Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 21:20

Республика Северная Осетия-Алания — Россия Октябрь 2020

Чудесная страна Дигория, начало и Порог неба

Гора Кубус и водопады Тамази

Ледник Караугом — чарующий алмаз Алании

На чем я там остановилась в прошлый раз? Ах да: утренний кофе у озера с видом на гору Тамази, трекинг к леднику Караугом, облепиха и форель на ужин. Следующий день разделит путешествие пополам, а значит он должен быть еще уникальнее, чем два предыдущих, если это возможно, конечно! Засыпая, я мечтала о нем, как о чем-то осязаемом, получится ли у него удивить, очаровать меня? Буду ли я в дальнейшем при вспоминании о нем улыбаться от наслаждения?

Утро не спешило приходить на смену ночи, но о его приближении мне сообщил мобильник. Прочь теплое и уютное одеяло, поспешно нацепив тапочки в темноте пробираюсь к окну, открываю штору и…:

— Девочки, просыпайтесь, вставайте и быстрее сюда, что-то случилось с месяцем!

Так рано мы еще не вставали, тем более я, но то утро навсегда останется в моей памяти. Это было удивительное явление природы под названием «рассвет». Первые трогательные мгновенья рождающегося дня, когда из-за плавных изгибов гор проступают нежнейшие мазки акварели. Я вспомнила о технике, изученной еще в художественной школе-рисование по фактурной бумаге, когда для достижения нужного эффекта перед нанесением акварельной краски лист специально смачивают водой.

Чудесная страна Дигория. День 3. Край серебристых водопадов

Утро было зябким, закутавшись в покрывала, мы как три девицы из сказки следили за действом, не в силах отойти от открытого окна. В правом верхнем углу этой картины хрусталиком сверкала огромная звезда, а рядом с нею, словно притомившись за ночь, буквально развалился тонюсенький месяц. За всю свою долгую жизнь в таком горизонтальном положении я ни разу его не видела.

Сюжет, лихо закрученный с самого утра, следовало и далее вести по аналогичному сценарию, поэтому мы начали лихорадочно одеваться, не забыв шапки-перчатки-шарфы, мало ли что, а вдруг зима, снег, метель? Но главными были не эти детали гардероба, гвоздем утренней программы был термос с кофе и желание испить его….Ну да ладно, об этом мы подумаем по ходу пьесы.

Между тем утро уже вовсю развернулось, а солнце своими лучами подавало сигналы, безжалостно высвечивая вершины гор.

Чудесная страна Дигория. День 3. Край серебристых водопадов

Вся долина была разделена четкой гранью «до» — солнце сюда еще не добралось и все вокруг застыло в мрачном ожидании и «после» — здесь уже был яркий праздник, сочными красками оживлявший пейзаж.

Чудесная страна Дигория. День 3. Край серебристых водопадов

Мы прошли мимо форелевого озера, мимо животных в вольере и далее обнаружили еще одно небольшое озерце, трава возле которого была вся покрыта инеем.

Чудесная страна Дигория. День 3. Край серебристых водопадов

Далее бодро шагаем вверх по склону, все выше и выше, к рядку новых домиков, мимо канатки. Ага, понятно, вот значит где у них тут происходит зимний отдых,

Чудесная страна Дигория. День 3. Край серебристых водопадов

но нам надо еще выше, как можно ближе к массиву Тамази. Периодически оглядываемся назад, фиксируя движение линии разграничения солнца и тени. Усталость давала о себе знать, организм, напитавшийся утренним бодрящим воздухом потребовал допинга. Впереди, чуть выше показалась груда больших камней и мы, рассевшись стайкой с видом на долину и лесистый Суганский хребет, с наслаждением испили обжигающий кофе!

Чудесная страна Дигория. День 3. Край серебристых водопадов

Вот это кайф, всем кайфам кайф! Благодарные тела ну разве что не взлетели от полученного удовольствия.

Даааа, день задался с утра и далее предполагает быть уникальным, но не пора ли нам и возвращаться?

И далее все по отработанной схеме: возвращение, фиксируем утренний километраж — 5 км, не слабо, затем завтрак — дозаправка организма, сбор группы и начало трекинга.

Этот день был необычен и наличием мало—мальских белоснежных разводов на ярком небе, разбавив синюю палитру и завершив таким образом картинку.

Чудесная страна Дигория. День 3. Край серебристых водопадов

Часть пути повторяла маршрут первого трекинга. Сегодня у нас день серебристых водопадов, без шумного и разноголосого гомона которых невозможно представить себе Северную Осетию. Видя то тут, то там белоснежные жемчужные сверкающие на солнце потоки воды, лентами спадающие по склонам гор и хребтов, понимаешь что назвали Дигорию краем «тысячи водопадов» обоснованно.

Минут через 35 указатель «Водопад Байради» приглашает свернуть вправо. Видим пару информационных щитов и нырнувшую в лес хорошо оборудованную тропинку, которая почти сразу же взяла круто вверх. В 2019 году Русгидро позаботился о безопасности туристов, оградив экологическую тропу.

Сегодня за нами увязалась собака с базы. Невооруженным глазом было заметно, что юность ее осталась далеко позади, ноги с трудом несли грузное тело, но тем не менее она преодолела сложный подъем до водопада, полюбовалась на стремительно несущиеся струи и завалилась в тень деревьев приводить в норму свое сбившееся дыхание.

Чудесная страна Дигория. День 3. Край серебристых водопадов

А мы все рассредоточились на крошечной площадке, изворачиваясь в поисках лучшего фото! 20-метровый водопад Байради, питающейся рекой Хуракомидон, жизнерадостно сбрасывал с Суганского хребта волшебный поток и исчезал в глубоком каменистом каньоне.

Чудесная страна Дигория. День 3. Край серебристых водопадов

Ощущений не хватало, поэтому я, как и некоторые другие туристы, полезла повыше по склону горы и поближе к блестящей россыпи! Хрустальные брызги словно обрадовавшись моему присутствию, окатили свежайшей ледяной водичкой и взбодрили.

Чудесная страна Дигория. День 3. Край серебристых водопадов

Зацепившись за куст, упершись ногами в сыпуху, я пыталась сделать несколько фото, сожалея о солнце, игриво подмигивающем мне прямо в камеру.

Две девочки достали из рюкзаков платья, переоделись, спрятавшись за деревья и устроили фотосессию. Но платья были не те — красного или хотя бы цвета «вырвиглаз» не было.

Мне показалось, что мы слишком нерационально использовали время, хотелось уже идти далее, что мы и сделали минут через пять, предварительно запечатлев группу на фоне водопада. Собака решила не продолжать с нами маршрут, попрощавшись и проводив группу утомленным взглядом, она потрусила назад, на базу.

Маршрут этого дня проходил в Харесском ущелье по оборудованной экологической тропе Биосферного заповедника Алания. Первая часть пути пролегает по обычной проселочной дороге — грунтовке, украшенной разноцветной палитрой осенних пейзажей.

Чудесная страна Дигория. День 3. Край серебристых водопадов

Затем перед входом в хвойный лесной массив нас встречали информационные стенды с картами, с напоминанием о правилах поведения в заповеднике, стояли мусорные баки и туалет.

Извилистая дорога вывела к крошечной смотровой площадке на узкий, зажатый скалами каньон горной реки Харес.

Чудесная страна Дигория. День 3. Край серебристых водопадов

Место очень красивое: скрученные стволы деревьев цепляясь за камни корнями едва держатся на склонах, река, прорезая скалы и сверкая своими голубыми водами на дне каньона шумит, заглушая все вокруг.

Чудесная страна Дигория. День 3. Край серебристых водопадов

Но команда идти вперед и я с сожалением покидаю эту стихию гор. Далее дорога петляет серпантином вверх, но наш инструктор решив срезать путь, ведет свой женский отряд наперез через лес по едва заметным крутым тропкам.

Вскоре вышли на большую площадку, оборудованную игровыми тренажерами.

Отсюда был виден очередной водопад, блестящей лентой скользящий среди деревьев.

Чудесная страна Дигория. День 3. Край серебристых водопадов

День был спокойный, ни дуновения ветерка, солнце уже сильно палило и идти все время вверх, хоть и по не очень крутому склону, было уже тяжело. Вдоль тропы встречались информационные стенды и интересные напоминания о необходимости беречь редкие виды животных, обитающих в заповеднике. Вот например: «Исчезнувших не вернуть, но можно сохранить оставшихся».

Лежали камни-остатки древней дороги, проходившейкогда-то в этих местах.

На одном из стендов были указаны детали нашего маршрута, а на другом описание горы Кубус. Помните, на ее вершину мы восходили в первый день и которая меня просто извела на выносливость. Сегодня я издали любовалась ею — красавица! На фото ниже гора на заднем плане и неужели мы были на самой ее вершине?

Чудесная страна Дигория. День 3. Край серебристых водопадов

А далее путь пролегал по узкой тропинке по склону горы вдоль Харесского каньона,

Чудесная страна Дигория. День 3. Край серебристых водопадов

сопровождаемые шумом реки Харес, доносящимся далеко с низу. В одном месте с небольшого уступа вниз срывается небольшой, но невероятно мощный водопад «Чертова мельница»!

Чудесная страна Дигория. День 3. Край серебристых водопадов

Впереди показалась какая-то непонятная конструкция. На этом фото хорошо видна дорога, по которой нам предстоит еще пройти.

Чудесная страна Дигория. День 3. Край серебристых водопадов

Вокруг была невероятно красиво, потрясающе красиво и я конечно же зависала, застывала слишком часто, отставала от группы, потом догоняла и так постоянно. Поэтому пока группа отдыхала, я спешила ее догнать. Только оказывалась рядом со всеми и лелеяла надежду посидеть в тени дерева, отдышаться и охладить пылающие щеки, как призыв инструктора поднимал всех.)

А мне опять было просто необходимо запечатлеть на камеру все окружающие меня детали: сухую симпатичную колючку, засохший куст, пылающие огнем и желтизной деревья, одиноко стоящие в стороне, так и манящий меня шиповник! Да перечислять можно бесконечно все то, что я хотела непременно увезти с собой на камере!

Чудесная страна Дигория. День 3. Край серебристых водопадов

Местность была живописна, казалось в ущелье в один букет собрались все оттенки осени от нежных пастельных тонов до зеленой хвои. А если к этому прибавить яркую голубизну неба, то получалась совершенно незабываемая картина, от которой захватывает дух и перехватывает дыхание. Мне хотелось остаться здесь и бесконечно любоваться всем этим буйством красок.

Чудесная страна Дигория. День 3. Край серебристых водопадов

Обратите внимание на передний план на фото внизу — это засохший иван-чай! Узнав об этом, я представила как выглядят эти окрестности в момент его цветния и когда все склоны усыпаны нежными сиреневыми полями. Безумие, не иначе как!

Чудесная страна Дигория. День 3. Край серебристых водопадов

Впереди показалось какое-то каменное строение. Оказалось это очень древняя кошара — помещение для содержания овец. Но скорее всего это было жилище для пастуха. Внутри стоит очень крепкий каменный стол, деревянный стул, лежит пачка соли. Интересное сооружение, вокруг все заросшее травой. А стены сложены так, что кажется тронь и все это строение развалится.

Остается последний небольшой подъем и мы будем на месте. Но мое внимание опять сконцентрировано на окружающих деталях и взгляд цепляется за куст рябины! Роскошная красавица, смотрится декоративно, но нет — настоящая! Как оказалось она была не одинока, несколько рябинок украшали собой местность недалеко от водопада.

Чудесная страна Дигория. День 3. Край серебристых водопадов

И вот мы у конечной цели маршрута, на высоте две тысячи местров над уровнем моря. Здесь на небольшой полянке оборудовано место для отдыха, огромный камень исполняющий роль стола и четыре лавки по бокам. У меня не оказалось ни одного фото, видимо выдохлась и забыла обо всем! Все разбрелись, кто-то изъявил желание готовить продукты к обеду. Я же, немного передохнув иду к водопаду Галдоридон— жемчужине Дигории, гордости Национального парка «Алания».

Чудесная страна Дигория. День 3. Край серебристых водопадов

Роскошные струи 35 — метрового водопада с невероятным шумом и мощью пятью каскадами с мощных скал низвергаются вниз. Каждый каскад падает в чашу, а затем выливаясь из нее, падает в следующую.

В самом низу водопада чаша диаметром 8–10 метров, словно небольшое озеро, а далее бурлящий поток устремляется в трубу, которую специально проложили под грунтовой дорогой и соединяется с рекой Харес (Харесидон).

Чудесная страна Дигория. День 3. Край серебристых водопадов

Название водопада переводится как «бык» и «камень». Вокруг на голых скалах, цепляясь корнями за камни чудом растут хрупкие березки, ивушки, можжевельник.

Настала приятная процедура — время обеда. Все собрались вокруг импровизированного стола. После нагрузки, после усталости, которая приятным потоком разливалась по телу, еда, чай были очень уместны.

Чудесная страна Дигория. День 3. Край серебристых водопадов

Затем инструктор дал еще время на отдых и фотосессии. После еды и отдыха можно и попозировать.

А затем мы отправились в обратный путь. Пройдя совсем немного, оказались в тени — солнышко ушло за гору и теперь все яркие краски остались в прошлом.

Чудесная страна Дигория. День 3. Край серебристых водопадов

Путь домой всегда отличается от пути к цели маршрута, особенно если идешь по той же самой дороге, уже знаешь каждый изгиб тропинки, каждое одиноко стоящее дерево, поворот. Поэтому путь назад в основном быстрее, меньше делаем остановок на отдых. В этот раз у нас был единственный привал — на той площадке, где стояли деревянные качели. Кто сидел отдыхал, кто катался, в общем у всех нашлось занятие по душе. Донесшийся из леса непонятный шум заставил всех напрячься и замереть! И вдруг из-за кустов, почти с той стороны, откуда мы только что пришли показался табун лошадей.

Чудесная страна Дигория. День 3. Край серебристых водопадов

В первое мгновение все подумали, что табун дикий и конечно же испугались! Но лошади, завидя чужаков, насторожились, передние остановились, задние напирали на них, агрессивно передвигаясь на месте. Одна лошадь отбежала в сторону и направилась к лесочку. Вот тут-то и появились сопровождающие рысаков пастухи — два бравых горца. Они быстро навели порядок среди волнующихся и лошади бегом понеслись вперед по дороге. Но ту, которая отделилась, пастух с трудом вернул на место.

Но что это были за лошади! Огромные, статные, лоснящиеся тела, стройные высокие ноги, царственная осанка! Хотелось ими полюбоваться, но встреча была слишком короткая.

Именно после этого дня мне безумно захотелось попасть в Дигорию летом, чтобы своими глазами увидеть все буйство цветения альпики и особенно иван-чая. Казалось бы, горы и есть горы, я уже побывала здесь и они впредь останутся прежними. Но…Когда я ездила в свою зимнюю поездку по Ингушетии, в группе была одна женщина, которая приехала во второй раз и тогда я спросила:

— А зачем? Ведь есть много других замечательных мест, вами еще не виданных?

— А тогда было другое время года и все они меняют пейзаж: был ответ.

Этот маршрут не сложный и туристы могут совершать его самостоятельно. Мы видели несколько человек, даже с маленькими детьми.

Результат дня: Утренняя прогулка — 5 км, время 2,5 -3 часа;

Активная часть прохождения по 1-му маршруту: 2,6 км, перепад высот 1740–1900 м, продолжительность — 2 часа.

Активная часть прохождения по 2-му маршруту: 10,3 км, перепад высот 1740–2160 м, продолжительность — 6 часов.