Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был вчера 12:25

Сарапул — Россия Октябрь 2020

Интересная какая штука получается. Катаемся мы по региону, который официально Прикамьем зовется, а Камы-то толком и не видели. Как в Перми дважды переехали с одного берега на другой, так и не лицезрели ее больше. Хоть и были в посещенных городах пруды, но они все благодаря плотинам на небольших камских притоках. И вот, наконец, подъезжаем к городу, который не только стоит на Каме, но и благодаря рыбе, которая в изобилии водилась здесь, получил свое название. «Сара-пуль» — это тюркское название стерляди.

Когда планируешь поездки по регионам России в жестких временных рамках, частенько попадаешь впросак. Город, на который заложил много времени, оказывается «ни о чем», и наоборот. Примерно так получилось с Сарапулом. Не хватило в итоге мне времени на его осмотр…

Загулявшись по Лудорваю, к городу на камском берегу подъезжали далеко после обеда. Но не переживали — чего там, пробежимся-проедемся по нескольким хорошо сохранившимся домикам, да и с гостиницей определяться, благо их в Сарапуле достаточно. В maps.me было до десятка меток и считал, что быстро с ними «расправимся».

Первая метка была почти сразу за въездом в город. Вроде ничем не примечательное здание школы № 12.

По осеннему Прикамью. Сарапул

Однако действия в нем подразделения «А» КГБ СССР, предшественника группы «Альфа», вошли в учебники по контртеррору для спецслужб. 17 декабря 1981 года в школе № 12 г. Сарапула впервые в СССР произошел захват заложников. Два дезертира, имея в арсенале два АКМ и 120 патронов, захватили учеников 10а класса, требуя за их жизни визу в США и самолет для вылета за границу. 16 часов длились переговоры, а затем штурм, в результате которого заложники были освобождены, а террористы вместо США поехали на зону. Не то, что в СССР, в соседних школах не знали об этом событии — со всех причастных были взяты подписки о неразглашении. Запрет был снят только через 15 лет, а через 20 появились первые интервью.

Первая деревня на месте нынешнего Сарапула известна со второй половины XVI века. После пугачевского восстания, когда ненадолго здесь возник один из очагов, по указу Сената в 1780 году дворцовая слобода Сарапул получила статус уездного города. В составе уезда были и Ижевский, и Воткинский заводы. После получения этого статуса в городе стало бурно развиваться кожевенное производство. Слышали про «сапоги со скрипом»? Их родина — на сарапульских фабриках, коих к середине XIX века было 30 штук. Продукция сбывалась на крупнейших ярмарках — Нижегородской, Ирбитской. В СССР любили сравнивать советское производство с 1913 годом. Так вот, в Сарапуле перед I Мировой войной выпускалось 2 млн пар обуви в год! Именно сарапульские сапоги носил Николай II, когда выезжал в действующую армию. Городское купечество процветало! Шикарные особняки и усадьбы выросли по всему городу. Многие купцы стали самыми уважаемыми людьми во многом благодаря своей благотворительности. На границе XIX — XX веков один из них, Павел Андреевич Башенин, был городским головой. Его дача, построенная в 1909 году в стиле модерн, была нашей следующей остановкой.

Припарковавшись в небольшом кармане перед аккуратным заборчиком, огораживающим территорию парка с виднеющимися фрагментами зданий между деревьев, я понял, что погорячился, заложив на Сарапул совсем немного времени. Первое, из-за чего возникла эта мысль — очень информативный стенд со схемой этого района с проложенным на ней маршрутом.

По осеннему Прикамью. Сарапул

Второе — отлитый из какого-то медного сплава барельеф с силуэтом этой самой дачи с пояснительным текстом не только буквами, но и шрифтом Брайля.

Проект «Город на ощупь». Сколько городов в России могут гордиться такой заботой об инвалидах по зрению?

Заходим в калитку. Вымощенная булыжником парковая аллея. Опавшая кленово-липово-березовая листва устилает ухоженную территорию. Взгляд скользит по булыжникам, листве, ненадолго останавливается на афишной тумбе «того» времени. Усадьба еле видна.

По осеннему Прикамью. Сарапул

Сворачиваем на боковую дорожку, и вот он — дворец из какой-то сказки.

Издалека смотришь — прекрасный образец деревянной дачной архитектуры. Мезонин, башенка, резные столбики невообразимого числа балконов. Все это кажется таким легким, воздушным. Тут-то и скрывается сюрприз — это имитация под дерево из камня!

Московский архитектор П. А. Трубников при реализации этого проекта применил все строительные новшества начала ХХ века — железобетонные конструкции, водопровод, электричество. В 1910 году брат Павла Андреевича Петр, к которому перешла по наследству эта усадьба, заложил фонтан со скульптурами, прообразами которых стали его дети. К сожалению, сейчас фонтан накрыт куполом — центральная композиция нуждается в срочном ремонте. Посмотреть, каким он был, можно на фотографии на одном из стендов перед входом в парк.

По осеннему Прикамью. Сарапул

После революции усадьба была национализирована. Долгие годы в ней располагался детский республиканский санаторий. В 1995 году здесь открылся художественно-выставочный комплекс «Дача Башенина», филиал музея истории и культуры Среднего Прикамья.

Внутри несколько тематических залов. Уголок-фотоателье, театральная гримерная.

По осеннему Прикамью. Сарапул

В большом зале воссоздана атмосфера, царившая в доме 100 лет назад. За этим столом Башенины собирались большой семьей, созывали гостей.

История умалчивает, бывала ли в этом доме Маргарита Ивановна Воронцова, но соседняя небольшая комнатка посвящена памяти этой женщины — уроженки Сарапула.

По осеннему Прикамью. Сарапул

После окончания женской гимназии и музыкальных курсов, Маргарита уезжает в Москву. Учится на юридических курсах, в свободное время вращается в творческой среде. Ее образом восхищались многие скульпторы и художники. Для одного из них она стала спутницей на всю жизнь. В 1922 году Маргарита обвенчалась с известным скульптором Сергеем Коненковым и уехала с ним в Америку. Коненков в Штатах должен был пропагандировать советское искусство. Сейчас говорят, что Маргарита Коненкова была советской разведчицей. Так ли это — она сама хранила молчание о своей причастности к атомному проекту. У Сергея Коненкова в Нью-Йорке были многочисленные заказы. В 1935 году порог мастерской переступил Альберт Эйнштейн. Между великим физиком и женой скульптора вспыхнул бурный роман, который длился до отъезда четы Коненковых в Москву в 1945 году.

Благодаря Эйнштейну и своей работе секретарем Комитета помощи России, Маргарита была близко знакома с Элеонорой Рузвельт, Робертом Оппенгеймером. Возможно, она что-то и узнала от того о Манхеттенском проекте.

А мы продолжаем прогулку по даче. Для нас любезно открыли выход на один из балконов. Да какой это балкон — огромная терраса на 2-м этаже, откуда открывается вид на парк и центральный подъезд.

В окрестностях Сарапула снимались некоторые сцены из фильма «Волга — Волга». В одном из коридоров усадьбы стоит деревянное кресло XIX века. Всего таких кресел по эскизу В. М. Васнецова в Абрамцевской мастерской было изготовлено 7 штук. Одно из них (не это) было реквизитом на съемках.

По осеннему Прикамью. Сарапул

В стоимость билета при посещении дачи Башенина входит осмотр еще одной купеческой усадьбы и небольшой экспозиции в чайной.

По соседству с усадьбой Башенина стоят еще несколько деревянных дач. Одна из них — дача Барабанщикова, то ли в процессе реставрации, то ли здесь какое-то учреждение.

Эх, привести бы это здание в должный вид, тоже ведь шедевр дачной архитектуры.

А вот небольшой, в сравнении с соседями, домик с мезонином процесс реставрации прошел. Дача Мощевитина. Здесь располагается детский музейный центр.

По осеннему Прикамью. Сарапул
Девочки-сотрудницы, видя наше возрастное несоответствие экспозиции, совсем кратенько рассказали о музее и перспективах развития. Большой зал, предназначенный для проведения мастер-классов среди детворы, коллекция старинных утюгов. Что интересно — стены и шторы расписаны образами из русских сказок потомками того самого купца, бывшего владельца усадьбы, сарапульскими художниками Мощевитиными.
Вокруг дома на территории парка создана «улица-аллея» с конструкциями из деревянных наличников.
На улице быстро темнело, пора бы и о ночлеге позаботиться. Но купеческую чайную пропустить не могли. Несколько застеленных скатертями столов, вдоль стен стенды с экспонатами, так или иначе связанными с общепитом конца XIX — начала XX веков. Самовары, подстаканники, фарфор, пряничные домики.
Скромно, но со вкусом!

Покинув сие заведение и усевшись в машину, загуглили местные гостиницы. Остановили выбор на ближайшей, в паре кварталов от дачи Башенина. Выбирал-то по критериям цена-расположение, а «угораздило» попасть в домик постройки «до исторического материализма».

По осеннему Прикамью. Сарапул

Нет, внутри-то все современно. Вечер посвятили изучению подаренной в музее-усадьбе туристской карты-схемы Сарапула. И призадумался… Если целенаправленно обходить все архитектурные шедевры — дня может и не хватить. Ну да ладно, утро вечера мудренее.

В 1911 году на средства прихожан- старообрядцев и сарапульских купцов в городе начал строиться храм во имя Николая Чудотворца. Через год строительство этой церкви в псевдорусском стиле было закончено.

По осеннему Прикамью. Сарапул

А в 1940 году храм закрыли. Причем не по причине борьбы властей с религией. Банально — к этому времени в общине старообрядцев было всего 4 человека и службы не велись. Здание было передано воинской части под продуктовый склад. В 1991 году бывшую церковь передали РПЦ и храм был освящен во имя блаженной Ксении Петербургской.

В Сарапуле нет для туристов «линий на асфальте». Накидав накануне вечером меток в maps.me, сгруппировал их и после храма подъехал в центр ближайшей группы. Так ведь угадал! Опять аккуратный стенд с картой-маршрутом, а мы возле Пушкинского скверика.

По осеннему Прикамью. Сарапул

Напротив скверика кажущийся огромным комплекс из трех двухэтажных зданий. В конце XIX века нижегородский купец Курбатов подарил Сарапулу вдовий дом и лечебницу.
И в наши дни эти здания используются по своему первоначальному предназначению как больница. Напротив лечебницы — здание в том же стиле, но построенное немного позже, в 1904 году.

По осеннему Прикамью. Сарапул

Переплетение судеб и фамилий, ставших уже знакомыми. Проектировал здание архитектор И. А. Чарушин, с его домами и храмами мы уже встречались в Ижевске, по инициативе городского головы П. А. Башенина, чью усадьбу осмотрели накануне, а одной из выпускниц гимназии была Маргарита Коненкова.

Не знаю, как давно в Сарапуле стали бережно относиться к своей истории. Идешь себе спокойно по ничем не примечательной улице, и внезапно в окнах обычной аптеки настоящая выставка, посвященная здравоохранению. К сожалению, утреннее освещение сыграло свою отрицательную роль, но сам факт.

Называется сие действо «Оконная музеефикация в рамках проекта «Музейный квартал. Купеческие амбиции: традиции и современность».

Чуть поодаль — здание бывшего Николаевского двухклассного училища, ныне музей истории и культуры Среднего Прикамья. И снова барельеф со шрифтом Брайля, снова информативные стенды. По причине раннего утра в музей не попали (только турист не спит!), но из пояснений на стенде узнали, что в годы войны здесь размещались экспонаты пригородных дворцов-музеев Ленинграда.

Вот только Ильич, хоть и имеет огромное значение в нашей истории, на мой взгляд у входа лишний. Его бы немного в сторону, в примузейный скверик.

В Сарапуле даже городские парки с более чем вековой историей. В 1899 году, к 100-летию А. С. Пушкина, был заложен городской сад его имени. Правда, временные ассоциации здесь связаны не с XIX веком, а с серединой ХХ. В 1957 году этому саду была передана в дар коллекция парковых скульптур с ВДНХ. Везде в стране этих девушек либо уничтожили, либо складировали на задворках парков в бурьяне. А здесь… Заходишь в ворота, и глядя на девушек-тружениц и пионеров с барабанами и горнами, ждешь, что сейчас заиграет духовой оркестр.

В центре сада восседает Александр Сергеевич, а за его спиной бюсты Алексея Максимовича, Льва Николаевича и Владимира Владимировича.

По осеннему Прикамью. Сарапул

От городского сада решили съездить в дальний конец города — к ж/д вокзалу. Железная дорога в Сарапуле, соединившая его с Казанью, была пущена в 1916 году, вот и думал, что здание вокзала будет тех времен. Ошибся. Здание довольно свежее, по типовому проекту, наверное, середины 1970-х.

На привокзальной площади памятник железнодорожникам — ветеранам Великой Отечественной и паровоз серии Ов-3705. Такие повели первые составы из Сарапула, а именно этот тянул в 1919 году вагоны с 80 тыс пудов хлеба голодающим Москвы и Петрограда.
По осеннему Прикамью. Сарапул

От вокзала поехали в сторону исторического центра города. Остановились и зашли в старейший храм Сарапула — Покрова Пресвятой Богородицы. На дворе было 14 октября, Покров, и в храме было достаточно многолюдно, шла служба.

Построена церковь в 1788–91 годах. В Гражданскую была сильна повреждена от артобстрелов — ее колокольню использовали как ориентир наводчики. В 1932 году храм закрыли и отдали под хлебозавод. В середине 1990-х церковь вернули верующим.

Недалеко от Покровского собора очередной музейный квартал. Этаким небоскребом среди исторических двухэтажек выглядит пожарная каланча. В конце XIX века, несмотря на активное строительство каменных купеческих особняков, город все еще больше, чем наполовину, был деревянным. От малейшей искры уничтожались целые районы. И вот в 1887 году на пожертвования купцов, судовладельцев, простых горожан было построено новое пожарное депо с высоченной каланчой.

Депо и сейчас действующее, здесь расположилась пожарная часть.

А вообще-то Сарапул — это Париж… Разноцветные зонтики над головами — пожалуйста, Эйфелева башня — вот она!

Только круассаны, э-эээ, пардон, перепечи в соседнем бистро были явно не утренней выпечки.

В этом архитектурном заповеднике от модерна и ярких красок я одурел, ошалел и все такое. На месте, возле информационных стендов музейных кварталов все было понятно. Но сейчас, разбирая фотки, я тупо «поплыл», как неподготовившийся к экзамену студент. Идентифицировались только дома, считающиеся самыми-самыми достопримечательностями. О них еще смогу что-то пояснить. Остальные, к моему глубокому сожалению, пойдут дальше фоном или в слайдах.

Машина была где-то припаркована, точка ее местопребывания в maps.me все удалялась, а мы приближались к центру. Среди каменных разноцветных особняков

в глаза бросилась мемориальная табличка на ничем не примечательном деревянном доме примерно начала ХХ века. Оказывается, в этом доме отбывали ссылку в 1936–38 годах рабочий с Сестрорецкого завода Николай Емельянов с женой. Мое поколение может и вспомнит эту фамилию. Рабочий этот в 1917 году укрывал Ленина в шалаше в Разливе. Вот так — мы Ильича прячем, а нас — в ссылку.
По осеннему Прикамью. Сарапул

В Сарапуле действует кондитерская фабрика, корни у сладкого производства входят вглубь века на полтора. В 1896 году для обрусевшего немца Вильгельма (Василия Федоровича) Вольфа, переехавшего в Сарапул и занявшегося кондитерским производством, был построен дом. В нем располагалась кондитерская, а цех был в глубине двора. По подземному ходу свежую выпечку доставляли от печи в магазин. А дом так и зовется — Дом кондитера Вольфа.

Снова возвращаюсь к П. А. Башенину. У городского головы было много забот-хлопот, в т. ч. и снабжение многочисленных производств электричеством. В 1910 году по его инициативе была построена первая городская электростанция.

По осеннему Прикамью. Сарапул

И коль зашла речь об этом человеке, то продолжу. Женат был Павел Андреевич на баронессе Людмиле Николаевне Дельвиг. Для своей жены-иностранки, возглавлявшей Сарапульское Благотворительное общество, он выстроил шикарный «Царь-дом». Каких только стилей не собрал в себе этот особняк. По моему мнению — это самый красивый дом в Сарапуле!

Да и два дома напротив не сильно отстали по красоте.

Эти особняки стоят на ул. Труда, ближайшей к Каме, и в старые времена при весеннем половодье вода нередко затапливала близлежащую местность. Были проведены какие-то гидротехнические работы, и сейчас паводок не угрожает жителям. Мы, тем временем, потихоньку дошагали до центра бывшего уездного города. Красная площадь. Да, не только в столице такая имеется. К огромной площади примыкает небольшая набережная, в центре которой установлен фонтан «Стерлядь», который стал одним из символов города.
По осеннему Прикамью. Сарапул

Красную площадь и набережную как бы разграничивают несколько памятников. В одном из предыдущих рассказов я упоминал про Ижевско-Воткинское восстание 1918 года. Мятежники боролись с большевиками, но их террор ничем не отличался от «красного террора». Тысячи сочувствующих Советской власти были брошены в тюрьмы, каковыми стали и баржи на Каме. Узников одной из них отряд красных под командованием Ф. Раскольникова смог освободить. Один из памятников на набережной Сарапула посвящен военным морякам.

Два других памятника связаны с Великой Отечественной войной. Сарапульцам — участникам войны и фрагмент железнодорожной ветки, по которой в 1941–42 годах проходили эшелоны на фронт и эшелоны с эвакуированными предприятиями вглубь страны.

С одной стороны Красная площадь ограничена историческими зданиями,
среди которых выделяется дом купца Корешева. Построенный в 1907 году по проекту уже известного нам архитектора Чарушина, домик этот своими куполами на боковых эркерах резко выделяется среди своих сверстников.

По осеннему Прикамью. Сарапул
Сейчас здесь располагается городской ЗАГС. Согласитесь, проведение бракосочетания в таком дворце — хороший компонент свадебного торжества.

С другой стороны площади, напротив дома Корешева, стоит огромное, величественное здание администрации города.

Редкий случай, когда многочисленные перестройки не повредили внешнему облику. Здание Окружного суда построено в 1874 году, в 1912–14 годах были сделаны пристройки и надстроены на один этаж башенки. В Гражданскую в здании был пожар, но дом не снесли. Была проведена небольшая перестройка — достроили три этажа, добавили кованые решетки и пилястры по фасаду. Сейчас здание является самым заметным среди построек времен СССР в городе.

Но не это здание нас интересовало. В конце XVIII века на этом месте была усадьба городничего Сарапула Андрея Васильевича Дурова. «Ревизора» читали все. Так вот, история эта произошла в Сарапуле. Дуров рассказал о ней А. С. Пушкину, ну, а тот подарил сюжет Н. В. Гоголю. Мы шли сюда не из-за «Ревизора». У городничего была дочь Надежда. Именно она прославила весь род Дуровых, став первой кавалерист-девицей в России. Глядя на Шурочку Азарову в «Гусарской балладе», и не скажешь, что ее прообраз была героем Отечественной войны 1812 года, ординарцем М. И. Кутузова, кавалером Георгиевского креста. На месте дома городничего Дурова установлен памятный знак.

По осеннему Прикамью. Сарапул

А в 2013 году рядом был установлен памятник первой российской женщине-офицеру Н. А. Дуровой.

У этого памятника можно было и заканчивать короткое, но богатое на впечатления знакомство с Сарапулом, становящимся интереснейшим архитектурным заповедником. Но было еще несколько меток до выезда из города. Одним местом был маленький домик-замок на крутом берегу Камы, виденный мной на фото в интернете и растиражированный на сувенирной продукции. Доехали. И здесь меня впервые в этом городе постигло какое-то разочарование, досада. Виденные фотки были, оказывается, сделаны с воды, а мне с берега ну никак не удавалось запечатлеть этот домик — мешал крутой склон берега. Только на этом кадре замок более-менее целиком.

По осеннему Прикамью. Сарапул
Бывшая водонапорная станция г. Сарапула, построенная по заказу все того же городского головы П. А. Башенина в 1909 году архитектором Трубниковым, автором дачи Башенина. По прямому назначению использовалась до 1980-х годов. Сейчас здесь — ресторанно-гостиничный комплекс «Старая башня».

Отсюда совсем недалеко до смотровой площадки на горе Урал. Ну, как гора, так — очень высокий берег. На площадке стоит камень-памятник городничему А. В. Дурову.

По осеннему Прикамью. Сарапул

А виды с площадки действительно открываются умопомрачительные.
«Я остановилась взглянуть еще раз на прекрасный и величественный вид, открывающийся с горы: за Камою, на необозримое пространство видны были Пермская и Оренбургская губернии!» Из книги Н.Дуровой «Записки кавалерист-девицы».

Довольно долго мы стояли на крутом берегу Камы. Наше первое короткое знакомство с Удмуртией заканчивалось. На другом берегу был уже Пермский край. Но путешествие не заканчивалось! Нас ждал небольшой, но с богатой историей, пермский городок Оса.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия