано забраться повыше так и тянет… Потому и повлеклась туда второй раз. Ну и еще кое-куда, тоже в мечтах «о высоком»))). Но об этом как-нибудь после…