Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 0:46

Хургада, Луксор — Египет Март 2021

Прилетев в солнечную Хургаду из нашего киевского нестабильного по погоде начала марта, сразу повеселели — здесь было, хотя и ветрено, но довольно тепло. Температура воды в морском заливе у нашего отеля Dana Beach Resort, 5* была градусов 18–19, но купаться было можно. Для тех, кому это было некомфортно, на территории отеля были два больших бассейна с подогревом воды до 25–26 градусов.

Что делать 10 дней в этом отеле? Да ничего! Купаться, загорать, развлекать своих детей многочисленными активити. Можно съездить на всякие там покатушки на квадроциклах и верблюдах в пустыню или взять экскурсию по Хургаде или морскую прогулку на яхте. Это по-своему интересно, но надо учитывать, что большую часть времени вас будут возить по заранее намеченным и прикормленным гидами торговым точкам со всякого рода лекарствами, маслами, украшениями и другим египетским ширпотребом. Это обязательно — жизнь и доход гидов зависит и от процента купленного туристами товара тоже.

Но все мы знаем еще из школьных лет, что Египет славится прежде всего своею одной из самых древних историй и цивилизаций. И для тех, кто этим интересуется, как раз и наступило время вплотную познакомиться с этим уникальным историко-культурным феноменом нашей Планеты. Отельные гиды в первый же час после заселения обрабатывают всех вновь прибывших туристов на такого рода экскурсии. Мы без колебаний взяли одну из таких поездок — в Луксор. Среди трех предлагавшихся вариантов выбрали, как нам показалось, самый лучший — VIP ($75), в программе которого было посещение трех самых знаковых локаций — Храм Карнак (Karnak Temple & Open Air Museum), Колоссы Мемнона, Храм царицы Хачемну (Al-Deir Al Bahari Temple) и Долину Королев (Valley of the Queens). Другие экскурсии в Луксор были подешевле и что было там, нужно только пробовать поехать по тем программам.

Дорога к Луксору

До Луксора от Хургады около 275 километров и между ними проложена хорошая двухполосная автомобильная дорога. И все бы хорошо, но через каждые 20–30 километров автобус снижал скорость и зигзагами, объезжая расставленные препятствия, проезжал полицейскийе посты. Наверно, это стало прогрессом в охране путешествующих по этой дороге. Вспоминается, как двадцать лет тому назад мы тоже брали такую экскурсию в Луксор и нашу группу из десятка автобусов сопровождала вооруженная охрана полиции туда и назад. Тогда это была реакция на теракт исламистов, когда в результате нападения на туристов в Луксоре в 1997 году там погибли десятки иностранных туристов. Неспокойно в этом отношении иногда и сейчас — случаи подрыва себя исламистами были в Карнакском храме в июне 2015 года, а буквально недавно — в первый день января 2021 года на севере Синайского полуострова исламисты взорвали бомбу, убив двух сотрудников сил безопасности и ранив пятерых.

Все это, к сожалению, было и, как оказывается, продолжается здесь в этих, с виду спокойных краях и сегодня. Но, несмотря на такие печальные страницы истории, туризм в Египте на высоте и мы едем в знаменитый Луксор — разделенный Нилом на город Живых и Мертвых. Незаметно рассвело и за окном мы видим вокруг безжизненные и выжженные солнцем тысячелетние горы песчаника.

Луксор весенний

На первой остановке, хоть и ранним утром, нас встречает местный колорит — женщина с осликом, маленьким козликом и своим сыном зарабатывают таким позированием деньги. Одному доллару здесь всегда рады.

Мы потихоньку въехали в долину реки Нил. С одной его стороны прокопан глубокий канал, идущий вдоль берега Нила и его вода служит для орошения полей и снабжения питьевой водой жителей длиннющего городка Nagaa, тянущегося на два-три десятка километров. Проезжая, видим всю жизнь местных жителей — их зеленые поля, тянущиеся по обеим сторонам реки до безжизненных гор.

Луксор весенний

Как правило, все дома у египтян семейного типа — в них живут на первых этажах старики, на следующих, по старшинству — сыновья. Дочери, выйдя замуж, переезжают в дома своих супругов. Старшие сыновья тоже, обзаведясь семьями, строят свои дома, а младшему доводится честь довести своих родителей в лучшему миру ...

Берега канала во многих местах засыпаны мусором — видно, что его переработка здесь является проблемой.

Луксор весенний

А вот и один из основных видов продукции египтян — сахарный тростник! Собрав, его везут для переработки на фабрики. Из других сельхозпродуктов популярными являются финики, клубника, помидоры, авокадо. Возделываются также хлопок, пшеница, кукуруза, цитрусовые, бахчевые, рис, картофель. В одном месте видели большой участок поля, на котором лежало красивыми рядами что-то красное. Гид пояснил, что это вялятся под солнцем помидоры!

Храм Карнака

Вот, наконец, после четырехчасовой дороги мы подъезжаем к одному из самых знаковых мест Луксора — Храму Карнака. На входе его охраняют десятки, вырезанных из песчаника, львов. Как известно, город Луксор делится на город Живых и город Мертвых. Первый, естественно, находится на восточном берегу — там где восходит Солнце, а второй на западном — там, где Солнце заходит за горизонт. Вот здесь, на восточном берегу Нила и находится самый масштабный храмовый комплекс Древнего мира (Древние Фивы), который посвящен Амону-Ра.

Луксор весенний

Его строительство длилось почти 20 столетий. Египтологи ведут здесь отсчет от самых древних из частично сохранившихся сооружений Карнака, как, например, возведенный в эпоху Среднего царства храм Сенусерта I ХХ в. до н. э. Многие археологи-египтологи полагают, что строительство могло быть начато и гораздо раньше, в XXVIII в. до н. э.

Луксор весенний

В ХХ в. до н. э. святилище Амона было небольшим. Первым, кто, как считается, начал расширять его, был фараон XVlll династии Тутмос I (правил ок. 1504—1492 гг. до н. э.). При нем были установлены обелиски и статуи, изображавшие фараона в облике Осириса, выбиты барельефы, отделанные золотом, изображающие священнодействующего Тутмоса.

Луксор весенний

Дело отца продолжила «ее царское величество» Хатшепсут (правила в 1525—1503 гг. до н. э.). Она положилась на мэтра архитектуры Сененмута, которому безгранично доверяла. При ней появились новые строения из красного песчаника для ладьи Амона-Ра, украшенные изысканными и позолоченными рельефами, а также два обелиска из гранита с черно-красными зернами. В ее гробнице на Западном берегу Нила мы побываем позже.

Луксор весенний

В храмах ансамбля не осталось, конечно, и следа ни от какой позолоты. Были разрушены, изувечены, похищены многие статуи, но, к счастью, и сохранилось тоже немало благодаря монументальности сооружений и скульптурных форм. По всему, что сохранилось, вполне можно представить, каким величественным было это святилище, когда Фивы были городом процветающим, а вокруг храма стояли утопающие в садах дворцы высокопоставленных вельмож.

Луксор весенний

И, если тогда все возводилось вручную, то сегодня восстановление идет с помощью современных строительных средств.

Бросаем последний взгляд на этот великолепный памятник старины и приезжаем на берег Нила, где нас ждет кораблик. На нем мы пересечем реку с восточного берега на западный, пообедаем в ресторане Cairo Plaza и продолжим нашу экскурсию по древним местам Западного берега Нила — уже по городам Мертвых.

Колоссы Мемнона

После обеда направляемся к одному из самых знаковых мест города Мертвых — храму царицы Хатшепсут. На пути нас встречают две статуи, которые называют Колоссы Мемнона. Они изображают сидящего Аменхотепа III (ок. XIV столетия до н. э.). Его руки сложены на коленях, а взгляд обращён на восток к реке и восходящему солнцу.

Луксор весенний

С учётом каменных платформ, на которых стоят статуи, они достигают 18 метров в высоту. Вес каждой статуи оценивается в 700 тонн. Считается, что эти Колоссы стояли на страже ко входу в Поминальный храм Аменхотепа. Однако, из-за многочисленных наводнений Нила, от последнего ничего не осталось…

Заупокойный храм царицы Хатшепсут

Проехав эти памятники старины, поднимаемся в горы к одному из самых известных мест — Погребальному храму царицы Хатшепсут — печально известному месту массового убийства туристов исламистами. Как известно, этот теракт был совершён 17 ноября 1997 года членами исламских террористических организаций Египта. Шестеро террористов были одеты в форму сотрудников службы безопасности Египта и вооружены автоматами и мачете. Это был попросту расстрел мирных и безоружных людей, в результате которого были убиты 62 человека, из которых 58 были туристы из Швейцарии, Японии и Германии…

Луксор весенний

Итак, от стоянки автобуса мы прошли через обязательный ритуал посещения торговых сувенирных рядов и затем поднялись по плавной лестнице на верхний этаж храма. Этот погребальный храм, построенный в долине Дейр-эль-Бахри, посвящен царице Хатшепсут. Он был возведён еще при ее жизни в начале XV века до н. э. и находится по соседству с Долиной Царей.

Луксор весенний

Громадный комплекс впечатляет! У него интересная история — после смерти фараона Тутмоса II регентшей при малолетнем пасынке Тутмос III стала Хатшепсут. Кстати, история говорит, что она была родной сестрой Тутмоса II и родила ему вместо сына дочь. Поэтому он женился во второй раз, но рано умер и она, воспользовавшись этим, взяла власть в свои руки! В итоге, женщина правила 21 год и провела ряд строительных мероприятий по возведению своего заупокойного храма.

Луксор весенний

Однако, как свидетельствуют некоторые источники, ее пасынок Тутмос III, придя к власти после ее смерти приказал уничтожить следы владычества своей мачехи. Этому подвергся и её заупокойный храм. Его скульптуры были разрушены и закопаны недалеко от храма. Много столетий спустя археологам удалось восстановить картину его былого величия.

Луксор весенний

Считается, что храм оставался действующим до птолемеевского периода (династия правителей Египта в IV–I веках до н. э.), а позже копты (этнорелигиозная группа египтян, живущая в Северной Африке) организовали здесь свою церковь, которая действовала до XI века.

Народные умельцы

Никакой гид в Египте не пропустит злачные торговые места на пути своих экскурсий. Одним из таких стало местечко Алебастр. Там сосредоточены фабрички по изготовлению различных изделий из камня. Прямо филигранные произведения, уникальная техника обработки камней, сохранившаяся с тех, таких давних для нас, времен.

Луксор весенний

Познакомившись с искусством камнерезов, переезжаем к еще одному знаковому комплексу Долины Мертвых — Долину Цариц (Valley of the Queens).

Долина Цариц

Эту долину, в переводе на английский, иногда называют Долиной Королев. Но слово Цариц, как мне кажется, звучит более возвышенно. На самом деле, в этой горной долине на западном берегу Нила, над которой возвышаются почти неприступные скалы, находится древнеегипетский некрополь, в котором хоронили жен и детей фараонов. Сами фараоны покоятся в соседней долине — в так называемой Долине Царей. Наша экскурсия туда не была запланирована.

Луксор весенний

В долине Цариц открыто до 70 скальных гробниц жён и детей фараонов, а также жрецов и вельмож. Все захоронения относятся к XVIII, XIX либо XX династиям (ок. 1550–1070 годы до н. э.)

В наше посещение для туристов были открыты три локации, из которых наибольшее впечатление произвела гробница жены Рамсеса II Нефертари Меренмут, украшенная прекрасной полихромной фресковой живописью. В ней почему-то фотографии разрешают делать только телефоном, а не фотоаппаратом. Хотя у некоторых последних моделей телефонов разрешающая способность намного лучше чем у обычных, среднего качества фотоаппаратов.

Луксор весенний

На всех стенах очень много хорошо сохранившихся фресок, выполненных натуральными красками еще Того времени.

Вторая гробница, которую мы посетили — зал захоронения маленького мальчика Амен Хотеп — сына короля Рамзеса III.

Луксор весенний

Она тоже поражает и своими размерами, и качеством находящихся в ней фресок.

Луксор весенний

В ней же находится и саркофаг с мумией мальчика. По его размеру мы и видим, что это был еще мальчик…

Третья гробница была меньших размеров и после двух первых, уже не впечатляет. А вокруг них было много вот таких окон, ведущих в свои шахты-захоронения. Но они на раскопаны и закрыты решетками от всеобщего обозрения

Луксор весенний

Возвращаясь в Хургаду, на месте первой нашей утренней остановки мы встретили еще раз женщину со все тем же осликом. Но это была уже, по-видимому, мама той молодой женщины с малышом и ягненком. Жизнь продолжается…

Что интересного есть ещё на побережье Красного моря в районе Хургады? Говорят, что южнее, километрах в 250, выстроен ещё один курортный городок — Марса-эль-Алам, который славится своим нетронутым подводным миром. Он знаменит песчаными пляжами и коралловыми рифами. В бухте Абу-Дабаб, напоминающей по форме подкову, обитают даже морские коровы и черепахи! Как бы поехать на недельку-другую ещё и туда?