Турист М.Н. (Laskovsky)
М.Н.
была 20 апреля 9:15

Финляндия Август 2018

Поздняя осень — не лучшая пора для оптимизма, тем более осень-2020. Читаю финскую прессу, и вот он светлый лучик. Нет, я не об эпид.ситуации, она и в Финляндии сейчас не очень хорошая, тем не менее разрабатывается закон, который должен будет вступить в силу в канун Рождества (католического) и основная задача которого заключается в том, чтобы поездки, в том числе, из стран с плохой эпидемиологической ситуацией, стали возможными (торопит с принятием этого закона Лапландия). Может, хоть по этому параметру мы подойдём? Но отложим пока мечтания на ближайшую перспективу, а вот о будущем можно подумать. Светлый лучик — нас не забыли, программа CBC (Cross-Border Cooperation) работает, получила финансирование и посвящена она созданию маршрута Суворова. Маршрут состоит из каналов и укреплений, оборудованных для защиты западной границы России от Швеции.

То, что финны бережно относятся к своей истории, факт известный, даже какой-нибудь сарай будут охранять и сохранять, впрочем, охранять и не требуется — к подавляющему большинству объектов вход свободный. И все-таки создание такого проекта несколько удивительно — совсем немного, потому как и крепости и каналы они бы всё равно старались поддерживать, но теперь появилась большая возможность для восстановления. То, что русские туристы воспринимаются не только как коттедж-алкоголь-сауна тоже неплохо. В рамках проекта уже создано несколько коротких фильмов, их можно посмотреть. Ссылка на 1-й фильм SUVOROVIN SUOMI 1: Punkaharju ja Olavinlinna Специфически сделано, но так по-фински; хорошо, что субтитры по-русски. С нашей стороны участвует ИТМО, где создадут сайт, посвященный суворовским местам в Финляндии.

Для меня присутствие Суворова в Финляндии — не открытие, но я помню, свои ощущения, когда впервые об этом узнала в крепости Олавинлинна. Как такое возможно? Убеждало только наличие в ней «колодцев Суворова» да каналов подачи воды, ну и приходилось верить на слово о прочих заслугах полководца.

Периодически в путешествиях приходилось встречать старинные каналы, некоторые из которых тоже были связаны с именем Суворова. Но по правилам сайта, собранные из разных поездок, они все равно не подходят для рассказа. А у меня и так все планируемые рассказы о крепостях ушли в долгий ящик: пишу про Савонлинну Финляндия на 1 день. Савонлинна, ну про крепость надо отдельно. Ан нет.

Савонлинна

Про крепость в Лапеенранте и без меня написано много. Про крепость в Хамине начала писать, но все внимание было фестивалю В тихом омуте… Начинаю планировать: в 2020 г. пройдет очередной фестиваль, поедем, напишу о крепости…

Обширный выбор «суворовских мест» объясним: во второй половине ХVIII в. Россия начала грандиозное строительство цепи укреплений от шведов, которые пережив поражение в Северной войне от Петра I, по-видимому, решили, что с женщиной на престоле будет справиться легче. Но Екатерина II умела слушать своих полководцев, и, по предложению Суворова, на Карельском перешейке и в современной Юго-Восточной Финляндии были возведены три линии укреплений. В эти укрепления вошли и те крепости, которые были когда-то построены шведами.

Почти по финскому следу Суворова

Первая линия укреплений шла от крепостей Кюминлинна и Роченсальм (Руотсисалми) до крепости Нейшлот (в Савонлинне). Вторая линия проходила от Фридрихсгамской крепости (Хамина) до крепости Вильманстранд (Лаппеенранта). Третья линия шла из Выборга в Кексгольм (Приозерск) по Карельскому перешейку. Создание линий укреплений подразумевало и создание каналов для канонерского флота. Мне казалось, что это вызвано наличием порогов, но финны рассказывают, что причина была в том, что шведы контролировали водные пространства. Возможно и так. К строительству были привлечены десятки тысяч солдат и заключенных, так что строительство Беломорканала не ноу-хау Сталина.

Как видно из описаний линий обороны, все эти места расположены в Южной Карелии или России, так что легкодоступны для туристов, особенно если пересекать границу в районах Ваалимаа, Нуйямаа (Лаппеенранта), Иматра.

Почти по финскому следу Суворова

Воодушевление от новости о создании маршрута выразилось в желании написать, но не об увиденных укрепсооружениях, а о неувиденном. Если бы информация о крепости Кюминлинна исходно была в голове, то мы бы её обязательно увидели. Как бы ни готовился к поездке, а мимо чего-то интересного обязательно проедешь мимо. Крепость находится рядом с Коткой, на реке Кюми, а у нас было такое громадьё планов (в Котке я, вообще не была), что существование какой-то крепости поблизости не заслужило пристального внимания.

Кто мог ожидать, что во время нашей поездки столбик термометра уползёт вверх, за отметку +30. Мы народ северный, к теплу неприученный, и, как назло, именно этот день был запланирован для городских прогулок.

Два явления, совершенно несвойственные ни Финляндии (такая жара), ни нам (редко заезжаем в города, да и то ненадолго), сошлись вместе. Котка была принесена в жертву убеждению, что мы все-таки на отдыхе, а хождение по городу не принесет желанного удовольствия, да и расположена она недалеко от границы, всегда можно съездить отдельно от нашего Большого пути (ха).

Мы торопились ближе к природе, вожделенной воде.

Почти по финскому следу Суворова

Тем не менее, с крепостью Кюминлинна немного познакомились там, где не ожидали -будучи в Лангинкосках. Лангинкоски — небольшое местечко («коски» — по фински «пороги»), и из названия видно, что оно как бы предназначено для рыбалки.

Место это легендарное. Легенда же связана с тем, что именно здесь император Александр III, который любил ловить рыбу, сказал свою известную фразу: «Пока русский царь удит рыбу, Европа может подождать»

Казалось бы: порожистая река, богатство финских рек лососевыми, да и сам статус рыбака — наверняка, ловил лосося. По крайней мере, я была в этом уверена, не один год приглядываясь, чтобы заехать сюда. Но, оказывается, царь предпочитал ловить жереха. Из википедии: «Жерех не имеет особого значения с точки зрения промыслового рыболовства поскольку не обладает выдающимися вкусовыми качествами … По словам Л. П. Сабанеева, «…Ужение этой рыбы принадлежит к числу самых трудных». Трудно понять рыбаков: с трудом ловить не самую вкусную рыбу, когда можно с меньшими усилиями поймать более вкусную. Но вот то, что, отправляясь в Финляндию на рыбалку, Александр брал с собою жену, горячо одобряю (меня тоже берут). Да что там жену, всю семью. Сам же — на свой любимый камень и рыбачить, рыбачить.

Почти по финскому следу Суворова

Возможно, не о такой загородной резиденции мечтала датская принцесса Дагмар, выходя замуж. Впрочем, как знать. (В 2020 г. Финляндия в очередной раз признана самой счастливой страной, может, жизнь в гармонии с природой тому причина).

Мы же обследуем окрестности,

Почти по финскому следу Суворова

и любопытства ради отправляемся к «рыбопитомнику». Добротный деревянный домик, и вот в нем-то размещена экспозиция, посвященная крепостям, расположенным поблизости.

Роченсальм — это целая система фортов, находящихся на островах в Котке: форт Екатерина, форт Елизавета, форт Слава. Они предназначены для охраны флота со стороны моря, а вот крепость Кюменлинна — на реке, она должна была служить в большей степени от нападения со стороны суши, шведская Королевская дорога проходит совсем рядом.

Почти по финскому следу Суворова

Если подходить по-серьезному, то говорить о строительстве этих фортификационных сооружений невозможно без предыстории. А она настолько малоизвестна, что удивительно. Здесь, в районе современной Котки (бывш. Свенсксунд, Роченсальм, Руотсисалми) в конце XVIII в. состоялось 2 морских сражения между Россией и Швецией. Первое закончилось победой русских, а вот второе — полным разгромом российского флота. Причем, второе Роченсальмское сражение было приурочено к восхождению на престол Екатерины II. Погибло очень много людей: «Гребная флотилия Балтийского флота погибла вся целиком, волны ещё долго выносили на берега тысячи мертвецов». (Пикуль «Фаворит»). Потопленные корабли до сих пор лежат на дне пролива. Конечно, проводятся водолазные работы, многие предметы стали музейными экспонатами. Но мало кто из туристов добирается до морского центра Велламо в Котке, чтобы поближе познакомиться с историей. Лично у меня в планах точно не было: мало ли какие сражения происходили, но, осознав масштаб, сейчас имею в планах пунктом № 1 в Котке.

Екатерина II тоже имела планы: после подписания мирного договора со Швецией началось укрепление линий обороны, руководство которым, в конечном счете, и было возложено на А. В. Суворова.

Крепость Кюменлинна была самой западной. Правда, уже в самом начале 19 в. она была значительно перестроена.

Новая Кюменлинна

Она стала современнее и намного больше (в 6 раз). Работу Суворова продолжил Иоганн Питер ван Сухтелен, или попроще — Пётр Корнилович Сухтелен.

Почти по финскому следу Суворова

Военный инженер, который перешел из нидерландской армии на службу в российскую. И сделал он в России чрезвычайно много. Его имя много где в России можно было бы вспоминать: и на Вышневолоцких шлюзах, и в Архангельске, и в Петербурге, естественно. Да теперь не только в России: Вильненская губерния, строительство военного порта в Ревеле. Ну, и, конечно, в Финляндии. В 1812 г. вместе с бароном Николаи заключил мирный договор с Англией, был начальником штаба Финляндской армии, возведен с потомством в бароны великого княжества Финляндии.

«Потомство» тоже не подкачало: его сын с 17 лет храбро сражавшийся на многочисленных войнах, в отставке был губернатором Оренбурга много чего сделал хорошего и доброго, но, к сожалению, не всё задуманное смог воплотить.

Мы же, как я сказала, умудрились проехать мимо крепости, причем почти буквально. Место ночевки было забронировано на AirB&B, подальше от города, поближе к природе, что при учете погоды оказалось весьма разумно.

Наше жилье находилось к северу от Котки, и, судя по гугл-карте, мы должны проехать реально мимо крепости. Не увидели. Да, и как-то странно, что значок крепости стоит не у реки, что-то не так. У нас было одно желание — «принять ванну, выпить чашечку кофе».

Почти по финскому следу Суворова

С бытовой точки зрения в выбранном жилище всё было хорошо и удобно.

При дальнейшем обсуждении, поехать ли на поиски крепости или посмотреть висячий мостик, выбрали второе.

Почти по финскому следу Суворова

Зато целый вечер мы имели возможность взирать на бывшую российско-шведскую границу в виде реки Кюми

Почти по финскому следу Суворова

Ощущать всей своей кожей её холодящую свежесть освежающий холод

Почти по финскому следу Суворова

Очень бы хотелось вернуться в эти края уже на новом уровне понимания. И, возможно, благодаря новому проекту, крепость Кюменлинна, внутрь которой без экскурсии не пускают, откроет для всех свои крепостные ворота.