Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была вчера 21:12

Владимир — Россия Март 2021

Год назад я перебралась в Москву. По столице походила, в музеях побывала. И решила поездить по близлежащим городам в таком формате: однодневный самостоятельный тур, расстояние от Москвы до 300 км, электричка. К сожалению, посещение музеев остается под большим вопросом. Да, это поверхностно, но пока так. То, что называют must see, посмотреть успеваешь. И вот в последнюю субботу марта я поехала во Владимир — город Золотого Кольца.

Кем точно основан город, об этом пока ведутся споры. Ясно, что Владимиром. Но каким? Красно Солнышко или Мономахом? В советский период было установлено, что Владимир был основан князем Владимиром Мономахом около 1108 года. В других древних текстах указывается, что Владимир-на-Клязьме основал Владимир Святославич в 990 году.

Поэтому можно придерживаться, что город основан Владимиром Святославичем Красно Солнышко в 990 году. Через 100 лет другой Владимир — Мономах возвел там крепость. В 1157 году при Андрее Боголюбском город становится столицей Владимиро-Суздальского княжества. В 1176–1212 годах при княжении Всеволода Большое Гнездо происходит расцвет Владимира. В 1238 году город был взят и разорен войсками хана Батыя. В 1243 году при Ярославе Всеволодовиче Владимир становится столицей русских земель.

На Ласточке с Курского вокзала ехать 2 часа, остановок в пути минимум, исторический центр Владимира находится рядом с ж/д вокзалом.

Театр начинается с вешалки, а город с вокзала. Нынешнее здание вокзала — советское: серое и скучное, построено в 1975 году. Старое здание, несмотря на архитектурную ценность, было снесено. А железнодорожное движение здесь открылось в 1861 году. Владимир Ильич Ленин тут тоже засветился в августе 1893 года, о чем имеется мемориальная доска и даже доска с его маршрутом. Около вокзала стоит паровоз и вагон-теплушка в память о Великой Отечественной войне. Напротив ж/д вокзала находится автовокзал.

Перейдя через привокзальную площадь и обойдя автовокзал слева, попадаем на узенькую улочку и поднимаемся по ней вверх. Заблудиться не получится: сверху призывно виднеются маковки соборов. Настроение улучшается с каждым шагом. И вот Большая Московская улица. В 1781 году был утвержден регулярный план города, и улица стала осью планировки. Она застраивалась каменными домами в 2–3 этажа.

Владимир при ясном солнышке

Еще при подъеме к Большой Московской улице слева тянутся белые стены Свято-Богородице-Рождественского монастыря. Почему-то официально он не называется Кремлем. Хотя кремль — это окруженная стенами центральная часть города.

Это один из древнейших мужских монастырей, основанный еще великим князем Всеволодом Большое Гнездо в 1191 году. Немного истории. Монастырь был полностью разрушен в 1237 году при нашествии хана Батыя, а вся братия приняла мученическую смерть. В 1263 году в Соборном храме монастыря почил Александр Невский, мощи которого по указу Петра I в. 1723 году были перевезены в Санкт-Петербург.

Главным соборным храмом являлся древний белокаменный храм в честь Рождества Богородицы. В 1918 году территорию монастыря занял НКВД, а в 1930 году практически все было разрушено. Территория монастыря стала местом массовых расстрелов. Около стены имеется крест невинно убиенным. Осенью 1992 года монастырь был освобожден и вернулся к духовной жизни. В 1993 году Алексием II был освящен закладной камень собора Рождества Богородицы, в котором почти 500 лет почивал святой Александр Невский. А сам собор был восстановлен в 2004 году.

Шатровая колокольня постройки 1654 года и храм в честь Александра Невского при ней были также разрушены и восстановлены в 2005 году.

Владимир при ясном солнышке

Надвратная церковь Иоанна Предтечи, восстановлена в 2007—2011 гг.

К сожалению, храмы были закрыты.

Святые врата в 30-е годы были заложены, а часовня при них в честь Николая Чудотворца была упразднена. В 2004 годы все было восстановлено.

Владимир при ясном солнышке

Напротив монастыря находится Духовная семинария.

Николо-Кремлевская церковь (1769 г.) находится у западной стены Богородице-Рождественского монастыря. Из-за близости к комплексу древнего кремля храм сохранился.

Владимир при ясном солнышке

Это бесстолпный храм, поэтому ему «повезло»: в нем сейчас находится планетарий.

Рядом памятник Александру Невскому.

Владимир при ясном солнышке

А дальше нас ждет красивейший Дмитриевский собор.

Он был построен в 1193–1197 годах в эпоху расцвета и могущества великим князем владимирским Всеволодом Большое Гнездо в честь своего небесного покровителя Дмитрия Солунского (князь Всеволод в крещении носил имя Димитрий). Строили храм русские мастера из белого камня-известняка. Собор небольшой по размерам, поскольку строился для князя и его семьи. За века многое было потеряно. Храм был и разорен монголо-татарами, и пожары не обходили стороной. Николай I, заметив ветхость и бедность здания, повелел привести его в «первобытный вид», в результате чего были уничтожены галереи и лестничные башни, окружавшие собор. В советское время Дмитриевский собор сохранился лишь как памятник древнерусского искусства. Знаменит же он своей белокаменной резьбой, его стены украшают 600 рельефов, причем большинство сохранилось в первоначальном виде. На южной стене изображены сцены вознесения Александра Македонского, на северной — портреты князя Всеволода и его сыновей, восточная повествует о житие библейского царя Давида, а западная — о подвигах легендарного силача Геракла. С 1992 года храм в списке наследия ЮНЕСКО. Я ходила вокруг и любовалась. Лаконично и гармонично. На верху креста можно увидеть золоченую птицу, но я не нашла нормальной информации о ней.

Можно зайти внутрь храма. Внутри он практически пустой. В состав экспозиции входит четырёхметровый купольный крест, снятый с главы собора и замененный в 2002 году репликой, иконы Дмитрия Солунского и ковчежец-мощевик, а также надгробие первого Владимирского губернатора графа Романа Воронцова.

Икона Дмитрия Солунского (конец 12 - начало 13 века, копия) написана по заказу Всеволода Большое Гнездо для города Дмитрова

При реставрации в 1843 году на сводах собора были обнаружены уникальные росписи, византийские фрески 12 века. Живописцы могли прибыть во Владимир из византийского города Фессалоники, откуда происходят священные реликвии Дмитрия Солунского.

Сцена рая с Богоматерью на престоле

Стоимость билета 150 рублей. Честно говоря, внутри мне показалось неинтересно, собор выигрывает, когда смотришь на него с улицы.

Выйдя из собора, стоит пройти на смотровую площадку. Я уже писала, что в историческую часть от вокзала нужно подниматься. И смотровые площадки оборудованы практически везде. Отсюда Свято-Богородице-Рождественский монастырь выглядит красивее. Кстати вдоль его стены можно пройтись.

Владимир при ясном солнышке

А напротив уже призывно блестят на солнце золоченые купола и кресты Успенского собора. Мне повезло с погодой, я хотела полюбоваться именно этой картиной.

Это памятник русского зодчества XII века, послуживший образцом в том числе и для Успенского собора Московского Кремля. И один из немногих храмов, в котором сохранились подлинные фрески Андрея Рублёва. В 1992 году Успенский собор был включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Исторически, до возвышения Москвы, этот собор был главным храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нем венчались на великое княжение владимировские и московские князья.

Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158–1160 годах. После пожара 1185 года Всеволод Большое Гнездо, младший брат Андрея Боголюбского, значительно расширил собор. Во время нашествия Батыя собор был подожжен монголами, спрятавшиеся там горожане и княжеская семья погибли. Серьёзное обновление собора произошло во второй половине XVIII века, когда Екатерина II распорядилась воссоздать благолепие древнего храма. Несколько раз храм реставрировался и в ХХ веке. Теперь он прекрасен и снаружи, и особенно внутри.

Владимир при ясном солнышке

Храм действующий, но в выходные дни «заточен» под туристов. Стоимость билета 150 рублей. Записки можно подать, но свечи, поставленные здесь, зажгут в часы службы. Свечи можно поставить и зажечь в Георгиевском приделе.

В начале XV века для украшения храма были приглашены Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. От их росписей сохранились отдельные изображения. Большинство же дошедших до нашего времени фресок были выполнены в XIX веке.

Фотографировать не разрешают, но удалось сделать несколько фото телефоном. На следующем фото слева под балдахином в золоченом саркофаге хранятся частицы мощей Александра Невского.

Владимир при ясном солнышке

Недалеко от собора находится смотровая площадка с памятником крестителям Руси князю Владимиру Красно Солнышко и святителю Феодору (2007 год, скульптор Сергей Исаков). Очень мне понравился этот памятник!

А со смотровых площадок можно увидеть внизу какие-то постройки, ж/д вокзал и пути, заснеженные поля, Клязьму и мост.

С противоположной стороны собора на Соборной площади в 1958 году в честь 850-летия основания Владимира был установлен монумент (скульптор Рябичев). Это трёхгранная пирамида с вогнутыми внутрь сторонами, где помещены бронзовые фигуры современного рабочего, древнего воина и зодчего.

Владимир при ясном солнышке

Недалеко от монумента, около здания бывшей Городской Думы в 1995 году был установлен памятник Андрею Рублеву (скульптор Комов)

Здание Городской думы было построено в 1907 году (архитектор Ревякин), пристройка относится к 1930 годам. В советское время здесь был Дворец пионеров, потом использовалось администрацией, теперь это Дом Дружбы. Красивое здание, хотя пристройка вид конечно портит. Ну, а Сбербанк напротив хоть и постарался, но не дотянул.

Справа от Сбера в старинном здании расположился Центральный банк, а перед ним памятник Ленину. Здание городского банка было построено в 1898–1900 годах на месте срытого Троицкого вала. Ленин стоит на постаменте памятника Александру II.

Владимир при ясном солнышке

Я хотела по улице дойти наконец до Золотых ворот. Не получилось. Сначала зашла в Музей пряника, их кстати несколько. Там было очень много сувениров и пряников.

Довольная, ушла оттуда с подарками для внука. Ну уж в Музей Бабуси-Ягуси заходить не стала, была в подобном в Москве. Вообще, на моем туристическом пути встретилось много музеев и музейчиков.

Через дорогу призывно раскинулись Торговые ряды. Каменный гостиный двор появился во Владимире в 1788 году, сменив деревянные купеческие лавки. Все издержки по возведению новых торговых рядов были возложены на купцов, державших здесь старые лавки.

Пройдя мимо огороженного забором храма в честь Владимира — крестителя Руси с памятником князю Владимиру,

Владимир при ясном солнышке

я свернула налево посмотреть аптеку.

Потом, пройдя немного вниз, вышла к кузнице Бородиных.

Владимир при ясном солнышке

В кузнице я осталась на мастер-класс. Радовалась как ребенок, выковав шляпку гвоздя. Советую это место для посещения. Отзыв посмотрите здесь. Занятно, душевно, интересно.

Дальше пошла по Георгиевской улочке. Какие славные сувениры рукодельницы продают!

Владимир при ясном солнышке

В Патриарший парк заходить не стала, заглянула — снега еще многовато.

Вышла к музею «Старый Владимир». В 1912 году это была водонапорная башня, в наши дни приспособленная под музей. Экспозиция музея рассказывает о городской жизни Владимира конца XIX — начала XX века. Воссозданы интерьеры комнаты в доме состоятельного горожанина, церковной лавки, полицейского участка, трактира с традиционным самоваром, расписными подносами, многочисленными штофами и графинами. На стенах — подлинные выписки из книг, газет, журналов того времени. Наверняка, интересная экспозиция, но музей трехэтажный, у меня бы не хватило времени. А наверху есть еще и обзорная площадка. С сожалением прошла стороной.

Справа от музея возвышается Козлов Вал — земляной вал вблизи Золотых ворот. Он был создан при князе Андрее Боголюбском как часть системы обороны города. Когда-то вал достигал 9 метров высоты и 7 километров длины. Небольшая часть специально сохранена в XVIII веке в память о былом. Название свое он получил по фамилии купца Козлова, которому принадлежал эти земли.

Владимир при ясном солнышке

Я поднялась на него по ступеням и прошла вперед, чтобы полюбоваться Золотыми Воротами.

Золотые Ворота были построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Они использовались и как оборонительное сооружение, и как триумфальная арка. Тогда город опоясывался протяжённым валом и имел семь входных ворот (кроме Золотых, это Серебряные, Медные, Иринины, Ивановские, Торговые и Волжские). До наших дней дошли лишь Золотые ворота. Теперь это памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. Единственное неудобство, что Ворота находятся посередине проезжей части. Может, раньше кареты через них и проезжали, то теперь поток машин охватывает их. Один нерегулируемый пешеходный переход имеется. Были разговоры о их переносе немного в сторону, но наверное, этого делать не стоит.

Если в Золотых Воротах подняться по крутой каменной лестнице наверх, то попадаешь в военно-исторический музей. К сожалению, я только поднялась наверх, отдышалась и спустилась вниз. Обзорной площадки здесь нет.

Рядом с Золотыми Воротами находится Троицкая церковь. Она была построена в 1913–1916 годах и принадлежала когда-то старообрядцам. Сейчас она недействующая, в ней находится музей хрусталя.

Владимир при ясном солнышке

Намеченные must see я посмотрела, осталась очень довольна увиденным. Когда уже отправилась в обратный путь к вокзалу, увидела невдалеке зеленую церковь. Оказалось, это Никитская церковь, построенная купцом Семеном Лазаревым в 1762—1765 гг. Расположенная чуть дальше от туристических троп, церковь явно нуждается в ремонте.

Кроме храмов можно встретить старые дома

и довольно старые деревья

Липа мелколистная, 200-210 лет, обхват ствола 2,90 м

Очень понравились уличные скульптуры, встретившиеся на пути.

Художник на пленэре

Филёр

Обратный путь был, естественно, быстрее. Относительно еды я не заморачивалась, кафешек много. Сначала я попила чай из самовара со своей булочкой в кузнице. А теперь завернула в МакДоналдс. Столики были вынесены на улицу, так что я посидела, пригреваемая ярким весенним солнышком и довольная поездкой, мне было хорошо.

Во Владимире я пробыла шесть часов. Не торопилась, смаковала увиденное. Получается, что ходила между Большой Московской улицей и краем холма, превращенного в смотровые площадки. Сугробы были, но не мешали, дорожки расчищены.

Билеты на Ласточку я покупала на сайте РЖД, причем обратных билетов из Владимира в Москву на вечер воскресенья не было, поэтому я ездила в субботу. По поводу мест в вагоне. Сидения у половины вагона направлены против движения. Я ехала в вагоне № 9, туалет в 1-м вагоне. Чтобы ехать по ходу движения во Владимир, надо брать места, начиная с 40, а обратно до 39. У меня было так. Стоимость билетов в пределах 700 рублей. На Курском вокзале надо подняться на второй этаж, там искать Горьковское направление, потом в левый, 1-й павильон. Во Владимире электричка останавливается и отправляется с 1-го пути.

Цикл материалов "Золотое кольцо России"