Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Хуан Долио — Доминикана Февраль 2021

Если из нашего Доминикуса (Байяибе) с утра поехать в Пещеру Чудес, то после посещения остается много свободного времени. А тут как раз совсем рядом с пещерой есть курортное местечко — Хуан Долио. Именно с него начинались мои предварительные поиски места для жизни в Доминикане. Еще в России я перебирал фотки и описания, отвергая одно, другое, третье. Я тогда выбрал Доминикус, и ни разу об этом не пожалел, особенно жена, она буквально влюбилась как в Доминикус, так и в Доминикану в целом. Я позже напишу итоговый пост о своих впечатлениях от страны, подытожу многие плюсы и минусы, поделюсь рукомендациями по выбору пункта назначения при желании посетить Доминикану. А пока — Хуан Долио. Я изучал этот городок с практической целью, но что-то меня тогда остановило, даже не могу вспомнить, что именно. Теперь вот захотелось посмотреть своими глазами. Олег с Верой охотно присоединились, едем.

Пещера Чудес находится на противоположной от моря стороне трассы, нам надо проехать чуть дальше и развернуться, так рекомендует Maps.me.

Сначала заехали на пять минут на неведомый пляжик, который расположен несколько дальше нашей цели. Сделали пару фоток, поражаясь, насколько сильны волны в сравнении с Доминикусом. Пляж имеет незамысловатое название — Карибе:

Хуан Долио и Бока де Юма

Здесь пришлось отбиваться от пляжных приставал, все хотят денег: за стоянку, за лежаки, за взгляд налево, взгляд направо. Я имею мягкий характер, но он быстро твердеет при встрече с приставалами. Уехали.

Хуан Долио, как оказалось, понятие растяжимое в прямом смысле слова. Нет четкой границы городка, отели и рестораны начинаются задолго до цели. Раз уж мы тут, решили выйти выпить кофе и осмотреться. Парковочные зазывалы отчаянно жестикулировали, показывая каждый на свою зону. Я привык платить по 50 песо за стоянку на час-другой, здесь же озвучили 150. Да уж… Впрочем, может, тут на берегу тот самый потерянный рай? Идем смотреть.

Ну, скажем так, пляж не очень — и волны, и водоросли, и невнятный рельеф. Но, возможно, просто был ветер сильнее обычного.

Вдали видны небоскребы, это и есть собственно Хуан Долио:

Туда мы скоро подъедем, а пока гуляем здесь. Попытка пройти направо не принесла нам счастья — берег там узкий, неприветливый:

Хуан Долио и Бока де Юма

Значит, идем влево. Здесь чуть поинтереснее, но все равно, откровенно говоря, так себе. Повторю, возможно, на восприятие повлиял ветер, вот даже желтый флаг вывесили:

Хуан Долио и Бока де Юма

Кофе выпить не получилось, все кафе были какие-то эээ… слишком местные, не манили уютом. Ладно, для ознакомления достаточно, едем дальше. На стоянке я слегка умерил аппетит «парковщика», дал ему всего 100 песо, пояснив, что машина стояла тут всего синко минутос. Конечно, и 100 много, но ладно уж, просто другой купюры и не было.

Проезжаем неспешно еще минут 10, вижу место для парковки в тени, оставляем машину (никаких парковщиков), идем сквозь ресторан к морю. Здесь пейзаж тоже не баунти-стайл, но терпим:

Хуан Долио и Бока де Юма

Проходим еще дальше, и вот, наконец, самая изысканная часть Хуан Долио:

Хуан Долио и Бока де Юма

Здесь и море поспокойнее, и песочек явно ухоженный, в-общем, глазу приятно. Ресторан есть, но он только для «членов клуба». Дискриминация. Что ж, поищем еще. Нашли, только не на пляже, а за первой линией, приличный, чистенький, пообедали. Все было неплохо.

Впечатления от Хуан Долио — да, здесь хорошо, но только в очень малой его части. Какие тут цены на жилье, я не стал выяснять, очевидно, выше среднего по Доминикане. Для отпуска — отлично, а вот для долгой жизни скорей всего дороговато. Если не иметь четкого представления о местечке, то можно нечаянно вселиться в примыкающие районы, считая, что это тоже Хуан Долио, но там нам не понравилось. Так что возник повод еще раз порадоваться нашему выбору Доминикуса.

Вторая поездка была совершена на следующий день. На этот раз ездили втроем, я с женой и Олег, Вера не смогла.

На карте Доминиканы в юго-восточной части виден довольно большой полуостров, без населенных пунктов, весь покрытый зеленью, абсолютно весь. Это Национальный парк Котубанама. С запада последний городок, примыкающий к нему — наш Доминикус, с востока точно так же примыкает Бока де Юма (Устье Юмы). Вот туда мы и едем.

Через пару минут после съезда с трассы нас тормозит патруль. Люди в погонах и с автоматами. Спрашивают документы, даю права. Пассапорте, говорит полицейский. Но пассапорте, отвечаю. Дело в том, что здесь по автоправам своей страны можно ездить ограниченный срок, если не путаю, до трех месяцев. После чего нужны местные права. Вот полиция и смотрит дату прибытия в паспорте, если срок превышен, выписывается штраф (либо включается коррупция). Я научен, что в подобных обстоятельствах нельзя показывать знание языка, даже английского (вдруг кто-то из них владеет). Вот и сижу, мычу что-то на ломаном английском (он у меня и так не очень), перемежая русскими словами. Парень с автоматом спрашивает Олега, тот вообще молчит и улыбается. Полисмен показывает жестом, что сейчас закует нас в наручники. Я с трудом удерживаюсь, чтоб не протянуть ему сведенные вместе руки, сижу, глупо улыбаюсь. Минуту спустя мне возвращают права, мол, ладно, езжай. Ну ладно, едем.

Сначала по пути заезжаем в деревню Сан Рафаэль. Это типичная доминиканская деревня, местами аккуратно подчищенная, местами брутально неприглядная. У нее есть свой колорит, но лично меня подобное не цепляет. Чуть в сторонке от деревни находится локальная достопримечательность — дом известного конкистадора Хуана Понсе де Леона. Объект есть на Maps.me, подъехали, запарковались, туристов не видно.

Что мы знаем об этом Хуане? Парень вроде бы участвовал (в Википедии сказано: «не исключено») во втором походе Колумба. Но точно известно, что на этом острове, называвшемся тогда Эспаньол, он с 1503 года, подавлял здесь индейские восстания, за что получил пост наместника восточной части острова. Построил дом и стал править. Затем метнулся на Пуэрто-Рико, ведомый слухом о тамошних залежах золота (с золотом неудачно, зато основал там будущую столицу). Потом загорелся поиском источника вечной молодости (родника), который, опять же, по индейским слухам, находился на одном из островов севернее Эспаньола. Для этого он снарядил корабль и отбыл на север, в результате чего открыл полуостров и назвал его Флоридой. Погиб он во время второго путешествия во Флориду, получив ранение отравленной стрелой во время стычек с индейцами.

Жилище этого неуемного человека в Доминикане — не просто дом, а дом-крепость. Так он выглядит со стороны входа:

Хуан Долио и Бока де Юма

Обращает на себя внимание очень малое количество окон, их малый размер и то, что все они находятся на втором этаже. А вот здесь видно, что как минимум одна из стен имеет отрицательный наклон:

Очевидно, нашему Хуану было чего опасаться.

Олег хотел попасть внутрь, я был к этому равнодушен, жена колебалась. Но, увы, внутрь не пускали, из-за Ковида музей закрыт. Попытка склонить смотрителя к незаконному обогащению тоже не удалась. Что ж, уходим. А, вот еще внимание привлекает старинный колодец:

Хуан Долио и Бока де Юма

Дальше можно поехать вдоль реки в Бока де Юму, а можно пересечь реку Юма по единственному тут мосту и пробраться на красивый уединенный пляж. Время есть, чего б не попробовать, едем. После моста дорога превращается в грунтовку, вскоре проезжаем такую крошечную деревню, что Сан Рафаэль в сравнении с ней кажется крупным городом. Деревенский быт здесь как на ладони, это было бы неплохо поснимать, но пришлось бы остановиться и стать центром внимания всей деревни, а такое я не очень люблю. Да и неизвестно, вдруг это повлекло бы за собой враждебность. Отравленные стрелы… а нам абсолютно нечем отстреливаться…

Дорога становилась все хуже и хуже. До пляжа оставалось 6 км, когда встречный мотоциклист показал жестами, что мы не проедем дальше. Там виднелась огромная лужа, скорей даже болотце, соваться туда на легковушке точно не следовало. Развернулся и направились в Бока де Юму.

Приехали по нормальной дороге, запарковались, пошли на осмотр.

Городок сам по себе ничем не примечателен, здесь главная фишка — побережье. Оно скалистое и рельефное.

Хуан Долио и Бока де Юма

Напротив центральной зоны городка в море виден островок:

Вроде бы кусок скалы и все. Но есть маленькая изюмина, островок имеет подковообразную форму, а внутри прячется микроскопический пляжик:

Хуан Долио и Бока де Юма

Ближе к месту впадения реки есть небольшой мыс с фортом. Это называется Parque del Fuerte — Парк Форта.

Хуан Долио и Бока де Юма

Две ржавые пушки, одна из которых соржавела чуть ли не в ноль, — современницы Хуана Понсе де Леона, который именно из этого места отплывал за золотом к Пуэрто Рико.

Эта пушка нацелена на море:

Эта — на устье реки:

А это само устье:

Хуан Долио и Бока де Юма

Тучи на снимке совсем не намекают, что скоро будет дождь, вот вид с той же точки в другую сторону, там безмятежное небо:

Граница городка немного не доходит до реки:

Хуан Долио и Бока де Юма

А вот вдали виден тот уединенный пляж, до которого мы не смогли доехать:

На этом мысе чувствуется какая-то приподнятость духа, даже уходить не хочется. Но главная прелесть — пеликаны. Они облюбовали этот кусочек берега для весьма активной охоты. Один за другим низвергаются с неба в морскую синь, поначалу нарезая круги над водой в поисках цели:

Хуан Долио и Бока де Юма

После удачной охоты они либо покачиваются на волнах, либо сушат перья на том самом островке:

А вот и сама охота:

Хуан Долио и Бока де Юма

А этот пеликаша, поймав рыбину, уселся на воду, чтоб спокойно проглотить свой обед:

Хуан Долио и Бока де Юма

После прогулки по мысу-форту идем к машине, хотим отъехать еще немного дальше, правей городка. Проходим мимо череды ресторанчиков, ради которых многие сюда и приезжают. Главный манящий фактор — шикарные виды из этих ресторанчиков. Вот один из них, остальные очень похожи:

На улице человек продает рыбину и лобстеров, рыбина типа красного снэпера, может, и не он, но похож. Я поинтересовался ценой — 600 песо за либру, а лобстер 750 за либру. Поясню, либра — это фунт, немного меньше чем полкило, а чтоб перевести песо в рубли, надо умножить на 1.3 Производим вычисления и получаем ~1560 рублей за килограмм рыбы. По мне, это грабеж. В рыболовецком то городке. А лобстер получается около 2000 руб за кило. Муй каро, говорю продавцу (слишком дорого), тот воодушевился самим фактом моего ответа и стал трясти рыбой более энергично, прошел за мной метров 10–15, расхваливая товар, но вскоре отстал, сраженный пониманием отсутствия шансов. Кстати, вылов лобстеров в стране был запрещен всего спустя несколько дней — сезон размножения, за нарушения крупные штрафы и вообще, вплоть до тюрьмы. Правильно, лобстеров надо беречь.

Отъехали чуть дальше, здесь пейзажи кажутся более суровыми, словно мы не в карибской стране, а в Скандинавии. Скалы, волны, ветер. Есть неподалеку интересное местечко, что-то вроде внутреннего пляжа. Скала имеет арочную форму, нижняя часть арки под водой, а со стороны берега образовался водоем, сообщающийся с морем. Само по себе это могло быть очень фотогеничным, если б не два обстоятельства: сильные волны и обилие мусора (то ли его нанесло штормом, то ли это постоянно здесь так). В интернет-путеводителях этот объект описан так: эффектный естественный бассейн с небольшим пляжем — популярное место отдыха и купания молодых людей.

Снял вот, по возможности исключив из кадра мусор (а значит, и пляжик):

Берег полностью скалистый, неприступный:

Хуан Долио и Бока де Юма

А это — восточный край того полуострова, с другой стороны которого прилепился наш Доминикус:

Видно, что эта сторона имеет заметную приподнятость по сравнению с другим краем, который плоско лежит почти вровень с морем. Можно пофантазировать на тектонические темы, но не буду. А вот на климатическую тему попробую. Ветер в этих местах имеет преобладающее направление с востока, путь ему решительно преграждает этот полуостров с довольно высоким берегом. Получается, другая сторона полуострова как бы защищена. Вот в Доминикусе и ощущается дефицит волн. Но это чисто фантазии, хотя…

Рядом с Бока де Юма есть еще одна пещера, широко известная в узких кругах Cueva de Berna, в которой много петроглифов индейцев. Я, зная ответ заранее, спросил Олега и жену. Нет, конечно, нет, с пещерами перебор. Тем более мы вчетвером недавно ходили пешком в еще одну пещеру (о ней кратко будет в следующей, последней части). Я тоже не горел желанием, особенно с учетом запретов на фотосъемку.

Что ж, наше небольшое путешествие закончено, теперь домой в Доминикус. Стоило ли ехать в Бока де Юма? Я считаю, стоило. Очень эффектное побережье, свежий воздух, уютные ресторанчики, пеликаны. В более спокойную погоду отсюда на лодках возят желающих на уединенный пляж, а также вверх по реке, там много интересностей. В частности, пещерка, где скрывался известный карибский пират (и, как всегда в подобных случаях, интерес подогреватся рассказом о ненайденных кладах). Еще на берегах Юмы много игуан и птиц. Мы управились с визитом в этот пункт примерно за час, но вполне можно превести тут и целый день, особенно, если куда-нибудь сплавать на лодке. И, конечно же, пещера с петроглифами, не будь наш запас любопытства истощен, обязательно заглянули бы и туда.

Конец. Кажется, это была предпоследняя часть. В последней (среди прочего) я подведу итог четырехмесячному проживанию в Доминикане.

PS. Оказалось, что будет еще одна часть, а потом уже последняя.