Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 8:50
Лауреат конкурса «Куда
на выходные?

Ханты-Мансийск — Россия Июнь 2021
Вид на город с 13 этажа гостиницы «Олимпийская»

Ханты-Мансийск я хотела увидеть давно. Прожив почти тридцать один год в Нижневартовске, в столице Югры я не была ни разу. Это не то место, куда северяне ездят в отпуск, а по работе у меня там дел не было.

Из Екатеринбурга в Ханты-Мансийск летают самолеты, но пока у нас не появился хаб компании Red Wings, цена вопроса была нерадостной, а сейчас можно улететь всего за 2298 туда-обратно. Железная дорога через Ханты-Мансийск не проходит, от ближайшей станции Демьянка нужно еще 235 километров ехать автобусом. При такой логистике желание встретиться все эти годы было неактивным, но недавно это случилось: я съездила в Ханты-Мансийск и теперь могу рассказать об этом городе.

Ханты-Мансийск расположен на семи холмах примерно в двадцати километрах от места слияния двух великих сибирских рек — Иртыша и Оби. Тех, кто встретился с городами Ханты-Мансийского округа впервые, столица Югры поражает: неожиданно увидеть в такой глуши нечто подобное. Я не удивлена, наблюдала за преображениями Нижневартовска и Сургута, история всех этих городов примерно похожа.

Ханты-Мансийск или небольшое путешествие в столицу Югры

Впервые места, где расположен Ханты-Мансийск, упоминаются в «Летописи Сибирской краткой Кунгурской». Здесь был городок князя местных остяков Самара. Казаки под предводительством Ермака в 1582 году отправились в «ясачный поход» по Оби и Иртышу, князь Самар решил дать отпор непрошеным гостям, но не смог защитить свою территорию и был убит, а городок разграбили. Только спустя полвека эта территория вошла в состав российского государства.

На площади Свободы в районе Самарово установлен памятник «Основателям города Ханты-Мансийска», на котором написано: «С этих берегов Иртыша в XVI веке началось освоение Сибири Российским государством». У арки «Ворота в Сибирь» установлены три фигуры: с одной стороны — воевода Иван Мансуров и атаман Никита Пан, а с другой — хантыйский князь Самар. Иван Мансуров — воевода, который возглавлял стрелецкое войско, отправленное царем в Сибирь на помощь Ермаку, он основал в конце 1585 года в месте соединения Иртыша и Оби зимовье. Казачий Атаман Никита Пан был одним из атаманов дружины Ермака.

Ханты-Мансийск или небольшое путешествие в столицу Югры

В 1637 году для обслуживания почтовых трактов на месте современного городского района Самарово был основан ямщицкий Самаровский ям и по указу царя Михаила Федоровича для обеспечения транспортом и проводниками официальных лиц, следующих в Сургут и далее на север, образовано село Самарово. Первыми поселенцами села были полсотни ямщиков с семьями, которых перевезли из Пермского, Вологодского и Олонецкого краев. В 1708 году Самарово вошло в состав Сибирской губернии.

Вид на Самарово с холма. За  куполами храма - детский сад «Елочка».
Вид на Самарово с холма. За куполами храма - детский сад «Елочка».

От старого Самарово, пожалуй, уже ничего не осталось. Трудно поверить, что у этого яркого города почти пятивековая история. Но яркие, веселые домики, это уже примета нашего века, еще пару десятков лет назад северные города не выглядели так нарядно.

За монументальным зданием бани - детский сад «Улыбка».

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в стиле сибирского барокко по проекту архитектора Шаньгина был освящен в 1816 году, взамен стоявшей на этом месте деревянной церкви Николая Чудотворца. При советской власти храм разграбили и разобрали, кирпич использовали для строительства рыбокомбината, а на месте храма построили клуб.

Существующий храм Покрова Пресвятой Богородицы построен на фундаменте исторического храма и в прежнем виде, освящен в 2004 году. Он трехпрестольный, кроме главного престола есть два придела — в честь Абалакской иконы Божией Матери и в честь Николая Чудотворца.

Ханты-Мансийск или небольшое путешествие в столицу Югры

На горе, с которой мы смотрели на Самарово, установлен памятный знак «Первооткрывателям земли Югорской». Эта трехгранная шестидесятиметровая пирамида одновременно напоминает и хантыйский чум, и казачью смотровую башню, и нефтяную вышку. Она установлена в 2003 году, а выполнена по проекту московского архитектора и художника монументалиста Карена Сапричана.

Говорят, внутри были ресторан, музей, смотровая площадка, но сейчас внутри пусто. В вечернее время стела красиво подсвечивается, но проверить это не было возможности.

Ханты-Мансийск или небольшое путешествие в столицу Югры

В Самарово на берегу Иртыша находится и комплекс Речного вокзала совмещенного с автовокзалом Ханты-Мансийска. По сравнению с волжскими городами все выглядит довольно оживленно, там здания речных вокзалов превратились в бизнес и торговые центры.

Скульптуру на набережной как только не называют в сети, читала, что ее официальное название — «Прощание славянки», так как она задумывалась скульпторами как романтический символ девушки, провожающей в путь любимого. Но местные жители называют ее «Ассоль», как героиню романа Александра Грина, которая ждет и провожает корабли.

Ханты-Мансийск или небольшое путешествие в столицу Югры

В Ханты-Мансийске мне удалось, наконец, совершить прогулку по реке, чего не смогла сделать за последний год в четырех волжских городах. Великие сибирские реки особенные! Мне очень не хватает их на Урале после того, как я тридцать лет каждый день смотрела из окна на Обь.

Прогулка по Иртышу была до места его впадения в реку Обь, где установлена плавучая часовня-буй Николая Чудотворца. Это восьмигранная часовня на квадратном понтоне, на каждой грани ее укреплена икона. С окончанием навигации часовню убирают в затон, а после ледохода устанавливают на место.

Ханты-Мансийск или небольшое путешествие в столицу Югры

Во время прогулки по Иртышу можно хорошо рассмотреть гордость Ханты-Мансийска — автодорожный мост «Красный дракон», открытый в 2004 году. Хотя на вопросы, куда по нему можно доехать отвечали, что в Нягань, это не совсем так: благодаря этому мосту северянам сократили путь в центральные районы европейской части страны. Из Нижневартовска, Сургута, Стрежевого и других городов путь через этот мост ведет на Серов, Пермь, Киров и далее до Москвы.

А мост — красавец! Не зря в 2013 году он занял второе место в интернет-голосовании «Самый красивый мост России», уступив только муромскому вантовому мосту через Оку.

Ханты-Мансийск или небольшое путешествие в столицу Югры

Рядом с речным вокзалом в Самарово есть еще интересный памятник, жаль, солнце было не в нужном месте. Это памятник «Великим Сибирским экспедициям».

Колонну высотой 17 метров венчает фигура ангела с лавровым венком, а у подножия — четыре фигуры исследователей Сибирской земли.

Герард Фридрих Миллер (1705-1783) - российский академик,  историк, картограф, путешественник. Исследователь Сибири: Березово - Каменогорск - Нерчинск - Якутск.
Герард Фридрих Миллер (1705-1783) - российский академик, историк, картограф, путешественник. Исследователь Сибири: Березово - Каменогорск - Нерчинск - Якутск.

Новая история города началась в 1930-х годах, когда было принято решение о создании Остяко-Вогульского национального округа и в пяти километрах от Самарово начали строить столицу округа. Новый населенный пункт получил название Остяко-Вогульск и статус поселка городского типа, а в 1940 году его переименовали в Ханты-Мансийск, так как стали использовать самоназвания коренных народов — ханты и манси. В 1950 году Ханты-Мансийск объединили с поселком Самарово и присвоили ему статус города.

Это здание занимают Правительство и Дума Ханты-Мансийского автономного округа-Югра, а также различные структуры аппарата губернатора.

Жизнь всех северных городов изменило открытие тюменской нефти. В ходе производства разведочных работ в Ханты-Мансийске была база геологоразведчиков. Город стал активно развиваться. В редком городе страны население стабильно увеличивается, а в Ханты-Мансийске с 1950-х годов оно растет практически беспрерывно. С начала 2000 года население города выросло с 37,7 тысяч жителей до 103,2 в 2021 году.

Бурный рост города начался после того, как Ханты-Мансийск стал в 1991 году столицей субъекта Российской Федерации — Ханты-Мансийского автономного округа. Сейчас это город «белых воротничков», здесь множество административных зданий организаций окружного и городского значения.

Суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

В 2001 году в городе на базе существовавших на тот момент филиалов различных институтов основали Югорский государственный университет (ЮГУ).

Сейчас сложно поверить, но до 1990-х годов в Ханты-Мансийске были в основном двухэтажные деревянные дома без коммунальных удобств. Сейчас это благоустроенный, красивый современный город, особенно хороши оригинальные здания школ и детских садов. В отличном состоянии дороги, красивые площади, памятники, парки, чему могут позавидовать большинство городов нашей страны.

Детский сад «Колокольчик»

Главная площадь города называется просто — Центральная, на ней в 2003 году установили первый в городе фонтан — «Ротонда». Здание за ним занимают различные структуры администрации округа, а также Театр обско-угорских народов «Солнце». Влево от здания уходит небольшая пешеходная улица Карла Маркса, которая приведет на площадь Спортивной славы Югры, а по пути можно увидеть четыре симпатичных скульптурных композиции «Времена года», посвященные капризам погоды.

Ханты-Мансийск или небольшое путешествие в столицу Югры

Самое интересное здание на Центральной площади города — Торгово-деловой центр «Гостиный двор». Это необычное здание, построенное в 2006 году и по форме напоминающее чум, вызывало много споров. Его наружная поверхность покрыта авторской мозаикой на северную тематику. Обратите внимание на термометр на фасаде: там +30°С, если повезет, и в этих краях случается жаркое лето.

С Центральной площади можно войти в Парк Победы. В Ханты-Мансийске в центре города замечательные березовые парки, посаженные жителями в 1930-е годы.

Ханты-Мансийск или небольшое путешествие в столицу Югры

В центре парка Победы — Мемориал Славы с бронзовой скульптурой «Оплакивание», за нею гранитные стелы с фамилиями погибших на войне жителей города и района. Есть в парки и памятник танку Т-34, давно ставшему символом Великой Отечественной войны, памятники «Труженикам тыла» и «Жителям блокадного Ленинграда».

Если перейти от Центральной площади по подземному переходу через улицу Энгельса, попадешь в еще один интересный уголок города. Здесь находятся красивые здания Окружной библиотеки Югры

и Государственного художественного музея. Собрание этого музея, открытого в 2011 году, одно из самых молодых в стране, но в его коллекции немало произведений общенациональной ценности: это иконы XV–XVI веков, картины Ф. С. Рокотова, В. А. Тропинина, И. Е. Репина, И. К. Айвазовского, В. И. Сурикова, И. И. Левитана и многих других замечательных художников России.

Ханты-Мансийск или небольшое путешествие в столицу Югры

Заслуживает внимания комплекс «Центра искусств для одаренных детей Севера», где получают среднее профессиональные образование по разным творческим специальностям: искусство танца, вокальное искусство, сольное и хоровое народное пение, дизайн, живопись, декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, инструментальное исполнительство. Это колледж-интернат, поэтому в комплексе все предусмотрено: репетиционные залы, три общежития, досуговый центр, медицинская часть, столовые и многое другое.

Ханты-Мансийск или небольшое путешествие в столицу Югры

На площади перед комплексом самый красивый фонтан Ханты-Мансийска — «Яйцо Фаберже». Судя по снимкам в сети, он вечером подсвечивается, но ждать это событие у нас уже не было сил. Кстати, в это время в Югре белые ночи, так что и темноты не дождаться.

В поездке я была не одна, со мною путешествовала Ольга Варежкина (manola), мы не договаривались, узнали об этом накануне поездки. А у этого фонтана на прогулке мы случайно встретились с Наташей Моисеевой из Новоуральска, которая поехала в Ханты-Мансийск самостоятельно, о чем я знала, но о встрече не договаривались.

Ханты-Мансийск или небольшое путешествие в столицу Югры

На гербе Ханты-Мансийска изображен белый журавль, стерх — эндемик северных территорий России.

Ханты-Мансийск или небольшое путешествие в столицу Югры

Высотная доминанта города — комплекс Кафедрального собора Воскресения Христова. Высота собора — 59 метров, а колокольня еще на три метра выше. Строили собор с 1999 по 2006 год, а великое освящение состоялось только в 2012 году после завершения росписи храма.

Перед храмом на склоне холма разбит Православный парк с красивым каскадным фонтаном «Десять заповедей», но в этом году он разобран на реставрацию. Жаль, что не увидели, и этот фонтан с подсветкой!

Памятник Кириллу и Мефодию

Еще один важный памятник Ханты-Мансийска — «Бронзовый символ Югры», его еще называют «Мать-Югра». Это установленная на постаменте 12-метровая женская фигура — символ материнского начала, объединяющего представителей коренных малочисленных народов севера, жителей Югры разных национальностей, нефтяников и ученых, взрослых и детей.

Ханты-Мансийск или небольшое путешествие в столицу Югры

Ниже — три скульптурные группы, символизирующие три этапа освоения края — от Ермака до эпохи нефти и газа.

Первая эпоха — это древняя Югра. Первое письменное упоминание о Югре было обнаружено в «Повести временных лет» в 1096 году. Летопись рассказывает о неизвестном народе угры-остяки (или ханты), вогулы (или манси), с которыми сталкивались русские первопроходцы.

Как я уже говорила, в Ханты-Мансийске замечательные парки. Один из них — березовый Парк имени Бориса Лосева, заложенный в 1930-е годы и названный в честь комсомольца, в годы гражданской войны погибшего от рук белогвардейцев.

Здесь отлично себя чувствуют и взрослые, и дети. Особенно многолюдно в зоне детской площадки. Чего там только нет! Я не очень люблю зеленые топиарные фигуры, а здесь они яркие и среди зелени смотрятся очень хорошо.

Ханты-Мансийск или небольшое путешествие в столицу Югры

В центре парка необычный по исполнению фонтан «Обь и Иртыш»: на гранитной скале размещены скульптуры различных животных Югры. В этот жаркий день в фонтане плескалась ребятня разного возраста. А продолжает комплекс фонтанов каскад из трех фонтанов «Рыбы», украшенных изображениями рыб, обитателей Оби и Иртыша.

Ханты-Мансийск или небольшое путешествие в столицу Югры

В парке много интересного: скульптуры, необычные скамейки, пруд с красивым мостиком и ротонда.

Ханты-Мансийск или небольшое путешествие в столицу Югры

В городе есть чем заняться и местным жителям, и туристам. Здесь есть Концертно-театральный центр «Югра-классик», многофункциональный комплекс, открытый в 2004 году. Здесь выступают мастера искусств российского и международного уровня. Проект этого комплекса, разработанный группой московских архитекторов под руководством Светланы Пейд, получил серебряную медаль на международном конкурсе архитекторов в Болгарии.

В Органном зале этого центра стоит уникальный большой духовой орган производства известной немецкой фирмы «Иоганес Клайс Оргельбау», его клавиатура отделана костью мамонта.

Ханты-Мансийск или небольшое путешествие в столицу Югры

В 2008 году в Ханты-Мансийске появился свой Театр кукол, ему передали здание развлекательного центра «Лангал». В репертуаре театра спектакли для зрителей разного возраста.

В городе несколько музеев, большинство из них мы посетили. Очень понравился «Музей Природы и Человека», основанный в 1934 году. Особенно интересна экспозиция, посвященная коренным народам Югры — ханты и манси и увлеченный рассказ экскурсовода.

Кстати, в состав музея входит и самый популярный туристический объект Ханты-Мансийска — культурно-туристический комплекс «Самаровский останец. Археопарк». Археопарк — это не только знаменитые мамонты, с которыми любят фотографироваться все туристы, но геологический памятник — Самаровский останец, холм из обнажившихся горных пород, рядом с которыми и установлены скульптуры мамонтов, пещерных медведей, шерстистых носорогов, бизонов и прочих древних животных.

Ханты-Мансийск или небольшое путешествие в столицу Югры

У Художественного музея есть два филиала, в одним из них мы были. Это Дом-музей народного художника СССР В. А. Игошева, открытый в 2001 году. Для него специально был построено красивое здание с элементами русского модерна, которое иногда называют «пряничным домиком». В музее можно увидеть пейзажи и портреты работы В. И. Игошева, посвященные людям и природе Ханты-Мансийского автономного округа. Работы художника есть в крупнейших музеях России, а также в музеях Австралии, Германии, Великобритании, Японии.

Ханты-Мансийск или небольшое путешествие в столицу Югры

Второй филиал Художественного музея — Галерея-мастерская художника Г. С. Райшева. Фасад здания выполнен в технике мозаики по эскизу художника.

Ханты-Мансийск или небольшое путешествие в столицу Югры

Было бы странно, если бы в Ханты-Мансийском округе не было Музея геологии, нефти и газа, где нам рассказали о многовековой истории нефти и даже дали ее потрогать. Не могу сказать, что мне понравилось все, для туристов, не имеющих отношения к этому вопросу, я бы подала материал несколько в ином ключе. Я не специалист, но все же тридцать лет прожила в нефтяной столице округа. А мне было интересно узнать о роли В. Г. Шухова в развитии нефтяной промышленности, скажу честно, я этого не знала.

Перед музеем установлен памятник Фарману Салманову — крупнейшему специалисту в области геологии, одному из самых известных в мире ученых и практиков-геологов, его называют «первооткрывателем тюменской нефти». Салманов отдал работе в Западной Сибири более трех десятков лет, руководил крупными геолого-поисковыми работами.

Ханты-Мансийск или небольшое путешествие в столицу Югры

В Ханты-Мансийске есть и Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа», что в переводе с мансийского языка означает «Священная земля». Здесь представлена культура обских угров — хантов и манси, коренных народов Ханты-Мансийского округа. В музее можно увидеть достоверную реконструкцию быта этих народов: летнее стойбище хантов, зимнее поселение северных манси.

Мы увидели как устроены зимние и летние дома, хозяйственные и охотничьи лабазы. Нам не только показали ловушки для самых разных зверей, но и объяснили принцип их действия.

Ханты-Мансийск или небольшое путешествие в столицу Югры

Посетили мы и действующее Святилище обских угров.

Ханты-Мансийск или небольшое путешествие в столицу Югры

Всем известно, что Ханты-Мансийск — город спортивный, здесь построены уникальные спортивные сооружения: Ледовые дворец спорта, Центр развития теннисного спорта, Открытый стадион «Югра-атлетикс», Горнолыжный комплекс «Хвойный урман», Культурно-развлекательный комплекс «Арена-Югра».

Мы посетили Центр зимних видов спорта им. А. В. Филипенко, где проходили чемпионаты мира по биатлону 2003, 2011 года, финальные этапы розыгрыша Кубка мира 2006, 2007, 2009, 2010 годов и другие крупные соревнования.

Одно из самых необычных зданий города — Югорская шахматная академия, в стенах которой проходили шахматные турниры самого разного уровня и для разных возрастных категорий. Проект этого уникального здания разработал известный голландский архитектор Эрих Ван Эгераат. Но главная задача этого учреждения — развитие шахмат в округе, спортивная подготовка по шахматам, подготовка и проведение спортивных мероприятий по шахматам.

Ханты-Мансийск или небольшое путешествие в столицу Югры

В Ханты-Мансийск мы ездили в составе организованного тура. Я не любитель туров, предпочитаю ездить самостоятельно, но в данном случае считаю свой выбор правильным. Сама бы я на общественном транспорте не успела посетить столько интересных объектов, город хоть и небольшой, но везде успеть сложно. Тем более нас везде ждали, провели интересные экскурсии, в процессе вкусно кормили, а также помогли, чтобы мы не уехали домой без подарков и сувениров, что немаловажно, так как в течение дня заниматься посещением магазинов у нас не было времени.

В завершение тура нас вкусно накормили в ресторане гостиничного комплекса «Миснэ», что в переводе — «лесная нимфа». Ресторан оформлен в русском стиле, в меню блюда русской и хантыйской кухни.

Ханты-Мансийск или небольшое путешествие в столицу Югры

Комплекс находится в парковой зоне в окружении хвойного леса, после сытной еды можно прогуляться по природному парку «Самаровский чугас». Мы воспользовались такой возможностью, жаль, времени было немного. Забыла сказать, что Ханты-Мансийск — город с уникальной экологией, здесь нет промышленных предприятий и сохранен природный хвойный лес.

Ханты-Мансийск или небольшое путешествие в столицу Югры

Немного о сувенирах: в Ханты-Мансийске они очень красивые и большой выбор! Любители гастрономических подарков тоже не будут разочарованы: рыба, кедровые орехи, различные экзотические мармелады, колбаса из оленины с кедровыми орешками и пр.

Ханты-Мансийск или небольшое путешествие в столицу Югры

Жили мы в гостинце «Олимпийская», самой большой в городе. Сейчас левый корпус гостиницы отдали под социальные квартиры для одиноких пожилых людей и различные социальные службы.

Ханты-Мансийск или небольшое путешествие в столицу Югры

Вот теперь честно могу поставить галочку на Ханты-Мансийском округе: я была в его столице! Но это далеко не все, что можно там увидеть. Думаю, что оптимальное время для знакомства с Ханты-Мансийском — три дня, если вы хотите посетить все его музеи, неспеша погулять по природным паркам, совершить прогулку по Иртышу, увидеть город в вечерней подсветке. Но решать вам!