Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Байяибе‎ — Доминикана Январь 2021

Это продолжение серии рассказов из жизни карибских узников, первая часть здесь, далее можно по ссылкам.

Итак, к концу второго месяца жизни в Доминикане тлетворное влияние теплого моря, солнца, фруктов и общей расслабленности стало невыносимым. Остро захотелось чего-то сурового, жесткого, какого-то вызова. В первый месяц таким вызовом была ночная борьба с комарами. Но постепенно приноровились, отработали алгоритмы. Основная масса москитов попадает внутрь через двери — густо усеивают наружную дверную раму, при открывании их потоком воздуха заносит внутрь. Видели бы вы, как мы выходим из квартиры: жена приоткрывает дверь на минимальную ширину, проскальзывает наружу, я сразу же закрываю за ней, она там машет полотенцем словно ветряная мельница, а я изнутри вычисляю и истребляю успевших проникнуть внутрь гадов (иногда, впрочем, их нет). Услышав победный клич жены, просачиваюсь наружу и я. Эта смешная суета сильно облегчает жизнь, бессонные ночи теперь позади.

Так вот, в поисках новых приключений я наткнулся на информацию о расположенной неподалеку пещере — Куэва дель Пуэнте, что в переводе Пещера Моста (или Мостовая пещера). В древности там жили индейцы таино, ну, может, не жили, но находили убежище. На стенах, как пишут испаноязычные источники, до сих пор сохранились их рисунки. Пещера находится в национальном парке Котубанама, всего, между прочим, там насчитывается более 400 пещер, но эта наиболее близкая к нашему Доминикусу. От дома до нее примерно 3,5 км. Вроде бы пустяк, но надо учитывать, что ¾ пути идти придется по пляжному песку. А, все равно пустяки, за час доберусь.

На русскоязычных сайтах об этой пещере информации очень мало, и она сбивчиво неодинаковая. Испаноязычная среда более информативна, гугл-переводчик плюс полчаса времени, и я готов к походу. Жену ожидаемо не вдохновила перспектива идти по песку час в одну сторону, отказалась. Что ж, пойду один.

Если у кого-нибудь возникнет практический интерес, в финальных абзацах я приведу нехитрый набор советов и лайфхаков по этой теме.

Итак, время года — 10:00, время суток — январь, или наоборот, здесь это не имеет особого значения, главное, чтоб был день, и лучше не дождливый. Фотоаппарат, воду, репеллент — в рюкзачок, кепку — на голову, смартфон с maps.me (там есть эта пещера) — в карман, отправляюсь в путь.

Сначала прохожу череду отельных пляжей, большая часть отелей открыта, хотя есть и закрытые в связи с Ковид 19. Но и в закрытых всегда присутствует охрана, проход, впрочем, свободный. На границе отельной части и дикого берега лежит бревно, за ним можно свободно располагаться на пляже (даже в закрытых отелях с пляжей обычно вежливо прогоняют). Берег в дикой части не очень — мелкие скалистые выступы. Зато вот заснял гимнастику — упражнения на бревне:

Куэва дель Пуэнте

После довольно протяженного дикого участка располагается пляж и территория отеля Миранда, за ним уже нет ничего, начинается парк Котубанама

На границе национального парка вроде бы с меня должны взять 100 песо за вход, но никого не было, я спокойно прошел по пляжу, никаких заборов или баннеров. Иду примерно час, безлюдно, виды примерно такие:

«И было так хорошо

Ему и душой, и телом,

Что будто-бы и не шел,

а над землею летел он»

Пора бы свериться с картой. Упс, кажется я на кураже прошел лишний километр. Досадненько, но терпимо, развернулся, в нужном месте нашел малоприметную тропинку вглубь джунглей, вроде теперь все правильно, иду дальше. Надо сказать, что этот национальный парк — сплошь густые низкорослые джунгли. Здесь нет ни дорог, ни гор, ни озер, ни рек, нет ничего, кроме обильной растительности и этих 400 пещер. А площадь весьма велика. На гугл-картах парк Котубанама выглядит как огромное зеленое пятно в юго-восточной части страны:

Куэва дель Пуэнте

«Райский» остров Саона, кстати, тоже расположен в границах этого парка.

А я все шагаю по джунглям. К счастью, непролазных участков на пути нет, мачете не требуется, тропинка вполне широкая и уютная.

Куэва дель Пуэнте

Однако, под ноги смотреть настоятельно рекомендуется — много корней, камней и впадин. Иногда встречаются крабики в ракушках, вот как этот, размером с кофейное блюдце:

Даже в километре от берега такие крабики еще были замечены. Вокруг поют птички, изредка в листве раздаются упругие вибрации воздуха от взлета крупных птиц, но визуально я их не засек. Спустя ровно 30 минут от моря и полтора часа от дома я приблизился к цели, тропинка сначала немного взбирается на холмик, затем спукается в небольшой овраг, там табличка с названием — Cueva del Puente. Ура, я на месте.

Перед входом в пещеру стоит небольшая беседка, но спокойно посидеть и отдохнуть будет сложно из-за полчищ комаров.

Куэва дель Пуэнте

Вокруг беседки каменистые склоны, изрезанные провалами и заросшие кустами:

И ни души, абсолютная тишина, даже птички приумолкли. Я достал фотоаппарат и с ужасом обнаружил, что не взял вспышку (она у меня не встроенная). Подавив панику, решил снимать просто с большим ISO, на максимально открытой диафрагме, и дублировать еще на смартфон со вспышкой. Дальше снимки буду вперемешку, телефонные и аппаратные.

Вход в пещеру весьма узкий:

Куэва дель Пуэнте

Чтоб войти, нужно слегка пригнуться.

Пара шагов, и оказываюсь в кромешной темноте, без фонарика идти абсолютно невозможно. И слегка жутковато. Включил телефонный фонарик, и вовремя, самый первый шаг таил опасность — сразу после границы света и тьмы провал в полметра. Прохожу 2–3 метра, и над ухом пролетают первые летучие мыши, весьма крупные, но снять их практически невозможно, появляясь из ниоткуда, они исчезают в никуда. Сначала я инстинктивно пригибался при звуках крыльев в паре сантиметров от уха, но минут через пять привык и перестал обращать внимание. Впрочем, и мыши вскоре куда-то спрятались, на обратном пути уже не летали.

Пол в пещере большей частью песчаный, красноватого цвета. Идти нужно осторожно, посматривая не только под ноги, но и вверх — легко разбить лоб о небольшие, но многочисленные сталактиты.

Куэва дель Пуэнте

Большие сталактиты тоже имеются (как и сталагмиты):

Куэва дель Пуэнте

Я все время вертел головой и освещал стены в поисках рисунков таино — безрезультатно. Не очень уверен, что они тут вообще остались. Хотя, конечно, могут быть где-то в труднодоступных местах, но там нужен фонарик помощнее.

Это точно не рисунок индейцев:

Куэва дель Пуэнте

Свод пещеры усеян многочисленными круглыми «лунками», возможно, там проводят свободное время летучие мыши.

Вдали видны пятна естественного света, это дыры в своде, там первый «зал».

Куэва дель Пуэнте

Из дыр свисают корни, очень это напоминает некоторые юкатанские сеноты. Пара корней с краю этого «зала», похоже, окаменели:

Куэва дель Пуэнте

А эти корни вполне живые:

Словно дракон сомкнул челюсти:

Сплетение корней и камней:

Этот зал интересен, тут просторно, но довольно темно, зато метрах в семидесяти дальше видно мощное светлое пятно, там второй, конечный зал. Направляюсь туда.

Куэва дель Пуэнте

Здесь не просто дыры в своде, видимо, не обошлось без частичного обрушения:

Куэва дель Пуэнте

Наверное, Пещерой Моста это названо оттого, что между входом и вторым залом свод образует как бы мост, впрочем, это лишь мои домыслы и фантазии.

Тут очень силен перепад силы света, от кромешной темноты до ослепляющей яркости, на снимках получаются или засветы, или погружение во мрак всего, кроме освещенных участков. Возможно, помогла бы вспышка, но ее нет. Приходится вытягивать в редакторе, с ущербом для естественности цветов. Хотя цвета там и без того странноватые, один крсный пол чего стоит.

В этом зале обнаружилось, что снаружи идет дождь. Плохо, конечно, но зато я в сухом и прохладном месте. Комаров, кстати, внутри не было.

Ощущения в этой пещере меняются от опасливой настороженности вначале до полного восторга в конце. Пройдя всю длину, я освоился, привык к темноте, изучил пол и мог уже (как показалось) идти без фонарика. Выключил — увы, ощущения меня обманули, без фонаря нельзя. Вот так выглядит путь назад (отредактировано с сильным осветлением) от конечного зала до второго, который проявляется световым пятнышком:

Миную второй зал:

И с легким сожалением выбираюсь наружу.

Длительность пещерной прогулки составила примерно полчаса. При этом я был тут совсем один, что определенно добавляло кайфа.

Выбрался. Дождик вроде прекратился, они в это время года не длятся больше 15 минут. Не очень хорошо, что идти назад предстоит по мокрым тропам, но и страшного ничего нет. Бросаю последний взгляд на вход и приступаю к возвращению домой.

Куэва дель Пуэнте

Тут как раз навстречу идет парочка испаноязычных туристов, ола — ола, улыбочки, повезло и мне, и им, что не ходили там вместе.

Теперь самое время дать несколько советов тем, кто захочет прогуляться в эту пещеру. Во-первых, обувь, она обязательно должна быть с твердой подошвой и защитой по периметру стопы. Сланцы и всякие пляжные тапочки не подойдут, ибо будут быстро прорезаны очень острыми фрагментами скалистой дорожки, здесь вот видно:

Куэва дель Пуэнте

Второй совет — фонарик. Конечно, в смартфонах у всех есть, но на пути туда можно нечаянно посадить батарею злоупотреблением функцией GPS и прочими фишками. Перед выходом нужно убедиться, что батарея на 100% заряжена, GPS включать только после Миранды (последнего отеля), а после поворота от моря можно выключить, т. к. заблудиться там уже будет невозможно.

Если есть намерение нащелкать идеальных снимков, стоит взять треногу. Ну, вспышка само собой.

Далее. Вода. Ходьба по песку отнимает очень много энергии, раза в два больше, чем по асфальту. Учитывая жару, следует иметь в виду, что пот будет литься градом. Я взял с собой бутылочку 0,5 литра, оказалось катастрофически мало, вернувшись домой, получил головную боль вследствие обезвоживания. Рекомендую брать воды по полтора литра на человека минимум. Также есть смысл выйти как можно раньше, утром не так жарко.

Еще стоит иметь при себе деньги, у меня не спросили, но не факт, что так бывает всегда.

Вот, кажется, и все советы. В целом прогулка несложная, интересная и дарящая широкий спектр ощущений.

На пути назад я все пытался снять пляжных ящериц, они были бы ничем не примечательны, если б не их хвосты — красноватые, скрученные наподобие поросячьих. Долго пытался поймать в кадр хоть одну, но их юркость была выше моей реакции, притупленной усталостью. Вот, получилось только на телефон:

Куэва дель Пуэнте

Еще тормознул в районе дикого «межотельного» участка, там, оказывается, на отдалении от берега начато строительство, пока только яма и забор, но песочную часть пляжа уже вполне оборудовали, в контровом свете выглядит это диковато:

Взгляд невольно начинает искать Снегурочку с Дедом Морозом.

На границе участка несколько таких вот деревьев папайи:

Куэва дель Пуэнте

А «гимнастическое» бревно опустело, но не совсем, здесь стайка знакомых камнешарок:

Вот такая получилась прогулка. Лично мне очень и очень понравилось, идеальное путешествие на полдня. Я бывал во многих пещерах, в том числе всемирно известных, эта, конечно, уступает по величию большинству из них, но тоже дарит набор неслабых впечатлений. Особое очарование в том, что нет людей (как я понимаю, так бывает не всегда, но часто).

Еще, чтоб два раза не вставать, помещу сюда пару кадров из другой части побережья. Я уже описывал участок между Доминикусом и Байяибе, там есть примечательное место с приливным «гейзером», фотку тоже размещал, но тогда был штиль, гейзер работал очень вяло. А при небольшом волнении он выглядит вот так:

Куэва дель Пуэнте

А это скала в форме портового кнехта в море примерно напротив:

Куэва дель Пуэнте

И последнее. К нам во двор постоянно прилетает птица, с виду милашка, но хищница, пожирает ящериц, которых довольно много в нашем дворе. Частенько вижу ее взлетающей к ящеркой в клюве. Как мне удалось выяснить в интернетах, птица вроде бы называется доминиканской кукушкой (оглядываюсь, нет ли Номада поблизости). Она размером с небольшую ворону, не очень пугливая, но сфокусироваться на себе так и не дала, снимок только мыльный:

Сегодня прилетела, расхаживала перед окном, так и просилась в кадр, я отодвинул москитную сетку, чтоб просунуть в щель объектив, тут же снаружи в комнату ломанулась ящерица, видимо, спасала свою жизнь. Юркнула под диван, посидела там минут 10, немного освоилась и начала разгуливать по квартире. Мы уже решили, пусть живет, но она явно тяготилась нашим присутствием. Что ж, приоткрыли дверь, спрятались, ящерица прошмыгнула наружу. Надеюсь, воля к жизни поможет ей в дальнейшем.

Вот, пожалуй, и все. Конец этой главы (надеюсь, не последней).

Если у кого есть актуальные вопросы по Доминикане и конкретно Байяибе, пишите, отвечу.

А здесь - следующая часть, путешествие к китам.