Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была вчера 17:59

Суздаль — Россия Ноябрь 2014

Еще в прошлый свой визит в Москву я нашла, что можно приобрести однодневную автобусную экскурсию в один из городов Золотого кольца России. Сейчас такая возможность представилась, и я выбрала Суздаль. Купив по интернету путевку, рано утром я приехала на улицу академика Сахарова, нашла среди многих свой автобус. Вскоре мы поехали, ехать предстояло 4 часа. Автобус, кстати, был полный. Выехав из Москвы, мы оказались на Владимирском тракте. Вдоль дороги стояли покрытые инеем деревья, а снега не было, что для меня было странным. Экскурсовод много и интересно рассказывала. С XVIII века Владимирский тракт использовался для отправки в Сибирь осуждённых на каторгу, пеше-этапным порядком. Арестантов «вели по этапу» небольшими отрядами-партиями, пешком, закованными в ручные и ножные кандалы. Пройдя 15–25 вёрст, арестанты останавливались на привал, «этап». Для более длительного отдыха существовали специальные «этапные» и «полуэтапные» тюрьмы с огороженным двором. Партию арестантов сопровождала конвойная стража. Передвижение арестантов происходило не по проезжей части дороги, а по параллельным ей грунтовым тропам за рядами посаженных вдоль тракта деревьев. До Сибири осужденные добирались за 3 года, а я долетела за 4 часа. Вспоминались какие-то фильмы с грязными, голодными арестантами в кандалах, обреченно идущих на каторгу…

По пути мы сделали небольшую остановку, и вот показался Суздаль.

В Суздаль из Москвы

В «Повести временных лет» он упоминается в 1024 году под именем Суждаль, когда говорится о восстании волхвов. В начале XII века (при Юрии Долгоруком) Суздаль был центром Ростово-Суздальского княжества. В 1157 году Андрей Боголюбский перенёс столицу из Суздаля во Владимир, и княжество стало называться Владимиро-Суздальским. С середины XIII века Суздаль — столица самостоятельного Суздальского княжества. В 1392 году Суздаль вошёл в состав Великого княжества Московского. Были войны, пожары, мор, но город возрождался заново. В 1967 году был принят Генеральный план развития Суздаля, согласно которому он становился городом-музеем. Сейчас это маленький городок, в котором запрещены новостройки и изменения фасадов домов. Время здесь как будто замерло. Зато здесь было снято около 50 исторических фильмов.

Сначала мы приехали в музей Деревянного зодчества.

В Суздаль из Москвы

Это не очень большая территория с темными старинными срубами. Это и дома, и церковь, и мельницы, и даже колодец. Мы заходили в дом, осматривая старинную обстановку. Ничего лишнего: кровать, стол, иконы, в сенях какая-то утварь и пучки лекарственных трав. Около колодезного сруба большое колесо, оказывается в нем, как белка, ходил человек, доставая воду. Про это я никогда не слышала.

В Суздаль из Москвы

Отсюда хорошо были видны маковки суздальских храмов, хотя день был пасмурным и зябким.

Затем мы проехали к белостенному Свято-Покровскому женскому монастырю и походили по его территории. Оказывается, это ныне действующий монастырь, мы с интересом рассматривали домики, в которых живут монахини.

В Суздаль из Москвы

Датой основания монастыря считается 1364 год и от его первых деревянных построек ничего не сохранилось. Наибольший подъём монастыря связан с именем Василия III, который в начале XVI века пожертвовал монастырю большие средства. Одной из первых узниц монастыря стала обвинённая в бесплодии его жена Соломония Сабурова, постриженная в монахини в 1525 году под именем старицы Софии. Имена других знатных обитательниц монастыря сохранились в усыпальнице монастыря, расположенной под зданием Покровского собора. Это дочь Ивана III Александра, жена Ивана IV Анна Васильчикова, первая жена Владимира Старицкого Евдокия Нагая, Евпраксия Пожарская, царевна Анастасия Васильевна. Здесь же была заключена вдова Шуйского царица Мария Буйносова-Ростовская.

Затем мы прошли к Спасо-Евфимиеву монастырю. Его стены и башни выложены из красного кирпича.

В Суздаль из Москвы

Он был основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов. По распоряжению Екатерины II в. 1766 году в монастыре была учреждена тюрьма для «безумствующих колодников». Территория довольно большая. Мы послушали звонницу и зашли в главный храм монастыря Спасо-Преображенский собор. Стены его сохранили фресковую роспись Гурия Никитина. Очень сильно и красиво прозвучало здесь мужское церковное пение, а’капелло. А выйдя из собора, мы послушали звонницу.

Недалеко от собора находится склеп Дмитрия Пожарского.

В Суздаль из Москвы

Походив по красивой территории монастыря, мы проехали к белокаменному Суздальскому Кремлю. Он показался совсем небольшим.

Это древнейшая часть города, по данным археологов, существующее с X века. Расположен Кремль в излучине реки Каменка, в южной части города. На рубеже XI—XII вв. здесь была сооружена крепость с кольцом земляных валов протяженностью 1400 м. На валах возвышались бревенчатые стены и башни. В Кремле помещались двор князя и двор епископа с городским собором, обитала также княжеская дружина и многочисленное окружение князя и епископа. Во второй половине XV века оборонительные сооружения укрепляются и досыпаются, в 1677 году возводится рубленая сосновая стена с 15 башнями и воротами. Все деревянные укрепления сгорели в 1719 году.

В западной части Кремля находится деревянная Никольская церковь, построенная в 1766 году и перевезённая из села Глотова, на место утраченной церкви Всех святых XVII века. Сцены из фильма «Метель» по Пушкину снимались именно здесь.

В Суздаль из Москвы

Мы зашли в Крестовую палату, здесь когда-то размещался епископ, а теперь стоит пустой красный трон и длинный стол, да две большие изразцовые печи.

На этом наша экскурсия как бы завершилась, и у нас осталось часа полтора свободного времени до отъезда в Москву. Я очень замерзла, хотя одета была тепло, а температура воздуха не была низкой, видимо, сказывалась высокая влажность. Поэтому быстро поднявшись на кремлевский вал и немного пройдя по нему, я пошла греться и кушать в пельменную. По телевизору показывали отрывки из знакомых фильмов, снятых в Суздале. Выпив горячего чая и поев пельменей с бульоном, я отогрелась и пошла вдоль торговых рядов, разглядывая сувениры. Походила по большой и какой-то пустой Торговой площади, где когда-то отплясывал Вицын в фильме «Женитьба Бальзаминова», а сейчас ставили новогоднюю елку.

А потом была дорога в Москву с веселыми сериями фильма «Сваты». Что сказать? Экскурсия не очень понравилась. То ли я ожидала чего-то большего, то ли просто мне было очень зябко…

Цикл материалов "Золотое кольцо России"