Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 16:24

Республика Северная Осетия-Алания — Россия Октябрь 2020

Сейчас я уже не могу вспомнить, в какой момент временного промежутка ощутила непреодолимое желание провести часть отпуска в осенних горах. Было ли это после неудачного осеннего восхождения к Ведьминым озерам ровно год назад, завершив который я какое-то время ощущала неприятную боль в наиболее уязвленном месте, пришлось даже прибегнуть к помощи медицины. Или я задумала аналогичную поездку после недели, проведенной в августе того же года в альплагере БезЕнги, мечтая увидеть невероятную, потрясающую воображение гамму ярких осенних красок в дуете с шикарной комфортной погодой. А быть может меня спровоцировала невозможность отправиться в сентябрьское путешествие за границу? Думаю, причина совершенно не важна, но уже в начале лета, предвидя результаты развивающегося всемирного коллапса сюжета, принимая их болезненно, но как нечто неизбежное, я стала искать вариант осенней горной терапии. В моем послужном списке осталось не так уж и много мест на Кавказе, которые я еще либо просто не успела посетить, либо хотела вернуться и более досконально досмотреть. При том нарисовалась необходимость соблюсти некоторые ограничения, а именно: одиночное плавание в группе не знакомых мне единомышленников и проживание на турбазе, совершая ежедневные радиальные трекинги. Именно такой формат я уже испробовала в Домбае. Речь конечно же идет не об одном или двух днях, а о нормальном таком недельном погружении, о реальном насыщении легких горным воздухом, о детальном изучении окружающей местности. Выбор был сделан в пользу базы «Порог неба», что находится в Дигории в Северной Осетии (Алании) и турклуба, услугами которого я пользовалась прошлым летом. Рекомендую однозначно!

Однажды весной Дигория предстала передо мной, показав свой капризный нрав, поливая дождем, присыпая снегом и пряча все свои прелести в густом белоснежном молоке тумана. Тогда, стоя на вершине едва различимого холма в центре облака я слышала шум падающей откуда-то с высоты воды и оставалось лишь фантазировать об окружающих картинках и масштабах водопада. Этот момент не давал мне покоя, желание разобраться на месте преследовало, но лишь в середине сентября я, уже не в силах более сдерживаться и из боязни не попасть в столь желаемое место, оформила тур на середину октября. Но легче не стало, теперь я боялась санкций ужесточения карантина, ведь вирусные флюиды, сдобренные отпусками, как бабочки, разлетались по стране с фантастической быстротой. Предчувствия меня не обманули: буквально за пару дней до выезда вышло постановление главы Ставропольского края об усилении пропускного режима и ограничении списка въезжающих. Сотрудники сопереживали мне и выискивали малейшую лазейку в этом списке запретов. Я же, реально паникуя, отправила ссылку на постановление менеджеру тура, которая дозвонилась на горячую линию губернатора и успокоила меня, что транзитных пассажиров запрет не коснется. Вот в таком замечательном, позитивном настроении я собирала рюкзак, вызывала такси и усаживалась в ту же Ласточку, на которой пару месяцев назад ездила в Кисловодск.

Теперь мне предстояло доехать до Минеральных Вод.

А далее инцидент, произошедший со мной, мог бы предопределить и всю дальнейшую поездку, и было бы уместно охарактеризовать его, цитируя капитана Врунгеля «Как вы яхту назовете, так она и поплывет».

Итак, начало моего путешествие закрутилось в штопор, не успев начаться и все благодаря Booking. Из-за неудобного расписания поездов мне необходимо было переночевать в Минеральных Водах и утром 11 октября, в воскресенье в 11 часов утра воссоединиться со своей группой для дальнейшей транспортировки в горы Алании.

Заказанная на сайте гостиница Hotel Kavkaz удовлетворяла всем требованиям: не так уж и далеко от вокзала, рейтинг по отзывам проживающих 8,6, рядом те немногие достопримечательности, которые я планировала осмотреть с утра. Бронирование было подтверждено, отель ожидал меня, более того было одобрено время моего приезда, а именно период с 21 до 22 часов вечера. Казалось бы ничего не предвещало, но…при моем приближении к 4-х этажному зданию, что-то пошло не так. Я не сразу поняла, что сооружение, зловеще выглядевшее на фоне черного неба, было лишено привлекательности, являющейся неотъемлемой части ночи, а именно — света в многочисленных окнах. Ладно, пусть бы он горел кое-где или хотя бы на ступеньках, но здание было темно, как ночь. Более того, двери не распахнулись приветливо, а казалось держали оборону еще настойчивей и сквозь стекла в фойе не пробивался ни один, случайно заблудившийся лучик надежды.

Мрачное здание отеля Кавказ я сфотографировала рано утром.

Осторожно спустилась на тротуар, напротив здания, буквально в пяти метрах чуть различимо маячили различные заведения питания, но и там было темно. Мелькнула едва уловимая мысль: а вдруг вход с другой стороны здания? Я тут же зацепилась за нее, как за спасательный якорек и прошла дальше по тротуару: еще одни ступеньки, еще одна закрытая дверь… Две девушки, стоящие на тротуаре, прервали беседу и посоветовали: «А вы постучите!» Вернулась к первой двери, постучала — только мои удары и нарушили покой приближающейся ночи!

Спустилась со ступенек на тротуар, девушки посочувствовав, удалились в ночь, я одна в чужом городе! Замечательное начало путешествия!

А напротив здание администрации города, дразнит меня подсветкой,

Чудесная страна Дигория. Как вы яхту назовете... и Порог неба

проспект-аллея имени Карла Маркса с горящими фонарями!

Стоя в раздумье с удивлением поняла, что совершенно спокойна, как будто происходящее меня совершенно не касалось, а за создавшейся ситуацией я наблюдаю со стороны. И тут появилась она, моя спасительница — женщина, которой вечерком вдруг захотелось выпить чайку с конфетами. Вот эта сладкая напасть и заставила ее выйти из дому на ночь глядя. Держа в одной руке пакет с конфетами, другой она светила на распечатку, пока я набирала номер отеля…долгие гудки, потом сброс.

-Чай подождет, идемте, я отведу вас в другой отель, он ближе к вокзалу и может быть в нем есть свободные номера.

Чудесная страна Дигория. Как вы яхту назовете... и Порог неба

Номера в отеле «Сити и Бизнес» были, я обняла мою спасительницу, которая не желала уходить, пока не увидела в моих руках магнитную карту — ключ, а потом за ночной Феей захлопнулась входная дверь. Да была ли она? Была и пока есть на свете добрые и отзывчивые люди, наша Планета будет жить! А отель замечательный, в оплату входил завтрак и выбор по меню надо было сделать непременно! Расскажу о нем отдельно, на Booking он есть.

Да, девушка на рецепшн в двух словах рассказала историю Hotel Kavkaz — его выкупили и закрыли. Возможно будет ремонт и будет новый отель, но это уже другая история, а меня интересовал вопрос — почему я осталась в неведении, неужели никто не должен был предупредить, промолчал и Booking.

Более того, утром на почту пришло сообщение, в котором меня пожурили, это почему же я не ночевала дома в отеле, администрация волнуется, прислав запрос! После утренней прогулки находясь в благодушном настроении и в предвкушении расчудесного отпуска я парой фраз ответила, описав бесконечное гостеприимство отеля. На что Booking отреагировал по-своему: согласно правилам бронирования, отель вправе списать с меня полную сумму! На этом я отключилась от всех этих перипетий, впереди меня ждало нереальное путешествие в мои любимые горы!

Опускаю детали утренней прогулки по совсем не приветливым Минеральным Водам. Небо не желало просыпаться в такую рань, как я, непоседливая туристка и нежилось в своей постельке, хмуро глядя на мою прогулку.

Я же, позавтракав и собрав рюкзак, сломя голову понеслась к железнодорожному вокзалу,

Чудесная страна Дигория. Как вы яхту назовете... и Порог неба

к полянке под деревом, благо до нее от отеля буквально три минуты ходу. К 11 часам солнышко расстаралось, растормошив небо, оно уже не только ласково щекотало, а конкретно так жалило, проверяя туристов на жароустойчивость. А тем временем подъехал мини-автобус на 20 посадочных мест Мерседес и начался очень занимательный процесс знакомства туристов друг с другом, туристов с сопровождающими гидами, перекличка прибывших, погрузка багажа и рассаживание в автобусе. Как и в прошлое лето в Безенги география прибывших заставляла уважать их выбор: Екатеринбург, Самара, Москва, Чебоксары, Тверь. Мне сложно представить, что люди летят в недельный отпуск на Кавказ, порой даже с пересадками! Итак наша чисто женская группа: 11 разновозрастных туристок, при чем только две прилетели парой-подружки. Остальные же одинокие искательницы приключений! Сопровождающий группы Илья из Краснодара, вторая гид Светлана приехала с сыном Димой, девяти лет от роду! У парнишки случились каникулы. Путешествующий чуть ли не с рождения, юный турист еще не был в Северной Осетии! Итого, что у нас в сухом остатке? 14 человек на все про все! Да об этом можно только мечтать!

Ждем одну красавишну, перепутавшую ж/д вокзал с автовокзалом, заезжаем в аэропорт, подхватываем двух девчонок и все — пристегните ремни, взлетаем! Через пару часов предстояла остановка на обед и к ней надо было основательно подготовиться: Илья огласил список возможных вариантов осетинских пирогов, все желания запротоколировали, сообщили поварам и расслабились.

Дорогу я знала по прошлой поездке, в начале ничего особенного, поля, они везде поля, проехали Пятигорск, в стороне остался Нальчик. Затем свернули с основной трассы и замелькали осетинские аулы с наглухо замурованным личным пространством: Урух, Средний Урух, Новый Урух и сопровождавшие нас река Урух плавно перешедшая в Терек.

Чудесная страна Дигория. Как вы яхту назовете... и Порог неба

Впереди легкой волной уже обрисовывались горы! С каждой минутой они словно наступали на нас, возвышаясь все выше и прорисовываясь все четче. Белоснежные вершины заворожили всех и вдруг Илья фиксирует наше внимание на одной из них — это Казбек! Величаво и торжественно возвышаясь над всеми он горделиво проплывает мимо…а потом словно мираж исчезает…

Пишу сейчас и для полноты восприятия испытываемых в то время эмоциональных ощущений, слушаю музыкальные треки Бориса Брейча. О, вы не думайте, что они звучали в автобусе, там был другой репертуар, свой, местный.

В селе Чикола остановились на обед, расселись в отдельном зале, куда нам подали заказанные осетинские пироги в ассортименте: с мясом, сыром и зеленью, с сыром и картошкой. Илья принес местного безалкогольного пива, напоминавшего скорее насыщенный вкус кваса, а гостеприимный хозяин-кавказец угостил напитком покрепче, настоянном на кукурузе. В общем приобщились, наелись, изучили процесс приготовления пирогов и миновав улицу имени Сталина покатили далее.

Перед нами каньон Ахсинта, а значит предстоит традиционная остановка у Чертова моста. О которой я уже писала в своем мартовском путешествии в Дигорию.

Чудесная страна Дигория. Как вы яхту назовете... и Порог неба

Не буду повторяться об этом, как и вообще о дороге к огромному спортивно — оздоровительному комплексу с романтичным названием «Порог неба», ведь мы едем именно туда и там нам предстоит жить все ближайшие дни, почти неделю!

Чудесная страна Дигория. Как вы яхту назовете... и Порог неба

«Порог неба»— название оправдывает себя: комплекс расположен в одном из самых живописных уголков Северной Осетии — Алании, на огромном плато, спрятанном от окружающего мира горами. Они заботливо окружили долину, прозванную Солнечной.

Корпус, где я жила виден справа.

Наш автобус въехал на территорию, все вывалившись, разминали ноги и в сгущающихся сумерках вертели головами, жадно разглядывая местность, доставали мобильники и примеривались для кадров.

Чудесная страна Дигория. Как вы яхту назовете... и Порог неба
Это вид из окна нашей комнаты.

Голос Ильи насмешил, заставил послушаться и остановиться:

-Угомонитесь, вы же будете здесь жить почти неделю и окружающие пейзажи никуда от вас не денутся! Расселяемся, затем в столовую на ужин.

В большом здании на втором этаже находились номера, а на первом столовая и бар, именно здесь хорошо ловил Wi-Fi. Иногда его благожелательность простиралась на всю близлежащую территорию.

Группу расселили в два разных корпуса, сгруппировав по парам согласно возрастной категории, две женщины жили в отдельных номерах за дополнительную плату. Меня же поселили с двумя женщинами из Самары, при чем они познакомились только в туре. Получился сложный пасьянс, но по истечение недели можно сказать, что он сложился.

В нашем двухэтажном корпусе на первом этаже находился зал для отдыха и кухня.

Чудесная страна Дигория. Как вы яхту назовете... и Порог неба

Первый вечер ничем особенным не запомнился: эмоции, суета поселения, более близкое знакомство с девочками. Резко наступившая ночь принесла прохладу, которая словно огромное мохнатое морозное покрывало накрыло долину. Небо озарилось миллиардами крошечных бриллиантов, мерцающих ярким светом и вызывающих восторг:

-Боже, сколько звезд — то, а это что — Млечный путь!

Да только за одними этими природными картинами стоило ехать подальше от мира, от цивилизации и больших городов! Зябко поеживаясь мы отправились в свой номер, забрались на скрипучие кровати под теплые одеяла и спать — спать, утро вечера мудренее!

Чудесная страна Дигория. Как вы яхту назовете... и Порог неба

Утром, едва забрезжил рассвет и небо не спеша высвечивалось мягкими красками, я была разбужена своими соседками — еще нет и 6 утра! Это время в последующие дни стало нашим стандартом подъема. Зато сколько всего полезного мы успевали сделать до завтрака и выхода на маршруты, которые раньше 9 не начинались.

Виды из нашего окна были нереальные и мы каждое утро, едва открыв глаза, спешили запечатлеть картины этой природной галереи.

Чудесная страна Дигория. Как вы яхту назовете... и Порог неба

Быстренько одеваемся во все самое теплое, шапки, перчатки в карманы и вперед на изучение захваченной накануне территории.

Чудесная страна Дигория. Как вы яхту назовете... и Порог неба

Не знаю, как девочки, но я сразу же оторвалась от них и с какой-то жадностью и ненасытностью высматривала каждый сантиметр полученного во временное владение пространства.

Чудесная страна Дигория. Как вы яхту назовете... и Порог неба

Пробуждающееся солнышко еще медленно поднималось из своей постели и было скрыто горой, но его лучики уже достигали своих целей, постепенно охватывая все новые и новые участки, превращая их из темно-серых и не приветливых в ярко — осенние, переливающиеся всеми цветами от охры до терракота.

Чудесная страна Дигория. Как вы яхту назовете... и Порог неба

Снежные вершины, пока бледные и немного сонные, застыли в ожидании момента, когда теплые лучики словно щупальцами коснутся их своим теплом и окрасят снег в бледно-розовый зефир. Все вокруг застыло в ожидании рассвета, т. е. торжественного выхода солнца из-за кулис. Все окружающее меня пространство огромной чаши раскололось на две половины, разделенные между собой четкой разграничительной чертой: до рассвета и после.

Чудесная страна Дигория. Как вы яхту назовете... и Порог неба

Верхняя часть, уже получившая свою порцию солнца, залитая ярким солнечным светом, сияющая радуется новому дню и голубому, без единого белого пятнышка, небу.

Чудесная страна Дигория. Как вы яхту назовете... и Порог неба

Нижняя же, сонная и хмурая, еще пребывающая в дремотной неге, застыла в томительном ожидании.

Чудесная страна Дигория. Как вы яхту назовете... и Порог неба

Фанфары готовы, страждущие замерли, торжественный выход Солнца в 6–20, та-дааам! Я заметалась одновременно в разные стороны, стараясь ухватить все, не пропустить ни малейшей детали!

Чудесная страна Дигория. Как вы яхту назовете... и Порог неба

Но констатирую по факту: главным зрелищем все же было отражение снежных вершин в глади искусственного форелевого озера! Это, как там говорят — вишенка на торте! Но я была недовольна всеми составляющими этого действа, потому как они не впихивались в горизонтальный кадр ни моей камеры, ни мобильника, прикладывая все усилия сорвать мой восторг и свести эйфорию на нет!

Чудесная страна Дигория. Как вы яхту назовете... и Порог неба

Да к тому же долгожданное Светило, вывалившись из-за горы, очень уж рьяно ворвалось в наступившее утро, пронзая все вокруг своими вездесущими лучами и засвечивая большую часть шикарных, продуманных мною композиций.

Похоже я, наконец-то оказавшись в желаемом и долгожданном месте, со всей своей чрезмерной ненасытностью чем-то удручена? В это время, пробираясь к еще одному крошечному озерцу сквозь сгруппировавшиеся плотными рядами деревья,

Чудесная страна Дигория. Как вы яхту назовете... и Порог неба

я оступилась и едва не угодила ботинком в чуть заметный среди травы и опавших листьев ручей! Это едва не свершившееся наказание отрезвило мгновенно и я отправилась изучать жилой фонд базы. А этого добра на территории видимо — невидимо и все деревянные домики отличаются друг от друга

и рассчитаны на разное количество мест для отдыхающих. Рядом с каждым домиком лавочки и мангалы, есть и отдельные оборудованные беседки.

Чудесная страна Дигория. Как вы яхту назовете... и Порог неба

А вообще весь комплекс рассчитан на разные категории туристов и для всех найдется занятие: бассейн, бани, спорткомплекс,

Чудесная страна Дигория. Как вы яхту назовете... и Порог неба

озера, буквально напичканные форелью, которую можно ловить, предварительно заплатив мзду.

На огромной территории есть и еще кое-что, но я решила показывать и рассказывать вам дозировано, по мере охвата и детального изучения.

А на сегодня запал у меня вышел — на голодный желудок не очень-то много нагуляешь, тем более воздух на плато изумительный, легкий, горный и невероятно полезный! Поддерживая дыхательную систему, что весьма актуально в наше время, он, обеспечивая прекрасное настроение, способствует прожорливости. В общем мне пора на завтрак, но надо что-то придумать на завтрашнее утро с растягиванием удовольствия от прогулки и усмирением чувства голода.