Турист Asiagate (AsiaGate)
Asiagate — была сегодня 19:20

Бродарица — Хорватия Июнь 2011

В один из дней своего отпуска в Хорватии мы решили отправиться на остров Крапань — настоящий рекордсмен среди множества островов и островков в акватории Шибеника.

Вид с воды: ноль метров над уровнем моря

Крапань (Krapanj) расположен в 400 метрах от побережья — через узкий пролив от населённого пункта Бродарица (Brodarica), одного из курортных посёлков, которых на Шибенской Ривьере Хорватии великое множество.

Вид с воды: ноль метров над уровнем моря

Он — самый низкорасположенный из всех населённых островов Адриатики: находится практически на нулевой отметке, его поверхность в самых высоких местах поднимается над уровнем моря всего на 1.25 метра. Страшно даже представить, что с ним будет, если опасения экоактивистов подтвердятся и уровень мирового океана на самом деле поднимется.

Ещё один рекорд: остров Крапань является самым маленьким из населённых островов в Адриатическом море. В середине прошлого века на островке площадью 0.356 км² проживало более 1500 человек. А в начале XVI века здесь уже было 200 домов.

Вид с воды: ноль метров над уровнем моря

В XV веке Крапань принадлежал Шибенскому капитулу, который продал его в 1436 году знатному человеку по имени Томи Юрич. Владелец передал необитаемый тогда остров францисканцам, которые построили здесь часовню, а в 1446 году — монастырь (Franjevacki samostan).

Сегодня обитель известна тем, что в ней имеется небольшой музей, а в её трапезной находится полотно «Последний ужин» работы Франческо ди Симоне да Сантакроче (начало XVI века). К сожалению, мы не знали об этом заранее — как всегда умны задним умом. Но может кто-то соберётся туда, и теперь будет знать, что надо обязательно увидеть на острове.
Обнаружили и такую вот заброшенную церквушку:

Вид с воды: ноль метров над уровнем моря

Жители селения, возникшего вокруг монастыря, несмотря на отсутствие источника питьевой воды, пастбищ и пахотных земель, процветали — конечно, за счёт моря: они занимались рыбной ловлей и добычей губок. Этому ремеслу их научили прибывшие в начале XVIII века переселенцы с Крита.

Вид с воды: ноль метров над уровнем моря

Отдельные губки добывались с помощью гарпуна с лодки, иногда опытные ныряльщики доставали их с 15-метровой глубины. Добыча губок оказалась весьма прибыльным делом — в Венеции их отрывали, что называется, с руками. В середине XIX века на острове было уже 40 лодок, поставлявших губки в Венецию. В 1893 году здесь появилась первая в Хорватии экипировка и оборудование для подводного плавания. Таким образом, Крапань с чистой совестью может считаться родиной дайвинга на балканском побережье Адриатики. В том же году были открыты кооперативы по ловле губок, и процесс их добычи в промышленных масштабах пошёл.

Вид с воды: ноль метров над уровнем моря

В лабиринте узеньких улочек Крапаня мы набрели на частный мини-музей дайвинга — просто небольшая коллекция старинных предметов на тему погружений и магазинчик с губками. Купили несколько штук на сувениры.

Вид с воды: ноль метров над уровнем моря

Инфраструктура, которая облегчила быт местных жителей, начала развиваться на острове со второй половины XX века. В 1964 остров был обеспечен проточной питьевой водой, а в 1967 — 1972 здесь были вымощены дороги и набережная.

Вид с воды: ноль метров над уровнем моря
Памятник жителям острова, павшим в годы войны.
Морской котик

Длина береговой линии острова всего 3 620 метров, нам не составило труда обойти его весь по кругу и не спеша за пару часов — нашли совершенно потрясающие, безлюдные места.

Вид с воды: ноль метров над уровнем моря

Среди относительно недавних сооружений — отель Hotel Spongiola 4* 2005 года постройки, в названии, как вы понимаете отсылка к морским губкам: spužva — губка, спонж. Отель весьма приличный и пользуется спросом у молодожёнов и любителей спокойного уединённого отдыха. Также на острове можно поселиться и в апартаментах, арендовать лодку и исследовать окрестности.

На остров Крапань из Бродарицы ходит паром, вот его расписание:

Вид с воды: ноль метров над уровнем моря

Большинство туристов всё-таки предпочитают жить на материке, в Бродарице, в Подсоларско (как мы), в Шибенике (до которого 5 км) или в огромном туристическом комплексе «Соларис». Из Шибеника в Бродарицу легко попасть по трассе Magistrala, идущей на юг, на авто или автобусе, который курсирует раз в час (отправляется от остановки у банка Jadranska banka рядом с рынком) или на автобусе Шибеник — Сплит. Посёлок будет первым населённым пунктом на вашем пути. Он протянулся между трассой и морем примерно на 3 км. Сама Бродарица мало чем примечательна, но в ней есть множество вариантов отличного частного жилья.