Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 23:37

Саратов — Россия Июль 2021

В 2018 году под эгидой отдела по делам молодежи Саратовской епархии, который возглавлял священник отец Кирилл (Петрович) был организован цикл экскурсий в рамкам проекта «Утраченные храмы Саратова».

Эти экскурсии были бесплатными для всех желающих. Для проведения экскурсий были подготовлены гиды из числа волонтёров в рамках курса «Утраченные храмы Саратова».

Утраченные храмы Саратова. От бульвара Косича до полковой церкви

Саратовская епархия во времена царской России была богата храмами.

В Саратове в 1901 году насчитывалось 49 храмов и часовен, женский монастырь, а ведь дореволюционный Саратов был меньше нынешнего по площади почти в 6 раз, а по населению — в 7,3 раза.

К концу 1918 года в Саратовской епархии действовали 891 храм, 15 монастырей, скит и пýстынь. В советское время многие храмовые здания были взорваны, разобраны, изуродованы. С куполов сбрасывали кресты, переплавляли колокола, пускали иконы на дрова. К 1937 году в епархии не осталось ни одной действующей церкви. Большинство из них оказались разрушены или перестроены: стали складами, больницами, клубами, тюрьмами.

Я побывал на некоторых экскурсиях.

27 октября 2018 года прошла экскурсия «По окраинам Саратова конца XIX — начала 20-го веков: от бульвара Косича до полковой церкви», посвященная истории утраченных храмов: домовой церкви Саратовского духовного училища, Княже-Владимирской церкви, Богородице-Владимирской (Маминской) церкви, Никольской часовни Саратовского Университета и полковой церкви на Губернаторской улице. Экскурсовод — Светлана Викторовна Клейменова.

2018 год

В июле я 2021 года я повторил путь экскурсии, заодно добавил некоторые моменты, которые экскурсией 2018 года не были охвачены.

На фотографии мы видим Светлану Викторовну с фотографией, на которой запечатлен Андрей Иванович Косич (1833–1917), бывший саратовским губернатором с 1887 по 1891 год.

Началась наша экскурсия на углу улиц Советской и Рахова. До революции улица Рахова носила название Камышинской. По инициативе Косича на ней был устроен бульвар, который долгое время назывался горожанами «бульвар Косича».

Утраченные храмы Саратова. От бульвара Косича до полковой церкви

По одну сторону бульвара располагались престижные жилые районы, а по другую окраина: рабочая и мещанская.

В 1883 году для Саратовского мужского духовного училища было построено новое здание, в ней была освящена домовая церковь во имя Григория Богослова. После революции как училище, так и домовая церковь были закрыты. Летом трудно увидеть здание.

Это было первым пунктом нашей экскурсионной программы.

После закрытия училища в здании разместился военный госпиталь. 5 декабря 2013 года была открыта мемориальная доска перед проходной на территорию военного госпиталя, посвященная маршалу Победы Георгию Константиновичу Жукову.

Утраченные храмы Саратова. От бульвара Косича до полковой церкви

Дело в том, что в декабре 1919 года тогда еще просто красноармеец Жуков был тяжело ранен осколками гранаты и проходил курс лечения в госпитале в Саратове.

Передвигаемся в сторону Детского парка, расстояние буквально один квартал.

Князь-Владимирский собор — православный храм, стоявший в Саратове когда-то на Полтавской площади также был построен во время губернаторства Косича в 1888 году. При высоте в 77 метров храм был одним из самых высоких в стране.

В тридцатые годы прошлого века храм был снесён, на его месте выстроен стадион.

Утраченные храмы Саратова. От бульвара Косича до полковой церкви

От бывших храмовых построек отстался лишь дом причта, в котором ныне размещается Центр детского и юношеского творчества.

В 2005–2010 годах в Детском парке был построен новый храм во имя князя Владимира,

На стене — мозаика, посвященная крестителю Руси Святому Владимиру.

Утраченные храмы Саратова. От бульвара Косича до полковой церкви

Рядом с храмом — служебное помещение.

На территории цветут цветы.

Вот только расположился храм в другом месте, на углу улиц Пугачева и Советская.

Утраченные храмы Саратова. От бульвара Косича до полковой церкви

Вход в храм находится со стороны Детского парка,

возле входа — мемориальная доска.

От Детского парка мы отправились в сторону улицы Московская по улице Астраханская.

Утраченные храмы Саратова. От бульвара Косича до полковой церкви

Во время православной экскурсии мы прошли мимо здания на углу улиц Вавилова и Астраханской.

В нём когда-то размещалась богадельня саратовского общества пособия бедным им. Рачинской, построенная в 1890-е годы. Потом я понял почему это произошло, в Саратове дореволюционной поры были не только православные богадельни.

Зато на следующем перекрёстке мы остановились, что бы взглянуть на ничем не примечательное здание.

Утраченные храмы Саратова. От бульвара Косича до полковой церкви

Оказалось, что здесь находилась деревянная церковь, средства на строительство выделил саратовский купец Василий Мамин, в честь которого церковь получила обиходное название «Маминская». Официально назывался храм во имя Владимирской иконы Божией Матери. В 1909 году рядом с деревянной церковью заложили большую каменную церковь, но строительство было остановлено из-за начавшейся Первой Мировой войны. В 1931 году недостроенное задние было разобрано на стройматериалы, а увиденное нами здание было возведено в 1933 году для военнослужащих.

Перейдя на другую сторону улицы Большая Казачья мы подошли к одному из корпусов Медицинского университета, который когда-то был частью Саратовского Государственного университета.

Возле него находятся памятники архитектору, построившему университет Строитель Саратовского университета,

Утраченные храмы Саратова. От бульвара Косича до полковой церкви

При строительстве Саратовского университета в IV корпусе была устроена часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая, небесного покровителя Императора Николая II, по чьей инициативе и с материальной поддержкой которого был основан университет.

После революции часовня была закрыта.

С другой стороны территории двух университетов, со стороны улицы Московская, находится Храм Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, построенный в 2014 году.

До этого, начиная с 2004 года, храм находился в приспособленном помещении,

что располагалось в VI корпусе СГУ.

До него от университетского городка — два квартала.

Во время православной экскурсии мы на этот храм (оба его помещения) внимания не обращали, т. к. они были вновь появившимися.

А наша экскурсия в 2018 году закончилась возле этого здания на углу улиц Московская и Степана Разина, находящегося рядом с VI корпусов СГУ.

Утраченные храмы Саратова. От бульвара Косича до полковой церкви

Это бывшее здание храма во имя святого благоверного князя Александра Невского, который появился в Саратове в конце позапрошлого века. Однокупольная церковь была полковой и размещалась возле казарм Бобруйского и Балашовского батальонов. Колокольни возле неё не было.

После революции купол и лепнину снесли и в современном неприметном здании никак на угадываются очертания храма. Со стороны улицы Степана Разина был вход, ныне вместо него — глухая стена.