Турист Александр Бесфамильный (puzzle)
Александр Бесфамильный — был 23 марта 9:35
Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.

Карлуково, Голец — Болгария Сентябрь 2018

Начало (Беларусь-Украина)

Молдова-Приднестровье

Румыния

Болгария (начало)

Шесть километров пути от села Малык-Извор до Гложенского монастыря (Гложенският манастир «Свети Великомъченик Георги Победоносец») — дорога не для слабонервных. Условия те же, что и в направлении «7 престолов», но только там лес, а здесь серпантин. Благо, что встречные авто не попались, поэтому мне не пришлось думать, как разъехаться. Одинокая продавщица сувениров попыталась было обилетить за парковку. Но я ей заявил, что «сначала стулья…». Дело в том, что в этом монастыре я планировал заночевать, а с постояльцев спрос особый.

Вряд ли в Болгарии есть монастырь, который способен конкурировать с Гложенской обителью в плане живописности расположения.

Возведен он на вершине горы и подобен крепости.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 14

Убедиться в этом сполна залётному посетителю нелегко — места нужно знать, откуда смотреть.

Поэтому лучшими иллюстрациями этому факту будут живописные полотна, которые мы могли лицезреть в самой обители.

Снаружи периметр из деревянных монастырских келий, висящих над пропастью, смотрится крайне ненадёжно.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 14

Но со стороны внутреннего двора всё выглядит куда как основательней.

Но только до тех пор, пока не захочется выглянуть в окно — снова как-то становится не по себе.

Панорамы с высоты сооружения, разумеется, впечатляют.

Но в связи с вышесказанным надолго залипать совсем не тянет.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 14

Обитель, к слову, подвергалась разрушениям, вызванным землетрясениями. Последний раз — в 1913 году. Касалось ли это жилых и вспомогательных помещений, мне доподлинно неизвестно. Но то, что церковь здесь именно по этой причине была отстроена заново лишь в 1931 году — факт известный.

К счастью, ценный резной иконостас смог пережить все эти катаклизмы, в чём и мы смогли убедиться воочию.

А вот с заселением мы пролетели. Под предлогом проведения ремонта в ночлеге нам отказали. Хотя свободные меблированные комнаты в обители были определённо. Обидно вдвойне. Во-первых, потому, что мой план поездки более не предусматривал остановок в монастырях. Во-вторых, — на ровном месте возникла проблема, которую вскорости придётся каким-то образом решать.

Облазив все немногочисленные щели и закоулки обители, мы (на самом деле лишь я) озабоченно отправились обратно.

Итогом мозгового штурма стала простейшая мысль о том, что действовать нужно, не отклоняясь от первоначального сценария. То есть ехать по запланированному маршруту, а с наступлением темноты подумать о поиске ночлега. Впрочем, для начала я поинтересовался возможностью заселения в деревне Малык-Извор, но дело было в пятницу вечером, и всё немногочисленное арендное жильё оказалось либо занято, либо забронировано потенциальными туристами и отдыхающими.

Последняя опция на сегодня — пещера Проходна, что совсем рядом с селом Карлуково. Вообще-то, к пещерам я отношусь очень спокойно. В моей «коллекции» их и десятка не наберётся. Тем не менее считаю, что этого вполне достаточно, потому как поразить ещё чем-либо меня уже вряд ли получится. Особенно сейчас, когда акцент повсеместно делается на цветовую подсветку, что создаёт искусственность восприятия. Совсем другое дело — пещера Проходна, которая не является подземной, а врезается в чрево горы и пронзает её насквозь, как можно понять из названия. Здесь можно обойтись и без подсветки. Главное — попасть в неё засветло, что мы и успели сделать, подъехав к ней практически вплотную. Важный аспект — вход в неё бесплатный и круглосуточный.

Немного цифр: длина — 262 метра; высота малого свода, он же южный вход — 35 метров; северного большого — 45 м.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 14

Последний — это самый высокий пещерный свод в Болгарии.

Вообще, пещеру эту наверняка видели почти все русскоязычные граждане, у кого дома есть телевизоры или же те счастливчики, кто имеет возможность периодически посещать кинотеатры.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 14

Дело в том, что именно здесь снималась одна из самых эффектных сцен фильма «Турецкий гамбит».

Отличительная особенность пещеры Проходна — два миндалевидных «окна» в её сводах.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 14

Глядя на них, даже человек с небогатым воображением без труда догадается, почему эти «окна» называются «Глазами бога» или «Глазами дьявола».

Зависит это, видимо, от того, кто во что верит. Ну, и от времени суток.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 14

Кстати, попали мы в пещеру в не очень удачное время, поэтому и какие-либо световые эффекты не застали.

Зато там практически никто не путался под ногами. Только лишь одна компания сыграла роль «высотомера».

Впрочем, Маша обычно с этой ролью тоже справляется на ура.

Рядом со входом в пещеру Проходна неплохое место для дикого кемпинга. Увы, из соображений гигиены и безопасности мы такой вид отдыха не практикуем, поэтому нам нужно срочно позаботиться о собственном ночлеге. Чтобы поймать устойчивый 3G сигнал, пришлось заехать в центр города Луковит. Я хотел подыскать что-нибудь подходящее в Ловече, потому как этот город очень мне симпатичен, но самый оптимальний вариант обнаружился несколько ближе — в селении Голец.

На часах 21:00 — в сентябре по сути это уже ночь. На улице ни души. Дом, соответствующий координатам из «букинга», признаков жизни не подаёт. Я без пользы метаюсь по улицам в поисках хоть какой-нибудь подсказки. Безнадёга, короче. Через несколько минут подъезжает машина, пассажиры которой тоже вроде как что-то ищут, но найти не могут. На мои наводящие вопросы они лишь пожимают плечами. С тем и уезжают. Возможно, это событие как-то повлияло на нашу судьбу, потому как ещё через несколько минут к нам подкатила мутная парочка — смахивающая на бандершу тётка и её сынок или племяш. Радушно поприветствовав, предложили следовать за ними. Пропетляв по безумным улицам Гольца, где я едва не сел на брюхо (и это в идеальных погодных условиях), мы с горем пополам достигли цели. Далее начался эмоциональный диалог, в ходе которого пару раз всплывали термины типа «Матильда/Брунхильда», на что я никак не отреагировал. Это была моя ошибка, поскольку именно так назывались апартаменты в этом объекте проживания. Бронируя, я вполне естественно сему факту значения не придал.

Зато я запомнил, как должны выглядеть интерьеры комнаты. Поэтому, когда нас решили развести и заселить в тесный чулан с двумя кроватями и санблоком на коридоре, я решительно запротестовал. Впрочем, хозяйка сдаваться не собиралась. Сохраняя видимость любезности, продолжала куда-то названивать и шушукаться со своим провожатым. Я, в свою очередь, демонстрировал скрин своей брони. Продолжалось это не менее получаса, после чего конфликт был улажен. Нас отвели в «Матильду», которая и оказалась тем самым номером, который я забронировал.

До сих пор не могу понять природы данного недоразумения, но доподлинно знаю, что это у них не впервой. К слову, нашими соседями по объекту размещения оказалась группа из трёх болгарских студентов, которые оказались в Гольце после горного похода. За условия проживания, аналогичные тем, которые нам пытались впарить, с них запросили далеко не самую адекватную цену. Пережив эмоциональное потрясение, мы даже толком не ознакомились с опциями объекта размещения. Поэтому, вместо того, чтобы организовать ужин на отлично оснащённой кухне-столовой, раскочегарили газовую горелку в собственном санблоке (подальше от противопожарной сигнализации), где сварили макароны и вскипятили чайник.

Впрочем, на этом наши злоключения не закончились. Вместо того, чтобы как следует отдохнуть в действительно очень уютной обстановке, мы первую половину ночи вынуждены были слушать собачью перекличку, где солировала хозяйская овчарка.

А после того, когда эта мерзкая собака угомонилась, настала очередь, по всей видимости, мышей. Эти твари вплоть до самого рассвета безостановочно возились в толще стены как раз на уровне наших голов. Мои периодические постукивания заставляли их замереть лишь на несколько секунд.

После столь безумной ночи, несмотря на полную выхолощенность, утро субботы 8 сентября мы встретили с огромным энтузиазмом. Этому в немалой степени способствовал тот факт, что с ночлегом я определился заранее. Соответственно, программа дня была уже предопределена. К тому же должна она была стать не очень насыщенной, с акцентом на прогулки на природе и малым пробегом на авто.

Выползли из дома после девяти. Попрощались с хозяйкой сквозь зубы. Еле выехали из «топографической ямы», в которой находится объект размещения. Пополнили в очередной раз запасы топлива. И в полодиннадцатого прибыли на паркинг у Деветакской пещеры (Деветашка пещера). Успели вовремя. Стоянка вместительная, но в выходной день она быстро заполняется. Вход платный. Альтернативного пути, видимо, нет, потому как для попадания внутрь нужно преодолеть мост через реку Осым.

Высота входного портала составляет 30 метров, но за счёт огромной ширины смотрится он гораздо внушительнее, чем каждый из двух входов в пещеру Проходна.

В глубине пространство ещё больше расширяется, а высота сводов достигает 60 метров.

Отличительных особенностей у Деветакской пещеры две. Первая — это наличие семи окон-проёмов в её сводах.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 14

Вторая — протекающий сквозь неё ручей.

Впадает он в Осым, а зарождается где-то в недрах пещеры, которая простирается на два с лишним километра.

Вода в ручье прозрачна как слеза.

Небольшая влажность создаёт особый микроклимат, способствующий развитию диковинных растений.

В Деветакской пещере есть и второе ответвление. Оно тёплое и сухое, но очень короткое. Проход туда закрыт. Видимо, потому, что там гнездятся колонии ласточек и летучих мышей. К слову, доступ в пещеру Деветашка полностью перекрывается с 1 июня по 31 июля на период размножения тварей, здесь обитающих.

Центральный зал пещеры, где легко смогут вписаться три футбольных поля, производит наиболее сильное впечатление.

В его глубине можно взобраться на так называемый алтарь, откуда открываются самые впечатляющие виды.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 14

На этом «тема пещер» закрыта. В Болгарии их ещё много, но подземные пещеры, как я уже писал ранее, мне не очень интересны.

Далее - Еменский каньон, этносело Боженци

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия