Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 15:59

Республика Северная Осетия-Алания — Россия Октябрь 2020

Чудесная страна Дигория. Как вы яхту назовете… И Порог неба

Первый день такого долгожданного тура в осенние горы начался, принесет ли он ожидаемые эмоции?

Ранний подъем, морозный свежий воздух, встреча рассвета и прогулка по близлежащим территориям базы «Порог неба» взбодрили и зарядили позитивно. Величественная красота окружающих гор, покрытых разноцветной осенней палитрой ласкала, а горные пики, укутанные сверкающим на утреннем солнышке снегом, заставляли учащенно биться и трепетать мое сердце.

Чудесная страна Дигория, день 1-й. Гора Кубус и водопады Тамази

Наша группа медленно стекалась к месту сбора. Все проверяли снаряжение, рюкзаки, обильно намазывались солнцезащитным кремом, снимали надетые утром теплые вещи — солнышко раззадорилось с самого утра и день обещал быть теплым. Взгляды всех то и дело останавливались на самой ближайшей к базе горе- Кубус, иначе называемой Медвежьей, высота которой 2340 метров. Сегодня нам предстоит познакомиться с ней поближе, совершить так называемое кругосветное путешествие вокруг нее, предварительно поднявшись на вершину.

Первый трекинговый день начался, группа бодрым шагом отправилась следом за нашим инструктором Ильей.

И пока мы шагаем по хорошо утрамбованной грунтовке, плавно и ненавязчиво поднимающейся вверх, я немного расскажу вам об удивительной горной Дигории.

Дигора — это название аула осетин-христиан, образованного в 1852 году в 52 — х километрах от Владикавказа, названного так от названия одной из этнических групп осетин — дигорон.

В 1998 году на территории Северной Осетии-Алании, в Ирафском районе горной Дигории был образован самый молодой в России Национальный парк «Алания». Парк, площадью 55 тысяч гектаров расположился в бассейне реки Урух

Чудесная страна Дигория, день 1-й. Гора Кубус и водопады Тамази

на северном склоне гряды Большого Кавказа, высота которых варьируется от 1350 метров до 4646 метров над уровнем моря — это гора Уилпата. Часть границ парка, большую территорию которого занимают скалы и ледники, соседствует с Грузией, часть с Кабардино-Балкарской республикой.

Попасть в высокогорный парк можно по одной единственной дороге, по которой ехали и мы, проложенной через каньон Ахсинта и про него я вам рассказывала в первой части.

Тем временем группа подошла к каменному изваянию буйвола, открывающего доступ в разные уголки парка: налево пойдешь — выйдешь на тропу к горе Кубус, прямо пойдешь — придешь к одному из красивейших каскадных водопадов парка АланияГалдаридон.

Чудесная страна Дигория, день 1-й. Гора Кубус и водопады Тамази

Но к нему мы пойдем позднее, а сегодня перед нами иная задача — покорение горы Кубус, высота подъема 600 метров, больше полукилометра. Я задумалась — это много или мало, как вынесу и преодолею ненавистные для меня подъемы!

Дошли до очередной базы, спрятанной среди деревьев,

Чудесная страна Дигория, день 1-й. Гора Кубус и водопады Тамази

поднялись по склону чуть выше, немного передохнули, далее преодолели железную лестницу.

А затем начался собственно подъем к основанию горы Кубус — серпантинными виражами, медленно и упрямо. Вдох через нос, выдох через рот, след в след, палки в помощь, ноги слабеют…

От периодически всплывающего в затуманенном тяжестью подъема мозгу вопрос — зачем мне все это, я отмахивалась и сбрасывала его с горы! Затем же, за красотой, за уединением, за потрясающими взор видами, за ахами и охами, за восторженным восприятием природы, за свежим горным воздухом!

Чудесная страна Дигория, день 1-й. Гора Кубус и водопады Тамази

Воспоминаниями об этих ни с чем не сравнимых минутах, сопряженных с реальным подвигом, я буду жить долгое время, смакуя их, медленно переживая заново.

Группа растянулась, согласно воле, выдержке и силе духа каждого, я же, медленно шагая по очередному витку серпантина, поднимаю голову вверх, пытаясь оценить градус подъема и длину очередного участка.

Чудесная страна Дигория, день 1-й. Гора Кубус и водопады Тамази

Мои сумбурные к тому моменту мысли прерывает Илья: «Вверх лучше не смотреть, просто идите в своем ритме и все!» Я молча киваю, но оглядываясь вниз, вижу, что там еще пара-тройка зависших туристов, гораздо моложе меня медленно преодолевает крутой участок тропы- это успокаивает.

Чудесная страна Дигория, день 1-й. Гора Кубус и водопады Тамази

Очередной подъем преодолен и далее тропа идет по горизонтальной плоскости склона. Вздох облегчения, щеки горят от напряжения, ноги дрожат и я, шагая медленнее, стараюсь выровнять дыхание, готовя себя к следующему подъему. Но через пару минут деревья расступились и душу охватила радость — впереди небольшой спуск и огромная поляна Тана, со всех сторон закрытая горными вершинами!

Когда-то давным давно на месте поляны было торфяное болото.

Чудесная страна Дигория, день 1-й. Гора Кубус и водопады Тамази

С поляны можно полюбоваться ледником Тана - Цете, к нему поближе мы отправимся позже.

Чудесная страна Дигория, день 1-й. Гора Кубус и водопады Тамази

Утопая в мягкой сухой траве поляны, мы все проходим немного далее, к огромному плоскому камню, любуясь потрясающими, открывшимися взору панорамами, деревьями, усыпанными яркими гроздьями рябины,

трепещущими колосьями сухой травы.

Чудесная страна Дигория, день 1-й. Гора Кубус и водопады Тамази

Разве это возможно, чтобы вокруг было так сказочно красиво! А сколько рябины, никогда я не видела такого буйства этих ярких гроздьев.

Чудесная страна Дигория, день 1-й. Гора Кубус и водопады Тамази

До сознания медленно доходит голос инструктора: «Привал!» и усталость отходит на задний план, ее словно бы и нет совсем. Глаза с жадностью впитывают каждый изгиб гор, каждый панорамный вид и мгновение, с наслаждением любуюсь всем, что попадает в поле зрения. Я едва могу спокойно дышать и мыслить, на глаза наворачиваются слезы блаженства и отвернувшись от всех, я судорожно вдыхаю чистейший горный воздух.

Чудесная страна Дигория, день 1-й. Гора Кубус и водопады Тамази

— Еще пять минут и под рюкзак — голос Ильи словно из преисподней возвращает меня на землю, в действительность, а ведь я не успела ни присесть, ни выпить воды или чая из термоса. И так будет всегда, все пять дней наших трекинговых походов — для меня важнее эмоции, моральное удовлетворение, чем пища насущная, а отдохну я дома.

Группа выстаивается и друг за другом, шаг в шаг вслед за инструктором выходим на тропу. Через несколько минут начинается затяжной подъем уже собственно на гору Кубус.

Чудесная страна Дигория, день 1-й. Гора Кубус и водопады Тамази

Я не люблю аналогичные подъемы, они не дают возможности перевести дыхание и собрать силы для следующего рывка — подъем и подъем, дающиеся мне невероятно сложно. К тому же и погода добавляет нагрузки — слишком жарко, в густом лесу ни дуновения ветерка и я быстро выдыхаюсь.

Со школьной скамьи мой организм не выдерживал сильные нагрузки, связанные с бегом на спортплощадках и как выяснилось впоследствии он не выносил и подъемы. Я словно превращалась в огромную ватную куклу, отказывающуюся тащиться вверх! Ни остановки на фото — паузу, ах какие красивые кусты рододендронов, жаль что нет цветов, а какие огромные деревья.

Чудесная страна Дигория, день 1-й. Гора Кубус и водопады Тамази

Ни попытки восстановить дыхание при замедленной перестановке ног и маленьком шаге уже не оказывали действенной помощи моему загнанному в угол организму.

Чудесная страна Дигория, день 1-й. Гора Кубус и водопады Тамази

И вдруг, как подарок небес, как нечто совершенно неожиданное и невероятное — привал!)) Не думала, что так буду радоваться возможности присесть на землю и на пять минут притулиться к стволу дерева! Боже, как же высоко мы уже забрались — лихорадочно мелькали в мозгу мысли, натыкаясь друг на друга!

Чудесная страна Дигория, день 1-й. Гора Кубус и водопады Тамази

Вон узенькой лентой вьется дорога, по которой мы пришли, крошечные домики баз едва заметны между листвой.

Чудесная страна Дигория, день 1-й. Гора Кубус и водопады Тамази

А вот на этой панораме, словно на карте, видна тонюсенькая нить маршрута нашего похода, по который мы пойдем через пару дней.

Чудесная страна Дигория, день 1-й. Гора Кубус и водопады Тамази

И вот опять под ружье под рюкзак и снова затяжной и наинуднейший бесконечный подъем! Горизонтальная тропа, вдруг нарисовавшаяся впереди, вызвала вздох облегчения — ну наконец-то! Это все, больше подъема не будет, правда что ли?

Пробираясь сквозь заросли рододендрона,

Чудесная страна Дигория, день 1-й. Гора Кубус и водопады Тамази

подходим к огромной сосне, которая якобы может исполнить любые самые заветные желания. Замираем, замолкаем, дотрагиваемся до старого, всего в рубцах ствола — каждый думает о своем, о сокровенном.

Я плохо соображаю, лицо горит, а щеки пылают, дыхание прерывисто, но вдруг понимаю, что мы наконец-то достигли вершины Кубуса, этой мистической, культовой горы осетинов. Именно на ней старейшины решали самые насущные вопросы своих общин, устраивали ритуальные собрания! Раз в давние времена сюда забирались старейшины родов, то неужели я могла себе позволить не дойти?

И последний пятиминутный рывок по тропе вдоль горизонтального склона и мы на месте, это действительно все, часовой привал и обед! Ура, я смогла, я на вершине Кубуса! Сравнивая маршруты последующих дней, я должна признаться, что этот для меня был самым сложным именно из-за резкого подъема, перепад высот в итоге был равен 600 метрам. Почему инструктор в первый же, ознакомительный день, поставил именно его, мне было не понятно. Зато он сразу же уяснил, кто из всех нас на что способен.

После совершения подвига, меня охватило состояние удовлетворенности, умиротворения и даже счастья. Я была там, куда мечтала поехать, я видела то, что исцеляет душу и наполняет ее новыми красками и главное желаниями на будущее!

Чудесная страна Дигория, день 1-й. Гора Кубус и водопады Тамази

Но и это еще не все — Илья показал смотровую обзорную площадку, находящуюся на уступе горы чуть ниже места привала, так называемую «вишенку на торте» и я сразу же отправилась испытывать ее на своих нервах!

Невероятная, первозданная, величественная и потрясающая красота ошеломила: ущелье Геби, гряда сурового горного массива с остроконечными вершинами Айхва, Лабода, Таймази, перевалами, ледниками.

Чудесная страна Дигория, день 1-й. Гора Кубус и водопады Тамази

Таймази — это не только четыре вершины, объединенные одним названием, это и три роскошных трехсотметровых водопада, питающихся от ледников Таймази, три изящные хрустальные ленты, стекающие каскадами по склонам гор вот уже миллионы лет.

Облокотившись о высохший ствол бедного тиссового дерева, я не могла насмотреться на это великолепие, хотелось запечатлеть в своем мозгу, отсканировать каждый сантиметр величия этого уголка Кавказских гор.

Чудесная страна Дигория, день 1-й. Гора Кубус и водопады Тамази

Вспомнив про камеру, я поняла, что солнышко в середине дня расстаралось, оно светило слишком приветливо и ярко, не оставляя шанса сделать хорошие фотографии.

Ну да ладно, главное я видела эти картины своими глазами.

Чудесная страна Дигория, день 1-й. Гора Кубус и водопады Тамази

Дежурные по кухне созывали народ к импровизированному столу: скатерть — самобранка разложила все, что было припасено в рюкзаке у инструктора Ильи.

Поели, отдохнули, нафотографировались, увидели с высоты базу «Порог неба»,

Чудесная страна Дигория, день 1-й. Гора Кубус и водопады Тамази

сделали общее фото и в обратный путь — спускаться я герой, здесь уже мне ничего не мешает, дышится легко, свободно и можно больше внимания обращать на живописные окрестности.

Чудесная страна Дигория, день 1-й. Гора Кубус и водопады Тамази

Спустившись с горы Кубус, инструктор повернул налево, т. е. в противоположную от той стороны, откуда мы пришли — предстояла вторая часть кругового маршрута. Сначала шли по ровной поверхности, восторгаясь огненно-алыми гроздьями рябин, любуясь приближающимся горным массивом, которым мы только что любовались сверху.

Чудесная страна Дигория, день 1-й. Гора Кубус и водопады Тамази

Илья спешил, время тоже, солнце спряталось, похолодало. Тропа начала свой излюбленный сюжет — вверх — вниз, через камни, корни деревьев и так без остановки, меняя очередность перечисленных преград. Вскоре она ленточкой обвила склон горы Кубус, усыпанный яркими, красными и желтыми кустами.

По обе стороны стройными рядами выстроились хвойные деревья, цепляясь за слишком пологий склон корнями.

Чудесная страна Дигория, день 1-й. Гора Кубус и водопады Тамази

Далеко внизу, зажатая отвесными скалами, шумела река Танадон.

Наша группа растянулась на тропе так, что ни впереди, ни сзади никого не было ни видно, не слышно и мне казалось, что я оказалась в лесу совершенно одна!

Чудесная страна Дигория, день 1-й. Гора Кубус и водопады Тамази

Лес раступился и мы оказались на огромной поляне, впереди идущие попадали на сухую траву, я отошла чуть в сторону от всех и уселась с видом на водопады. Мне казалось, что я нахожусь в театре, а передо мной сцена, созданная самой природой.

Второе название у водопадов Таймази — «Три сестры». О чем же плачут сестры, бесконечно сбрасывая вниз бурлящие потоки воды? Скорее всего о том, что у каждой из них свой путь и хотя находятся они всего лишь в двухстах метрах друг от друга, соединиться воедино им никогда не суждено. Пробивая путь в скалах, они создали множество уступов и с диким ревом роняют свои хрустальные слезы в реку Танадон и лишь там их струи объединяются вместе, питая собой реку. Конечно осенью водопады не так многоводны, как весной, но тем не менее грохот от стремительного падения водных струй стоит такой, что не слышно рядом говоривших.

Чудесная страна Дигория, день 1-й. Гора Кубус и водопады Тамази

Велика мощь и сила природы, как прекрасно все, созданное когда-то. Не надо никаких врачей и прописанных ими процедур- вот что лечит от любой хандры, от меланхолии, депрессии и плохого настроения. Спрятавшееся за массив солнышко опять не позволило сделать хорошие кадры, оно словно бы охраняло свою вотчину, высвечивая небо и засвечивая фото.

С трудом отлепившись от картины, все медленно отправились к базе, уже видневшейся вдали. Никто не хотел спешить и группа опять растянулась, все делились впечатлениями, воспоминаниями, я же, пройдя минут пять, ослепленная догадкой остановилась как вкопанная!

Помните мою весеннюю поездку в Дигорию и поход к водопадам от базы «Порог неба» по снегу? Именно здесь я стояла укутанная туманом или в центре огромного облака, закрывшего собой все и вся! Лишь звук с грохотом падающей где-то рядом невидимой воды нарушал тишину. Пазлы сошлись и такая приятная благодать разлилась по телу, словно я исполнила давно задуманную и казалось бы невыполнимую задачу. Дальше я зашагала быстро, с наслаждением разглядывая окружающие пейзажи, как-то иначе открывшиеся мне, они приветствовали меня словно старые знакомые!

На отдых оставалось полчаса, затем мы отправились в столовую на ужин. И там всех ждал сюрприз — оказывается у одной девочки в тот день был День Рождения. Мы сели за самый большой стол, а из кухни вышла служащая, держа в руках поднос с огромным фруктовым пирогом и свечой! Именинница смутилась, но быстро справилась с эмоциями, порезала пирог и всем досталось по огромнейшему наивкуснейшему куску пирога с лесными ягодами!

Чудесная страна Дигория, день 1-й. Гора Кубус и водопады Тамази

В программе тура заявлено: активная часть прохождения по маршруту: 14,2 км, перепад высот 1740–2340 м, (600) продолжительность маршрута 9 часов.

Мой же шагомер, добавив сюда и утреннюю прогулку, известил: 17 км. Для первого дня вполне!