Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 23:25

Саратов — Россия Март 2013

Россия не Каталония и поэтому прогулки по кладбищам не вошли в массовую моду в отличие от Барселоны, где даже издали путеводитель «LA RUTA DELS CEMENTIRIS» (Маршрут по кладбищам). Одним из парадоксов жизни и смерти является то, что люди рождаются в одних тех же роддомах, ходят вместе в детские сады, школы, институты, работают совместно на предприятиях, живут в однотипных скворечниках, называемых квартирами. А когда уходят из жизни, то их развозят по кладбищам по религиозному признаку.

В Саратове помимо православных кладбищ существуют еврейское, мусульманское и старообрядческое кладбища.

К своему стыду, прожил Саратове в обшей сложности несколько десятилетий и долгое время не знал, что в шаговой доступности от центра города находятся два кладбища: старообрядческое и еврейское.

Между ними нет никаких заборов и ограда единая. Правда въезды в кладбища различные: в старообрядческое — с улицы Московская (первый раз я вошёл на территорию кладбищ именно через эти ворота),

Последний приют у подошвы Лысой Горы (Старообрядческое и еврейское кладбища)

в еврейское — со стороны улицы Слонова (примерно).

А вот если идти между кладбищами, то ограждений между погостами нет.

Интересно, что когда-то кладбища были далеко друг от друга. Основным христианским кладбищем в Саратове долго время было Ильинское, о котором я рассказывал в материале Ильинский погост. Смерть после смерти. Там были участки не только православные, но также лютеранские и католические. Многих старообрядцев хоронили в скитах.

Так получилось, что после закрытия Ильинского погоста кладбища стали появляться на Соколовой горе (мусульманское и еврейское) и на Лысой горе старообрядцев, католиков и лютеран. Старообрядческих кладбищ было два: севернее располагалось единоверческое (на дореволюционных планах могло обозначаться как «Старообрядческое»), южнее хоронили беспоповцев (на дореволюционных планах — «Раскольничье»). Последнее кладбище сохранилось до наших дней.

В 1841 году на единоверческом кладбище была построена церковь Агриппины мученицы с каменной колокольней. Примерно в тоже время появилась поморская часовня. Но вот если храм в советское время снесли, то часовня сохранилась.

Последний приют у подошвы Лысой Горы (Старообрядческое и еврейское кладбища)

Другими её названиями являются «Молельный дом поморского согласия на поморском кладбище» или " Поморская церковь».

Первое известное еврейское кладбище находилось на месте современного памятника «Журавли» Мемориал «Журавли». После нескольких погромов кладбище перебралось к подножию Лысой горы, а после революции разместилось на современном месте.

Интересно, что там на раскольничьем кладбище хоронили раньше субботников. Я при подготовке этого материала узнал, кто это такие.

На рубеже XVII—XVIII вв. в России появилось религиозная течение «субботников» («иудействующих»). Субботники отвергали православную церковь и исповедовали иудаизм. Они жили религиозными общинами, которые отгородились от окружающего населения. Впоследствии этой секте произошло разделение на два течения: субботников и талмудистов, с тяготением первой части к христианству, а второй — к иудаизму.

Среди субботников были купцы.

Первый раз я попал на старообрядческое кладбище по улице Московской.

Меня удивили непривычного вида кресты,

Последний приют у подошвы Лысой Горы (Старообрядческое и еврейское кладбища)

некоторые из них огромных размеров.

Есть и могильные, хорошо сохранившиеся памятники.

Рядом с кладбищем находятся дома,

Последний приют у подошвы Лысой Горы (Старообрядческое и еврейское кладбища)

часть за невысокой оградой, а одно деревянное, стена у которого почернела от времени, служит границей кладбища.

В окошке сидела кошка и задумчиво смотрела на последнее пристанище староверов.

Я же вдоль ограды отправился в сторону еврейского кладбища.

Последний приют у подошвы Лысой Горы (Старообрядческое и еврейское кладбища)

На кладбище около 2 700 могил и занимает оно площадь в 5,5 гектаров.

Здесь похоронены многие известные люди, жившие в Саратове: врачи, бизнесмены, деятели культуры.

Есть на кладбище могила бабушки Романа Абрамовича, в квартире которой на улице Советской он прожил первые полгода своей жизни, Фаины Борисовны Грутман (1906 — 1991) Роман Абрамович — саратовский младенец с улицы Советской.

Утопала в цветах могила Льва Григорьевича Горелика (1928 — 2012) — известного артиста и режиссёра, народного артиста РСФСР с 1982 года.

Последний приют у подошвы Лысой Горы (Старообрядческое и еврейское кладбища)

Надгробие у участника Великой Отечественной войны, подполковника медицинской службы Шапиро Моисея Яковлевича, вполне стандартное.

Реконструкция кладбища была произведена в 1990 годах,

была обустроена ограда, построено административное здание, включающее помещение для омовений и зал прощаний.

Последний приют у подошвы Лысой Горы (Старообрядческое и еврейское кладбища)

На этом здании установлена 3 августа 2005 года мемориальная доска, посвященная Михаилу Лазаревичу Эрману.

Вот, что рассказывается про него на официальном сайте города Саратова (информация размещена была в 2005 году): «Михаил Лазаревич Эрман внес весомый вклад в развитие Саратовского областного еврейского религиозного общества, еврейской общины и всего города в целом. При его содействии синагоге Саратова был подарен свиток Тора, что явилось самым значимым событием в истории еврейской общины Саратова. Отреставрированный Свиток был торжественно внесен 2 февраля 2005 года в здание синагоги. Михаил Лазаревич стал основателем фонда ЭЗРА, который с иврита переводится, как „Помощь“. Фонд более 25 лет помогает малоимущим, одиноким и инвалидам».

Единственная беда, которой стоит опасаться, особенно если побывать на кладбище, когда там нет людей, это бродячие собаки. Зло с которым власти Саратова никак не могут справиться в течение многих лет.