Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Доминикана Февраль 2021

Начало всего доминиканского цикла здесь.

...После поездки к китам, казалось бы, требовался отдых, но уставшими мы себя ни в коей мере не ощущали. К тому же машина взята всего на 4 дня, один из которых ушел на китов, еще один выпал (ездили в супермаркет соседнего города Ла Романа). Цели на оставшиеся дни у меня намечены, алгоритмы продуманы, приступаем.

В двадцати километрах от Ла Романы (от нас это 45 км) есть примечательное место — Cueva de las Maravillas, она же Cave of Wonders, она же Пещера Чудес. Я специально перед поездкой не стал перегружать свои предварительные знания о ней, чтоб на месте получить дополнительно эффект первооткрывателя.

К нам присоединились Вера с Олегом — свежеобретенные друзья. Они живут в отеле Тракадеро. Здесь не описка, название пишется через, А, в отличие от парижского Трокадеро. Но оставим эти мелочи. С утра подъезжаем к отелю и идем к ним пить кофе. Заодно и прогулялись по территории. Ранее я тут не был, хотя облетал эту зону на квадрокоптере — это один из «скальных» отелей северной части Доминикуса. Помимо обычных отельных номеров здесь есть и жилье в виде апартаментов. Уровень очень приличный, все современно, практично и свежо.

На территории тоже очень чисто, песок просеян и причесан граблями. Отсутствие толп отдыхающих придает дополнительный шарм.

Пещера с евроремонтом, общежитие для игуан и прочие чудеса

Этот кругляш напрямую сообщается с внешним морем:

Пещера с евроремонтом, общежитие для игуан и прочие чудеса

Это не совсем отель в чистом виде, помимо апартов, здесь есть и отдельно стоящие частные домики, хозяева которых получают в пользование всю инфраструктуру комплекса. Вот, например, один из таких домиков, принадлежащий всемирно известному итальянскому футбольному тренеру:

Пещера с евроремонтом, общежитие для игуан и прочие чудеса

Вскоре вчетвером садимся в машину и едем к Пещере Чудес. Здесь необходимо упомянуть, что в доминиканских поездках я в качестве навигатора использую Maps.me, обычно это приложение работает чуть хуже привычного мне Навитела, однако сильно никогда не подводило. За исключением этой вот пещеры — она указана неправильно, с погрешностью в несколько километров. Мы немного поблукали по пыльным замусоренным грунтовкам, пока не провели устный опрос местного населения и не выяснили правильный путь. Потеряли минут 15, что, впрочем, особо нам не навредило.

И вот прямо у трассы видим искомый указатель, большие 3D буквы: Cueva de las Maravillas. Сворачиваем, проезжаем среди почти европейской сельской идиллии — аккуратно подстриженная травка, размеченные дорожки, вокруг мирно пасутся лошади. Паркуюсь в этой пасторали, идем к кассам.

Здесь выясняется, что посещение возможно только в составе групп, вот прямо сейчас есть испаноязычная группа, а англоязычная будет минут через 10. Ну, думаем, что там такого непонятного, язык не имеет значения, хоть индейский. Идем с испанцами? Идем!

Испанцы — это 5–7 бодипозитивных доминиканских девушек. Они всю дорогу веселятся и делают непрерывные селфи. Ведет их столь же молодая доминиканка, она веселится вместе с ними и задумчиво разглядывает указатели. Вскоре мы перестали различать, кто тут гид, а кто турист, бродим сами по себе, благо, указатели присутствуют. Первый вход в пещеру находится в трех минутах ходьбы от касс. Но сначала нас пристально осмотрела дежурящая около входа игуана:

Пещера с евроремонтом, общежитие для игуан и прочие чудеса

Пройдя этот фейс-контроль, идем внутрь. Издалека вход кажется обычной дырой:

Но дальше в саму пещеру ведет такая вот дорожка, камни имеют зеленый оттенок, вместе с подсветкой выглядит это немного инфернально:

Пещера с евроремонтом, общежитие для игуан и прочие чудеса

Доминиканские девчонки успели затеряться где-то в глубинах пещеры, мы специально слегка отстали. Везде висят таблички с запретами на фотосъемку. Я человек законопослушный, банки не граблю, всегда включаю поворотники, но… Для этого ведь и отстали.

Входим.

Пещера с евроремонтом, общежитие для игуан и прочие чудеса

Поначалу все очень похоже на обычные пещеры:

Пещера с евроремонтом, общежитие для игуан и прочие чудеса

Но вскоре попадаем в просторное помещение с покрытым сияющей плиткой полом и разбросанными под стенами точечными светильниками.

Пещера с евроремонтом, общежитие для игуан и прочие чудеса

Наши дамы выражают восторг, мы с Олегом более сдержаны, Олег дает определение: Пещера с евроремонтом. Да уж, каких только пещер я не видел — и с поездом внутри, и с реками-озерами, и с мостами, но с мраморным полом? Вроде вижу впервые.

Заметил слабое шевеление в углу, подхожу — на лиане сидит паучара размером с мою ладонь:

Пещера с евроремонтом, общежитие для игуан и прочие чудеса

Мне показалось, что не все его руки на месте, но пересчитывать не особо хотелось.

Перешли в еще один зал, затем в следующий.

Пещера с евроремонтом, общежитие для игуан и прочие чудеса

Неплохо, но от названия «Пещера Чудес» я ожидал чуть больше. В конце последнего зала установлен лифт, он ведет вниз, но все закрыто.

Видимо, ниже пещера имеет еще ярусы. Ну ладно, закрыто, так закрыто. В этом зале дальняя часть свода обрушена, можно легко выбраться наружу.

Пещера с евроремонтом, общежитие для игуан и прочие чудеса

Идем назад к выходу-входу. На открытом пространстве караулит еще одна игуана. Хотя, возможно, это та же, первая:

Обожаю игуан. Пока самую красивую я видел у нас на болотце, на пути к морю. Она была оранжевая с серыми полосами, крупным ирокезом и дисками в районе шеи. Этакая игуана-панк. Ни фотоаппарата, ни телефона с собой в тот раз не было. В дальнейшем я там видел парочку других, но не таких красавиц. Ладно.

Далее по указателям подходим к еще одному входу:

Пещера с евроремонтом, общежитие для игуан и прочие чудеса

Несколько шагов — и глазам открывается вот такая картина:

Пещера с евроремонтом, общежитие для игуан и прочие чудеса

И никого нет. Доминиканки словно испарились, надеюсь, их не съели игуаны. Мы ходим здесь вчетвером. Пещера, поначалу полностью темная, начинает оживать, то там, то сям загорается спрятанная подсветка, освещая площадки, масштабные залы и причудливые потолки. Сначала показалось, что освещение управляется датчиками движения, но нет, похоже, оно включалось-выключалось по какому-то своему алгоритму.

Пещера с евроремонтом, общежитие для игуан и прочие чудеса

Ну вот, другое дело, это уже в большей степени соответствует названию. Особо доставляет радости то, что кроме нас — никого. Мы усердно щелкаем дивайсами, изредка обмениваясь впечатлениями. Небольшое неудобство — отовсюду сочится вода и на дорожках скапливаются лужи, в сандалиях немного неуютно.

А вот и первый рисунок индейцев Таино, я бы предположил, что это грудь, но тогда где вторая? Возможно, просто индейское эмодзи, смайлик.

Пещера с евроремонтом, общежитие для игуан и прочие чудеса

И вот тут наша идиллия заканчивается — откуда-то материализовался человек в сапогах, используя неплохой английский, он твердо настоял на прекращении съемки. Я попытался было воззвать к здравому смыслу — дык ведь без вспышки — но он был непоколебим. Что ж, индейский смайлик оказался издевательским, духи таино знают толк в троллинге. Вздохнув, я спрятал фотоаппарат в сумку. Видимо, это гид той англоязычной группы, которой мы не дождались, а группа — это мы. В этом есть и плюс — человек повел нас в глубину нового зала, выполняя функцию гида. А в том зале полным полно индейских рисунков. И такие, и этакие, и люди, и звери, и нарисованные, и высеченные. А еще красиво подсвеченное озерце с кристальной водой. Кстати, именно сюда ведет тот лифт, что я упомянул выше. Гид сказал, что он закрыт в связи с эпидемией. В общем, этот последний зал оказался самым интересным. У меня аж скулы свело от досады, что не могу все это запечатлеть.

Что я изначально знал об этой пещере? Только то, что здесь много рисунков Таино, есть игуаны, да, пожалуй, и все. Самое время рассказать чуть подробнее.

Открыта пещера сравнительно недавно, с годом открытия информация мутноватая, вроде бы 1926, но лишь в 1949 году было сделано первое описание. Это сведения из Википедии, больше там практически ничего нет. Остальное — из рассказа гида.

Всего наскальных изображений здесь более пяти сотен, их возраст — от 500 до 1000 лет. Индейцы в пещере не жили, но проводили шаманские обряды (гид показал изображения шаманов) и прятались от врагов. Также здесь находили приют беженцы (наверное, из других племен). Помимо реалистичных картинок на стенах присутствуют абстрактные геометрические фигуры, видимо, среди индейских художников водились свои Кандинские, Фальки и Малевичи. Есть даже рисунок существа, более всего похожего на Чебурашку (вопрос: бывал ли здесь Успенский?). Вся эта живопись выполнена глинистыми минералами красноватых оттенков. Есть, как я уже упоминал, и рельефные изображения.

В 2000 году начата масштабная реконструкция объекта (евроремонт), работу всю делали бойскауты, что бы это ни значило. Помимо обустройства полов, дорожек с перилами и подсветки, пришлось кое-где расширить проходы. После трехлетних работ, в 2003 году пещеру открыли для посещения.

Гид поворчал, что туристы своими головами часто сшибают сталактиты, показал обрубки и посетовал, что новые отрастают слишком долго. Думаю, он имел в виду сталактиты, а не головы.

В общем, нам там очень понравилось. Вышли, гид зовет идти дальше. Идем. Он рассказывает, что местные любят полакомиться игуанами, много их убивают ради мяса. И вот возле пещеры было решено устроить что-то вроде питомника, где сейчас содержится порядка 400 игуан. Вот как это выглядит:

Пещера с евроремонтом, общежитие для игуан и прочие чудеса

К сожалению, все местные игуаны имеют землистую окраску с небольшими вкраплениями синего, на фоне бежевой почвы и синей стены это дает снимкам странную цветовую гамму. При этом по отдельности каждая выглядит вполне привычно:

Пещера с евроремонтом, общежитие для игуан и прочие чудеса

Размер наиболее крупных на вскидку — более метра. Я ранее никогда не видел такого количества игуан вместе. Вольеров обнаружилось миниум два, второй был более разнообразен по цветовой картинке, т. к. там есть растительность. Правда, рептилии были более рассредоточены. Но самое интересное — две игуаны там сцепились в драке, до предела разевая свои синегубые пасти:

Пещера с евроремонтом, общежитие для игуан и прочие чудеса

Совершив несколько отчаянно резких движений, они замирали примерно на минуту, затем продолжали в том же темпе.

Гид сказал, что драки — дело у игуан частое. И поторопил на выход. Но мы и сами уже собрались. Жаль, забыл спросить у гида, насколько вкусны игуаны. Я крокодилятину пробовал, а вот игуанину нет. Остается добавить, что во время нашей экскурсии ни одно животно не пострадало.

Нам эта пещера понравилась, местами даже очень. Картинки таино — таинственное завораживающее зрелище. Я, кстати, теперь, когда вижу творения доминиканских художников, обращаю внимание на заимствования некоторых фрагментов из рисунков именно той пещеры. Это же относится и к фрагментам оформления дизайна различных ресторанчиков, лавок, а также футболок и сумок. Другими словами, мне теперь доступнее культурный код творческой сферы доминиканцев.

Место однозначно стоит посещения. Если жить в Байяибе и иметь авто, то не заехать сюда просто грех.

А следующий рассказ из Доминиканы здесь.