Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была вчера 22:44
Без секрета всему свету

Иркутск — Россия Февраль 2021

— Наташа, так где нам поворачивать — до мостика или после него? — приставала я к Наташе Бурмейстер. — А то местные водители говорят по-разному.

— Ни до, ни после мостика, — слышу в ответ. — Вам степь проезжать не надо, а в самом ее начале повернуть налево, поезжайте мимо старой кошары, и дальше, дальше к Байкалу по дороге, вот как она петляет, так по ней и двигайтесь, — подробно инструктировала меня Наташа, как ехать к устью реки А., впадающей в Байкал.

Я не стала умничать, а просто послушалась совета опытного человека.

Начало четвертой пятилетки на Байкале. Часть 4. Приключения на реке на Анге

Нужный нам поворот нашелся без проблем. Грунтовая дорога, пробитая машинами прямо в целине, утрамбованная сотнями копыт коров и лошадей и ими же щедро удобренная, пролегала у подножия сопок. Мы ехали и ехали по ней, и мне уже казалось, что мы не туда повернули, а, может быть, даже заблудились, но как-то вдруг сопки расступились, и машина въехала в распадок, в конце которого просматривался Байкал.

Река А. не сразу впадала в Байкал. Она сначала образовала небольшое озеро, по которому мы сейчас ехали. Судя по всему, здесь задувал нешуточный ветер, и мы чувствовали, как при его порывах качалась машина. Озеро походило на мелкое, заросшее травой и водорослями болотце.

— Витя, а давай остановимся, посмотрим, что здесь есть интересного.

— А давай, — без тени сомнения согласился наш мужчина.

Как только я вышла из машины, на меня обрушился ветер такой силы, что пришлось ухватиться за дверцу Делики, чтобы меня не сдуло прямиком в Байкал.

— Девочки, одеваемся-утепляемся по полной программе, — командую нашей команде. И чтобы народ не сильно торопился вернуться обратно в теплую машину, быстро иду вперед.

Я ушла довольно далеко, то и дело разглядывая вмерзшие в лед травинки и в любой момент ожидая, что около меня затормозит машина, в которой будет сидеть вусмерть замершая команда.

Начало четвертой пятилетки на Байкале. Часть 4. Приключения на реке на Анге

Но время шло, а ничего не менялось. И когда я оглянулась, то обомлела от изумления — никто и не думал замерзать! Наша команда рассредоточилась по всей акватории озера. Кто-то лежал на льду, отгородив лицо ладошками от света, чтобы не мешал рассматривать секретики, приготовленные замерзшим болотцем. Кто-то ползал на коленках от одной трещинки к другой. Витя «летал» — его коптер то чуть ли не касался льда, то взмывал в верхотуру.

Увидев, что я оглянулась, Лена крикнула:

— Галя, иди сюда!

Я порадовалась, что у нас сложилась такая морозоустойчивая компания, и поторопилась присоединиться к ней.

Ну что сказать? Мы побросали наши рюкзаки и камеры и забыли про них. Мы ползали по льду на животе от одной трещинки к другой, отыскивая водоросли, похожие на паучков, пузырьки, которые формировали целые подледные галактики.

Начало четвертой пятилетки на Байкале. Часть 4. Приключения на реке на Анге

И нам всего было мало! Умом я понимала, что если добраться-таки до Байкала, то там наверняка будем еще много чего интересного, но оторваться от рассмотрения этого космического подледного мира я была не в состоянии! Нужна была какая-то внешняя сила, которая бы заставила, вынудила нас прерваться от созерцания того, что было сейчас перед нашими глазами. И этой силой оказался Витя.

— Девицы, транспорт подан. Извольте ехать дальше!

Хором вздохнув, мы погрузились в Делику.

Витя остановил машину почти у самого Байкала. Дальше ехать было опасно — мало ли какие подводные приключения таятся в здешних местах. Мы выгрузились и дальше пошли пешком. И почти сразу же:

— Да вот же он, черный лед без единой прожилки, без трещинки!

Мы нашли его! Такой гладкий, глянцевый, красивый! Но как же страшно по нему ходить, на него наступать! Кажется, что под тобой бездна. Но вот валяться на нем — самое то! И мы ползали на животе, на коленках, задрав к небу ноги с «царапками» на подошве ботинок, чтобы ни одним зубчиком не задеть и не попортить эту первозданную красоту льда.

Начало четвертой пятилетки на Байкале. Часть 4. Приключения на реке на Анге

Пока мы кувыркались на льду, боковым зрением я наблюдала, что Витя что-то затеял — в его руках были то пила, то что-то наподобие паяльной лампы. Но мне некогда было разбираться с игрушками усатого дяди. А творил Витя вот что. От большой льдины он отпилил (или отколол?) небольшую льдинку и паяльной лампой вытопил в ней углубление, как раз достаточное для того, чтобы в нем поместилось 50 грамм согревающего напитка. И у нас началась очередная веселая фотосессия.

Начало четвертой пятилетки на Байкале. Часть 4. Приключения на реке на Анге

Мне уже не казалось удивительным, что все мы — взрослые люди — дурачились и радовались подобно детям малым. В очередной раз я убедилась: счастье — оно здесь, на Байкале!

Когда все было выпито, я стала вертеть головой по сторонам и увидела в полукилометре от берега трещину со взъерошенным невысоким гребнем льдин, торчащим из нее. Дружной девчачьей компанией мы направились прямиком к ней.

Начало четвертой пятилетки на Байкале. Часть 4. Приключения на реке на Анге

Судя по всему, трещину совсем недавно шевельнуло — под тонюсеньким слоем только что образовавшегося на морозе льда было видно шевеление воды. Мы шли вдоль этой трещины и без передыху болтали, то там, то сям макая руки в эту воду. Сделать это было совсем не сложно, ткнешь пальцем в ледяную пленку — и она тут же разрушается, поверх нее выступает вода.

Начало четвертой пятилетки на Байкале. Часть 4. Приключения на реке на Анге

Когда я сделала портреты всех девочек, как они полощут руки в воде в трещине, то поняла, что такую же картинку хочу иметь и с собой.

— Девочки, а сделайте фото и со мной, как я грею руки в байкальской водичке!

— Давай, я сфотаю! — наперебой заговорили все сразу.

Я стала выбирать место, где трещина красиво обрамлена узорчатыми льдинками, похожими на слюду. Нашла, встала на коленки и… не успела сунуть руки в воду! Под ногами лед зашевелился, задрожал, и на глазах у изумленной и испуганной публики края трещины схлопнулись! Да с такой силой, что поднялся фонтан брызг. Хороша бы я была, если бы мои руки оказались зажатыми во льду! Вите пришлось бы меня выпиливать изо льда!

Начало четвертой пятилетки на Байкале. Часть 4. Приключения на реке на Анге

Успокоившись, мы шли вдоль этой трещины и наблюдали, как из щели выдавливается вода, как медленно она растекается по льду, мутнеет на морозе и замерзает, образуя край, похожий на изодранную бахрому.

Начало четвертой пятилетки на Байкале. Часть 4. Приключения на реке на Анге

Низкое предзакатное солнце белесым пятном просвечивало сквозь мутные облака, и все же, порой, его золотое свечение достигало льда и удваивалось в отражении. Близился вечер. Как бы мне ни хотелось идти все дальше и дальше по льду Байкала, испытывая счастье и радость от каждого шага, от каждого мгновения нахождения здесь, но надо возвращаться — нам нужно дойти до машины и успеть засветло выехать со льда на землю. Девочки вздохнули с сожалением и повернули обратно.

Витя, сияющий от счастья и довольный до невозможности, терпеливо дожидался нас у машины.

Начало четвертой пятилетки на Байкале. Часть 4. Приключения на реке на Анге

— Ну что, девицы, нагулялись?

— Хорошо погуляли, Витя, — дружным хором ответили мы.

— Я присматривал за вами, как и где вы гуляли!

Как только мы вернулись домой, в тепло, Витя сразу же скачал фото со своего коптера, и мы ахнули, глядя на то, как выглядит и лед, и мы на нем!