Турист Сергей Шаповалов (Sergey_traveldiaries)
Сергей Шаповалов
был 8 апреля 18:36

Коста-Рика Март 2021

Великолепный кетсаль (Resplendent Quetzal) — священная птица у древних ацтеков и майя, украшение флага Гватемалы и название её национальной валюты, мечта фотографов и бёрдвотчеров, — как тут не польститься и не упустить возможность, будучи в Коста-Рике, увидеть в природе эту редкую и необычайно красивую птицу. Тем более что в неволе она не живёт.

Коста-Рика. Охота на кетсаля

Есть два места, где с большой долей вероятности можно встретить кетсаля — это Монтеверде и небольшой горный посёлок Сан Херардо де Дота (San Gerardo de Dota), расположенный на границе Национального парка Лос Кетсалес.

Санта Елена

Над Санта Еленой, административным и туристическим центром провинции Монтеверде, почти ежедневно висит радуга и гуляет ветер. Этот город находится на высоте 1400 м над уровнем моря, и отсюда буквально уходят в облака знаменитые облачные, или туманные леса Монтеверде. Здесь проходит континентальной водораздел между Тихим океаном и Карибским морем. Встречаясь с горами, тёплые и влажные воздушные массы охлаждаются и образуют мельчайшую водную пыль, которой постоянно насыщен здешний воздух. Поэтому все деревья в облачном лесу густо поросли мхом и множеством живущих на них эпифитных растений типа орхидей. Всё это придаёт лесу таинственный и сказочный вид. И если даже вы не встретите в нём лешего или хотя бы половину из обещанных путеводителем 500 видов зверей и птиц, всё равно посещение заповедника Облачный лес Монтеверде запомнится вам надолго.

Коста-Рика. Охота на кетсаля

Лично я с 7-ми утра и до закрытия видел только пару носух, стайку обезьян-капуцинов и человека, видевшего кетсаля. Это было уже кое-что. Усталый, но довольный я вернулся домой. У меня ещё оставалась надежда увидеть вожделенную птицу на следующий день в заповеднике Кури-Канча.

Коста-Рика. Охота на кетсаля

Кури-Канча (Curi Cancha Reserve) будет поскромнее заповедника Облачный лес Монтеверде: он гораздо меньше по площади и без кафе. Расположен он немного ниже и всего в 40 мин пешком от Санта Елены. Здесь больше солнца и есть открытые поляны с одиночными деревьями диких авокадо, которыми питается кетсаль. Остаётся только попросить на входе, чтобы вам на плане отметили то дерево, на котором уже поспели плоды, т. к. на разных деревьях они спеют не одновременно. Ну, а остальное — дело удачи.

В Кури-Канча установлены также кормушки, над которыми постоянно роятся колибри.

Коста-Рика. Охота на кетсаля

Из заповедника я пошёл в Санта Елену пешком, по пути зайдя в кафе с симпатичным садиком и кормушкой для птиц.

Коста-Рика. Охота на кетсаля

И ещё спустился к водопаду (6 $ за вход), где можно искупаться.

Коста-Рика. Охота на кетсаля

Посёлок Сан Херардо де Дота расположен в глубоком горном ущелье на высоте 2100 м над уровнем моря. Это также облачный лес, но не такой влажный и ветреный, как в Монтеверде.

Гостиница Trogon Lodge

Здесь есть пара недешевых гостиниц, а также бунгало по более-менее доступной цене. Бронируя бунгало, желательно удостовериться, что там есть хотя бы тёплые одеяла, так как температура ночью падает до 5 градусов (притом что на побережье стоит 35-ти градусная жара). От небольшого обогревателя в моём бунгало тепла было не больше, чем от обычного фена, и два толстых одеяла были настоящим спасением. Многие хозяева в посёлке разводят форель. При желании вам дадут удочку, чтобы вы сами поймали себе ужин.

Коста-Рика. Охота на кетсаля

Чтобы увидеть кетсаля, здесь вовсе не обязательно брать гида. Любой местный житель покажет вам, где тот живёт. Вот только прилетает он к гнезду только рано утром и не каждый день. Так что к 6 утра надо быть на месте, метрах в 20-ти, чтобы не спугнуть. Мне удалось заснять процесс строительства гнезда парой кетсалей — см. видео по ссылке внизу.
Помимо кетсалей, в посёлке Сан Херардо де Дота очень много колибри, а также есть пешеходная тропа вдоль живописной горной реки, ведущая к водопаду.