Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Доминикана Декабрь 2020

Доминикана — страна маленькая. Пока не начнешь по ней путешествовать, тогда оказывается, что таки большая. Самый близкий аналог по площади — Словакия. Доминикана больше таких стран, как Дания, Нидерланды или Швейцария.

Платные дороги здесь весьма хороши, можно ехать 140–150 легко (ограничение 110). Бесплатные бывают терпимы, менее терпимы и ужас-ужас. Доминиканцы, скажем прямо, водители еще те. Помимо общей недисциплинированности и пренебрежения поворотниками, я выявил две малоприятные местные особенности.

Первая — здесь медленные транспортные средства не обязательно должны держаться правого ряда. Вот просто совсем. Едут там, где нравится. В итоге быстрым автомобилям приходится постоянно перестраиваться, чтобы не плестись за еле ползущим грузовиком, бескомпромиссно оккупировавшим левый ряд.

Вторая особенность — ночью процентов 50–70 авто едет с дальним светом, не переключая его при сближении. Моргать фарами им бессмысленно, даже не поймут, что происходит. Я обсуждал эту тему с русскоязычными местными жителями, говорят, что в итоге плюнули и сами ночью тоже ездят с дальним.

Во всем остальном — как везде, дорожная обстановка несложная, мотоциклов и скутеров не очень много, пробки были замечены лишь возле столицы в часы пик.

Бензин. Цена на заправках указана за галлон. Грубый пересчет дает примерно 1 доллар за литр.

Удивила стоимость платных участков. От нашего Доминикуса до Пунта Каны 100 км, на этом участке две платилки, 100 и 60 песо (160 песо ~ 3 доллара). Это более-менее нормально. А вот на полуострове Самана проезд существенно дороже, есть платилка, где берут примерно 10 долларов (в пересчете) за кусок дороги минут на 20–30 езды.

Что еще добавить о дорогах Доминиканы? Полиции мало, камер почти нет, превышать скорость — нормально, все превышают. Навигатор я обычно использую Навител, но не удалось найти карты Доминиканы для него, поэтому ездил по Maps.me, не так четко, как по навигатору, но сойдет. Вроде все, можно теперь перейти к посещенным местам.

Первый пляж на Атлантике, куда мы попали, оказался весьма распиаренный Макао. Это недалеко от Гонкон Баваро. Приехали на импровизированную стоянку, там радостно встречает дядька, всячески демонстрирует свое участие в процессе парковки и последующей охраны. Ему за это дают 50–100 песо. Идти от стоянки до моря минут 5, но нам посоветовали прибиться к правому краю, там должны быть меньше волны. Это лишних 5–7 минут.

Пляж Макао:

Атлантические пляжи и водопад Эль Лимон

С правой стороны пляж ограничен скалистым мысом:

Атлантические пляжи и водопад Эль Лимон

Я хотел пройти на мыс по тропинке, но передо мной материлизовался человек с ружьем, пришлось отступить перед превосходящей силой. Дрон запускать не стал — был приличный ветер. Вот мы и подошли к главным различиям между карибским и атлантическим побережьями, это волны, ветер, меньшая прозрачность воды. И температура воды ниже, чем у нас, на 1 градус (замерял неоднократно). И еще выброшенные на берег водоросли.

Я искупался, при этом выявился еще один нюанс — дно у берега имеет волнистую структуру, вода мутная, куда шагаешь, не видно, шаг — и ты проваливаешься чуть ли не на полметра, другой шаг — подъем, потом опять провал и т. д.

Олег, хозяин автопроката, говорил, что этот пляж очень хорош летом, тогда волн почти нет, красота. Охотно ему верю. Нам «зимний» Макао не покатил. А еще приставалы, они встречают тебя у самого входа и, расхваливая свои услуги (ресторанчики, прокат досок и т. п.), идут с тобой до самого конца. А потом еще минут 10 укоризненно стоят рядом.

Кстати, о серфинге. На нашем карибском побережье я этого не встречал — волн почти нет. Здесь есть, поэтому есть и серфинг. Не сказать, что на Макао волна хороша, но учиться, возможно, неплохо. Стоимость проката досок я не узнавал, т. к. стоит спросить — потом не отвяжешься. Также где-то вдали летал кайт.

Следующий пляж, куда мы заехали — один из лучших в Баваро, Лос Коралес. Машину запарковали почти случайно (в безвирусные времена, уверен, это невозможно), прошли узкими лабиринтами к морю. Ко мне рванулся приставала: — Where are you from? Отвечаю по опробованной на Шри-Ланке методике — Albania! Зазывала стал похож на пятилетнего мальчика, пытающегося вникнуть в лекцию о физике черных дыр. Отстал.

Лос Коралес отличается белым песком, большой шириной, и малыми волнами — они разбиваются вдали о риф, до берега доходят лишь небольшие накаты. К минусам я бы отнес водоросли, множество приставал и некоторую неуютность для тех, кто приходит просто с полотенцем искупаться, т. к. здесь все заточено под респектабельную аренду лежаков с зонтами, заказ коктейлей и предание своего тела массажистам.

Лос Коралес:

Риф, разбивающий волны:

Атлантические пляжи и водопад Эль Лимон

Этот пляж является не совсем публичным, но доступ сюда свободен. Купаться мы не стали, дрон я не запускал по той же причине, что и в Макао — ветер. Минут 10 прогулялись, да и вернулись к машине. Олег упоминал еще один пляж, публичный, название сейчас не могу вспомнить, он был очень неплох, но пару лет назад сильный тайфун заметно подпортил его рельеф, вымыв огромный объем песка, после чего обнажились каменистые участки, не очень комфортные для купания. Заезжать туда не стали. Лос Коралес, насколько я понял, дает исчерпывающее представление о всех пляжах зоны Баваро. Многие обзоры просто всю здешнюю береговую линию называют «пляж Баваро». Еще раз повторю, пляжи хорошие: белый песок, бирюзовая вода, простор. Но наши с женой предпочтения дают перевес карибскому уюту над атлантическим простором. Перевес небольшой и очень субъективный.

Следующим пунктом, куда мы устремили шелестящие шины своего авто, стал водопад Эль Лимон (Сальто Эль Лимон), что находится примерно в середине полуострова Самана. До него от нашего Доминикуса 250 км. Вроде бы пустяк, максимум три часа езды, но на деле оказалось более четырех часов. Я заранее продумал планы, А и Б, по первому мы успеваем вернуться домой в тот же день, по второму — заночуем в Лас Терренасе, отели наметил и внес в память. Ехать надо в будний день — и народу меньше, и больше шансов успеть вернуться до комендантского часа (в будни это 21:00).

В назначенный день подъем в 7 утра, быстрый завтрак, и в путь. Выезжаем на платную дорогу, 130 км/ч, машин мало, да я долечу туда за пару часов. Ага, как же. Километров за 70 до столицы maps.me скомандовал свернуть с трассы. Вроде логично, объезд города, на карте видна рациональность этого поворота. Но ехали по платной дороге, она качественная, а свернули на бесплатную, следовательно, плохую. Местами она не просто плохая, а ужасная. Да уж, господа доминиканцы, не ожидал от вас… Скорость 50, местами 70, так ехали минимум час, пока не выскочили опять на платную, где я разогнался вволю. В Эль Лимон прибыли в районе полудня, у меня заканчивался бензин. Решил сначала заправиться, чтоб уже не вспоминать об этом. Проезжаем кучу зазывал, предлагающих услуги проводников к водопаду, а вот заправки не видно.

Тут стоит упомянуть ту информацию, которую я предварительно узнал о водопаде. Он находится в неком отдалении от города и дорог, путь к нему проходит сквозь джунгли, несколько раз пересекает реку (без мостов), порой тропа пролегает по жидкой грязи. В-общем, путь непрост, пешком его пройти можно, но либо в такой обуви, которую сразу можно выбросить, либо в сланцах или пляжных «коралловых» тапочках. Даже обычные сапоги не помогут, ибо местами вода по колено. Я читал о решительных суровых туристах, которые ходили пешком и остались довольны. Но, примеряя такой поход не столько на себя, сколько на жену, я включил режим «щадящий муж» и даже не стал с ней это обсуждать. Оставался второй, самый распространенный вариант — на лошадях с проводником.

Притормозил около группы молодежи на мопедах, спросил, где газолинера (по Мексике помню, что слова бензин, гэз, петрол для латиноамериканцев — пустой звук). Парень на мопеде вызвался сопроводить. Что ж, поехали. Проехали какими-то огородами, сам точно не нашел бы. Заправился. Парень на мопеде ждет. Думаю, надо бы чаевых дать, а заодно спросить, куда тут лучше выехать, чтоб к водопаду поближе. Опускаю стекло, после пары слов выясняется, что он немного говорит по-английски. И он как раз гид. Ну конечно, в Эль Лимоне каждый мужчина — гид. Но почему бы и нет? Договорились о цене (она не так мала, как можно ожидать, но я знал уровень заранее), поехали за парнем. Звать его Анхелос. Прибыли на «ранчо» (модное там слово), я оставил машину во дворе, Анхелос привел двух лошадей, назвал их имена, моего звали Бобби, того, что у жены, уже не помню. Лошади низкорослые, невзрачные, я усомнился, что это лошади. Спрашиваю — А не мул ли это? Нет, настаивает Анхелос, — Horse. Сомнения у меня остались, и весьма сильные. Думаю, это все же были мулы.

Атлантические пляжи и водопад Эль Лимон

Ладно, едем. Анхелос взял с собой младшего брата, они вдвоем идут пешком, мы с женой верхом. Я на лошади второй раз в жизни, жена впервые, опасался, что она не сможет. Смогла и даже не без удовольствия. Поездка длилась примерно 1 час в одну сторону. Местами Анхелос показывал растения, вот кофе, вот какао, вот ананас. Вообще, он оказался хорошим гидом — терпеливым, участливым и неплохо осведомленным о географии полуострова Самана.

Кофе:

Юный ананас:

Просто склон:

Атлантические пляжи и водопад Эль Лимон

Дерево какао было нефотогеничным, без плодов — не сезон. Пейзажи живописные, но лес густой, почти всю дорогу царит полумрак, да и верхом трудно фотографировать, впрочем, на обратном пути приноровился. Здешний зеленый цвет из тени видится каким-то неправдоподобным, я и тогда отметил, и потом на снимках все пытался в редакторе выровнять цвет, не очень удается. В-общем, зеленый там фантастический. После примерно 2/3 пути ответвились от тропы в сторону, там пригорок, с которого открывается вид на океан.

Островок вблизи берега называется Эль Лимон, пляж по соседству, тоже. Городок Эль Лимон, водопад, река. Все здесь лимонное.

Возвращаемся на тропу, еще минут 10 пути, и Анхелос сообщает, что приехали. Спешиваемся, он привязывает мулов (или таки лошадей?), дальше пешком. Здесь небольшое кафе, предлагают напитки. Я бы выпил кофе, но после некоторого замешательства говорят, что кофе нет. Ладно, тогда ничего не надо. Еще несколько шагов и открывается невероятный вид на водопад.

Атлантические пляжи и водопад Эль Лимон

Это хочется снимать и снимать. Правда, есть закавыка. Вокруг все освещено ярким солнцем, а водопад находится в тени. Что дает или засветы окружающего пространства, или затемняет водопад. Возможно, ранним утром или ближе к вечеру освещенность меняется, но в моем случае было так. Я нащелкал кучу кадров с разной экспозицией, потом разберусь.

Зрелище потрясающее, все как будто специально устроено, чтоб человек получил наиболее яркое представление.

Атлантические пляжи и водопад Эль Лимон

Насладились видами идем дальше. Спуск минут на 5, внизу река и нижний рукав водопада:

Атлантические пляжи и водопад Эль Лимон

Реку надо переходить вброд. Даже если при езде верхом удалось не замочить ноги (что почти невозможно), здесь обмочиться придется. Я был в сандалиях, смело форсировал реку, жена сняла кроссовки, перешла, потом надела. Идем еще пару минут и вот перед нами Сальто Эль Лимон. В испанском названии сальто означает то же, что и в «сальто-мортале» — прыжок. Иногда говорят и Каскад, но Сальто более применимо.

Эль Лимон:

Атлантические пляжи и водопад Эль Лимон

Здесь можно купаться, есть даже раздевалка, мы не преминули воспользоваться такой возможностью. Во множестве описаний сказано, что вода «теплая», «прохладная», «не очень холодная» и т. п. Я имею возможность сообщить точную цифру: 22 градуса (у меня дайверские часы). Купаться можно, но лично мне прохладненько, я долго в такой воде не высижу. В отличие от нескольких детишек, сидевших там, когда мы пришли, и остававшихся в воде, когда мы уходили. Есть уступы, с которых можно нырять, обычно я не обхожусь без этого, но в данном случае смутило отсутствие других нырящиков, а вода не давала представления о глубине, существовала опасность воткнуться головой в камень. Пришлось отказаться от такой затеи.

Фотосъемка у самого водопада затруднена тем, что воздух перенасыщен водяной пылью. По этой же причине не стоило тут запускать дрон. Пока мы купались, Анхелос на телефон жены нащелкал несколько кадров, вот, например:

Атлантические пляжи и водопад Эль Лимон

Спустя примерно час с момента прибытия отправились в обратный путь. До места парковки наших лошадей-мулов предстоит опять форсировать реку, затем в гору, по крупным землистым ступенькам. Дошли, я достаю дрон, и обаруживаю, что полностью разряжен мой телефон, а управляется дрон с телефона. Косяк. Ну да ладно, утешаю я себя, близко подлететь все равно нельзя, а с пригорка вид и так классный.

Вскочили в седла и поскакали. На этот раз я приготовил фотоаппарат и немного пощелкал.

Атлантические пляжи и водопад Эль Лимон

Вся поездка в итоге заняла ровно 3 часа. Неплохо, времени еще остается достаточно. Садясь в машину, спрашиваю Анхелоса, какой из ближних пляжей самый лучший, чтоб съездить туда на полчасика? Тот уверенно отвечает — Морон бич. И добавляет, что покажет дорогу. Садится с братиком на мопед и едет, мы за ним. Я думал, что все ограничится выездом на дорогу и указанием направления, но нет, он вел нас до самого пляжа. Это километров 10 по грунтовкам. Интересно, название Moron (англ. — придурок) с испанского можно перевести как кочка. Но как дебил тоже можно.

Доехали. Пляж Морон хорош настолько, что аж дух захватывает.

Атлантические пляжи и водопад Эль Лимон

Островок Эль Лимон, тот, который был виден с пригорка по дороге к водопаду:

Атлантические пляжи и водопад Эль Лимон

Хоть это и Атлантика, волн почти нет. Нет и людей. Вообще ни одного человека, кроме нас.

Атлантические пляжи и водопад Эль Лимон

Уюта и сказочности пляжу придает мягкая короткошерстная травка, устилающая берег вне песчаной полосы. Очень приятно по ней ходить босиком, жаль, сфотографировать не догадался.

Братик Анхелоса:

Атлантические пляжи и водопад Эль Лимон

На выезде с пляжа дорогу преградили сразу три самосвала, они остановились и согласовывали, куда высыпать содержимое кузовов. Похоже, надолго… Анхелос подъехал, что-то им объяснил, показывал на нас, в результате все три машины сдвинулись с мест и прижались по максимуму к краю, осободив нам узкую полосу для проезда.

Выехали на трассу, я ожидал, что поездка к пляжу тоже стоит денег, но нет, Анхелос пожелал счастливого пути, и мы расстались.

Назад ехали через известнейший Лас Терренас. Я много читал об этом месте, чаще всего восторженные тона, яркие эпитеты, ярлыки лучших пляжей и т. п. Надо взглянуть.

Первый пляж, куда мы попали — Каролина Портилло (Портийо).

Атлантические пляжи и водопад Эль Лимон

Понравилось: отсутствие волн (вдали есть полоса рифов), простор, мало людей. Не понравилось: очень мелко. Есть выброшенные морем водоросли, но меня это как-то не напрягает. Хотел было искупаться, но, увидев бредущего по колено в воде мужика метрах в 100 от берега, передумал. Субъективный вердикт — пляж идеален для семей с детьми.

Ладно, едем дальше. Следующий пляж — собственно Портилло. Я пишу две Л, в испанском это может читаться как Й, но пусть будет так, все русские произносят Л.

Атлантические пляжи и водопад Эль Лимон

Здесь мне понравилось чуть больше, чем на предыдущем пляже, но тоже мелковато. Хотя простор и много естестенной тени, мало людей, отсутствие волн — все это очень неплохо. Но, если жить в самом Лас Терренасе, а он находится за тем мысом (называется Попи), который виден на фото, без машины пешком ходить, наверное, далековато.

Проезжаем мыс и попадаем в Лас Терренас. Здесь есть свои пляжи, они примерно такие же, как на четырех предыдущих снимках, правда, людей уже много, музыка, ресторанчики, развлечения. В целом неплохо, но ничего особенного.

А вот сам город не понравился — слишком суетливый, шумный, загазованный, на улицах пробки. Наверняка есть тихие районы, где жизнь похожа на волшебный сон, но я говорю лишь о том, что видел. С трудом выбрались из Лас Терренаса, дорога дальше уходит вверх. На одной из площадок тормознул сделать пару кадров.

Таково побережье вблизи Лас Терренаса, где-то там еще один знаменитый пляж — Косон:

Атлантические пляжи и водопад Эль Лимон

Проезжаем еще минут 5, и вновь приходится тормозить, на этот раз внимание привлек грот.

Опять неестественные, сюрреалистические цвета:

Атлантические пляжи и водопад Эль Лимон

А с пригорка открывается вид на побережье:

Атлантические пляжи и водопад Эль Лимон

Где-то там, в низине у моря, еще один туристический город — Нагуа. Но общее представление о местном побережье у нас уже сложилось, заезжать не стали.

Путь назад занял примерно столько же времени, сколько и путь туда, четыре с половиной часа. Не поехали по той разбитой дороге, которая нас тормозила, зато возле Санто-Доминго попали в пробки. Но успели вернуться до комендантского часа с приличным запасом. Смело можно сделать вывод: поездка к водопаду Эль Лимон прекрасно умещается в один день, даже без особой спешки. Но надо иметь в виду, что из Байяибе ехать примерно на 1 час меньше, чем из Пунта Каны.

Мы остались очень довольны поездкой. Понравилось все — и сам водопад, и езда верхом (неожиданно), и пляжи, особенно Морон бич. Надо отметить, вся природа полуострова Самана невероятно красива и нашпигована интересностями как булка изюмом. С удовольствием сюда вернемся в феврале, смотреть на китов. Правда, это будет южное побережье полуострова, но там не менее красиво.

Конец третьей части.

Следующую часть можно посмотреть здесь.

Начало всего доминиканского цикла здесь.