Турист Катерина Андреева (Geofox)
Катерина Андреева — была 9 марта 21:54
Get lost in my rock and roll!

Хусавик — Исландия Июль 2016

Содержание:

Часть 1-я: приезд в Исландию; прогулка по Рейкьявику
Часть 2-я: аренда кемпера; Вестюрланд
Часть 3-я: полуостров Снайфедльснес; паром к Западным фьордам
Часть 4-я: Западные фьорды; дорога по северу Исландии

Часть 5-я: Нордюрланд-Вестра

Часть 6-я. Маршрут: китовый круиз из Хусавика — китовый музей — нац. парк Jokulsargljufur — скала-эхо — водопад Деттифосс — геотермальная купальня Myvatn — кемпинг Vogar.

Пожелание удачи по-исландски: «Hvelreki!», означающее «Чтобы у вашей усадьбы на берег выбросился кит!», стало девизом этого дня. Ведь фотоохота на китов — дело непредсказуемое, и «хвелреки» тут было бы очень к месту.

Северо-восток Исландии — один из самых изолированных регионов страны. Лишь два места обычно притягивают более-менее значительное количество путешественников: город Хусавик и национальный парк Йёкюльсаургльювюр. И оба они были заявлены в сегодняшнем меню.

Из кемпинга Heidarbaer до Хусавика всего ничего — 20 км по прямой. Husavik (в переводе «Домашняя бухта») — исландский город-порт, с населением около 3 тысяч человек. Здесь высаживался и зимовал шведский викинг Гардар Сваварсон задолго до первого «официального» исландского поселенца Ингольфа Арнарсона (см. 1-ю часть).

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (6)

Сегодняшний Хусавик — очень аккуратный живописный городок, в котором рыболовство и переработка рыбы по-прежнему являются основными бизнесами.

Однако, существует другая, связанная с морем, деятельность, которая привлекает целые автобусы туристов: Хусавик — исландская китовая столица. Богатая планктоном и рыбой бухта Скьяульванди просто манит китов-горбачей, малых полосатиков, дельфинов, и морских свиней. Иногда даже синие киты заходят.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (6)

Накануне мы сделали бронирование в компании «Gentle Giants» на китовый круиз, отправлявшийся из порта Хусавика в 8:45 утра.

Лодка могла принять 40 пассажиров, но видимо рано утром было не так много желающих, и мы отплыли в компании 20.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (6)

Всех нарядили в стильные черно-оранжевые комбинезоны, а дети должны были всё время носить оранжевые спасательные жилеты. Таковы правила.

Кстати, если дети старше 10 лет, то можно воспользоваться высокоскоростным катером (как на фото на переднем плане). Они маневренные, и быстрее всего догоняют китов.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (6)

Худший вариант для китового круиза, на мой взгляд, это парусник. Плывет долго, около 5 часов, за которые накроет или болтанка, или головная боль от постоянного вглядывания в барашки волн.

Наш вариант ограничивался тремя часами, но и за это время половина пассажиров успела покормить рыб, и прозвала наш круиз «puke cruise» («тошнотный круиз»).

Всем детям, в количестве трех штук, стало худо минут через 20 после выхода из порта. Отпаивали их газированной водой и горячим шоколадом, вроде помогало. Но дочка до сих пор меняется в лице при словах: «Хочешь в китовый круиз?» Не так уже это интересно и приятно, как пытаются продвигать в рекламных буклетах. Большую часть времени вы будете просто всматриваться в поверхность моря, бороться с приступами тошноты, и мерзнуть.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (6)

Но зато, если повезет и поблизости вынырнет кит, то сразу всё компенсирует. В этой компании дают гарантию на 90% успеха. Два дня до нас они не выходили в море — была неважная погода, и считалось, что шанс увидеть китов был небольшой.

Гид попался активный и знающий. Для обнаружения китов он пользовался… нет, не супер-шпионскими приборами, а ориентировался по птицам. Если видел, что птицы в кучку собираются над определенной точкой моря, значит там рыбный косяк. Где косяк — значит рядом кит. Под водой киты окружают стаю рыб при помощи пузырей, рыбы пугаются пузырьковой стены, не выходят за её пределы, жмутся к поверхности, вот тут-то их и ловят со всех сторон.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (6)

Ну, а нам в свою очередь удалось наловить несколько кадров плавников, спин и хвоста. Это был горбатый кит (Humpback whale), из подотряда усатых. Определили быстро: только у горбача есть характерный волнистый край хвостового плавника.

Горбатый кит довольно тихоходен: его скорость при миграциях не превышает 15 км/ч, а значит наблюдать за ним сравнительно легко.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (6)

В то же время горбатый кит — один из самых энергичных и акробатичных больших китов, чьё поведение, включая эффектное выпрыгивание из воды, привлекает к нему внимание туристов. В романе Г. Мелвилла «Моби Дик» горбатый кит охарактеризован следующим образом:

«Из всех китов это самый игривый и легконравный, всегда окружённый весёлыми брызгами и белой пеной».

И если видите рекламу китового круиза, где на фоне лодки с людьми нафотошоплен выпрыгивающий кит, то скорее всего это будет горбач.

Три часа пролетели для кого-то как один миг, для другого — как продолжительная пытка. Редкие счастливцы, которых не настигла болтанка, с удовольствием уминали горячий шоколад с рогаликами и болтали с капитаном. Другие старались держаться подальше и даже не принюхиваться.

В целом, познакомиться с китами в природной среде, конечно же здорово, только будьте готовы к сюрпризам со стороны желудка.

Высадившись на берег, решили продолжить китовую тему в местном музее.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (6)

Husavik Whale Museum — далеко не такой технологичный, как относительно новый в Рейкьявике, но обладает внушительной коллекцией артефактов, скелетов, интересных рисунков и древних карт.

Отзывы >>

Музей занимает два этажа, а экспонаты поданы так интересно, что будоражат воображение посетителей, и стимулируют на дальнейшее чтение.

25-метровый скелет самки Синего кита. Кит умер при естественных обстоятельствах. Таких полных скелетов Синего кита очень мало. Во всей Исландии это единственный:

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (6)

Ну вот как можно пройти мимо такой иллюстрации? Два кита размножаются, третий — подсобляет.

Также демонстрируются два документальных фильма о китобойном промысле и конфликте между китобоями и защитниками китов. Некоторые фотографии довольно тяжелые для просмотра (убийства дельфинов, десятками). Если с детьми — как-нибудь отвлекайте.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (6)

Есть специальная комната, где можно послушать китовые песни; а также «тактильный стол» — дети с удовольствием могут потрогать акулью кожу (как наждак), пощекотать китовый ус, «примерить» плавники и бивни.

На верхнем этаже музея находится «китовая галерея» с аутентичными скелетами 9 видов. Первым собранным в 1998 году стал скелет Атлантического ремнезуба.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (6)

А потом пошло-поехало: Малый полосатик, Кашалот, Горбатый кит, Косатка, Клюворыл (прим. — чуть не написала «Клювокрыл» — проделки Гарри Поттера), Северный бутылконос, и Гринда. А еще несколько лет назад музею прислали из Гренландии великолепный скелет нарвала.

Коллекция впечатляет! И конечно, музей определенно стоит посетить.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (6)

К этому обеденному часу от китовой болезни уже не осталось и следа, поэтому вполне могли перекусить перед выходом на дальнейший маршрут. Выбрали ресторан Salka (Салка — довольно распространенное женское имя в Исландии; отходит корнями в славянскую мифологию — «русалка») прямо за углом музея.

Кухня была заявлена как «скандинавская», «стейкхауз», «рыбный ресторан», и была надежда, что не совсем удачный ресторанный опыт предыдущего дня не превратится в систематический.

Заказали лобстерный суп, arctic char (рыба семейства лососевых) с гриля, и некую cat-fish, которая не имеет никакого отношения к Штатовской «catfish». Все было очень достойного качества, особенно суп, так что твердую четверку они вполне заслуживают. Потом я ради интереса загуглила эту самую «catfish» (она же — морской волк, или зубатка), и о, — боже! Смотрите сами на этого зубастого монстра.

… Уже около часа мы трясемся по грунтовке с номером 862 по северо-востоку Исландии. В радиусе нескольких десятков километров не наблюдается ни одного домика и ни одного мало—мальского деревца. Только огромные люпиновые поля и нависшие над ними тяжелые тучи. Отсюда до ближайшего города Хусавика — 70 км, до Рейкьявика вообще 550.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (6)

Путь проложен к бывшему национальному парку с непроизносимым названием Jokulsargljufur (Йёкюль-саург-ль-ювюр). В 2008 году его соединили с известным исландским мега-парком Vatnajökull National Park, чтобы все ледовые стоки от ледяной шапки Ватнайёкюдля находились под защитой одного, хотя и гигантского, заповедника.

Jokulsargljufur делится на три части: Asbyrgi — равнина, окруженная вертикальными стенами каньона; Vesturdalur — пещеры и геологические аномалии, и водопад Dettifoss. Первую часть мы просвистели по дороге, а вот две другие навестили

От гравийки 862 к долине Vesturdalur ведет еще одна гравийка качеством похуже и с камнями покрупнее. Тряска знатная, но недолго.

Внизу показалась небольшая парковка и инфо-стенд. Гулять предполагалось по западному берегу ледниковой реки Jökulsá.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (6)

Маршрутов здесь шесть (V1-V6), все разной сложности и протяженности.

На фейсбуке есть интересные 3D карты местности >>

Нас интересовал круговой, полуторачасовой маршрут V3 к очень необычному скальному формированию с непроизносимым, как обычно в Исландии, названием Hljóðaklettar (Хьольдаклеттар), или Скала-эхо.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (6)

Поверхность её весьма необычна и состоит из странных узоров — завихрений, спиралей, розеток и даже псевдо-пчелиных сот. И этого всего много, очень много, «соты» возвышаются на десятки метров над головой. Хорошая идея для фото: поставить кого-нибудь к основанию скалы для оценки масштаба.

Из чего это всё «сделано»? Конечно из базальта! Базальт — широко распространённая вулканическая порода, которая образуется в результате быстрого охлаждения лавы. Удивительные колонны обычно гексагональные в поперечном сечении («базальтовые иглы»), однако иногда можно встретить базальтовые многоугольники с тремя, двенадцатью и более сторонами. Диаметр колонн варьируется от нескольких сантиметров до нескольких метров.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (6)

«Исландские тролли не несут ответственности за формирование базальтовых столбов, найденных на острове», — это из статьи, недавно опубликованной в «Journal of Volcanology and Geothermal Research» («Журнал о вулканологии и геотермальных исследованиях»).

Казалось бы, серьезное издание, и тут вдруг тролли. Согласно опросу населения страны, проведенному в 2016-м году, 54% исландцев верят в эльфов, троллей, ведьм, гномов и фей. 54 процента, Карл! Даже поговорка у них есть: «Бойся глупого тролля. Умного тролля не бойся. Умный тролль — существо вымышленное».

«Сейчас, когда мир так изменился, троллям в нём нет места, но всё равно в виде высоких гор и поросших лесом холмов наблюдают они, всё ли в порядке в их владениях».

(из книги «В стране троллей. Кто есть кто в норвежском фольклоре».)

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (6)

Дочка моментально приняла идею троллей, и потом еще долго ходила и нажимала на торцы базальтовых колонн — а вдруг это потайная дверь, открывающая вход в пещеру…

— Дочь, — говорю я ей, — тролли обычно ростом метра три. Нажимать надо повыше!

На что ребенок с умным видом возразил:

— Мама, есть же еще маленькие тролли, у них свои двери должны быть.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (6)

Так что если бы мы жили в Исландии, то процент людей, верящих в сверхъестественных существ, был бы у них еще выше:)

Еще необычный фактор этого места — мощное эхо. Шепнешь секрет на ушко, а он как разлетится на все четыре стороны. По секрету всему свету.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (6)

Район также богат пещерами, самая впечатляющая из которых называется Kirkjan, то есть «Церковь».

Не стоит ожидать колоколов или готического фасада, вместо них присутствует почти идеально симметричная арка, обозначающая вход в удивительную пещеру.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (6)

Кто не боится падающих с потолка камушков, может заглянуть внутрь, и исполнить арию Царицы Ночи. Или, если хватит диапазона, то что-нибудь из репертуара группы «Руки вверх».

Странная акустика этим не ограничивается: эхо летает от одной стены к другой, как мячик для пинг-понга. То затихает, то разливается во всю мощь, накатывая «эховой волной». «Всё чудесатее и чудесатее!», как сказала бы Алиса.

Большие карты этой местности:

Раз >>

Два >>

Пройдя зарослями ольхи, вновь оказались на парковке, где помогли встречному датчанину определиться с выбором тропы — есть такой тип людей, с большим трудом принимающий решения даже в мелочах. С каким облегчением он ушел на V3 — это надо было видеть. Человек, наконец, обрел психологический комфорт, ну, а мы снова вернулись на гравийную дорогу 862.

Через 23 пыльных километра показался съезд к водопаду Деттифосс. Мощнее водопада в Европе нет, недаром его еще называют «Европейская Ниагара». При ширине около 100 м, высоте 44 м (кстати, на 9 метров меньше Ниагарского водопада), средний расход воды составляет 193 м³/сек, во время паводков вообще доходит до 600 м³/сек.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (6)

Dettifoss настолько мощный, что водяное облако, которое он образует, можно увидеть на расстоянии нескольких километров. Да и обзору ничто не мешает — округа пуста, только каньон, заросли люпинов, дорога, и массивный водопад в естественной среде.

У Деттифосса два лица-две стороны: западная и восточная. Продвигаясь по маршруту с севера на юг, мы логичным путем попали сначала на западный берег каньона, прорубленного рекой Jökulsá á Fjöllum (Йёкюльсау-ау-Фьёдлюм).

Да, я знаю, что не выговорить; для себя мы речку прозвали «речка Йёк». На самом деле, если разбирать слова, то ничего сложного: «jökull» — ледник, «á« — река. Получаем: «ледниковая река». Так и есть: вытекает она из ледника Ватнайёкюдль и течёт на север, впадая в залив Гренландского моря (Северный Ледовитый океан).

Путь речки Йёк крутой, порожистый. Водопад Деттифосс далеко не единственное её создание. Кроме него есть еще Сельфосс, Хафрагильсфосс, и еще парочка менее значимых -фоссов. Но с Деттифоссом, конечно, ничто не сравнится.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (6)

Несколько лет назад, учеными из Эдинбургского университета было доказано, что массивный каньон, в котором засел водопад, был создан всего за несколько дней экстремальными наводнениями.

«Мы привыкли думать, что окружающая нас среда формировалась тысячелетиями», — говорит Edwin Baynes, возглавляющий исследование. «Но иногда это происходит практически мгновенно, внезапно».

Каньон длиной 28 километров и глубиной в 100 метров, был образован серией наводнений, произошедших 9000, 5000 и 2000 лет назад, как показывает исследование. Сами наводнения были вызваны вулканической деятельностью под ледниками, которая привела к разрыву коренных пород.

Благодаря этому, получились 100-метровые стены каньона, а сильные потоки воды «протолкнули» три водопада, включая Деттифосс, назад по течению на целых 2 км во время каждого из наводнений.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (6)

Стоит учесть, что обе дороги, ведущие к Деттифоссу, гравийные. Западная (862-я) чуть получше, т. к. чаще используется. Восточная (864-я) на картах помечена серым цветом, с определением «rough track», т. е. «грубое покрытие». Не асфальт, конечно, но видали мы дороги и «погрубее». Ничего страшного в ней нет, проходима она и для машин с низким клиренсом.

От парковки на западной стороне до самого водопада идти еще 800 метров, сначала по утоптанной тропинке, потом по камням.

Водопад сначала слышно, потом видно, потом ощущаешь вибрацию под ногами, если встать на краю. Невероятная мощь! Разговаривать друг с другом там практически невозможно, поэтому большинство общаются на языке жестов. Самый частый — это поднятый вверх большой палец, конечно.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (6)

Никогда раньше не доводилось подходить настолько близко к подобной громадине. В такие моменты особенно остро осознаешь, какие мы, в сущности, «букашки» перед природными силами.

Все брызги Деттифосса летели на западную сторону. Это не временное явление и не прихоть ветра. Сколько ни читала отчетов, многие пишут, что западный берег самый мокрый. Фотографировать тяжело, камеру постоянно приходится прятать под куртку.

Но какая же громадина, аж дух захватывает. Определенно, посещение Деттифосса стало одним из ключевых моментов всего путешествия по Исландии.

Еле заметные фигурки людей на противоположном берегу:

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (6)

Изрядно промерзнув и от ледяной воды, и от постоянного ветра, муж с ребенком отправились обратно к машине отогреваться, а я решила сгонять по-быстрому дальше вдоль русла реки, посмотреть на Сельфосс.

Он, конечно, не конкурент Деттифоссу, но выглядит очень органично и компактно, в виде подковы, при всех своих 11 метрах высоты. Если есть силы, то заглянуть стоит.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (6)

Если вы думаете, что Деттифосса нам хватило, то ошибаетесь:) Мы решили взглянуть на него еще и с восточной стороны, для сравнения. Только запланировали это уже на следующее утро, после ночлега в кемпинге на озере Миватн.

Вокруг раскинулась безжизненная черная пустыня из спрессованного пепла. Но неживой она казалась только на первый взгляд. Глаз цеплял то яркое пятно молодого зеленого мха, то россыпь кустиков, которые привлекали овец.

Армерия приморская (лат. Arméria marítima) — многолетнее травянистое растение. Любит умеренный и арктический пояса:

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (6)

Столбы белого дыма обозначали места расположения геотермальных скважин. В Исландии на сегодняшний день действуют пять геотермальных электростанций общей электрической мощностью 570 МВт, которые производят 25% всей электроэнергии в стране.

Геотермальная скважина Borhola BJ-11. Глубина — 341 метр:

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (6)

Отработанная вода из геотермальной скважины. Здесь купаться запрещено!

Энергетическая станция Kroflustod:

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (6)

Но Исландия не была бы Исландией если бы не ее коронная фишка — купание в геотермальных бассейнах. Такие бассейны есть практически в каждом городе, поселке, и даже в кемпингах. Зачем платить за душ поминутно, когда можно прекрасно завершить день, заполненный прогулками по ледникам и вулканам, погрузившись по шею в комфортные +38°C. С видом на закат. В молочно-голубой воде. Аааа…

Самый известный из таких бассейнов — Blue Lagoon по пути в аэропорт Рейкьявика. Но нам намного, намного больше понравилось в открытых бассейнах озера Миватн.

Myvatn nature bath представляет собой водоем, дно которого покрыто песком и гравием. Водоснабжение купальни идет прямо из скважины Национальной энергетической компании в Бьярнарфлаге, откуда подается насыщенный «рассол» из калия, магния, железа и еще пары десятков элементов таблицы Менделеева.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (6)

За 4000 исландских крон ($29) мы стали обладателями «beverage bracelet», который обеспечивал не только вход в купальню и аренду шкафчика, но и сервис по доставке чего-нибудь освежающего прямо к вам в бассейн.

Дети купаются бесплатно, тинэйджеры за полцены. Полотенца свои; если их нет, то можно взять в аренду за $6 (также как и купальники/плавки).

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (6)

Далее, обувь оставляется в коридоре, и сразу за углом вход в раздевалки: Ж — налево, М — направо.

Есть нюанс. Прежде, чем выйти к бассейнам, посетителей просят принять душ. Голышом. Да, total nude. Ха, какие проблемы для нас, с детства привыкших к общественным городским баням! Но пуританских американских детей такие правила могут сильно смутить.

Неловко было наблюдать за группой американских девчушек-подростков лет 15, которых служащая в раздевалке очень вежливо попросила снять купальники. Те жались друг к другу, прикрывались, и в общем с горем по полам еле дождались того момента, когда снова можно было одеться.

Справедливости ради стоить отметить, что обычно есть душевые кабинки и с занавеской, 1–2 на бассейн. Для совсем уж стыдливых.

Затем мокрый выскакиваешь на улицу под бодрящие +9 °C, быстро завязываешь полотенце узлом на поручне, и бултых! Тут же наступает момент нирваны: тело моментально расслабляется, голова успокаивается, усталость выходит.

Вода матовая, бело-голубая, есть участки с более горячей. То тут, то там из воды торчат черные пористые камни, под которыми скапливается шелковистая лечебная грязь. Многие обмазываются ею с ног до головы.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (6)

Чуть выше уровня бассейна установлен огромный бак-накопитель с кипятком, откуда в бассейн периодически подливают.

— Оой, тёпленькая пошла! — как говорил товарищ Ипполит из «Иронии судьбы».

Если захотели выпить попить, то нужно махнуть рукой работникам, они в теплых куртках ходят по краю бассейна. Браслет пробьют дыроколом, а вам в руки подадут бокал вина или пива (кстати, не понравилось ни то, ни другое; не стоит своих денег). Лучше просто расслабляться в лечебной воде, и нагреться до такой степени, чтоб не страшно было выходить. Потом стакан апельсиновой воды, и спать на выход. На территории купальни есть кафе, но мы решили дотянуть до кемпинга, тем более, что ехать было совсем недалеко.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (6)

Кемпинг Vogar расположился на берегу самого озера Миватн, всего в 5 км от купален. Он стал единственным, где мы останавливались на две ночи подряд (3 тысячи ISK за ночь; $22). Устройство для исландских кемпингов обычное: большое поле, кемперы стоят бок о бок, палаточники — с другого краю; туалет/душ в отдельном домике. Также есть возможность снять одну из 28 комнат в их гостинице, но озаботиться стоит сильно заранее.

Бонусом идет своя пиццерия на их территории, и отдельный полноценный ресторан Vogafjós Cowshed Cafe, где во время завтраков или ужинов можно наблюдать коров за стеклом.

Но в этот вечер мы были нацелены на собственные припасы — маринованную баранину, приготовленную с помощью одноразового гриля. Последний вызвал восторг у соседей; на следующий день увидели их с точно таким же.

Дочка уже давно спала, разморенная геотермальной водичкой. Ну, а мы еще посидели с часок, отмечая завершение такого длинного дня, наполненного китами, пещерами и водопадами. Путешествие по Исландии перевалило за середину.