Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Бока Чика, Байяибе‎ — Доминикана Ноябрь 2020

И вот я лежу на нежном песочке у кромки моря, позволяя набегающим волнам лизать мне пятки, наблюдаю за парящими в небе фрегатами. Тут и самое время вспомнить, как все начиналось. В середине сентября мы с женой прибыли из Турции и приготовились терпеливо ждать разрешения на поездки в ЮВА. Ибо, как я всегда считал, зимой нет ничего лучше ЮВА. Время от времени я шерстил авиаагрегаторы на предмет каких-нибудь неожиданных предложений. Но все, что могло там появиться, я уже изучил и отверг. Занзибар? Хм… возможно, но на восточное побережье ехать не хотелось, а Нунгви и Кендва дороговаты для длительного проживания. ЮАР? Очень даже неплохо, поездки, интересности и все такое, но тоже дороговато, мой финресурс выразил озабоченность. У нас ведь вопрос стоял о длительной поездке, минимум на месяц, максимум до апреля. Да, можно осесть в Дурбане, но там несколько более криминально, чем хотелось бы, ведь на долгий срок придется селиться отнюдь не в охраняемом отеле…

И вот уже ноябрь, у нас никаких новых планов, но в разгар печальных раздумий приходит месседж от знакомых — А не хотите ли в Доминикану? Я аж стакан с виски уронил. Щас, говорю, надо вникнуть. По мере вникания идея обрела вполне привлекательные черты. Перелет непрост, сначала Стамбул, там 5-часовая пересадка, потом Панама через Боготу, в Панаме ожидание часов 10, и потом Санто-Доминго. Причем в Доминикане действует комендантский час, в будни с 21:00, в выходные с 19:00. Звучит страшновато, но на деле там все равно темнеет рано, а если жить в апарте, то рестораны не так важны (особенно в ковидные времена).

Тот рейс Турецких авиалиний, о котором речь, нам подходил по двум причинам: а) цена, всего 32 000 руб на человека, б) минует Америку и Великобританию (где нужна виза даже при транзите). Решено, летим.

Знакомые улетали 10 ноября, мы на тот же день не успевали по некотрым личным причинам. Далее обнаружилась забавная картина: рейс этот обладал мерцательной аритмией, он то появлялся в поисковиках, то исчезал, да и мерцал у одних агрегаторов, отсутствуя напрочь у других. На сайте Туркишей его тоже не было. В наши смутные времена это обычно признак того, что не стоит рассчитывать на такой рейс. Но знакомые ведь купили и имеют билеты на руках, все как полагается, бронь приверяется на чекмайтрип.ком, все в порядке. Что ж, деваться некуда, купили и мы, на 21 ноября (это первый рейс после 10-го, который намерцал нам агрегатор, следующий — 24-го).

Билеты есть, встал вопрос о месте проживания. Я почему раньше в Доминикану не ездил? Потому что читал, смотрел картинки и решил, что это не мое. Я любитель прозрачного моря, скальных пейзажей, галечных пляжей среди утесов… А там — длинные песчаные пляжи, бирюзовая вода (а значит, непрозрачная) и весь берег в отелях. У жены тоже есть свои запросы: чтоб не было ветра и волн, а там есть и то, и другое. Но эти соображения имеют значение, когда есть альтернатива, в нынешнем мире особо перебирать нечего. Но, тем не менее, можно выбрать место. Доминикана занимает примерно 2/3 острова Гаити, на западе — страна Гаити, на востоке — Доминикана. Этот остров, наряду с Кубой и Пуэрто-Рико образует гряду, ограничивающую Карибское море с севера. Соответственно, есть два берега, карибский и атлантический, и там, и там достаточно много курортов. Разница, казалось бы, невелика, но она есть. Северное побережье — это океан. Там волны и ветер. Юг — Карибское море, там спокойнее. Но почему все поголовно не едут на юг, а, наоборот, предпочитают атлантический север? Потому что Атлантика — это белый песок, широкие пляжи, более новые отели и более развитая инфрастуктура. Самое раскрученное место — Пунта-Кана (плюс Баваро), это северо-восток. В доковидные времена туда летали чартеры из России настолько часто, что непрерывный поток самолетов заслонял загорающим солнце. Увы, сейчас летают вроде бы только из Киева, но и это неточно.

Я выбирал долго. Знакомые наши уехали в Баваро, сняв там апарт через Букинг.ком. Я же продолжал шерстить интернет в поисках того идеального места, где мы будем счастливы. В конце концов выбрал — Байяибе. Это юго-восток острова, недалеко от города Ла Романа, карибское побережье. Строго говоря, населенного пункта с названием Байяибе нет, так называют курортное место, состоящее из двух городков: Лос Мелонес и Доминикус. В первом из них находится порт, из которого стартует множество экскурсий на острова, почти нет пляжей, шумно и суетливо. А вот второй, Доминикус, гораздо более привлекателен для нас. Это тихий городок, в нем есть несколько крупных отелей, но куда ж без них. Зато в остальном идиллия: здания не выше трех этажей, респектабельные виллы, ухоженные домики, небольшие ресторанчики и обилие зелени. Я провел изыскательные работы на аирбнб.ком, нашел подходящий апарт с кухней, собственной парковкой, садиком и двумя кондиционерами, забронироал на месяц.

Остался еще вопрос с трансфером из аэропорта. Самолет прилетает в столицу около десяти вечера, аэропорт находится на восток от города, как раз в нашу сторону. Я хотел взять в прокат машину и таким образом закрыть сразу две проблемы (поздний прилет и трансфер), но, прикинув алгоритмы, отказался. А вместо этого забронировал на первую ночь отель в местечке Бока Чика, что восточнее аэропорта (т. е. по пути в нашу сторону). В столицу заезжать я не хотел — ковид в Доминикане сосредоточен главным образом именно там. А в Бока Чику добраться решено на такси. Утром оттуда на автобусе уже двинемся в свой Доминикус.

Настал день вылета. Мы с женой опытные путешественники, знаем закон — чем на более долгий срок едешь, тем меньше вещей нужно. У нас все уложилось в два рюкзака, плюс сумка с фотоаппаратом и сумка с дроном, обе маленькие. Куртки оставляем в машине, на ногах — летние кроссовки. Первая (и единственная) неожиданность — один рюкзак заставили сдать в багаж. Превышение не по размерам, а по весу — можно не более 4 кг (информация есть на сайте, но я изучил лишь размеры в сантиметрах, а на килограммы не обратил внимания, увы). Я вынул оттуда ноутбук и со щемящим сердцем наблюдал, как мой незащищенный пленкой и замками рюкзак уезжает по ленте куда-то в темные недра. «Багаж получите уже в Доминикане» — известила тетенька на регистрации. Я лишь вздохнул.

В Стамбуле ожидание прошло на удивление гладко, народу не очень много, был интернет. Самолет до Панамы нам достался отличный — Боинг 787–900, очень удобный современный лайнер. У нас оказалась замечательная соседка — Катя, девушка, по мере общения вызывавшая все большее восхищение. Чего стоит только один факт — они вдвоем с подругой на мотоциклах (!) проехали их Владивостока в Питер. В общем, за разговорами с Катей время пролетело незаметно.

Техническая посадка в Боготе, из салона не выходили. Мы сходили к открытым дверям, подышали колумбийским воздухом. Через час полетели в Панаму. где предстояло самое длительное ожидание. При заходе на посадку внизу показались Жемчужные острова, а затем и столица.

Панама-Сити:

Нечаянная Доминикана

В аэропорту Панамы мы с огромным сожалением расстались с Катей, она ушла искать врата в Канкун, мы же принялись ждать вылета. Дождались, улетели.

Вот и Санто-Доминго. Добраться до Бока Чика, как и предполагалось, в комендантский час можно только на такси. 30 долларов, 10 минут — и мы вселяемся в отель. Отель был выбран для одной ночевки, требования минимальные, но все оказалось лучше ожиданий. Утро, завтрак, до отъезда в место постоянного пребывания я успел пройтись по городку, в том числе посетил пляж.

Пляж Бока Чика:

Нечаянная Доминикана

Бока Чика в целом не понравилась. Городок какой-то грязноватый, суетливый, пляж, может, и ничего, но мелко и пейзажи вокруг не вызывают восторга. Но это мой субъективный взгляд. Наверное, здесь очень хорошо с маленькими детьми — напротив пляжа, метрах в двухсот от кромки берега виден риф, о который разбиваются волны, что вместе с пологостью дна создает идеальные условия для безопасного плескания в море.

С переездом в Байяибе нам повезло. На автобусной остановке процессами рулил черный парень, спросил, куда едем, что-то пробубнил в рацию, через пару минут подъехал минивэн, подозрительно респектабельный. Я на всякий случай спросил — сколько? По 200 на каждого, был ответ. Размышляя, а не 200 ли это долларов (ведь такси примерно столько и стоит, а в наши планы оно не входило), мы загрузились в уютную прохладу минивэна, уселись на кожаные сиденья и огляделись. Да мы тут одни! Немножко сюррелиастично, но приятно. Водитель мчал 140 км/ч, ровно через час мы оказались в своем Байяибе, правда, до дома не довез, высадил на остановке. Оказалось, да, 400 песо всего (~ $7 за двоих). Фантастика. Наверное, водитель ехал забрать людей из отеля, а по пути немного подзаработал.

Апарт наш представляет собой квартиру на первом этаже в охраняемом кодоминиуме, на тихой боковой улочке. Вот тот белый дом, внизу зеленая изгородь, это оно:

Нечаянная Доминикана

Внутри он выглядит примерно так:

Нечаянная Доминикана

Снаружи приличный участок, часть его — собственная парковка, часть — патио со столиком и стульями.

Нечаянная Доминикана

Раз уж я рассказываю о Доминикусе, вот немного картинок его улочек:

Нечаянная Доминикана

На снимках видны пальмы веерного типа, мне они почему-то особенно милы.

Нечаянная Доминикана

Вдоль улочек растут кустарники с красивыми цветками, жена говорит, гибискус. Я ей в этом верю, на все 99%.

Гибискус(?):

Нечаянная Доминикана

Также часто на улицах встречается какой-то цветущий суккулент, тут жена только пожимает плечами: родствнник молочая?

А вот кокосовые пальмы во дворах узнаю даже я:

Нечаянная Доминикана

Пора перейти к побережью. Пляж в Доминикусе весьма и весьма хорош, песочек светло-желтого цвета, спокойное море с разными оттенками бирюзы, не очень мелко.

Нечаянная Доминикана

А еще здесь есть своя фишка — маяк полосатик.

Нечаянная Доминикана

Маяк, скажем прямо, ненастоящий. Зато привлекает внимание. А под ним устроено кафе, есть как простые лежаки, так и королевские покои с балдахином.

Нечаянная Доминикана

Тонкости доминиканских пляжных законов: с одной стороны, все пляжи в стране являются достоянием общественности, т. е. свободны для посещения, но, с другой стороны, если вы забредете на пляж пятизвездочного отеля, бросите там полотенце и раскинете свое тело, к вам, вполне вероятно, подойдет охранник и вежливо попросит здесь не лежать. Говорят, можно возмущаться и вызывать полицию, но не всем это по нраву, большинство просто уходят. Мы сначала дней пять гнездились на безлюдном пляже отеля Иберостар, рядом с маяком-полосатиком, а потом нас попросили. Возможно, все это оттого, что пандемия, многие отели закрыты, но охраняются, вот охрана и не пускает никого. При этом пройти просто по пляжу в любую сторону — без проблем. Хотя нет, по пляжу отеля Wyndham не разрешают даже пройти. Иногда. А иногда можно. Вот этот пляж:

Нечаянная Доминикана

А это вид оттуда в сторону маяка:

Нечаянная Доминикана

В-общем, все сложно, пандемия вносит существенные коррективы в пляжную жизнь Доминиканы. Мы располагаемся на разных пляжах, более часто — на плайя публико, что нам ближе всего. Не знаю, что тут было с количеством народа в доковидные времена, но сейчас с утра человек 5–10 на весь пляж, после полудня прибывают местные, пожалуй, до 20–25 человек. В субботу и воскресенье, конечно, возникает большой наплыв, местные приезжают из Ла Романы и других городов, тогда становится многолюдненько. Места всем хватает, но мы иногда уходим дальше влево, там есть совсем пустые зоны.

На публичном пляже обитает банда местных птичек. Поначалу я думал, что это просто разные стайки прилетают-улетают, но присмотрелся — ага, вот одна хромоножка с поджатой лапкой, вот две окольцованные зелеными пластиковыми ярлычками. Это одна и та же стая. Я с недавнего времени стал интересоваться птицами, которые попадаются на глаза, по-крайней мере, пытаюсь выяснить их название. С этими песчаными крошками пришлось немного напрячься, но выяснил, это Песочник-крошка (Calidris minutilla). Из семейства то ли куликовых, то ли бекасовых (что одно и то же). Живут не только на теплых пляжах, но и в тундре, например. Вот они:

Нечаянная Доминикана

Невзрачные сбоку, они выигрышно смотрятся сверху, когда низко летят.

Нечаянная Доминикана

А что же с фрегатами, спросите вы. Есть у меня и фрегаты. Похоже, фрегатов здесь больше, чем чаек. Они парят над береговой кромкой поодиночке, но могут сбиваться в стаи, почуяв возможную добычу, часто сопровождают рыбацкие лодки.

Но наиболее привлекательно они смотрятся, когда парят в высоте, порой неподвижно зависая во встречных воздушных потоках. И, кстати, это не просто фрегаты, а великолепные фрегаты (Fregata magnificens):

Нечаянная Доминикана

Это, наверное, самочка (у самца на горле красный мешок, который он надувает во время брачных игр):

Нечаянная Доминикана

Есть здесь и пеликаны. Они предпочитают отсиживаться в левой части (если лицом к морю) пляжа, где мало людей. Но время от времени наведываются и в зону плайя публико. Снимать их в полете трудно, если вдали еще можно нормально сфокусироваться, то вблизи их скорость сильно затрудняет процесс. Ну, по крайней мере, у плохих танцоров. Я поснимал немного, хороших кадров пока нет, может, позже будут. Пеликанов хорошо снимать на воде или на взлете, в Мексике я много нащелкал когда-то.

И напоследок, закрывая птичью тему, еще одно пернатое, которое я так и не опознал. Издали был похож на пеликана, но при увеличении видно, что не он:

Нечаянная Доминикана

Возможно, крупная ацтекская чайка. Поскольку я попыток снять что-либо пернатое отнюдь не оставил, а срок пребывания тут ожидается немалым, возможно, новые фотки будут появляться в следующих частях. Хорошо, например, позирует местная серая кукушка, но я всегда видел ее, когда был без аппарата и даже телефона. Колибри, опять же…

Теперь дрон. Он у меня, естественно, с собой, полетать я уже успел. Видео будет позже, а вот фоточки с дроньего полета могу уже вставить.

Это Доминикус, вид с южных его границ:

Нечаянная Доминикана

Как видно, первая линия у моря отдана во власть отелей. Жилые кварталы городка — красные скопления крыш чуть правее зоны отелей. А вдали можно заметить второй городок — Лос Мелонес (или, как иногда считается, собственно Байяибе).

Нечаянная Доминикана

А на юг с этой же точки вид такой (немного против солнца, поэтому море бликует):

Дальше Доминикуса уже ничего нет, целый полуостров в первозданном состоянии, называется Национальный Парк Котубанама. Если бы верхний снимок простирался еще дальше и правей, то в кадре появился бы известный остров Саона.

Перемещаемся на противоположный край Доминикуса. Здесь городок имеет четкую границу, вот забор, внутри отель, а снаружи начинается безжизненная скалистая береговая полоса и джунгли.

Северный край Доминикуса, вечер:

Нечаянная Доминикана

Отели этой зоны имеют особенность, они «скальные», т. е. здесь нет песчаных пляжей, берег представляет собой скалистое плато, метра на полтора возвышающееся над морем, с вертикальной кромкой, часто имеющей отицательный наклон. Строители отелей разумно обыграли такой рельеф, разместив на краю уступа бассейны, к морю же можно спуститься по ступенькам в специальных местах.

Эти скальные отели довольно респектабельные и дорогие, их тут штук пять. А дальше начинаются обычные пляжи.

Вот фактически весь Доминикус:

И взгляд на север с этой же точки, там виден Байяибе (Лос Мелонес):

Нечаянная Доминикана

В следующей части я расскажу и о Байяибе. А пока можно подвести итоги знакомства с Доминиканой и городком Доминикус.

Собрался разбить все на четкие плюсы и минусы, но притормозил, озадачившись, ведь предпочтения людей разнятся настолько, что плюсы и минусы могут меняться местами. Я парень толерантный, поэтому уточню, что описываю исключительно свои личные (и примкнувшей ко мне жены) взгляды, вкусы и предпочтения. К другим взглядам отношусь с пониманием и даже мысли не имею их критиковать.

Итак, лично нам с женой в Доминикане нравится то, что здесь почти всегда облачно, т. е. бывают ясные дни, но чаще всего в доминиканском небе присутствуют облака разных размеров и плотности. Это очень хорошо с точки зрения защиты кожи. Я понимаю, что сгореть можно и под облаками (проходили не раз), но уже имея определенный загар, можно не сильно тревожиться. Мы перестали мазаться кремами дня через три. И в целом погода здесь радует, даже после очень жаркого дня наступает ночь, приносящаю прохладу.

Нам нравится дружелюбное отношение местных жителей к туристам. Да, чаще всего такое отношение есть во всех странах, но все же отметить стоит. Доминиканцы всегда здороваются, встретившись глазами, Ола-Ола, крайне редко бывают навязчивы (по-крайней мере, в нашем городке этого нет, в поездках да, сталкиваться приходилось).

В стране неплохой уровень цивилизации — хорошие дороги, медицина, почти везде принимают оплату картой, в городах очень приличные сетевые супермаркеты. Очень хороший кофе. Очень хороший ром.

Но есть и минусы. Для меня главный из них — комары. Я немало поездил и ранее доводилось бывать в очень комариных местах, например, на российском Севере, но здесь комары доставляют наиболее сильное неудобство. В той же Шри-Ланке их ничуть не меньше, но там повсеместно распространены балдахины над кроватями, они снимают почти все проблемы. Здесь балдахины почему-то не приняты. На всех окнах и раздвижных дверях установлены сетки, казалось бы, действенное решение. Однако, увы. Каждую ночь без исключения я гоняюсь за ними. Управляющий апартом (Марио, итальянец) выдал мне специальный дивайс — что-то типа ракетки для большого тенниса, но вместо струн там металлические нити. В ручке батарея, нажимаешь на кнопочку, бьешь по летящему комару, он, искрясь, сгорает. Этакий гриль для насекомых. В теории, как всегда, здорово, совсем не так в жизни. Проблема с доминиканскими комарами в том, что они прячутся, а отнюдь не сидят на светлом фоне в ожидании истребления. Я трачу час на обшаривание каждого сантиметра комнаты, не нахожу, ложусь, выключаю свет и спустя 15 мин начинается писк над ухом. Все повторяется. Перепробовал все местные спреи, спиральки и фумигаторы (ром на ночь тоже) — без толку. Есть ли шансы истребить всех комаров в помещении и не впустить новых? «Шансы велики, но вероятность мала». Короче, комары в Доминикане — проблема (лично для меня).

Вторая проблема, рангом поменьше — время. Для моей работы наиболее важна первая половина дня в Москве. В Азии это весьма комфортное соответствие, здесь же я встаю утром, а в Москве уже в районе 15:00. Пришлось урезать свою работу, что заставляет вспомнить третий минус Доминиканы — относительная дороговизна. Нет, это вовсе не Швейцария, не Флорида и даже не мексиканская юкатанщина, здесь подешевле. Но все-таки дороже, чем Юго-восточная Азия. В супермаркете с первого взгляда все кажется дешевым, ценники, переведенные в рубли или доллары, радуют. Однако ннельзя забывать, что это указана цена за фунт, т.е, грубо, за полкило. Но в целом, в первом приближении цены соответствуют московским, что-то заметно дороже, что-то дешевле.

И последнее, что условно можно отнести к минусам — дорогая электроэнергия. Доминикана держит почетное второе место в мире по цене киловатт-часа. Поэтому обычные доминиканцы редко устанавливают в свои дома кондиционеры. Но если уж приезжают в отель, где он есть, то ставят его на минимальную температуру и почти не выключают, даже когда уходят надолго. Владельцы больших отелей учитывают это в цене, владельцы гестхаузов и апартов не готовы оплачивать счета за бездумное расточительство и всегда (особенно если есть кондиционер) оговаривают, что электричество оплачивается отдельно. У нас в квартире два кондиционера, мы включаем их редко и помалу, благо, ночи прохладные. Сколько там набежало, узнаем через недельку. В среднем, говорят, за месяц жизни в апарте люди платят от 50 до 130 электрических долларов.

Вот вроде и все. Еще можно упомянуть криминал, но, а) его в местах, подобных Доминикусу, мало, б) комендантский час снизил его еще больше. Но, говорят, всякое бывает, особенно в неблагополучных районах столицы. А в курортных местах раньше шастали гастролеры. Отсюда постоянная охрана во многих жилых комплексах, часто видны мужики с ружьми, а в неохраняемых домах на окнах всегда мощные решетки.

А еще в Байяибе море расположено ровно на запад от берега, поэтому часто бывают красивые закаты. Хороший повод завершить рассказ.