Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 15:59

Республика Северная Осетия-Алания — Россия Ноябрь 2020

Начало или Как вы яхту назовете…

Трекинг 1: Гора Кубус и водопады Тамази

Трекинг 2: Ледник Караугом

Трекинг 3: Край серебристых водопадов

В Средневековье Северной Осетии

Трекинг 4: Джип -тур по горной Дигории

Как бы я не оттягивала момент написания завершающего рассказа о своей невероятной и наполненной положительными эмоциями осенней поездке в сказочную Дигорию, но закончить эту очередную трекинговую эпопею уже пора. Но как же приятно, пусть и виртуально, вновь оказаться там, в солнечном октябре, подарившем замечательнейшую теплую погоду, безумное голубое небо, которое бывает лишь в горах и окружившем меня самой разнообразной цветовой палитрой, какую только можно представить.

Зима вышла на финишную прямую, мы и не заметим, как очаровательная весна нехотя уступит место яркому лету и я вновь буду паковать рюкзак. Да, да, после трудного выбора, таблицы сравниваемых показателей и прочей подготовительной суеты место очередной дислокации для трекингов уже выбрано и застолблено, а я погрузилась в тревожно-приятную стадию ожидания и предвкушения.

Итак, наступило последнее утро в горах, традиционно ранний подъем и прогулка по большой и разнообразной территории базы «Порог неба»! Где мы еще не успели побывать, что еще не увидели?

Чудесная страна Дигория: манящее безмолвие ледника Тана-цете

Ах да, там, за отдельно стоящими деревянными домиками шумит горная река Урух, на каменистом склоне, спрятанная за раскидистыми ветвями деревьев стоит беседка. Вода в реке матовая, словно в прозрачную бирюзу подмешали молоко.

А теперь по быстренькому телепортируемся на невероятно живописную поляну Тана, образованную на месте торфяного болота.

Чудесная страна Дигория: манящее безмолвие ледника Тана-цете

В самый первый день мы уже здесь побывали и я не буду повторяться, с каким трудом преодолела резкий подъем в 400 метров до поляны, шагая по натоптанный тропам перевала Комы-Арт. Нет, все же уточню: за 4 дня походов тело мое привыкло к трудностях, понимая, что спуску ему не будет, оно стало заметно терпеливее и выносливее, что не могло не радовать хозяйку. Поляна Тана расположена в удобном месте и является не только отправной точкой нескольких маршрутов, мы, например, ходили налево — на гору Кубус, но и отличным местом для отдыха.

На поляне, словно специально приспособленный для этого лежит огромный камень — монолит, на котором можно расположиться большой компании, особенно в теплое время, когда он нагрет солнышком. А дружно разместившись — полюбоваться видневшейся вдали небольшой перемычкой Суганского хребта,

Чудесная страна Дигория: манящее безмолвие ледника Тана-цете

растянувшегося на 23 километра по территориям Северной Осетии и Кабардино-Балкарии. Но сегодня, сидя в партере природного театра, мы не ограничимся любованием ледяного безмолвия издали,

мы оправимся к красавцу леднику как можно ближе! Так не будем же задерживаться, рюкзаки на плечо, палки в руки и вперед — от камня по едва заметной тропинке ведущей вправо!

Чудесная страна Дигория: манящее безмолвие ледника Тана-цете

Путь по ущелью вдоль хребта Танадор предстоит дальний — это на первый взгляд кажется, что ледник вот он, протяни руку и дотронешься, но это обман зрения.

Чудесная страна Дигория: манящее безмолвие ледника Тана-цете

Поэтому будем идти в окружении великолепной осенней галереи и наслаждаться потрясающими сюжетами. На всем протяжении пути, словно искрящаяся на солнце ледяная путеводная звезда, в обрамлении гор и снежных пиков

Чудесная страна Дигория: манящее безмолвие ледника Тана-цете

перед нами будет красоваться виновник торжества — ледник Тана-цете, а еще его можно называть просто Тана, уменьшительно так и нежно.

Великолепное манящее безмолвие, от которого невозможно отвести взгляд…

Чудесная страна Дигория: манящее безмолвие ледника Тана-цете

Он словно магнитом притягивает снова и снова, но отвлекаться приходиться, хотя бы ради того, чтобы мимолетно глянуть на тропу или сфокусировать камеру для очередного, уникального кадра.

Чудесная страна Дигория: манящее безмолвие ледника Тана-цете

Сегодня с нами в непростой и самый дальний поход отправился Пес с базы, упитанный, медлительный он то забегал вперед, то отставал, пропуская всех. Частенько запыхавшись спускался по камням к горной реке Танадон, рожденной от ледника Тана и своим большим языком быстро хлебал ледяную воду. Мы все гадали, когда же песик устанет и повернет назад, но он оказался ответственным туристом: взялся за дело- значит иди до конца и закончи маршрут! Можно только представить, сколько же раз за свою жизнь он преодолевал разнообразные маршруты в составе туристических групп!

Чудесная страна Дигория: манящее безмолвие ледника Тана-цете

Тропа ныряет вниз, потом немножко идем по ровной поверхности, затем подъем и так далее, пока не выходим на сравнительно горизонтальную часть пути, если не учитывать каменные глыбы, преграждавшие путь, корни деревьев и умопомрачительные пейзажи!

Чудесная страна Дигория: манящее безмолвие ледника Тана-цете

Я опять задерживаюсь в поисках уникальных осенних кадров, конечно же отстаю от группы, потом догоняю и так бесконечно! Но иногда отстав, я не спешу соединиться со всеми и тогда меня преследует чувство отрешенности от реального мира, от человеческой суеты, только я и мироздание. Среди склонившихся надо мной скал, царственного ледника, приближающегося с каждым часом пройденного пути я чувствовала себя крошечной песчинкой, затерявшейся во времени и пространстве. И только шум бурной реки Танадон, с грохотом перекатывающейся по камням, возвращал меня в действительность.

Чудесная страна Дигория: манящее безмолвие ледника Тана-цете

Шли мы уже очень долго, мои ноги стонали и подкашивались, в какой-то момент меня даже затошнило (давление) и остановившись я, словно завороженная, уперлась глазами в ледник. Глубокий вдох- выдох — укоризненный взгляд на ледяное безмолвие

Чудесная страна Дигория: манящее безмолвие ледника Тана-цете

и так несколько раз — вдруг подействовало, стало легче и я не спеша пошла далее! Завидовала самым резвым, которые уже подобрались к месту пикника:

Чудесная страна Дигория: манящее безмолвие ледника Тана-цете

кто-то остался готовить обед, а остальные разбрелись по живописным окрестностям в поисках самых лучших локаций для фотосессий.

Чудесная страна Дигория: манящее безмолвие ледника Тана-цете

Очередная моя победа и очередное чудо природы рядом. Один из крупнейших ледников Дигории — Танацете образовался благодаря многовековым нагромождениям снега в зоне вечной мерзлоты, начинающейся с высоты 3600 метров. Роскошный древний ледник окружен несколькими вершинами, самая высокая из которых Лабода — 4314 метров над уровнем моря.

Чудесная страна Дигория: манящее безмолвие ледника Тана-цете

Стол готов, дежурные зовут всех обедать, но нереальность присутствия в этом умопомрачительном месте тормозит понимание и напрочь отбивает желание есть.

Чудесная страна Дигория: манящее безмолвие ледника Тана-цете

Но отдыхать надо, как и подкрепиться, поэтому беру бутерброд, отхожу в сторону и усаживаюсь на камень с видом на прекрасную сверкающую на солнышке бело-голубую жемчужину Дигории.

Общая площадь наледи ледника Тана в настоящее время составляет 3,4 квадратных километра. В самой широкой части ледник достигает 1,5 километра, затем постепенно сужается до 170 метров и ниспадает вниз серебряными струями чудесных водопадов. Один из таких водопадов стремительно и изящно спадает совсем недалеко от нашей поляны.

Чудесная страна Дигория: манящее безмолвие ледника Тана-цете

Неопровержимый и доказанный факт вносит грусть в мои мысли — ледник Тана, тает гораздо быстрее, чем другой ледник Дигории — Мосота. Он отступает слишком стремительно — до 70 метров в год, это чрезвычайно печально и пока необъяснимо.

Солнышко, пощекотав кончиками лучиков скальные изгибы, не спешит прятаться, оно решило еще немного поиграть с нами и помешать запечатлеть качественные фото. Но с помощью Айфона мне удалось сделать пару-тройку кадров, глядя прямо в смешливые глаза Светила!

Чудесная страна Дигория: манящее безмолвие ледника Тана-цете

Путь назад… чаще он проходит гораздо легче, чем путь вперед: нет муторных и нудных подъемов, остановки реже и картинки знакомы. Хотя разница в освещении делает пейзажи другими и их непременно надо зафиксировать.

Тропа знакома и наш инструктор уже не следит так ответственно за своей группой, как по пути туда, он уже знает кто на что способен и каждый из нас награжден его доверием. Поэтому наш женский коллектив растянулся по тропе и мне можно идти спокойно, не спеша и практически в одиночестве, наслаждаясь последними мгновениями единения с природой.

Чудесная страна Дигория: манящее безмолвие ледника Тана-цете

Можно рассмотреть еще один ледник, расположившийся справа по ходу движения, на который раньше просто не хватило времени.

Чудесная страна Дигория: манящее безмолвие ледника Тана-цете

Выйдя на финишную прямую, инструктор дождался всю группу и озвучил приятное сообщение: «Вечером намечается прощальный ужин, банкет в беседке. Всем одеться потеплее и не опаздывать!» От такой приятной новости усталость как рукой сняло, да к тому же не надо спешить в столовую.

Из окна нашей комнаты была видна большая беседка и движение внутри. Отдохнув, мы собрались и подошли к ней пораньше — ну как же, надо же помочь! Но были приятно удивлены тем, что инструктор Илья и помогающие ему девочки буквально выдворили нас троих вон — вас позовут! Уважение к самой возрастной категории группы? Ну что ж, пойдем прогуляемся. К вечеру заметно похолодало, поэтому гулять в темноте ежась от морозной свежести было не очень приятно и мы опять двинулись в сторону беседки — там же горел камин и можно было погреться.

Пришли как раз во время — нас уже разыскивали, все расселись за длинным столом и банкет начался!

Чудесная страна Дигория: манящее безмолвие ледника Тана-цете

Стол ломился от яств: горячие осетинские пироги с разными начинками, фруктовый пирог, так полюбившийся нам еще в первый день тура, когда мы праздновали день рождение одной из участниц. Но гвоздем программы конечно же была форель, запеченная в фольге на углях. Пропитанная лимонным соком она была божественно вкусная и буквально таяла во рту! Все это гурманство мы запивали красным домашним вином.

Затем началась традиционная часть — вручение именных «медалей» и краткие характеристики каждого из участников. Невероятно приятная и трогательная процедура, на которой я узнала, что заслужила титул: Походный фотоохотник.

Чудесная страна Дигория: манящее безмолвие ледника Тана-цете

А в это время подоспел шашлык, о боже, но мы кажется уже наелись и куда же его теперь?

Замечательный вечер подошел к концу, пора было расходиться, а я задумалась: неужели в обязанности инструкторов входит подготовка банкета? Ведь эта процедура происходит минимум раз в неделю, правда маршруты разные, возможно и меню тоже. На турбазе в Дигории надо поймать форель, почистить, замариновать ее и мясо на шашлык, потом разжечь угли и все это запечь!

Еды осталось очень много, всю ее упаковали и решили, что завтра на обратном пути не будем заезжать на обед в кафе, а остановимся в каком-нибудь приятном месте и потрапезничаем на свежем воздухе.

На утро выезд был назначен на 11 часов, поэтому собравшись, мы еще разочек не спеша прошлись по тропе в сторону водопадов Тамази, наслаждаясь безумными красками очаровательной осени, подарившей нам целую неделю прекрасной погоды.

Чудесная страна Дигория: манящее безмолвие ледника Тана-цете

В дороге прямо на обочине произошла процедура принятия пищи. Холодная форель пропиталась соком и была не менее вкусная, чем накануне. Водитель угостил всех фруктами и грузинским вином.

Чудесная страна Дигория: манящее безмолвие ледника Тана-цете

В Минеральных Водах на ж/д вокзале я еще встретилась с некоторыми туристами из группы, но постепенно подходили поезда — электрички и все разъезжались по домам. Последними покинули вокзал мы с инструктором, от тоже живет в Краснодаре.

Замечательная осенняя страничка закрыта, но не забыта, человек имеет свойство жить воспоминаниями, проживая снова и снова особо запомнившиеся мгновения и мечтая о повторении.

Итоги похода к леднику Тана: Активная часть прохождения по маршруту: 16,2 км, перепад высот 1740–2330 м, (590 метров)

Данные моего шагомера с учетом утренней прогулки: 18,8 километров.