Турист Катерина Андреева (Geofox)
Катерина Андреева — была вчера 16:11
Get lost in my rock and roll!

Исландия Июль 2016

Содержание:

Часть 1-я: приезд в Исландию; прогулка по Рейкьявику
Часть 2-я: аренда кемпера; Вестюрланд
Часть 3-я: полуостров Снайфедльснес; паром к Западным фьордам
Часть 4-я: Западные фьорды; дорога по северу Исландии
Часть 5-я: Нордюрланд-Вестра
Часть 6-я: Северо-восток; киты, каньоны, водопад Деттифосс, купальня Миватн
Часть 7-я. Маршрут: термальное поле Hverir — восточная сторона Деттифосса — вокруг озера Myvatn — природный заповедник Hofdi — купальня Миватн — кемпинг Vogar.

О том, где бы позавтракать с утра, долго думать не пришлось. Через дорогу от кемпинга находилось симпатичное с виду Cowshed Cafe при молочной ферме.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (7)

Меню сплошь состояло из местных продуктов: копченая ягнятина (хангикьот), своя моцарелла и фета, форель и Arctic char с укропом, обалденные черничные пироги, и конечно же «geyser bread», или Rugbraud.

Надо сказать, что мы большие поклонники ржаного хлеба, и ни за что не променяем его ни на французские багеты, ни на пшеничные караваи. Те, конечно, тоже хороши по-своему, но только ржаной хлеб вызывает настоящий взрыв вкусовой сенсорной системы, и дотягивает до максимума.

Традиционный исландский rugbraud выпекают в течение 24 часов в земле, нагревшейся от горячих источников и гейзеров. Хлеб выходит практически без корочки, однородно дырчатый на срезе. На наш вкус оказался сладковат (дома печем ржаные на закваске, без сахара, если только это не Бородинский), но с кусочком соленого масла и копченой рыбы зашло более чем хорошо.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (7)

Вулканическая тема продолжилась естественным образом на геотермальном поле Hverir (или Namafjall), всего в 10 минутах езды от кемпинга. На первый взгляд пейзаж безжизненный, лунный, ни клочка зеленой травки, ни мало—мальского мха.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (7)

Заправляет здесь всем… запах. Помнится, в американском Йеллоустоуне мы ходили среди фумарол, прижимая к носу веточки можжевельника.

В данном случае, при полном отсутствии растительности, надо озаботиться заранее, купив, например, лимон. Ну, а если забыли, ничего не попишешь: шарф повыше, и вперед.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (7)

Земля нестабильная, с бурлящими грязевыми котлами, парящими лужами и сольфатарами.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (7)

Здесь особенно заметно, что Исландия — самое молодое место на глобусе: она еще допекается, дышит жаром и потрескивает после своего путешествия из печки в недрах Земли.

Характерной особенностью грязевых котлов является сильная кислотность и небольшое количество воды.

Взрыв грязи в динамике:

А вода горячая. Всего на глубине 1 мили ее температура достигает 290°C (554°F).

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (7)

Кроме воды, на поверхность выходит сера, в довольно существенных количествах. Раньше местную серу использовали для производства пороха.

Большие конусы-сольфатары являются поствулканическим феноменом. Через них испаряется сернистый газ и пары воды с примесью углекислого газа и сероводорода. Температура сольфатары достигает 300°C.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (7)

Своими глазами наблюдали, как парочка азиатов, пожелавшая забрать от такой горячей печки камень на память, с воплями отскочила, девушка там неслабо обожгла руку. Чем в это время был занят ее мозг — вопрос к естественному отбору.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (7)

На наш взгляд, Хверир явно проигрывает подобным локациям в Йеллоустоне (см., например, Artist Paint pots), но если никогда не видели бурлящей вулканической грязи, то заглянуть стоит.

На обход всей территории хватит минут 40.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (7)

Теперь настало время закрыть долг по Деттифоссу. Вчера мы рассмотрели его западную, более мокрую сторону, а на сегодня запланировали восточную.

По подвесному мосту пересекли речку «Йёк» — создательницу каньона, и взяв влево, на север, через 30 км оказались на месте. От парковки идти всего ничего, гораздо ближе, чем на западной стороне.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (7)

Цвет воды совсем не походил на «яркий, ледниковый». От того, что река длинная, и долго текла по поверхности, она тащила в себе невероятное количество ила.

Он придавал воде серый, иногда молочно-шоколадный цвет, и фактически подчеркивал мощь водопада из-за игры светотени.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (7)

И действительно, здесь совсем не было брызг. Всю водную кисею относило на противоположный берег.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (7)

С этой стороны водопад показался особенно яростным. Были видны камни внизу, и как мощно на них свергается вода, ударяется, рассыпается пеной.

Рядом присевший фотограф заметил: «Представляешь, если туда упасть? От человека даже молекул не останется!» Кстати, говорят, что случаи бывали, и именно на этой, восточной стороне.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (7)

Молекулы, не молекулы, но то, что шансов выжить в этом бурлящем котле нет, было ясно сразу. Даже у инопланетян.

Любители фантастики, конечно, припомнят начальную сцену из триллера «Прометей» Ридли Скотта, где действие происходит на некой планете. Один из представителей инопланетной расы Создателей (англ. Engineers — инженеры, конструкторы), стоя на вершине водопада (снимали на Деттифоссе), выпивает тёмную жидкость, которая растворяет его тело вплоть до молекул ДНК. Ритуально принося себя в жертву, и перед тем, как окончательно умереть, Создатель падает в воду, где его молекулы воссоздают новую ДНК, и образуют первые живые клетки, тем самым дав начало новой жизни на планете.

(Осторожно, рейтинг R):

В реальности Деттифосс не менее фантастичен, и кроме как «мощь Европы» его и назвать трудно.

Вернувшись обратно в кемпинг на озере Миватн, решено было его — озеро — объехать по периметру, и посмотреть, так сказать «натуру» из 5-го сезона «Игры престолов», т. к. снимали именно здесь.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (7)

Выдвинулись против часовой стрелки, через Reykjahlid, местный перевалочный пункт, где удобно заправить машину, сходить в туалет, купить перекусов в дорогу.

Маршрут 7-го дня по Исландии

Была здесь и своя церквушка, уцелевшая во время извержения 1729-го года. Потоки лавы удивительным образом остановились на пороге церкви, обогнули ее, и сомкнулись. Деревянная церковь при этом совершенно не пострадала. Набожные исландцы, конечно, усмотрели в этом событии божественное провидение.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (7)

Само озеро Миватн небольшое, всего 10 на 8 км, при средней глубине 2 метра. Подобная мелководность позволяет солнечным лучам достигать самого дна, обеспечивая благоприятную среду для планктона и роста водорослей, включая редкие «marimo balls». Это такие зеленые мохнатые шарики, которые продаются в зоомагазинах для домашних аквариумов.

В естественной среде marimo balls встречаются всего в 4 местах в мире. Исландцы называют их kuluskitur, что буквально переводится на английский как «ball of shit». А по-русски додумайте сами;-)

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (7)

Название Myvatn переводят как «комариное озеро», хотя имеется в виду мошкА, с ударением на последнюю «а», или проще — гнус. Говорят, что целые тучи этой напасти нависают над берегами Миватна в июне и августе, забиваются в глаза, уши и нос, и делают прогулки вокруг озера практически невыносимыми.

Но удивительное дело: в июле нам эти кровопийцы не встретились совсем, ни единой особи. Так что потенциальная покупка накомарников так и осталась несовершённой.

Гнус все же имеет свои плюсы — он важная часть местной эко-системы, удобряет своими тушками озерные берега, а его личинками питаются птицы и рыбы. Кстати, лосось, который водится в речке Laxa, вытекающей из Миватна, считается самым крупным в Исландии.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (7)

К северу от деревни Reykjahlid, дорога пересекает старый лавовый поток 18-го века под названием Eldhraun. Пейзаж настолько пустынен и черен, что NASA посылала сюда тренироваться команду Apollo 11 в конце 1960-х.

Сразу за поворотом все меняется: по глазам бьет зелень, а по ушам — птичье клокотание. Здесь расположена природная охранная зона, где может собираться до 100 тысяч птиц одновременно.

Самка Исландского гоголя (лат. Bucephala islandica) с птенцами

В воде курсировали гигантские флотилии уток, гусей и лебедей; по берегам на тонких ножках скакали болотные кулики. Неподалеку даже есть музей, посвященный птицам, но при нас был закрыт.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (7)

Продвигаясь вдоль береговой линии Миватна, то тут, то там замечали в озере лавовые столбцы, торчащие из воды. Особенно много их было возле мыса Hofdi, поросшего березовым лесом.

Озеро Myvatn образовалось около 2300 лет назад, в результате деятельности трещинного вулкана. Это когда лава извергается без взрывной активности, по всей длине трещины. Натыкаясь на деревья, лава окутывали их как одеялом, выжигала внутри, да так и застывала в виде столбцов (местные из называют klasar).

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (7)

С подобным явлением мы когда-то столкнулись на Гавайях (см. 5-ю часть рассказа о Большом острове).

«Обычно, лава сразу сжигает все на своем пути. Но на этот раз ситуация была другая. Лава просто огибала стоящие мокрые деревья, и плыла дальше. Дерево постепенно выгорало внутри такого горячего одеяла; но и лава остывала на его мокрой поверхности, теряя свою текучую способность. В результате, мы увидели поляну с высокими лавовыми столбами, полыми внутри. Некоторые из них уже заросли мхом, и были похожи на огромные пни».

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (7)

Кроме столбцов, возникли псевдо-кратеры, или «конусы без корней», для которых характерно отсутствие магматического канала. Конусы без корней образуются, когда текущая горячая лава пересекает влажную поверхность, такую ​​как болото, озеро или пруд. При этом происходит молниеносное испарение, приводящее к тепловому взрыву с выбросом камней, пепла и лавовых бомб. А тефра (осевший пепел) образует кратероподобные формы, которые могут выглядеть очень похожими на настоящие вулканические кратеры.

Хорошо известные примеры найдены в Исландии, такие как кратеры возле озера Миватн, Раудхолар в районе столицы Рейкьявика или Ландбротсхолар в геопарке Катла. А недавно безкорневые конусы были обнаружены даже в районе долины Атабаска на Марсе, где потоки лавы перегрели грунтовые воды в нижележащих породах.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (7)

Мы не стали упускать редкую для Исландии возможность прогулки через лес, и с добрый час бродили по мысу Хёфди, среди березок, ёлок, полян, поросших хвощом и «зонтиками». Запах слегка мокрой травы и листвы привнес расслабляющие нотки, и чтобы окончательно размориться, решено было опять навестить купальню Myvatn bath.

Всё повторилось, как и вечером накануне, только на этот раз решили не брать пивной браслет, не впечатленные местными напитками. Кожа после купален с белой грязью становится как отполированная, матовая, гладкая, и какая-то фарфоровая.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (7)

Вечером в кемпинге сварили сосисок, сделали простой овощной салатик, и спать. На улице +3 °C (июль!). Пока самая холодная ночь, спали в мешках не раздеваясь.