Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 0:08

Фастов — Украина Июнь 2021

Продолжаем наше знакомство с ближними историческими, архитектурными и природными достопримечательностями Киева. Выпив по чашечке вкусного кофе в кафе, расположенном около прекрасного творения начала ХХ века — Римско-католического костела Воздвижения Святого Креста в городе Фастов, вырулили к месту нашей следующей благородной локации — Ризоположенческого мужского монастыря в селе Томашовка. Ехать недалеко и уже в сторону Киева — всего каких-то 18–20 километров.

с. Томашовка. Ризоположенческий мужской Монастырь

Монастырь расположился в живописном уголке холмистой части окраины села над рекой Ирпень на месте бывшей усадьбы пана Хоецкого. Он относительно молодой и был образован в ноябре 2000 года решением Синода УПЦ как скит Свято-Введенского монастыря. И хотя за это время в нем построено очень много, его стройка не прекращается и сей день.

Вот и сейчас, зайдя на территорию монастыря, закрытого от непрошенных кочевников стенами с четырьмя дозорными башнями, мы, проходя по главной аллее, видим как слева от нее строится новая колокольня высотою 51 метр. В ее цокольном ярусе устраивается часовня в честь Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца.

Духовно-релаксные места в окрестностях Киева

Чуть в сторонке возведены новые, модерновой раскраски, современные дома для монахов и обслуживающего персонала.

Ну, а в само священное здание монастыря, некогда бывшее резиденцией шляхтича Хоецкого, мы проходим по дорожке, обсаженной красивыми цветами. Специалисты относят это сооружение к памятникам архитектуры стиля модерн начала ХХ столетия.

Духовно-релаксные места в окрестностях Киева

Все уникальные строения, которые есть сейчас в этой усадьбе, были возведены достаточно давно. Начало им было положено еще в 18 столетии, когда в результате раздела Польского княжества, по указу Екатерины Второй, эти земли были переданы Алексею Долгорукому. Последний продал их шляхтичу Яну Хоецкому, который в то время являлся депутатом польского Сейма. Этот период и является началом истории села Томашовка.

Архитектура усадьбы впечатляет. Дворец, который мы видим сегодня, построен взамен сгоревшего потомком Яна Хоецкого — Сигизмундом Хоецким в 1903–1910 годах.

Духовно-релаксные места в окрестностях Киева

В советское время усадьба использовалась как колхозный комплекс. Позже в этих помещениях располагалась школа. А в 2000 году весь комплекс был передан монахам Свято-Введенского киевского монастыря для создания вот этого Ризоположенческого мужского монастыря.

И за эти годы здесь сделано много всего и очень качественно. Повсюду гранит, мрамор, прекрасно выполненные мозаикой фрески и полы. Обойдя весь комплекс и перефразируя Высоцкого, многие задаются вопросами типа: «Откуда деньги, Зин»?

Священники, услышав это, говорят: «Если на Вашу долю выпала честь строить Дом Божий, примите это как великий дар Творца, ибо десница Господня касается того, кто строит храмы, и многие грехи простит тому Господь».
Здесь существует особая форма пожертвования на их строительство — «Именной кирпичик», стоимостью 50 грн (ок. $2). Каждый с верой может принести свою жертву Богу и тем самым принять участие в строительстве даже не одного, а нескольких храмов, ведь храмы строятся по кирпичику. За это дается даже бумажный сертификат! И, не секрет, что многие «авторитеты» лихих 90-х годов, принимали активное участие в таких делах для искупления своих грехов…
Духовно-релаксные места в окрестностях Киева

Нам повезло, что мы были в будний день во вторник и никаких посетителей кроме нас и наводившего порядок одинокого монаха, кругом не было.

В монастыре воссозданы величайшие христианские ценности Святой Земли: Храм Гроба Господня, Гробница Божией Матери в Гефсимании и другие Святыни. Эти подлинные сокровища напоминают нам о событиях Евангельской истории, о памятных местах, связанных с именами Спасителя и Его Пречистой Матери, христианских святых, прославивших своими делами как Святую, так и нашу бренную Землю. Владыка Дамиан, являющийся районным фастовским архиепископом, воплотил свою мечту создать пространственный образ Святой земли.

Главными святынями этого храма являются иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (XIX в.) и «Богородица Грузинская».

Осмотрев это небольшое храмовое помещение, обошли кругом все здание и полюбовались им как бы с тыльной стороны. Но, на мой взгляд, она больше заслуживает быть фронтальной.

На ее аллее, как и на всей территории монастыря, разбиты цветники и здесь видны множество роз. Белые высажены в память о Великой княгине Елисавете, а разноцветные в цветнике рядом с бюстом преподобной Димитры как бы символизируют творческую и деятельную натуру матушки, любившей жизнь во всем ее многообразии и красоте.

Духовно-релаксные места в окрестностях Киева

Как я уже говорил, монастырь предсталяет собой эдакий уникальный Православный музей под открытым небом. На его центральной аллее с тыльной стороны здания установлены четыре бюста святых жен — преподобной Димитры, основательницы Киевского Свято-Введенского монастыря, Великой княгини Елисаветы, Олимпиады Киевской и Арзамасской и схимницы Нектарии (Долгоруковой). Какова их роль в мужском монастыре? Считается, что в почитании святых жен братия монастыря видит залог благодатного покровительства святых Божиих и скорого слышания своих молитв, небесной помощи в многотрудном деле созидания обители.

Эта аллея с бюстами святых жен как бы соединяет основное здание монастыря с невысоким, но, по-своему, величественным храмом, посвященному последним дням земной жизни Иисуса Христа — Спасительным Страстям Господним.

Духовно-релаксные места в окрестностях Киева

В его убранстве нашли свои отражения все события Страстной седмицы. Все, кто понимает толк в этом деле, отмечают, что оно действительно поражает воображение своим великолепием и торжественностью. Резной мраморный иконостас с уникальными, редкими по содержанию иконами сияет ослепительной белизной на общем фоне разноцветных мозаик и приглушенных тонов монументальных живописных композиций. Зрительные образы событий, запечатленные в иконах и настенной живописи, дают нам возможность сопереживать и сострадать Спасителю, живее воспринимать события его последних дней и часов земной жизни.

А такой уникальной мозаики, выполненной на всех полах, я не встречал нигде! Ну, разве что в некоторых греческих церквях…

Выйдя из этого небольшого храма, мы видим еще одну интересную часть монастыря — скульптурную композицию «Голгофа». На ней белокаменные изваяния святых, стоящих у распятого на кресте Иисуса Христа, выполнены в человеческий рост. Эта композиция напоминает нам о святом месте Распятия Спасителя в Иерусалиме.

Духовно-релаксные места в окрестностях Киева

Рядом расположен храм Успения Божией Матери, который построен по образу Гефсиманского Иерусалимского храма «Гроб Божией Матери», где по завещанию было погребено тело Пресвятой Богородицы.

Вход в него находится под навесом, где устроен каскад лестниц, ведущих к дверям усыпальницы. К сожалению, все было закрыто, но, судя по описаниям, внутри храма по бокам лестничного пролета, в часовнях, установлены гробницы, которые в точности повторяют места захоронений святых родителей Девы Марии — Иоакима и Анны и праведного Иосифа Обручника. Беломраморные саркофаги украшены цветной инкрустацией, а внутри гробниц находятся камни — реликвии, привезенные со многих святых мест нашего Мира.

Следующие две часовни, устроенные друг против друга, посвящены событиям земной жизни Пресвятой Девы, о чем повествуют сюжеты икон, размещённые по центру каждого придела.

Рядом с этим храмом находится монастырский некрополь, на котором строгие надгробные памятники-кресты украшают могилы почивших братий и, как говорится «…под сенью праведных могил их мирно церковь приютила».

Духовно-релаксные места в окрестностях Киева

Прогулявшийсь по территории монастыря, видно, что хоть и неспешно, но в нем продолжаются работы по его благоустройству — строятся выложенные мрамором и гранитом лестницы, дорожки и фонтаны.

В больших планах существует возведение грандиозного собора Положения ризы Божьей Матери по типу константинопольской Влахерны.

Непонятно — для своего развлечения или для паломников и туристов, но монахи организовали эдакий мини-зоопарк, где содержатся пони, страусы и другие разнообразные птицы. Увидев, что мы проходим мимо, самец павлина вдруг чего-то возбудился и исполнил для нас свой брачный танец.

Духовно-релаксные места в окрестностях Киева

Одним из интересных экспонатов, не вкладывающихся в церковную тематику, был большой, установленный под навесом, якорь. Зачем он здесь и откуда взялся в этих сухопутных местах? Оказывается, все очень просто — прямо под холмом, на котором расположился монастырь, протекает речка Ирпень, являющаяся довольно большим притоком Днепра. Именно здесь его и нашли. Когда-то в давние времена река была полноводной и судоходной и в эти места могли заходить лодки и кораблики, на которых можно было добраться аж до Константинополя…

К нашему удивлению, пройдя весь монастырь, кроме одного послушника, который был с метлой, мы больше не встретили ни одного монаха. Зато куда-то деловито спешащих женщин, в мужском монастыре хватало…

Духовно-релаксные места в окрестностях Киева

Познакомившись с этой духовной обителью, вырулили к развлекательной локации — Долине страусов, расположенной в 28 километрах от Томашовки в селе Ясногородка.

Долина страусов

Конечно, это не те долины страусов, которые мы видели на просторах кенийского Национального Парка Масай Мара или Серенгети. Это был как бы маленький экопарк, организованный одним предприимчивым семейством в окрестностях деревни Ясногородка. Создать такое на пустом месте — невероятно! Но дело, начатое лет 20 тому назад, живет, развивается и процветает.

Духовно-релаксные места в окрестностях Киева

Территория только основного поля экопарка занимает без малого два десятка гектаров. Здесь приятно отдыхать с друзьями, детьми и внуками и каждый из них найдет себе занятие по душе. И детям, и взрослым нравится т.н. контактный зоопарк — прогулка вдоль вольеров с животными, которых можно потрогать и покормить.

Для детей есть большая игровая зона — Игроленд, а для взрослых — зона BBQ, рестораны, дегустация эксклюзивных вин, эко-продукты от собственного производителя и многое другое.

Духовно-релаксные места в окрестностях Киева

Долина страусов — это бизнес-проект и, естественно, вход в него платный. Билет для взрослых стоит 200 грн ($7), а для детей, начиная с 3 лет — 150 грн. По определенному расписанию животных кормят. Например. в 14–00 дают пищу львятам и медвежатам. Кстати, они в этом Парке находятся только в таком детском возрасте. Повзрослев, их передают в более профессиональные зоопарки больших городов. Такие строгие правила. Ну, а пока они маленькие, с ними можно панькаться и фотографироваться. Но это тоже монетизировано — 100 грн за селфи…

Ну, а главная фишка этого места — все же страусы! Их много! Даже, я бы сказал — очень много.

Духовно-релаксные места в окрестностях Киева

Но к ним просто так попасть нельзя — их территория огорожена, стоит чуть в сторонке и для знакомства с ними надо брать получасовую экскурсию с гидом.

Проходя по страусиной территории, было интересно узнать, что продолжительность жизни страусов может достигать до 70 лет! Не каждому человеку это дано…

Духовно-релаксные места в окрестностях Киева

С интересом узнал, что страусы это единственные птицы, у которых на ногах всего 2 пальца! А вес страусиного яйца колеблется от 1,5 до 2,5 кг!

Также гид удивила нас тем, что сравнила размер страусиного глаза с мозгом этой птицы. Оказывается, глаз этой птицы, диаметром 5 см, больше по размерам чем ее мозг!

Но, как показывает жизнь, это не мешает этим птицам быть разумными и очень приспособленными к обитанию в жестоких условиях дикой саванны. Мне довелось как-то видеть в Масай Маре самку, высиживавшую яйцв. Обычно она целый день не сходит с гнезда, прикрыв его, распушив крылья, своим телом. Еще издали, заметив, что мы направляется в ее сторону, она встала и, как бы прихрамывая, пошла в сторону от гнезда, отвлекая и спасая этим своё потомство. В глубоком гнезде, вырытом в земле, мы тогда увидели штук тридцать больших яиц. Говорят, бывают кладки и до 70 штук.

Что интересно — страусы птицы полигамные, т. е. один самец погуливает себе спокойненько с несколькими самочками, но любопытно, что высиживает яйца только его первая любовь! Первая жена! Все остальные, снеся яйца, гуляют в сторонке, а папа приходит по ночам и сменяет на гнезде маму! Вот такая иерархия у страусов. Чем-то их поведение близко к недавно умершему 76-летнему индийцу Зиона Чана, оставившему после себя 38 жен, 89 детей и 36 внуков.

Духовно-релаксные места в окрестностях Киева

Ну, а в этом заведении обета безбрачия никто из птиц тоже не дает, но активность самцов ограничивают только двумя особями прекрасного пола. Как их различить нам? Только по цвету оперения — у самцов больше перьев черной окраски. Вот на верхнем снимке он как бы догоняет, обхаживая самочку…

Результатом таких любовных игр будут яйца, которые в этом экопарке птицы уже не высиживают на земле. Их собирают и помещают в инкубатор, из которого через 6–7 недель появятся вот такие живые и пушистые стаусиные комочки…

Духовно-релаксные места в окрестностях Киева

За всем этим процессом вечного круговорота жизни внимательно наблюдают молчаливые и всегда невозмутимые охранники.

Ну, а мы возвращаемся в Киев и будем готовиться к следующей поездке на Тернопольщину — к старым замкам и крепостям.