Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была 22 апреля 9:38
Без секрета всему свету

Начало четвертой пятилетки на Байкале. Часть 3. Сюрприз в ночи из байкальского хрусталя

Иркутск, Хужир, Сахюрта — Россия Январь 2021

Сегодняшний день я предложила провести на левом, западном берегу Малого моря. Давненько я не была в этих местах.

Объехав по земле глубоко вдающийся в сушу Мухорский залив, мы встали на относительно новую грунтовую дорогу, по которой раньше еще не ездила. Ее проложили в скальниках, на некотором расстоянии от берега. Я сожалела, что мы были отгорожена от Байкала высокой скальной стенкой, а мне хотелось взглянуть на Мухорский залив, который много лет назад видела вот таким:

Черные точки — это не пыль на матрице камеры, это рыбаки на льду. Когда-то и я попробовала порыбачить подобным образом. Увы, моего терпения оказалось маловато для такого увлекательного мероприятия — полчаса я послушно опускала удочку в лунку и поднимала обратно, увы, ни одной поклевки так и не случилось!

Можете себе представить мое удивление, когда у одной из палаток я увидала вот такую кучу пойманной именно на удочку рыбу. Уверена, такой результат впечатлит кого угодно — хоть профи, хоть сочувствующего ему:

Эти воспоминания о зимней подледной рыбалке отвлекли меня от дороги, но ровно до тех пор, пока она не приблизилась к берегу.

Нынче Байкал основательно завалило снегом. Но сильные ветра местами снег подраздули, и то тут, то там проглядывали пятаки гололядки.

— Витя, притормози, пожалуйста, здесь, посмотрим, что там голубеет, — попросила я нашего единственного в команде Мужчину.

Мы остановились, выгрузились из машины и подошли к Байкалу.

Из нажима, упирающегося, фактически, в берег, торчали большие льдины. Несмотря на то, что они были молочно-голубыми, да к тому же еще и под снегом, именно их сияние и привлекло мое внимание.

Судя по всему, нажим совсем недавно шевельнуло: Алена наступила между краями щели и тут же промочила ботинок.

— Вода! Здесь вода! — услышали мы ее восторженный вопль.

— Вода? Где вода? — тут же заинтересовались остальные.))

Мы шли вдоль нажима, радуясь каждому кусочку голого льда. Еще бы! Впервые увидеть лед Байкала — это настоящее потрясение!

Вот так, перемещаясь от одной льдинки к другой, мы добрались до мыса Х., про красоту которого я уже слышала от Наташи Бурмейстер. Витя исследовал мыс с помощью коптера, девочки же отправились изучать мыс с уровня льда:

Уже дома, рассматривая Витины фотографии, на одной из них я увидала пасущихся коров.

— Это какие-то уникумы, — прокомментировал мой муж.- Жуют пожухлую траву, запивают ее снегом и при этом молоко дают!

Справедливости ради надо сказать, что, скорее всего, эти коровы не дойные. Гуляют, где душе угодно. Хозяева, наверное, все же за ними присматривают. Хотя в большей степени их волнует приплод. Эти коровы, покрытые от носа до хвоста густой шерстью, всегда вызывали у меня изумление. Как можно выживать в трескучие морозы, живя не в теплом стойле, а на улице, на очень свежем воздухе? Почти как якутские лошади!

С южной стороны мыс выглядел ошеломляюще красиво: ажурные наплески на склонах, ветви кустарников и травинки в ледяной панцире, светящиеся голубизной «медузы» — так я называю прибрежные валуны, покрытые толстым слоем льда:

Вовремя выглянувшее сквозь прореху в тяжелых свинцовых тучах солнце нам очень подыграло — все наплески вмиг заискрились, заиграли, засияли:

— Галя! Галя! — вдруг я слышу Витин голос откуда-то издалека. Смотрю по сторонам — нигде Вити не видать.

— Да вот же он, наверху стоит, — подсказывает мне Лена.

Я поднимаю голову и вижу на самом краю обрывистого склона Делику, а на ней размахивающего руками Витю:

— Ты куда идешь? — слышу его вопрос.

— К Борокчину, — отвечаю.

— Тогда там и встретимся!

— Договорились!

Я с нетерпением ждала встречи с островом Ольтрек, который иначе называют Борокчин. Поэтому не стала много времени уделять мысу Уюга, который, конечно же, достоин отдельного внимания и вот почему.

Узкая, почти двухкилометровая песчаная коса, которую почему-то не размоют никакие шторм и ураганы, оканчивается скальным массивом. Если смотреть со стороны Байкала, очертания северной оконечности похожи на пятачок хрюшки. Я так и называю это место — Свинья-копилка:

На вершину этого скальника можно подняться, если идти со стороны косы, и тогда вся акватория Малого моря окажется перед вашими глазами. Но сегодня я поленилась туда забраться. Я спешу дальше — к Ольтреку, находящемуся километрах в полутора отсюда. И пока мы энергично топали к острову, мне вспомнилась первая встреча с ним, которая состоялась летом 2004 года.

Ольтрек (Борокчин)

На небольшой неправильной, но продолговатой формы белокаменный скальный остров с обрывистыми берегами подняться можно с двух сторон, ближе к южной части. Здесь скалы расступаются, и имеется относительно покатый склон, по которому и бывает возможность взобраться на остров.

В разных частях острова встречаются вот такие слоистые глыбы:

Можно, конечно, поспорить, что это такое — остатки древней курыканской цивилизации или творения природы. Скорее всего, последнее — мягкие осадочные породы выветрились со временем, а твердые остались:

Мы шли по острову, и я взахлеб рассказывала Наташе о том далеком самом первом знакомстве с Ольтреком.

… Здесь, у острова, у нас была ночевка. Утром меня разбудил какой-то жуткий гвалт. Выйдя на палубу, поняла, что Борокчин облюбовали чайки, и сейчас эти чудесные птахи самым натуральным образом выясняют друг с другом отношения, создавая тем самым шумовые помехи сладко спящим на корабле. Может быть, из-за многочисленности местных чаек остров и назвали — «Птичий»?

Мы с Сережей — капитаном катера, на котором путешествовали по Байкалу, отправились на рыбалку. Поймали несколько щучек и сорожек. Сорога — так называют на Байкале небольшую рыбку, похожую на карасика. Сорога — сорная рыба, рыбаки серьезно ее не воспринимают. Пусть и так, но для меня улов был удовольствием!

Тогда среди травы еще можно было разглядеть выложенные в форме лодки камни. Говорят, это могила, в которой похоронен шаман. Правда или нет — не знаю, проверить информацию не удалось.

Остров сложен, в основном, из гранитов и гнейсов с высоким содержанием минерала граната. Так как гранатовая крошка является очень прочным материалом, в прошлом веке на острове Борокчин гранат добывали для изготовления высококачественного шлифовального материала. В узкой прибрежной полосе островов можно встретить выносы гранатового песка. И я находила камешки с вкраплениями кристалликов граната! Тоже давно это было! С тех пор туристы, наверное, по нескольку раз просканировали островок в поисках милого байкальского сувенира.

Здесь же, неподалеку от Ольтрека в марте 2013 года я стала свидетелем одного невероятно интересного мероприятия — на турбазах, расположенных между поселками Сарма и Курма, была ночевка участников зимнего автопробега «Экспедиция-Трофи» по маршруту Мурманск-Владивосток. Встреча с ними была заранее спланирована и на льду проведен праздник. Про это мероприятие мне хочется рассказать отдельно, но чуть позже. Сейчас вот только несколько картинок покажу:

Зимой остров выглядит по-разному — в 2008 году на нем не было ни снежинки. Высохшая трава была похожа на густой мех, зачесанный ветром в одну сторону и под которым Ольтрек укрылся от лютых морозов:

Нынче же все было лишь припорошено снегом, и ветер гоняет его по острову туда-сюда.

— А давай заберемся вооон туда, — я показываю Наташе на груду огромных валунов невдалеке. — Это самая высокая точка острова. Виды оттуда — закачаешься!

— А пойдем! — тут же соглашается подруга.

Помогая друг дружке, то поддерживая, то подпихивая, мы взгромоздились на макушку Борокчина. На север можно увидеть вот такое (это фотография 2008 года):

Сейчас же у меня только Витина фотография с коптера примерно того же направления:

Мы с Наташей не долго скучали в одиночестве. Вскоре к нам присоединились обе Лены. Мы сидели на камнях и смотрели, как завершает свой ежедневный обход солнце. Постепенно оно скрылось за гребнем Прибайкальского хребта, и вскоре оттуда поднялся световой столб оранжевого цвета. Меняя оттенки, свечение растеклось по всему небосводу — оранжевый, малиновый, сиреневый цвета…. И вскоре все потухло.

— Ну что, девочки, давайте потихоньку спускаться, чтобы не скакать по камням в темноте.

Мы окинули прощальным взором открывшиеся отсюда просторы и двинулись в обратный путь.

Невдалеке от того места, где мы спустились на лед, нас поджидал Витя.

— Девочки, что я вам сейчас покажу! — его загадочный тон меня даже насторожил.

— Да темно уже, нам со льда надо поскорее на берег выбираться, — говорю.

Но Витя делает вид, что не слышал моих слов, и быстрым шагом идет вдоль обрыва.

На несколько минут я замешкалась — мне надо было поправить на ботинках сползшие на бок «царапки», и поспешила вслед за всеми, чтобы не оставаться одной в темноте. Шагов через сто увидела лежащие на снегу вещи девочек, но не их самих.

— Эй, народ, вы где?

— Галя, мы тут! — слышу Наташин голос, но он будто сдавленный и раздается откуда-то из глубины.

Я стояла перед залитой льдом скальной стенкой. Расстояние между ледяными занавесями и уровнем льда сантиметров 20–30. Туда даже моя голова не пролезет, не то, что я сама. Но между двумя массивами висячих ледяных глыб имеется просвет. Неужели… они туда полезли?

— Я не поняла, куда вы подевались? — спрашиваю почти в недоумении.

— Да мы тут ТАКОЕ нашли! Ложись на спину и ползи к нам головой вперед, голову только не поднимай, а то всю красоту порушишь.

И тут обе Лены, довольные как мамонты, откопанные из вечной мерзлоты, выползают мне навстречу:

— Вход вот здесь!

И я поняла — Витя нашел грот! Но на улице уже наступила кромешная темнота.

— Что же вы там в темноте видите-то?

— А я уже свет тяну, — слышу я довольный Витин голос.

И правда — и снаружи, и внутри грота стало светло.

Я вздыхаю обреченно, понимаю: чему быть — того не миновать, ложусь на спину и вползаю внутрь в прореху между ледяными массивами.

— Ох ты ж, е-мое! — выдохнула я, оказавшись внутри.

За неприступными на первый взгляд ледяными занавесями скрывался проход в большой грот. В глубине с его свода на меня смотрели мириады сосулек, которые оканчивались острым-преострым ледяным жалом. Сосульки были разными — и гладкими, и колечками, и прозрачными, и молочного оттенка, и увешанные гирляндами инея. Малейшее движение головой или руками рушило эту хрупкую красоту. Вот так, лежа на спине, практически не глядя в видоискатель, я нажимала и нажимала на кнопку спуска затвора в надежде, что камера сама сориентируется, сфокусируется и выдаст мне готовую картинку той безмерной красоты, в которую я попала:

А ближе к выходу висели массивные ледяные занавески. «Если эта махина обвалится, то будет, как уснуть», — подумала я тогда, но сразу отогнала эту мысль прочь.

Я забыла про все на свете — про наступившую на улицу черную ночь, про то, что до берега по льду нам надо проехать несколько километров, и желательно, без приключений. Было только здесь и сейчас!

Благодаря мощной лампе, которую Витя подключил к автомобильному аккумулятору и затолкал в грот, нам удалось-таки рассмотреть ледяное царство и запечатлеть там себя любимых:

Думаю, я не ошибусь, если скажу — отсюда мы уезжали с громадным сожалением. Жаль, что никакими словами не описать охватившего всех нас восторга. Жаль, что никакая фотография не в состоянии передать ту мощь и хрупкость одновременно. Но как же здорово, что нам посчастливилось увидеть все это своими глазами!

Обратная дорога нам все же чуток потрепала нервы. И дело вот в чем.

Когда было светло, не возникало никаких вопросов на тему «а в какой стороне берег?». Какие проблемы? Становишься спиной к острову и едешь прямо, никуда не сворачивая. Но в кромешной темноте при условии полного отсутствия ориентиров преодоление всего нескольких километров оказалось настоящим квестом: как только мы отъехали от Ольтрека на сотню метров, черная ночь обступила со всех сторон. Свет фар не выручал. Наоборот, весь мир погружался в еще бОльшую темень. Всем казалось, что Витя крепко держал руль в направлении «к берегу»…

— Витя, мы едем вдоль берега! — вскоре всполошилась Алена.

— Да нет, все нормально, мы едем прямо к берегу! — отвечает Витя, но в его голосе мне почудилось некоторое сомнение.

А действительно, куда мы едем?

Нас тогда выручил навигатор, который помог сориентироваться в направлении движения, да свет далеких огней поселка Сарма. А ведь Алена была права — мы ехали параллельно берегу! Как это получилось, мы недоумеваем до сих пор. Выравнивая направление вопреки логике, но в соответствии со стрелкой навигатора, мы все же вскоре выбрались на берег. И только тогда, когда я почувствовала твердую почву под колесами нашего авто, выдохнула с облегчением. Лед на Байкале — это всегда опасно даже днем, а про ночь мне страшно даже подумать!

Пригревшись в тепле машины, девочки притихли. Не мудрено, что все притомились — 8 часов провели на льду, на морозе. Ведь даже обед мы устроили на льду, отгородившись от ветра машиной. И хотя мы прошли всего ничего — чуть больше 10 километров, я сразу скажу — это не каждому под силу!

Сегодня я никого не торопила, себя в первую очередь. Поэтому мы не успели побывать в некоторых местах, которые мне хотелось бы увидеть еще раз. Например, вот такую природную арку:

Или повнимательнее изучить нажим, вдруг нам посчастливилось бы найти не такой ледяной домик, какой повстречался нам сегодня:

а вот такой, как в 2006 году:

Но я за то, чтобы остались «голод» и желание новых встреч! Надо жить мечтой — в следующем году снова приехать на Байкал!

Спасибо Виктору Ованенко за предоставленные для рассказа снимки с коптера!

Другие мои рассказы про байкальские приключения 2021 года:

Начало четвертой пятилетки на Байкале. Часть 1. Что нас ждет?

Начало четвертой пятилетки на Байкале. Часть 2. Встреча со старым другом Байкалом