Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 11:27
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Жирятино — Россия Январь 2021

Во многих анимистических религиях камни, деревья, вода, трава и земля имеют душу. О подобном судить не берусь, но отмечу, трава и деревья относятся к живой природе. В наличии мозгов учёные им отказывают, а между тем не всё так просто. Растительность одного вида всегда старается поддержать себе подобного, выталкивая с территории чужака.

В борьбе за территорию, разыгрываются настоящие сражения, которые человек часто не замечает. Причём одни виды спокойно соседствуют друг с другом, но с другими война.

В Гайане мне приходилось наблюдать, как на подточенном рекой обрыве одни деревья и кусты с оголенными корнями чудом висят, зацепившись ветками за себе подобных, а вот у разношёрстных деревьев подобное не получается — чужаков выталкивают.

Знаменитый Брянский лес уже совсем не тот, что был 50 — 70 лет назад. Он сильно поредел, благодаря вмешательству человека.

Там, где Россия

Средняя полоса России отнюдь не джунгли. Солнца, света и воды хватает всем, и всё же здесь происходят похожие процессы. Берёзовая роща не пустит на свою территорию сосну, как и хвойное сообщество рябину, осину, берёзу.

Гуляя летом вдоль Десны, я невольно отметил такую особенность: река стачивает берег, оставляя попавшим под удар корням всё меньше и меньше пространства. По идее у дерева нарушается центровка. Потеряв опору, оно должно упасть в воду.

Там, где Россия

Ан нет, сосна начинает наклоняться в сторону собратьев, и падает в родную среду.

Растения тоже борются за пространство,

Там, где Россия

и делают это красиво, при помощи цветочков.

Зимой всё замирает, в том числе борьба видов и подвидов. В смешанном лесу, где полноправными начальниками являются дубы-командиры, подлесок и деревья, накрывшись снежными шубами, стараются совместно задержать снег.

Спят под белым одеялом поля, оставляя на поверхности там и сям дырочки для дыхания. Уложенные в пашню озимые ждут своего тёплого часа.

Там, где Россия

Защитившие их от ветра деревья, встав строем в лесополосу, источают у корней крохи тепла, по которым можно понять, как себя чувствует то или иное дерево.

Интересней всех проявляет себя бурьян. Казалось бы, трава свой короткий век завершила? Разве может увядший сухостой что-либо предпринять для продолжения вида? Ещё как может.

Высокие травинки переплетаются поздней осенью в косички, образуя семьи и в таком виде коротают зиму. Как настоящие ратники вышедшие на битву, вцепившись друг в друга, они резервируют пространство для молодой поросли.

А что же человек? Думаю, нет нужды объяснять, что люди все разные. Кто-то старается помочь ближнему, а кто-то не очень. Но при этом все, или почти все, хотят верить в лучшее, в доброе, в хорошее.

Каким для мира стал прошлый год, объяснять не надо. Оказавшись на Рождество в Брянской области, я получил от родственников предложение, вместе съездить в интересную церковь. Планы были другие и меня подобное не зацепило. Я невольно парировал, что церквей на своём веку перевидал много и самых разных. На что получил ответ — такую точно не видел!

Конечно же я поехал. Интересно было посмотреть, что там за церковь… Но более всего хотелось понять, как в столь нелёгкое время ведут себя люди? Не испугаются ли коронавируса? Что будет проповедовать батюшка?

В общем, дабы развеять депрессивное настроение, хотелось быть ближе к народу, к простому, провинциальному, не испорченному московскими понтами…

Трасса оказалась пустой.

За час мы добрались до населённого пункта под названием Жирятино. Это вполне обычный посёлок в 52 км. от Брянска, а между тем Жирятино — одно из древнейших сёл области.

Впервые упоминается в одной из грамот, датированных 1494 годом. В ней брянский боярин Еня Карпович «бьёт челом» Великому Литовскому князю Александру с просьбой пожаловать ему «имение в Брянском повете на имя Жирятин».

Само же поселение появилось, по-видимому ещё раньше. Его название происходит от древнерусского имени Жирята, которое носил либо основатель, либо один из первых владельцев села. В XVI веке — владение князей Барятинских; с XVIII века — Тютчевых и др., с середины XIX века — Н. М. Васильчикова, построившего здесь сахарный и винокуренный заводы.

В 1875 году была открыта земская школа. С конца XIX века упоминается и почтовое отделение, одно из старейших на Брянщине. В XVII веке Жирятино было уже достаточно крупным селом.

Мы пролетели через весь посёлок, но церкви всё не было. Наконец, дома закончились и на другом бугре нарисовалась ничем непримечательная колокольня.

Там, где Россия

Подъезжаем ближе. Машин на стоянке оказалось много, но обещанная церковь своим внешним видом отнюдь не удивляла.

Оказывается, нужно было зайти и посмотреть на неё с другого ракурса. Но мы не будем забегать вперёд…

Там, где Россия

Попав под конец праздничного богослужения, мы какое-то время постояли на службе. Архитектура и внутренний интерьер храма удивили до глубины души, и потому у меня возникло стойкое желание поговорить с батюшкой. Но это было не только моё желание. Прихожане, отстояв службу, в праздничный день желали получить наставления духовника.

Деревенский священник — особая миссия. Он живёт рядом и потому всегда на виду. Если он что-то сделает не так, о подобном сразу узнают. Где, что и как по области случалось, говорить не буду. Зайдём от обратного — в церковь Преображения Господня едут из самых дальних мест.

К духовнику образовалась очередь. Понимая, что процесс затягивается, я решил прогуляться.

В прежние времена возле храма стояло село Творишичи. Какое-то время оно принадлежало Варваре Николаевне Безобразовой, родной тётке Фёдора Ивановича Тютчева. Она была женщиной хозяйственной, к церкви примыкали крестьянские избы и хозяйственные пристройки. Теперь ничего рядом нет, кроме всё тех же ледником изрезанных холмов и речушки под названием Судость.

Помня реку в районе Почепа и Погара, спешу поздороваться с её журчащими водами. Судость девушка быстрая и шустрая, танцуя, петляет по Брянщине, и замерзает только при крепких морозах. В прежние времена она была более полноводной, зато до сих пор богата рыбой.

Переступая по снегу, проваливаюсь по щиколотку. Сдавленные снежинки недовольно поскрипывают. Они намеревались лежать до весны, а тут я праздно шатающийся. Придёт весна и со всех окрестных холмов в Судость устремятся ручейки. Протока их примет, набухнет магистралью и понесёт свои воды в дар Чёрному морю, соединившись сперва с Десной, а после с Днепром.

Там, где Россия

В музее города Почеп я познакомился с Почепской культурой. Она сформировалась 2 тыс. лет назад по берегам реки Судость. Люди находили высокие холмы и обустраивали поселение. В музеях области их былые стоянки можно видеть на картах и на фотографиях.

Полюбовавшись на реку, направляюсь обратно. И тут предо мной в другом ракурсе предстал холм, с которого я только что спустился. Он полностью подходил под описание стоянки. Древние люди, как и в последующем славяне, не могли пройти мимо.

Судость делает здесь поворот, много лет назад образовав мыс. Заинтересовавшись, начинаю изучать местность, но спросить не у кого. Вспоминаю, что неподалёку курил трубой одинокий домик, куда и направляюсь.

Там, где Россия

Никаких собак не надо, если в хозяйстве гуси. Они не только Рим спасли, но и множество частных домов. Видя чужака, от стада отделяется вожак, угрожающе шипя, вытянув шею и устремляется в мою сторону.

Дошколёнком я гусей боялся. Теперь же подрос, стал более опытным, и, словно предвидя подобную встречу, одел под джинсы тёплые штаны…

Там, где Россия

Не сумев напугать, гусак сник, опустил крылья и направился к собратьям, громким гоготом сообщая о победе. Те ему поддакивают, и все вместе дружно отступают.

Помню, в детстве бабушка часто давала задание, проследить за непутёвыми утками или индюшками, предпочитавшими нестись не в курятнике, а где-то на стороне. Хитрые птицы отделялись от стаи и тихонько ныряли в кусты. Я же ползком и перебежками от них не отставал, и на третий четвёртый день кладку находил…

Когда это было? Наверно тысячу лет назад. Чудеса да и только, в настоящем гуси и утки сделались экзотикой, как и ушедший в историю тамагоча.

На гусиный гогот из дома вышла молодая девчонка. Я стал спрашивать, не приходилось ли, находить в земле что-то древнее. Моей собеседнице оказалось едва за двадцать, и сюда в деревню она переехала вместе с мужем из Брянска год назад.

В советское время, чтобы стать генеральшей, молодые девчонки выходили замуж за лейтенантов и колесили с ними по гарнизонам. Теперь вместе с мужем путешествуют матушки — жёны священников.

Да, так и есть, к разговору подключается молоденький хозяин. В храме Преображения Господня он служит алтарником, и в будущем наверняка станет батюшкой. На мой вопрос про артефакты, визави, покопавшись в закромах, показал какие-то железки, что использовались крестьянами по хозяйству. Чтобы найти более древние вещи, необходимо копать глубже, но этим здесь никто никогда не занимался.

Молодая пара за короткое время сумела основательно обустроиться: и птицу развели, и огород в порядок привели, и дом поправили. Приятно видеть соотечественников, у которых руки из нужного места растут.

Что касается земли, она свои тайны хранит, просто так не выдаёт, ожидая археологов, но те на Брянщину не спешат.

В храм я вернулся как раз вовремя. Многие лета отдавший церковному делу батюшка наставлял последних прихожан. Заметив меня, спросил о цели визита. Я рассказал, где и в каких местах области побывал, какие музеи посетил, и что приехал сюда специально, по настоянию родственников.

Далее выяснилось, в здешнем храме Батюшка служит чуть более 10 лет. До этого 30 лет отдал Трубчевску, где его Матушка какое-то время занимала должность мэра. Матушка настоящий организатор добрых дел. По её инициативе, в одну из первых суббот октября, возле храма проходят литературные встречи брянских писателей и поэтов.

Я так увлёкся разговором, что забыл спросить имя Батюшки и его Матушки. Мы с удовольствием вспоминали Трубчевск, святой источник Преподобного Нила, Троицкий собор, местечко Кветунь, где сохранились древние курганы, Краеведческий музей и планетарий.

Когда я стал уходить, Матушка пожелала Ангела в дорогу и повелительно сунула в руки кулёк конфет! Мне — человеку, которого впервые в жизни видит!

О храме Преображения Господня удалось узнать следующее:

Как я уже писал, в начале позапрошлого века эти земли принадлежали Варваре Николаевне Безобразовой. Её муж, морской офицер Александр Сергеевич Безобразов, погиб в 1793 году, а единственный сын Александр, подпоручик лейб-гвардии, был убит в Бородинском сражении.

Там, где Россия

Потеря близких подвигла Варвару Николаевну на строительство храма.

Она продала все, что имела и выбрала проект бескупольной церкви, по преданию, сказав: «Раз нет главы семьи, хозяина в доме, значит, и церковь пусть будет безглавой». Храм стал символом вдовства, имея лишь маленькую главку для установки креста.

Там, где Россия

Надо сказать, столь необычный и уникальный проект церковные власти утвердили с трудом. С возведением храма возникли трудности. В итоге всё получилось и церковь в 1818 году была освящена.

Храм выстроен в стиле эклектики с редко встречающимся в храмовом зодчестве России преобладанием элементов романтизма. Он не имеет крупного центрального купола, будучи увенчан лишь маленькой главкой для установки креста.

Овальная в плане двусветная основная часть со стрельчатыми псевдоготическими окнами дополнена по сторонам света четырьмя ризалитами. С протяженных сторон ризалиты имеют украшенные тройками башенок треугольные аттики, с торцевых сторон — только пары башенок в завершении.

Там, где Россия

В нишах фасадов установлены статуи-барельефы — редчайший случай в русском церковном строительстве XIX века, что сближает храм с образцами западноевропейской римско-католической архитектуры.

Изначально колокольни рядом не было. Трёхъярусную колокольню пристроили в 1893 году на средства и пожертвования прихожан. После Революции церковь долгое время была действующей. Кресты и колокола были сброшены в 1937 году. В войну при немцах церковь Преображения Господня открылась и более не закрывалась.

Там, где Россия

Жителей в селе Творишичи становилось всё меньше и меньше и потому храм на пустыре советскую власть не беспокоил. Во многом благодаря подобному он сохранился до наших дней.

По словам Батюшки, когда его сюда перевели, сокровенное благолепие оставляло желать лучшего и нуждалось в ремонте. Теперь же, могу свидетельствовать — полюбоваться внутренней начинкой большое удовольствие!

После службы храм сохранял аромат ладана, перемешанный с лёгкой дымкой свечей. Казалось, что в церковном тумане витают просьбы и грехи молившихся. Причастие совершено, грехи отпущены, мольбы и просьбы вот-вот улетят, но пока не решаются.

Я попросил — и Батюшка разрешил мне сфотографировать.

Там, где Россия

Уникальное декоративное убранство интерьера, выполненное одновременно с постройкой церкви, имеет единственную аналогию в одноименной церкви в Спасо-Вифанском монастыре, которая послужила образцом для создателей храма.

Думаю, про гору Фавор, где состоялось Преображение Господне, все знаю. То место, где должен располагаться алтарь, имитирует гору Фавор. Амвон выполнен в виде капитанского мостика — амвон находится на горе. Подняться к нему можно по двум боковым лестницам.

Гора раскрашена зелёным цветом. Батюшка включил освещение и по Фавору побежали голубые ручейки, символизируя святую землю, политую дождём.

Там, где Россия

За месяц до Пасхи «гору» обсыпали землей, на ней высаживали пшеницу, и к Пасхе «гора» зеленела. Прихожане приносили куличи и яйца, клали их на гору, отчего она становилась разноцветной и праздничной. Существуют воспоминания очевидцев, что когда-то с «горы» к иконе великомученика Пантелеимона Целителя, а затем в небольшое озерцо стекал ручеёк.

Нижний престол, освященный в память прежнего храма Творишичей — Георгиевского, находится «в недрах горы» в пещере. Таким образом Божий дом состоит из двух храмов.

Там, где Россия

В храме было уникальное многоярусное паникадило, сделанное из хрусталя, которое было разбито в годы богоборчества.

Из всего былого богатого убранства храма к началу XXI века сохранилась только икона святителя Николая Чудотворца — «Никола Мокрый», считающаяся ровесницей церкви. По преданию, она явилась на берегу Днепра, а под образом был найден пропавший во время урагана младенец.

Вот такой замечательный объект культурного и духовного наследия есть на Брянщине, о котором мало кто знает. Побывав в Творишичах, я как машина после заправки, получил необходимый для жизни прилив тепла и душевного спокойствия.

Не перестаю удивляться Российским просторам и неизведанным загадкам!

Теги: Паломнические туры, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия