Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был 24 апреля 21:13
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Кивиыли — Эстония Февраль 2018

Продолжаю рассказывать про эстонские города, и сегодня мы направляемся в Кивиыли. От Нарвы ехать примерно 80 км.

Кивиыли — это город, основной достопримечательностью которого являются два террикона, причем на один из них можно залезть и сверху посмотреть на другой:)

Полукокс, терриконы и горные лыжи

Знаете, что такое террикон? Кто живет в шахтерских регионах, те должны знать, а для остальных поясню. Терриконы — это отвалы пустой породы, образующиеся рядом с горно-обогатительными комбинатами. Одна сторона у терриконов обычно более крутая, а другая более пологая и длинная. Происходит это из-за того, что по более пологому склону породу везут наверх вагонетками, а с крутого склона ее сбрасывают вниз.

В Кивиыли добывают горючий сланец. В дальнейшем использовать его можно двумя способами-либо размалывать в пыль и сжигать в топках электростанций, либо путем пиролиза получать из него углеводороды — мазут и бензин. Работающий в Кивиыли сланцехимический комбинат занимается последним. В отвалы сбрасывают полукокс — отходы, образующиеся после пиролиза.

Полукокс, терриконы и горные лыжи

Переработка сланцев началась в Кивиыли в 1922 году, еще при первой Эстонской республике. Тогда же начал расти и первый террикон. В 1938 году эстонский журналист Освальд Тооминг писал в газете «Вестник Вирумаа» —

Террикон! Гордость и венец Кивиыли, сияющий уже за десятки километров и пробуждающий восхищение и удивление у всех, даже у пассажиров проносящихся мимо поездов. Эта гора кокса высотой более 70 метров наречена второй Мунамяги, и каждый день она становится все выше.

(Суур-Мунамяги — самая высокая вершина Эстонии, 318 метров над уровнем моря, и не надо смеяться;))

Полукокс, терриконы и горные лыжи

В 1946 году, когда Эстония уже стала советской республикой, добычу и переработку сланца в Кивиыли резко увеличили. Началось массовое жилищное строительство. Видите дома там вдалеке? В сам город мы позже тоже спустимся.

Вскоре старого террикона стало не хватать, и в 1951 году рядом с ним возник новый. Старый работал до 1975 года, после чего его закрыли, и он стал постепенно зарастать травой. Новый террикон использовался для складирования отходов до 1990-х годов. Сейчас, как утверждается, новая технология переработки сланца в таких отвалах уже не нуждается.

Полукокс, терриконы и горные лыжи

Сейчас уже не найду фотографии, но я хорошо помню, как в начале 1980-х годов мы с папой ездили в Кивиыли кататься со старого террикона на лыжах. Новый же тогда вовсю работал, и вагонетки ехали по эстакаде нескончаемым потоком. Завораживающее было зрелище для 10-летнего ребенка:)

Сейчас на террикон подняться можно двумя способами. Либо по полуразвалившейся лестнице с крутой стороны, либо с помощью канатной дороги, что установили на пологом склоне, где раньше бегали вагонетки. Я полез по лестнице и наверху чуть было не утонул в сугробах:)

Полукокс, терриконы и горные лыжи

А с другой стороны террикона играла музыка и катались лыжники:)

Горнолыжный центр в Кивиыли — это одно из немногих мест в Эстонии, где можно покататься на горных лыжах, никуда не улетая:)

На терриконе в Кивиыли. ВИДЕО

Сейчас посмотрел цены. Ски-пасс на 1 час — 10 евро, на день — 30 евро. Прокат снаряжения на 1 час — 10 евро, на день — 27 евро. И еще 5 евро, если берешь шлем:)

Полукокс, терриконы и горные лыжи

Так пологий склон террикона выглядит снизу, откуда начинается катание

Опытные горнолыжники едут на самый верх, зацепившись палкой за подъемник. Для начинающих есть своя маленькая горка, куда поднимаются на ленточном транспортере:)

Полукокс, терриконы и горные лыжи

А вокруг проложены трассы для катания на беговых лыжах

Так гора выглядит с высоты:)

Полукокс, терриконы и горные лыжи

А теперь пройдем в сам город. Сразу предупреждаю — красоты не ждите:)

Население Кивиыли на текущий момент составляет примерно 4800 жителей. 38% из них — это эстонцы, остальные — русские и русскоязычные. В советское время здесь проживало от 10 до 11 тысяч человек. Причем тогда Кивиыли административно входил в состав Кохтла-Ярве, наряду с Йыхви, Сонда, Пюсси, Ору и еще десятком более мелких шахтерских поселков.

Полукокс, терриконы и горные лыжи

В 1993 году Кивиыли был выделен из Кохтла-Ярве и снова стал отдельным городом. В 2017 в ходе административной реформы город объединили с волостью Люганузе. На фото — объединенная волостная/городская управа Люганузе.

Еще пару слов о происхождении названия города. Kiviõli в переводе с эстонского — «каменное масло». Под камнем имеется в виду сланец, который по-эстонски будет põlevkivi — «горючий камень». А сланцевое масло — это основной продукт его переработки, топливо, близкое по своим свойствам к мазуту, которое как раз и производят в Кивиыли.

Полукокс, терриконы и горные лыжи

Домишки в городе, судя по их виду, постройки примерно 1950–1960-х годов. Есть и более новые, 1970–1980-х годов, но в тот район я не ходил.

Дом имени Никиты Сергеевича:)

Полукокс, терриконы и горные лыжи

Частный сектор раскинулся по обе стороны от железной дороги Нарва-Таллин, на ту сторону ведет пешеходный переход. Ettevaatust, RONG! — осторожно, ПОЕЗД! :)

Удивительно, но из Нарвы в Таллин идет всего одна ж/д колея. Удивительно, но даже при СССР как-то этим обходились. А сейчас и подавно:)

Полукокс, терриконы и горные лыжи

Несколько лет назад в Эстонии все старые рижские дизель-поезда заменили на швейцарские «Штадлеры». Также по такому случаю переделали в одном стиле все ж/д платформы. Теперь пригородные поезда у нас — это модное средство передвижения:)

Есть своя ж/д станция и в Кивиыли

Полукокс, терриконы и горные лыжи

Еще парочка домов вокруг центрального перекрестка

Да, депрессивненько здесь, причем зимой особенно:)

Интересна история здешней православной церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Изначально здание строилось для католического костела. Православная же община ютилась в школьном помещении, откуда на время службы приходилось вытаскивать парты. Когда пришла советская власть, было решено, что проводить молитвы в школе это как-то неправильно, и прихожан выставили на улицу. Такая же судьба постигла и лютеранский приход. Но спустя некоторое время освободилось новое здание костела, и православные вместе с лютеранами стали проводить там службы по очереди. И лишь с 1995 года православный приход стал полновластным хозяином церкви. Тогда же была достроена колокольня.

Полукокс, терриконы и горные лыжи

А католики в Кивиыли все же опять пробрались — через дорогу от православной церкви в 2000 году был построен католический костел Св. Клары. Денег Папа Римский не пожалел, построили капитально.

Неужели в Кивиыли столько католиков? Вообще складывается впечатление, что всяческие католики, баптисты, методисты и иеговисты нахлынули именно в русскоязычное Ида-Вирумаа, в эстоноязычной местности такой «празелитизм» не поощряется.

Полукокс, терриконы и горные лыжи

Так, а здесь у нас что? На Викимапии нашел, что это здание построено в 1938 году, а сейчас здесь — Школа Искусств.