Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 16:43

Республика Северная Осетия-Алания — Россия Октябрь 2020

Все о Северной Осетии-Алании

Горы Кавказа в своих, порой труднодоступных тайниках, хранят не только огромное количество природных достопримечательностей: хрустальные водопады, голубые озера, величественные ледники, но и творения рук человеческих далекого прошлого: родовые башни, семейные замки и военные крепости. Мне одинаково интересно и то, и другое, тем более я знаю, что горные аулы Кавказа буквально наполнены примечательными каменными строениями, порой сильно разрушенными, но от этого они не менее интересны и привлекательны.

Далекое Средневековье Северной Осетии

Осенняя поездка в Северную Осетию-Аланию, в чудесное Дигорское ущелье была нацелена в основном на однодневные трекинговые маршруты по природным достопримечательностям, но в один из дней все же посчастливилось заглянуть в таинственное, загадочное, древнее Средневековье.

Далекое Средневековье Северной Осетии

Наш удалой УАЗ, грозно ревя и низвергая из-под колес клубы пыли, буквально взлетел по серпантину на высоту две тысячи метров над уровнем моря к древнему горному селению Ханаз.

Далекое Средневековье Северной Осетии

Проехав еще пару-тройку виражей он выплюнул свое содержимое, чихающее и отряхивающееся. Едва пыль улеглась, перед нами, гордо и величественно вырисовываясь на ярком голубом небе, появился уникальный образец средневекового горного зодчества, возведенный примерно в 14–16 веках.

Далекое Средневековье Северной Осетии

Что это? Военное укрепление, башня, средневековый старинный замок?

Далекое Средневековье Северной Осетии

Больше всего я боялась, что нам будет выделено слишком мало времени на ознакомление с территорией и многочисленными постройками, окружающими строение, но нет, инструктор отдал распоряжение — рассредоточиться, друг другу не мешать, а поэтому наша не многочисленная группа разбрелась по окрестностям.

Мне как обычно, захотелось оторваться от всех и оказаться в полном одиночестве, чего я без труда и добилась, отойдя подальше в сторону.

Далекое Средневековье Северной Осетии

Возвышаясь над всем окружающим пространством, построенный на уступе горы, величественный замок (буду называть его так) словно парит над землей. Обойдя строение со всех сторон, я поразилась его необычным формам.

Далекое Средневековье Северной Осетии

С высоко поднятой головой рассматривая массивное сооружение со стороны склона, на стыке фасада я увидела великолепно очерченный острый угол. Теперь я поняла, почему замок сравнивают с красивым морским Фрегатом! Разрезая каменным носом воздушные волны, он словно стремится уплыть в дальние дали на поиски приключений!

Но нет, это всего лишь иллюзия, а в реальности древнему сооружению уготована судьба быть обласканным горными ветрами, политым дождями и доставляющим удовольствие любознательным туристам, которые уже выглядывают со всех его окошек! Какие функции должен был выполнять замок Фрегат, мы уже вряд ли узнаем, но судя по количеству этих окон, больше похожих на бойницы, его цель военно — оборонительная.

Далекое Средневековье Северной Осетии

Я не спешила попасть внутрь, представляя какое там сейчас столпотворение, все непременно пожелали запечатлеть себя в каждом из окон, поэтому, приминая высокую траву, еще раз стала обходить замок вокруг и разглядывать другие, полуразрушенные постройки. Судя по менее прочному материалу, толщине стен и степени разрушения, они были возведены позднее основного строения.

Далекое Средневековье Северной Осетии

Забравшись на одну из полуразрушенных стен, я оглянулась, желая представить, что видели находящиеся внутри и обомлела — невероятно живописная картина предстала перед глазами.

Далекое Средневековье Северной Осетии

Хотя я конечно лукавлю, что именно этот вид самый шикарный, конечно все вокруг достойно кисти мастера и что говорить — замок Фрегат построили люди с большим художественным вкусом.

Далекое Средневековье Северной Осетии

Видя, что часть туристов покидают внутренние стены замка, медленно переставляя ноги по едва различимому уступу и держась за стену, я приготовилась к абордажу. Внутри строения невольно охватывает трепет, впечатляет все: толщина стен, грубый камень, из которого они сложены,

отсутствие потолка и яркое голубое небо, словно на контрасте с серыми стенами, заглядывающее внутрь.

Далекое Средневековье Северной Осетии

В противоположной от острого угла замка стороне, где находится жилая башня,

Далекое Средневековье Северной Осетии

видны проемы и межэтажное перекрытие перекрытия.

Необычный по архитектурным формам и своей удивительной красоте замок-башня удерживает первенство среди аналогичных строений всего Северного Кавказа. Вокруг него не только витает ореол таинственности, но он еще является яблоком раздора и споров между двумя осетинскими родами Цаллаевых и Фатцаевых. Семьи уже давно не могут договориться и определить право на собственность этого величественного сооружения, памятника культуры федерального значения.

Далекое Средневековье Северной Осетии

И как у всякого уважающего себя средневекового замка, у замка близ селения Ханаз имеется если и не приведение, то дух хозяина, воздвигнувшего его.

Далекое Средневековье Северной Осетии

Предание гласит: и напали на мирную горную страну недруги и сложили в неравной битве с врагом свои головы все мужчины горного аула. Но в живых все же остался один представитель рода и имя ему было Ман — сау и был он невероятно жесток, что до сих пор его именем пугают непослушных детей.

Ман-сау ожесточился на столько, что, презирая всякие правила и законы горцев, крал детей в близлежащих аулах и продавал их в рабство туркам, которые увозили их в свою страну на фрегатах.

И вот чтобы всю оставшуюся жизнь помнить о своих грехах, жестокий Ман-су и построил на горной террасе замок, напоминающий своими формами фрегат.

Далекое Средневековье Северной Осетии

Насладившись удивительным во всех отношениях замком, панорамами, открывающимися на все 360 градусов, напитавшись энергией Средневековья, мы отправляемся еще к одному удивительному сооружению. Как мы шли, что видели на пути, я расскажу позже, а сейчас перед нами высится шикарный Кионхохский массив.(замок отмечен значком камеры)

Стоя в густом лесу на небольшой полянке у основания массива, слышим голос инструктора, доносящийся откуда снизу. По узкой тропке, придерживая склоняющиеся на нею густые ветки, спускаемся вниз. Стоя на крошечной полянке, вплотную окруженной деревьями, еще не понимаем, на что же надо обратить внимание как вдруг, инструктор раздвигает ветви и…Перед нами, на крутой и высокой горе Васкеса, западном окончании Кионхохского массива предстает древнее сооружение в чудовищно руинированном состоянии.

Далекое Средневековье Северной Осетии

Просто огромные глыбы камней, поросшие мхом и кустарником, сложенные в хаотичном порядке, из массы которых сложно высмотреть легендарную башню братьев Седановых.

Непостижимым образом построенная семи братьями на совершенно не приступной скале, она тем не менее, если опять же, если верить легенде, служила фортификационным сооружением и выполняла функции согласно своему предназначению- охраняла проход через перевал в верховьях горной Дигории.

Далекое Средневековье Северной Осетии

В 18 веке войска персидского шаха пытались приступом захватить неприступную крепость, но из этой попытки ничего не вышло. Тогда шах приказал устроить осаду крепости, дабы лишить защитников возможности спускаться к роднику за водой.

Но у братьев были еще три сестры, которые каждую ночь по узкой, одним им известной тропинке доставляли в крепость кувшины с ключевой водой. Узнав об этом, шах рассвирепел, сестер схватили, пытали, но не добившись признания — убили, а тела бросили у стен крепости. Братья, пребывая в безутешном горе, решили немедленно броситься на врага, отомстить за сестер и погибнуть в неравном бою. Но здесь на сцену к крепости выходит пожилой горец, отец молодых людей и советует братьям стрелять в скалу, расположенную с одной стороны крепости. Своими выстрелами братья разрушили камень, который удерживал от падения огромный валун, ночью случился горный обвал, полностью засыпавший войско персидского шаха.

Далекое Средневековье Северной Осетии

Есть и другая версия обвала, более прозаическая: ночь, непогода, шквалистый ветер, нет — ураган, гроза, гром и молнии, вся земля вокруг словно ожила и скала, высившаяся над лагерем, рассыпавшись рухнула прямо на войско, укрыв собой неприятеля.

Мне первая версия нравится гораздо более второй, но местные жители не считают камнепад вымыслом или преданием, они могут доказать его правдивость. Они даже могут показать это место «Ихалд» — «Разрушенное», где камнями были завалены персы. А в прошлом веке там были произведены раскопки и найдены останки персидских воинов. И еще есть подтверждения правдивости легенды: род Седановых действительно существовал, и они были старожилами Дигорского ущелья. Недалеко от селения Задалеск, находящегося в 2,5 километрах от башни Седановых, есть три цырта-памятника, под которыми похоронены сестры Седановы.

Далекое Средневековье Северной Осетии

Так что вот, где правда, где вымысел, но башня-крепость является памятником республиканского значения и над нее на ветру гордо развевается флаг Северной Осетии-Алании!

Для подтверждения неприступности крепости показываю найденные в интернете фотографии-сканы, сделанные с интерактивной карты. На фото прекрасно видно, что крепость, вернее ее руины и правда не приступны.