Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Доминикана Февраль 2021

В поисках защиты от коронавируса и морозов мы с женой оказались в Доминикане, где и пребываем с ноября. Начало поездки описано здесь.

По сравнению с зимой прошлого года нынешнее путешествие не отличается особой активностью, но таков и был замысел, ведь эта зима, в отличие от прошлой, омрачена пандемией. Тем не менее мы немного поездили по острову, кое-что посмотрели. Среди намеченных заранее обязательных целей была поездка к китам.
Когда-то давно на Канарах мы уже любовались китами, но они были не очень большие, а у берегов Доминиканы можно наблюдать огромных горбатых китов. Я очень хотел их посмотреть, жена колебалась, отложив решение о своем участии на последний момент.

Я пишу этот рассказ с вниманием к деталям, имея в виду, что кому-то может пригодиться наш опыт. Поскольку перед поездкой я пробовал отыскать в сети посты о подобной самостоятельной поездке — не нашел. А кое-что не мешало бы знать заранее.

Горбатые киты приходят к северо-востоку Доминиканы — в залив Самана — с середины января и пребывают там до середины марта. Китовый бог шепчет им — плодитесь и размножайтесь, они внемлют и устремляются в этот залив, где проводят брачные игрища. В интернетах пишут, что здесь киты брачуются и рожают детенышей, после чего уходят на север. Но судите сами, беременность самки длится 11 месяцев, потом вскармливание еще столько же, а период посещения ими Доминиканы ограничен парой месяцев. Так что в этом заливе у них просто тусовка. Хотя самки с детенышами встречаются тут часто. Как наблюдаются и брачные игры, с пением и выпрыгиванием из воды. Скорее всего это просто сезонная миграция, косвенно связанная с периодом размножения. Но я не настоящий китовед.

Экскурсионные компании возят туристов с начала января до конца марта, но знающие люди советуют февраль, в этом месяце вероятность увидеть желаемое наивысшая.
Мы с женой приютились в небольшом городке Доминикус, он же (в более широком смысле) — Байяибе. Это юго-восток страны. О своем выборе места не пожалели ни разу, некие минусы есть, но плюсов однозначно больше. Среди тех обстоятельств, которые можно отнести к условным минусам — отдаленность от центра русскоязычной жизни, городка Баваро (Пунта Кана). Нам этот аспект совсем не казался негативом, пока не встала необходимость аренды авто или поездки на организованную экскурсию.

Если в декабре вопрос с арендой автомобиля решился относительно просто, то в феврале возникли некоторые сложности. Тот Ниссан Ноут, который я брал ранее, был занят до первой декады марта, я мог бы подождать, но киты ждать не будут. А в самом Доминикусе стоимость аренды заметно выше, чем в Пунта Кане. Дешевле всего арендовать через агрегаторы, но там требуется депозит. Так получилось, что в тот момент я не мог заблокировать депозит (1000 долл) на карте. Поразмыслив, решил попробовать присоединиться к русскоязычной китовой экскурсии.

Я думал, что обилие экскурсионных контор в нашем городке обеспечит беспроблемную поездку, ан нет, оказалось, что все готовы меня только присоединить к группе. Если для поездки на остров Саона проживание в Байяибе — плюс, т. к. именно сюда везут туристов из Пунта Каны и сажают затем на лодки, то с китами все сложнее. Логистика китовой экскурсии такова, что все автобусы отправляются из Баваро (от нас ~100 км) и идут сразу на север, в то время как Байяибе расположен к юго-западу. За мной одним никто ехать в Байяибе не хотел, предлагали набрать минимум четырех человек или ждать, пока они сами накопятся.

Решил немного подождать, прошла неделя, желающих накопилось ноль человек. Надо что-то предпринимать, иначе свидание с китами сорвется, как потом жить?.. В итоге через русскоговорящую девушку Катю, сотрудницу местного экскурсионного бюро, заарендовал авто, дороговато, зато совсем без депозита. Хюндай Соната на заводском газовом оборудовании, без возможности ехать на бензине. Я ранее никогда не водил газовый автомобиль, но меня уверили, что проблем не будет. Посмотрел еще ролики в ютубе, вроде действительно проблем быть не должно. На одном баке такая машина проезжает от 300 до 400 км, но газовых заправок в Доминикане достаточно на всех дорогах. А в остальном разницы особой нет. Поездка к китам укладывалась в один день, но взял на 4, пусть будет.

Я в детстве хотел стать моряком — вырос в портовом городе, родственники работали в морском деле, да и просто тянуло к этому. Но в подростковом возрасте обнаружил в себе несовместимый с профессией мечты дефект — я укачивался. Моряком не стал, небольшие лодочные перемещения переносил с трудом, полет на кукурузнике лет 30 назад до сих вспоминаю с содроганием. Однако, постепенно эта напасть как-то сама по себе прошла. Я гонял на спидботах в Таиланде, покачивался на утлой лодчонке на Черном море, а уж паромов разного калибра вообще не счесть. И ничего.

Самое частое восклицание, слышанное мной в Доминикане в ответ на оглашение китовых планов: — Боже, там же качает ужасно! Вот и гид Катя настоятельно советовала закинуться Драминой заранее, я принял к сведению, но в итоге забыл.

Раненько утром в намеченный день отправляемся в путь. Проехали сравнительно крупный город Игуэй, там взгляд зацепился за необычную модерновую церковь, надо бы снять, но запарковаться не было никакой возможности, оставил на потом. В остальном город никакой, разве что есть здесь еще самая старая в этих краях католическая церковь, но осмотр Игуэя в планы не входил.

Чтоб избежать запутанности со словом Самана, следует напомнить, что под этим словом скрываются три объекта: полуостров, залив к югу от него и город. Иногда город Самана называют по имени тамошней пристани — Санта Барбара.

Первый городок на южном берегу залива Самана — Мичес. Заехали, я вышел там к морю — никаких лодок и экскурсий. Ладно, это было ожидаемо, изначально мы и нацелились на следующий городок — Лас Канитас, оттуда отправляется значительная часть экскурсий. Еще отправные точки — Сабана-де ла Мар (юг) и город Самана (север залива). В Саману-город с южного берега залива доехать проблематично, на карте есть дорога, но очень мелкая, скорей всего, грунтовка. Туда из наших краев надо ехать совсем другим путем, через столицу. Так что выбор у нас-либо Лас Канитас, либо Сабана-де ла Мер.

Еще 20 минут езды, и мы в Лас Канитасе. Издалека вижу пристань, катамараны, автобусы, паркуюсь неподалеку, иду разведать нюансы. Выясняется, что весь процесс заточен под организованных туристов, просто подойти к капитану и договориться — не получится. Что ж, будем пытаться примкнуть к группе.

Стандартная китовая экскурсия может иметь три варианта: простая — кроме китов ничего, средняя — киты плюс островок Кайо Левантадо, и максимальная — добавляется еще сухопутная поездка к водопаду Эль Лимон. Вторая и третья включают в себя питание. Я наметил второй вариант, т. к. Эль Лимон мы уже посещали, а островок изначально был нам интересен, о нем позже.

Заметив группку русскоговорящих, вычислил гида, подошел. Это украинцы, гид, Елена, хозяйка турагентства, готова помочь. Я рассчитывал просто дать денег и впрыгнуть на катамаран, но все оказалось немного сложнее, деньги надо отдавать местному парню, он назвал цену моего варианта, я ожидал чуть меньше, но ладно, терпимо. Меня подвели к импровизированной кассе, в обмен на доллары нам выдали браслетики и только после этого присоединили к группе. Таким образом, делаю вывод, что самостоятельно доехать до берега можно, но дальше — только с группой по устоявшимся ценам. Не знаю, может, из других пунктов могут свозить индивидуально, но в Лас Канитасе это невозможно. Наверное.

И вот мы отчаливаем. План таков: сначала высаживаемся на островке, там тусуемся часик-полтора, купаемся, вертим головами и объективами, затем грузимся на катамаран и устремляемся в сторону открытого океана смотреть китов. После чего возвращаемся на остров, там разделяемся на две части, одна группа едет на Эль Лимон (сначала морем в город Самана), другая остается на острове, обедает, после чего на другом катамаране отправляется назад в Лас Канитас.

В гости к китам

Оказавшись впервые в Доминикане, я сразу обратил внимание на заметное преобладание катамаранов над остальными плавсредствами. Видимо, это объясняется более высокой устойчивостью к качке, по крайней мере, боковой. Ведь волны в этих краях почти постоянны. Но если на нашем, южном, побережье нередки и однокорпусные лодки, то в заливе Самана, кажется, сплошь катамараны.

Итак, Кайо Левантадо. Это островок в заливе Самана площадью 1 кв км, ближе к северному берегу. В 1991 году на островке сняли рекламный ролик рома Бакарди, это послужило толчком к раскрутке места, появилось новое название — остров Бакарди. Ну и т. д. и т. п. Я разыскал и посмотрел тот ролик, ничего особенного, не Баунти. Но, тем не менее, имя, слава, касса… Теперь этот действительно райский от природы кусочек суши нашпигован лежаками, ресторанчиками, барами, есть даже отель. А еще пристани и куча лодок. И толпы туристов, даже в пандемию.

Мы расположились на лежаках в тенечке, я искупался. Вода у берега слегка мутная, что объясняется мелким песком, но уже метрах в пяти дальше прозрачность сильно повышается и снорклинг здесь весьма уместен. Температура воды 27 градусов, точно, как в нашем Доминикусе. Люди, прибывшие из Баваро, наслаждались теплой водой, у них заметно холоднее.

В гости к китам

Берег за проливом — это полуостров Самана.

В гости к китам

Время на острове пролетело быстро, вот уже пора грузиться на наш катамаран. Расселись и полетели.

Пляж на острове, принадлежащий отелю:

В гости к китам

Чем ближе к океану, тем сильнее качка. Мы идем ровно навстречу ветру и волнам. Иногда раздаются удары такой силы, что, кажется, сейчас наше судно точно расколется. Просто сидеть не получится, как и просто стоять. Одной рукой необходимо крепко за что-то ухватиться, а ноги должны работать в качестве амортизаторов, гасить сильные колебания, иначе каждый удар будет принимать на себя позвоночник. А все, что нас не убивает, делает инвалидами. В общем, весело.

Вот примерно так выглядит и наше плавсредство:

В гости к китам

Забавно, но на фотках волны не кажутся большими, в реальности же лодку просто бросает как спичку.

Нас в катамаране человек 10–12, первыми выключились пара молодых французов. Склонив головы, они балансировали на грани, полностью утратив интерес к цели поездки и сосредоточившись на выживании. А вот молодая доминиканка перешла грань, переместившись на корму, она извергала из себя содержимое желудка. Остальные держались. Тут подкатило и ко мне, видимо, созерцание страдающих пассажиров навевало определенные мысли, включая обратную связь. Чтоб избежать позора, я тоже перебрался на корму, стоически пытаясь противиться предательству организма. И, о, чудо! Минут через 5–6 отпустило, т. е. я отделался легким испугом.

Зато на корме оказалось удобнее — более низкий борт и обилие поручней давали возможность обвиться по-обезьяньи одной рукой вокруг какой-то балки, другой оперативно управлять фотоаппаратом. Правда, китов пока не заметно…

Усредненный турист как себе видит эту морскую прогулку? Вот он удобно сидит, лодка плавно подплывает к киту, тот радостно испускает фонтан и начинает позировать, турист со всех сторон щелкает его на свой мобильник, кит услужливо выпрыгивает из воды, вертится так и сяк, затем все довольные возвращаются на базу, а кит провожает лодку пением.

Реальность, увы не такая. Китов все нет и нет. И только спустя минут 20 поисков на капитанском мостике раздается вопль, подхваченный пассажирами — показался первый кит. Он далековато, если с зум-объективом еще что-то можно снять, то на мобильник это все вхолостую. Я, конечно же, имею в сумке зум-объектив, но, конечно же, сменить его в этих услових нет никакой возможности. Слава богу, установлен универсальный, у него есть хоть и маленький, но зум.

Первая встреча:

Кит машет крылом:

В гости к китам

Алгоритм действий капитана таков — заметив кита, он поворачивает к нему и идет на малом ходу. Но глупое животное почему-то не готово позировать незнакомым людям, оно уходит на глубину. Так повторяется несколько раз, пока метрах в 200 от нас не выпрыгивает из воды увесистый кит (весит взрослая особь, кстати, в районе 30 тонн). Все визжат от восторга, ну, кроме потерявших ко всему интерес бедных французов, и щелкают, кто фотоаппаратом, кто мобильником, большинство просто клювом, потому что снять выпрыгивающего кита оказалось очень сложно. Почти также сложно, как снять колибри, кто пытался, тот поймет.

Но у меня кое-что получилось. Правда, пришлось вырезать из более крупных кадров:

В гости к китам

А этот красавчик похож на гигантского кальмара:

В гости к китам

Этот вот более похож на кита:

В гости к китам

А этот прыгал с переворотом:

Я нащелкал много, но надо себя остановить, да и большая часть — лишь спины.

В завершение вот хвостик:

В гости к китам

Шараханье от кита к киту продолжалось с полчаса, затем мы развернулись и пошли к острову. Путь назад был менее трудным, т. к. волны не били навстречу, а плавно подталкивали нас в корму. Минут через 15 причалили и на неустойчивых ногах сошли на остров.

Теперь по плану обед, сначала слабо верится, что сможем что-то съесть. Однако, на удивление быстро я ощутил вполне сформировавшийся аппетит. Нас отвели в ресторанчик, от группы осталось всего 5 человек, кроме нас, еще трое немцев. Еда — ровно такая, какую ожидаешь в подобном месте. Выдали тарелки, приборы и большие блюда с различными видами еды. Не успели приступить, как у стола материализовались люди с гитарами в сомбреро, на манер мексанских мариачи. Они дурными унылыми голосами распевали песню, в которой я с трудом узнал «Команданте Че Гевара».

Тем не менее, мы вполне наелись и расположились на лежаках в тени, ожидая отправления. Я еще побродил с фотоаппаратом, но снять что-то новое не удалось, разве что вот пристань:

Да неведомую мне птаху:

В гости к китам

Ждали минут 40, и вскоре отбыли к Лас Канитасу. В пути провели ровно 35 минут, высадились, сели в свою машину и поехали. Но не сразу домой. Я решил заскочить на известный пляж Эсмеральда, он славится своей неосвоенностью и… и… в общем, славится.

По пути еще проезжаем очень известное место, манящее инстаграммных девчонок и блогеров — гору Редонда. Гора эта не очень высока, и в целом ничем не примечательна, кроме одного обстоятельства — наверху установлены качели, специально таким образом, чтоб казалось, что в дальней точке качающийся нависает над всем окружающим пространством. Где-то вдали внизу виден берег моря, в-общем, красиво, но только для фоток. Мы с женой обычно не публикуем частных снимков, поэтому особого интереса это место для нас не представляет, проезжаем мимо.

Поворот к пляжу Эсмеральда обозначен указателем, выезжаем на абсолютно новую качественную дорогу, которая тянется километра 3, после чего переходит в немыслимую здесь брусчатку (современный вариант, не очень тряскую), еще через несколько минут заканчивается брусчатка и начинается грунтовка, впрочем, метрах в ста уже видно море. Судя по такой дорожной подготовке, безлюдным этому пляжу остается быть не очень долго. Тем более, что вдоль моря уже установлен забор с колючей проволокой. В заборе обнаружились открытые наполовину ворота. Рядом копался человек. Я подъехал и вопросительно взглянул на него, показывая пальцем на ворота. Человек с безмятежным, как капуста, лицом, равнодушно кивнул. Я протиснулся, проехал метров 40, дальше песок, только пешком.

Вот такой он, пляж Эсмеральда. Или Коста Эсмеральда (Изумрудный Берег), как указано на гугл-картах.

В гости к китам

В кадре нет людей, поэтому масштаб не очень осознается. А воочию выглядит, конечно, величественно, чувствуется мощь океана, бескрайность, вот это все. Но волны чрезмерны для купания, даже я не полез. Не потому, что испугался, просто удовольствие сомнительное, да и времени оставалось не так много, чтоб потом безмятежно обсохнуть перед поездкой. Еще часа полтора в пути, и мы дома.

С учетом полученного опыта и собственных впечатлений, могу дать свои ненастойчивые рекомендации по затронутой теме.

Если речь идет о поездке к китам, то предпочтительнее воспользоваться экскурсией, чем ехать самостоятельно. По цене получится примерно то же самое, но меньше заморочек и больше расслабона. К тому же на острове наливают коктейли… Машиной стоит ехать только в том случае, когда с экскурсией невозможно. Конечно, если уже машина взята и цель — поездить самостоятельно, то и говорить не очем.

Второй нюанс — укачивание. Не знаю, всегда ли там такие нешуточные волны, или это только в нашем случае, но склоняюсь к тому, что всегда. Поэтому вопрос с морской болезнью очень важен. Если есть сомнения — Драмина (или что-то аналогичное), если сомнения сильные, лучше не ехать, иначе будет все испорчено.

Еще большие волны чреваты тем, что вода порой захлестывается через борт и попадает вам на одежду, обувь и девайсы, стоит это учесть. Как и нещадно палящее солнце, слепящее глаза и обжигающее незащищенную кожу. Так что крем от солнца лучше взять и воспользоваться им заранее.

Если у вас фотоаппарат со сменными объективами, лучше предварительно нацепить тот что с приличным зумом, на лодке это сделать будет невозможно, а киты не горят желанием подпускать лодку близко к себе. Хотя иногда, говорят, подпускают почти вплотную, но надеяться на это нельзя.

Вот, пожалуй, и все.

Если подготовка проведена с учетом всех нюансов, то само свидание с китами принесет чувство первобытного восторга, по-крайней мере, у нас было так.

И на всякий случай, следующий рассказ из доминиканской серии - Поездка к китам.