Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 0:46

Фастов, ВАСИЛЬКОВ — Украина Июнь 2021

Ну, вот и началось долгожданное лето! Зарубежные планы в связи с вакцинацией от Ковида пока отложены на осень — ждём цифровых ковидных паспортов, поэтому остается пока одно — путешествовать по родным просторам. В Украине тоже есть где разгуляться — от Карпат до степей Причерноморья и от красивых речек Черниговщины до харьковских замков и поющих террас.

А что можно посмотреть в рамках одного дня в окрестностях Киева? Посоветовавшись с друзьями, решили совершить эдакую культурно-просветительскую поездку по юго-западной части Киевской области и посетить ряд локаций, включающих в себя природные, культурно-исторические и развлекательные объекты.

1. Ландшафтный парк Васильковские Карпаты;
2. г. Васильков. Собор Антония и Феодосия, Декабристы;
3. г. Фастов. Костел Воздвижения Святого креста;
4. с. Томашовка. Ризоположенческий мужской монастырь;
5. с. Ясногородка. Семейный Экопарк Ясногородка
1. Ландшафтный парк Васильковские Карпаты; 2. г. Васильков. Собор Антония и Феодосия, Декабристы; 3. г. Фастов. Костел Воздвижения Святого креста; 4. с. Томашовка. Ризоположенческий мужской монастырь; 5. с. Ясногородка. Семейный Экопарк Ясногородка

Васильковские Карпаты

Честно сказать, я даже и никогда не слыхал о таком месте как Васильковские Карпаты — мы десятки раз, двигаясь по трассе на Одессу, проскакивали этот райцентр Васильков. А вокруг городка тоже, считалось, что особо интересного ничего нет — ну, коттеджные и дачные поселки, ухоженные поля. Но, оказывается — есть! Свернув с одесской трассы на дорогу № Т1006 через несколько километров мы приехали к находящемуся между селами Малая Бугаевка, Большая Бугаевка и Крушинки, Ландшафтному парку «Васильковские Карпаты». Кругом только ровные и хорошо ухоженные поля.

И где же здесь эти Карпаты? А вон! Вы сверните туда и спуститесь по тропинке вниз, сказал проезжавший мимо на велосипеде парнишка.

Природные, исторические и духовные места в окрестностях Киева

Это напомнило мне схожую ситуацию с Голубыми горами в Австралии. Тогда, прибыв из Сиднея в городок Уэнтфорт Фоллз на экскурсию «Голубые Горы», мы никаких привычных нам картин горных пейзажей не увидели — кругом была равнина. И только спустившись по большому оврагу вниз, мы поняли, что вот они горы: когда мы внизу — они вокруг нас! Вот что-то подобное было и здесь. Большая сеть оврагов, которые «растут» вниз…

Этому месту, площадью 227 га, которое расположилось в живописной балке возле реки Стугна и ее притока Бугаевки, в 1999 году придали статус Ландшафтного парка. Окружающая его местность покрыта зелеными лугами и окружена смешанным лесом. Сейчас начало июня и кругом цветут луговые травы.

Природные, исторические и духовные места в окрестностях Киева

Для того, чтобы почувствовать привкус окружающих нас гор, нужно спуститься по крутой тропинке вниз.

Кругом много цветов, но особо ярко выделяются участки цветущей смолки махровой. Обычно, если цветнику не хватает яркости, то изменить ситуацию поможет именно этот цветок. У этого растения изумительные броские соцветия и аккуратная розеточка из листьев. Но собрать из этих цветов букет и подарить его девушке - не стоит! Она долго будет вспоминать недобрым словом его липкие стебли, ну и того, кто ей это подарил - тоже ...

В центральной и верхней частях мы видим даже сосны, а в нижней части урочища — участки естественного широколиственного смешанного леса.

Биологи полагают, что «Васильковские Карпаты» имеют важное историко-природное значение, так как в Киевской области только здесь, на склонах оврагов, сохранилась степная растительность, которой не коснулась сельскохозяйственная деятельность.

Прогулявшись по ущельям, стали выбираться наверх. Это задача, как оказалось, была не из легких, так как почва представляла собой эдакий суглинок, а вчера вечером был дождик. И, выбравшись первым, я наблюдал сверху как мои друзья выкарабкиваются из этих «гор».

Природные, исторические и духовные места в окрестностях Киева

Наконец, всем удалось преодолеть трудности подъема и подняться на вершину горы. Ой! На поле, с которого вновь открылись, раскинувшиеся внизу горные пейзажи…
Природные, исторические и духовные места в окрестностях Киева

Покинув район Васильковских Карпат, вырулили к самому городу Василькову — знакомиться с его основными достопримечательностями.

Васильков. Собор Антония и Феодосия, декабристы и молодой Тарас Шевченко

Сам город Васильков имеет давнюю и древнюю историю и развивался вместе с Киевом, служа ему эдаким форпостом, начиная с 988 года. В его судьбе были Киевская Русь, татаро-монгольское нашествие, Великое княжество Литовское и Речь Посполитая, Войско Запорожское с Российской Империей и Советский Союз.

Город живет своей жизнью — в нем работают предприятия, в своё время здесь был большой военный аэродром, техника которого была нацелена в сторону захода солнца. Но в этой поездке нас интересуют исторические и архитектурные памятники культуры.

И одним из них будет Собор Антония и Феодосия, считающийся классикой украинского барокко. Он был построен в середине XVIII века по заказу архимандрита Киево-Печерской Лавры. И, согласно существующей легенде, от этого собора к Лавре был проложен подземный ход. Это тогда практиковалось, но, думаю, что-то довольно далековато…

Природные, исторические и духовные места в окрестностях Киева

Специалисты отмечают, что это здание внешне напоминает собор Рождества Богородицы в Козельце — ещё одном историческом городе к северо-востоку от Киева. Те, кто разбирается в такого рода архитектуре, также отмечают, что окна украшены фигурными наличниками, а фронтоны с карнизами имеют двойную кривизну.

В годы правления рабочего класса у храма была типичная советская история — в 1961 году он был закрыт и его помещение либо использовалось не по назначению, либо вообще стояло без всякого присмотра. В 1990 году, после предшествующих реставрационных работ, которые длились восемь лет, храм возобновил свою деятельность.

Считается, что его главной святыней является чудотворная икона Божьей Матери «Троеручицы».

У входа в храм находится памятный обелиск жертвам Голодомора, который был в Украине в 1932–1933 годах.

Природные, исторические и духовные места в окрестностях Киева

Но, осмотрев храм, не стоит сразу покидать это место. Он находится на высоком холме рядом с так называемым Змиевским валом, с которого виден весь город с таким теплым названием — Васильков.

Как известно, это поселение было основано в 988 году по приказу киевского князя Владимира Великого как крепость для защиты Киева с юга от набегов кочевников. Первоначально город назывался Василёв, по христианскому имени князя Владимира — Василий. Весь город того времени был защищен круговым земляным валом. В настоящее время оборонительные валы кое-где хорошо сохранились на высоту до 8 м, при ширине основания до 30 м и на один из них можно подняться по лестнице сразу за собором Антония и Феодосия.

Вот он — город Васильков прямо перед и под нами…

Природные, исторические и духовные места в окрестностях Киева

Спустившись с крепостного вала, вырулили прямо к центральной площади города — там есть еще один исторический памятник — Декабристам, установленный в 1976 году. Но как они попали сюда? Это же не Петербург, где их казнили или Иркутск с Петровск-Забайкальским, куда они были потом сосланы на каторгу.

Однако, если глубже копнуть в Историю, именно под Васильковом и началось знаменитое восстание Черниговского полка, подготовленное Южным обществом декабристов. Откровенно говоря, само по себе это восстание представляется сейчас довольно жалким — ведь весь план Муравьёва-Апостола и Бестужева-Рюмина сводился к тому, что их примеру автоматически должны были последовать задыхающиеся от кровавого режима полки по всей империи. Когда же этого не случилось — повстанцы просто бродили несколько дней между Васильковом и Белой Церковью и, наконец, 3 января 1826 года были разбиты под Устимовкой (немного южнее Василькова).

Природные, исторические и духовные места в окрестностях Киева

Простые солдаты всё это время не вполне ясно понимали, что кругом творится и навстречу правительственным войскам пошли лишь потому, что Муравьёв-Апостол заявил, что это подкрепление…

Они были расстреляны картечью и потом сами же повязали своих командиров. Тем не менее, как борцы с царизмом руководители мятежа вошли в историю героями. И вот, в современной Украине, хоть они и не считаются борцами за независимость страны, но видно, что почитаются как борцы с самодержавием. Здание на заднем плане — бывший штаб Черниговского полка (1817).

Природные, исторические и духовные места в окрестностях Киева

В сквере у школы искусств встретился какой-то нетипичный памятник Тарасу Шевченко (1993). Здесь Кобзарь молод и печально-вдохновенен, видимо в тяжких думах о судьбе Украины. На всех других, известных нам памятниках, он обычно с длинными казацкими усами, более взрослый, но такой же, обремененный думами…

Следующим направлением нашей поездки стал город Фастов.

Фастов. Католическая церковь

Районный центр город Фастов намного моложе Василькова и ведет свою историю с 1390 года. В 1601 году посёлок получил Магдебургское право, дававшее городу право на самоуправление и собственный суд, право земельной собственности и освобождение от большей части феодальных повинностей. В 1793 году Фастов вошёл в состав Российской империи.

В середине XVIII века в Фастове были построены две православные церкви — Воскресенская и Покровская и позже один Римско-католический костел Воздвижения Святого Креста, возле которого мы и остановились.

Природные, исторические и духовные места в окрестностях Киева

Этот костел в стиле неоготики был построен на месте старого деревянного в начале XX в. (1903—1911 гг.) на средства графини Марии Браницкой по проекту архитектора В. Домбровского. А внешней отделкой здания занимался известный итальянский скульптор Элио Саля, автор костела святого Николая в Киеве.

Здание интересно своим главным фасадом, который венчают две разновеликие башни. Над входом имеется характерное круглое готическое окно-роза. На фасаде размещена скульптура епископа и барельефная сюжетная композиция «Христос благословляет детей».

В сам костел нам попасть не удалось, но по описаниям, его внутреннее убранство довольно аскетично. Оригинальный асимметричный храм с богатым декором считается визитной карточкой города. Рядом расположено здание католической семинарии.

Приятное впечатление оставила прогулка вокруг этого храма — кругом чистота и порядок, все деревья и кусты находятся в идеальном состоянии. Очень много цветов и интересных растений. Кругом аккуратно подстриженная газонная травка и элементы ландшафтного дизайна. На его территории похоронен отец Зигмунд Козар, настоятель костела, благодаря которому в 1990-х гг. католическая святыня Фастова была возрождена и отреставрирована.

Обходя костел, у одной из стен встретились со скульптурой Оноре де Бальзака. А как он здесь очутился? Как известно, большая любовь к Эвелине Ганской привела его к ПМЖ на украинские земли. Увы — недолгой, так как вскоре он скончался. Бывали они в гостях и у Елизаветы Браницкой, владелицы многих имений в этих краях.

Природные, исторические и духовные места в окрестностях Киева
Костел был построен в 1903–1911 годах в неоготическом стиле и имеет статус памятника архитектуры. Потребность в строительстве нового костела в Фастове была вызвана тем, что старый деревянный костел 1790-х годов уже не мог вместить всех прихожан. Поэтому в 1903 его тогдашний настоятель Станислав Шептицкий по инициативе и пожертвования Марии Браницкой, начинает строительство этого современного костела.
При советской власти в 1934 году храм закрыли, а после Второй мировой войны в нем некоторое время действовала православная церковь. В начале 1990-х годов костел возобновил свою деятельность как католический храм.
В настоящее время он является настоящей визитной карточкой и гордостью города. Его можно смело поставить в один ряд с лучшими костелами Украины. Он очень красивый и внешне немного напоминает сказочный замок.
Природные, исторические и духовные места в окрестностях Киева

Левее показанной на фотографии велосипедной стоянки, есть очень уютное и красиво оформленное кафе San Angelo, в которое стоит заглянуть и выпить чашечку, как говорится "справжньої кави" - хорошего ароматного кофе с замечательным львовским шоколадом.

От посещения этого места у нас осталось теплое ощущение как некоего островка западной культуры. Всего полдня, а столько интересного из природных, исторических и духовных мест в окрестностях Киева мы увидели! И где мы были раньше?

Нужно не останавливаться на достигнутом и вырулить на дорогу к селу Томашовка. В этом направлении есть ещё парочка интересных культурных объектов — уникальный по своей архитектуре и задумке мужской Ризоположенческий монастырь и природный эко-развлекательный центр Ясногородка.