Турист Darina Ustich (TravelWoman)
Darina Ustich — была вчера 20:28
Мир - это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу...

Дербент, Махачкала, Дагестан — Россия Октябрь 2020

После насыщенного отпуска в Краснодарском крае, который, вопреки пандемии, смог наполнить впечатлениями и силами на новый рабочий сезон, хотелось чего-то еще. В Питере зачастили дожди, начались листопады. А душа стремилась обратно в лето, стараясь всеми силами его вернуть, хотя бы в мыслях. Еще летом первые полосы Туристера были заполнены потрясающими материалами про Дагестан, то и дело появлялись новые рассказы и фотоальбомы. И мысль побывать в этом суровом, на первый взгляд, крае прочно засела где-то в подкорке сознания. Про Дагестан я, кроме знаменитого Сулакского каньона, толком и не знала. Что-то южное и очень далекое. И тут авиакомпании начали свои гонки распродаж. Сначала Уральцы, а следом и Победа. Стали мелькать варианты на «уикэнд»: Сочи (как хотелось вернуться!), Казань, Иркутск… Но то и дело я их отметала: то время вылета неудобное, то цены. Хотелось не просто погулять по новому городу, а погрузиться в сказку. И тут вспомнился Дагестан. Сама мысль о нем показалась сумасшедшей, но взглянув в очередной раз на прекрасные фото путешественников, я сдалась, а низкие цены и прямые перелеты из Петербурга только подтвердили правильность выбора. Последней каплей стал прогноз погоды: с экрана на меня смотрели летние +20 °C и солнце. Все, едем! Урвав на работе 2 дня и прибавив 2 выходных, я очень надеялась, что за этот короткий срок смогу увидеть хоть что-то, но в итоге это стало самым насыщенным приключением в жизни.

«Там же опасно», — в ужасе говорили знакомые. «Там здорово!», — в один голос говорили туристеровцы. «Погнали!», — сказала душа…

Билеты а/к «Победа» (как и в случае с Сочи, было все очень прилично и удобно) в итоге обошлись всего в 3 500 руб. в обе стороны, из СПб, прямые. Это уже конец распродажи, буквально за день до покупки были по 999 руб. в одну сторону. Жилье, как всегда, на Букинге. Уже успев втянуться в работу, я бродила по аэропорту Пулково, не в силах понять, наяву ли это… Но рюкзак, наскоро сложенный утром, подтверждал реальность происходящего. Ну, что ж… Полетели.

Чуть больше трех часов в пути, и вот он, незнакомый берег Дагестана. С высоты полета видели реку Волгу и ее разлив, бескрайние степи и просторы. Но когда под крылом показалось Каспийское море, душа замерла: из осени обратно в лето, да еще и к морю!

День 1–2. Южная древность России

Аэропорт Махачкалы напоминает небольшой ангар. В него и из него летает немного рейсов. Зона прилета настолько маленькая, что даже было тесно. На небольшой ленте крутится багаж, а я иду мимо — в билетах только ручная кладь. Выход и нежное объятие теплого воздуха. Поднимаю голову вверх — солнце и ни облачка! Вот оно, счастье… Вокруг люди — бородатые суровые мужчины и женщины в платках, мусульманский край. Поначалу было некомфортно, но уже спустя пару часов все предрассудки, которыми меня активно пичкали на вылете, улетучились, не обещая вернуться. Еще со времен Южной Америки я зареклась не верить стереотипам, а проверять их лично. И теперь это тоже сработало. Как-то сразу мне стало в Дагестане тепло и уютно, а люди то и дело создавали совсем иной стереотип — гостеприимства и добра.

Планировала я маршрут очень спонтанно, как и все путешествие, хотелось объять необъятное, поэтому сразу по прилету поехала в Дербент. Город, имеющий сразу два статуса с приставкой «Самый», невозможно пропустить. Это самый древний (официально ему 2000 лет, неофициально — 5000) и южный город России.

Накопив достаточное количество бонусов в Яндекс.такси, я позволила себе добраться до Дербента на машине. Вообще, конечно, до него ходят и автобусы от Махачкалы, и электрички. Но неудобство электропоездов, например, в расписании: всего 2 маршрута в день, зато стоимость — всего 129 руб. и 3 часа в пути. На обратном пути я так и сделала, а пока — шоссе Махачкала — Дербент и серьезный бородатый водитель.

Движение в Дагестане не просто по-восточному хаотичное, оно абсолютно непредсказуемое. На двухполосной трассе машины ехали в 5(!) рядов! По обочине и полю рядом, по встречной полосе и еще не знамо как. При этом все участники этого хаоса чувствовали себя абсолютно спокойно и уверенно, я же несколько раз могла смело прощаться с жизнью. Но нет! Позже водитель объяснил, что здесь так ездят все. Стоит замешкаться, как станешь участником ДТП, поэтому и гоняют, но уверенно и очень профессионально. В результате за два с лишним часа я почти привыкла и впоследствии уже мало обращала на это внимание. Таксисты говорят, что к этому хаосу (сами так называют) туристам очень сложно привыкнуть, и многие, кто приехал даже на собственной машине, предпочитают оставлять ее на окраинах городов на стоянке, а по городу перемещаться на такси. По сути, делала это и я потом. Самая низкая стоимость проезда была в Дербенте — всего 45 рублей. Так что смело можно пользоваться. Хотя и города в Дагестане очень компактные (именно нужный туристам центр), поэтому можно смело гулять пешком, но при этом на переходах 10 раз оглядываться! Восточный колорит особенно ощущается именно в вождении транспорта. Скорость, объезды и постоянное «бибиканье» — это реалии южных дорог. А еще Дагестан — это настоящее хранилище нашего автопрома: каждая вторая машина здесь — Лада Приора. Водят они их знатно! Чувствуется опыт и уже через две поездки становится не страшно. Почти.

Еще таксисты очень заботливые. Они обязательно спросят, впервые ли вы в Дагестане. И, услышав положительный ответ, будут по пути рассказывать и показывать интересные места. Мой бородатый водитель не просто довез меня до отеля, а еще и рассказал массу всего интересного по пути, показав путь и к морю, и к старому городу.

Отель в Дербенте я подсмотрела у туристеровцев. Это трехэтажный дом, расположенный на пересечении туристических троп, — Elit Hotel. Да и «Букинг» выдавал его одним из первых в поиске. Сам отель находится полностью на третьем этаже, отчего виды из окна очень панорамные. Дербент сам весь двухэтажный, поэтому этот дом — почти высотка. Те, кто приехал с багажом, могут не переживать: при входе оборудован специальный подъемник для вещей. Мне же с моим рюкзаком было просто: подъем, заселение и… выдох. Наконец-то, я на месте!

Номер у меня оказался огромный, аж 22 кв.м. Плюс туалет и душ. Все очень по-домашнему уютно и комфортно. Оплата возможна только наличными, но я к этому была готова. И вообще в Дагестан нужно ехать с наличными. Далеко не везде принимают карты, а перевод онлайн не всегда удобен, если у вас не Сбербанк.

Дагестанские хроники: от древности до наших дней

Едва заселившись, я побежала к морю. Весь Дагестан лежит вдоль Каспийского моря. И Махачкала, и Дербент, конечно, тоже. От моего отеля путь занял всего 15 минут вниз. Я спешила, потому что солнце уже практически село, и хотелось увидеть море еще при свете. Заходит солнце за город и горы, а над морем оно встает, так что морской закат здесь увидеть не удастся. Зато какая это сказка — оказаться второй раз за лето на море. Это моя первая встреча с Каспием и еще одно море было положено в копилку впечатлений.

Почти добежав до набережной, я оказалась у частного сектора. Остаток пути пролегал по маленьким тупиковым улочкам. И тут произошла встреча с тремя дагестанцами. Они мирно беседовали, стоя на мини-развилке. Трое восточных мужчин, увидев меня, посмотрели в мою сторону. Я, в душе немного еще боясь, все же подошла к ним (путь был только один) и спросила, правильно ли иду к пляжу. И тут все трое улыбнулись и синхронно кивнули, указав мне путь вниз. После этой встречи какая-либо тревога напрочь исчезла. Рассказываю это еще и потому, что сейчас многие спрашивают, как там — опасно ли и можно ли в одиночку девушке ехать. Отвечаю прямо: да! Можно в одиночку, и пол не играет роли. Они очень гостеприимные и общительные! А суровый вид… Ну, что… Горцы!

И вот, наконец, я услышала шум моря, пошла на звук. Идя к воде, я то и дело восхищалась окружающими видами: никаких признаков цивилизации и пляжа в общем понимании! Только песок, трава и ракушки. Такая дикая природа всегда вызывает восторг. Море призывно шумело, волны накатывали на песчаный берег, а я стояла, боясь пошевелиться. «Здравствуй, седой Каспий!». И вода после захода солнца была именно сероватого оттенка, а на обозримой полосе берега не было ни души…

Дождавшись полного захода солнца и темноты, я вызвала машину за 45 руб. и добралась до отеля. Но спать не хотелось, тем более, что на Дербент у меня были неполные сутки. Ну, что ж… Обозреваем окрестности. Сразу за моим отелем оказался парк имени национального поэта Сулеймана Стальского. Это один из главных центров культурной жизни города. Здесь есть все и даже больше: обихоженные газоны, скамейки, включая скамью с кованными буквами «Я люблю Дербент», где все фотографируются, скульптуры и большой фонтан в центре. Вокруг него расположена большая площадка для танцев, прогулок или просто сбора людей. А над ней протянуты светящиеся гирлянды. Здесь же множество кафе и ресторанов. Но главная изюминка парка — обрамление стенами старинной крепости Нарын-Кала. Датируется она VI веком н. э. и отмечена везде как главная достопримечательность города. А стены ее тянутся вверх на многие километры. Непосредственно в парке стены подсвечены желтым светом, а в окружении южных деревьев и резных фонарей это и вовсе кажется чудом. Вот она, сказка, которую просила душа! В этом парке я затерялась на несколько часов.

Здесь же, у фонтана, я попробовала самый вкусный и недорогой шашлык в жизни! Баранина, лаваш, огромная порция овощей и зелени, а также литр компота из кизила обошлись всего в 460 руб.! Это к вопросу о ценах. И это было только первое потрясение ими. Здесь же я увидела гостеприимство дагестанцев воочию. Рядом, через столик, сидела семья — старшие и дети с женами. Они, увидев меня, подсказали, куда сесть, чтобы не сильно дул ветер (кафе под открытым небом) и, видя, что я одна, пригласили за стол. Понимая, что не пробуду здесь долго (день дороги сказался, хотелось спать), я вежливо отказалась. Но на этом все не закончилось. Когда стало уже прохладно, они попросили у официанта плед и накрыли меня им, пожелав приятного аппетита! Все равно мы разговорились и, пока ждали заказ, проболтали. Эти душевные люди стали первыми, с кем я полноценно пообщалась, и которые еще раз подтвердили глупость баек об этом крае. Наевшись до отвала, я попрощалась с ними и побежала, наконец, спать. Вихрь впечатлений кружил в голове всю ночь, а из окон отеля была видна крепость на холме, которую мне утром предстояло увидеть уже изнутри.

Дагестанские хроники: от древности до наших дней

Встала я рано, в 6.30. Вчера посмотрев расписание электричек на Махачкалу, которая должна была стать моим пристанищем на оставшиеся 2 ночи, я поняла, что времени очень мало. Электричка из Дербента уходила уже в 13.30… Ну, что ж, нужно успеть. Небольшой 30-литровый рюкзак под названием «Все свое ношу с собой» был наскоро собран, и уже в семь часов утра я вышла из номера, оставив завтрак и прочие приятности напоследок. А пока — быстрее к приключениям. По пути я прогулялась по вчерашнему парку, который утром тоже был волшебным: минимум людей, максимум красот…

Путь до крепости идет все время вверх, поэтому, чтобы немного его скоротать, я вызвала такси. Оно остановило у ворот верхнего древнего города, по которому, к сожалению, я буквально пробежала. Чтобы в полной мере ощутить его ауру и насладиться ею, нужно время, а у меня его было мало…

Цитадель Нарын-Кала видна отовсюду в Дербенте. Она нависает над городом, как древний страж, внушая уверенность и радуя глаз. Находится она на холме. Ночью она изумительно красиво подсвечивается, а ее расположение создает ощущение, будто она висит над городом. А утром путешественника встречают 211 высоких каменных ступеней, по которым нужно подняться ко входу. Справедливости ради скажу, что можно это и не делать: машины подвозят с другой стороны к самому входу. Так что выбирать вам. Но пройти по древним ступеням 15-вековой давности — заманчивое искушение.

Дагестанские хроники: от древности до наших дней

Открывается вход в 9.00, стоит билет 150 руб. А дальше — более 4 га древности… Здесь есть все: руины ханского дворца, бани, мечети, военные сооружения и даже источник питьевой воды, которому тоже не одна сотня лет. А в дополнение к древности присутствуют и современные сооружения — кафе, магазин сувениров, скамейки и указатели. На входе висят таблички с именами тех, кто посещал Нарын-Кала и описывал ее. Среди имен — Марко Поло, Александр Дюма и другие. Невообразимая древность невообразимых размеров и величия.

Утром народу было немного. Да и в целом в октябре туристов очень мало, поэтому это идеальное время для путешествия по Дагестану. А еще это идеальное время по температуре: + 21 °C и яркое солнце. Летом здесь, наверное, адски жарко, учитывая степную местность. Поэтому октябрь и апрель, наверное, лучшие месяцы для посещения. Пока у нас в Питере все прятались под зонтами и мерзли при + 6 °C, я гуляла в одной футболке и радовалась солнышку. Все-таки мечты сбываются!

Дагестанские хроники: от древности до наших дней

Крепость дает возможность не только войти внутрь многих руин и сохранившихся построек, но и прогуляться по ее стенам. Для этого есть узкие ступени над самым обрывом. Но они не столь опасные и вполне доступные при желании. И, конечно, дополняют южную цитадель роскошные виды на Каспийское море, которое ждет туристов внизу. Кстати, температура воды в октябре в нем — +18+19 °C, поэтому при желании можно и искупаться.

Гуляя по цитадели, я не заметила время. Подобное со мной было в Армении, где мы с подругой даже умудрились потеряться в Гехарде, целиком поддавшись древности и обходя по периметру каменный храм, но разными тропами. Это мой «пунктик»: когда вижу что-то древнее и каменное, мне нужно общупать и потрогать это досконально, проникнуться стариной и ощутить единение с ней. Каждый камень достоин внимания! Именно поэтому внутри крепости я буквально растворилась. Просто шла, не спеша, дотрагиваясь до истории и ощущая при этом всплеск счастья, да такой, что слезы катились из глаз!

Опомнилась я случайно: на телефон пришло смс от друзей. И по времени поняла, что нужно потихоньку уходить. Набрав питьевой воды в древнем источнике, я покинула стены крепости и зареклась вернуться сюда снова. На выходе расположена самая панорамная смотровая площадка в Дербенте, отсюда видно и море, и весь город, как на ладони. Здесь же находится и табличка «Я люблю Дербент». Присев на одну из скамеек, я еще ненадолго растворилась в пространстве. Невозможно мало времени для осмотра города, но его хватило, чтобы влюбиться в него раз и навсегда. А значит, возвращению быть!

Дагестанские хроники: от древности до наших дней

Спустившись в город, я просто бродила по его улочкам, пытаясь надышаться. И почти в полдень вспомнила, что еще даже не ела со вчерашнего вечера. До электрички оставался час, а первое попавшееся кафе призывно манило к себе. Им оказалось кафе «Рандеву». Потом, читая о нем, увидела массу приятных отзывов и высокий рейтинг на Tripadvisor. И это не зря. Очень уютный интерьер и разнообразное меню. Именно здесь я попробовала самое известное национальное блюдо — чудУ (ударение на второй слог). Это такие лепешки из тончайшего теста с начинкой из сыра, творога и зелени, мяса, тыквы на выбор. Я взяла с творогом и зеленью. А к нему — манговый кофе. Оказалось, что это кофе фраппе (холодный) с добавлением мангового варенья с кусочками фрукта. Это было настолько необычно и вкусно! Нигде в мире я не встречала такой кофе, а будучи его поклонницей, решила внести в список вкусовых впечатлений еще одно. А чудУ… Это божественное лакомство! А порция… шесть огромных лепешек! Даже на голодный желудок я осилила всего три. А цена — всего 150 руб. Остатки мне завернули с собой, так что в Махачкале ужин был обеспечен.

А дальше — небольшой вокзал и путь до столицы Дагестана. Билеты на вокзале не продают, их можно купить прямо в электричке, проверяющий ходит со специальным аппаратом и пробивает их. Народу немного, в вагоне было всего человек пять и за почти три часа дороги прибавилось, наверное, еще столько же. Электрички ухоженные, сидения удобные. А окна еще старого образца, они открываются вверх. Это дало простор для фотографирования. А по ходу поезда виды были, как в приключенческих фильмах! То бескрайние степи, то море, то виноградники, то деревни и сёла. Кажется, за эти три часа я совершила еще одно путешествие, увидев природное разнообразие края и жизнь его народа.

Дагестанские хроники: от древности до наших дней

К Махачкале я подъезжала по морскому побережью. Кромка воды была всего в нескольких метрах от рельс! Вокзал расположен в центре, рядом много магазинчиков. Там была куплена бутылка местного персикового компота с кусочками фруктов на дне. С остатками чуду это стало вкуснейшим ужином и отчасти — завтраком.

Немного погуляв по городу, я помчалась к отелю. Его тоже увидела в рассказах туристеровцев, в частности, Виктора Башкира. Огромное спасибо за наводку! Главная изюминка отеля «Лунный Берег» (помимо романтичного названия) — действительно береговое расположение. Увидев его на Букинге, я не поверила своим глазам. Трехэтажный дом, стоящий всего в нескольких метрах от морского побережья! Рядом — набережная и парк.

Дагестанские хроники: от древности до наших дней

И у каждого номера есть балкон, выходящий на мечту… А цена — 3000 руб. за ночь, но с моими скидками обошлось еще дешевле. И в результате на две ночи я получила ключ от сказки в прямом смысле этого слова. Сам номер небольшой, но оснащен всеми удобствами. Есть даже две бутылки воды, стаканы, трюмо и столик для еды. Но главный бонус ждал снаружи: огромный балкон и вид такой, что пропал дар речи… Во время моего пребывания в Махачкале море штормило и был сильный ветер, так что брызги долетали до моего второго этажа! Это даже не первая, а нулевая линия! От стены отеля до воды — всего 3–4 метра! На балконе есть два стула и столик. Что я делала вечером, думаю, описывать не нужно. Море, волны, слезы счастья, то и дело порывавшиеся идти, и ночной город. Еще незнакомый, но уже влюбивший в себя окончательно…

Дагестанские хроники: от древности до наших дней

День 3. Каньон, барханы, солнце, приключения…

Будильник настойчиво сигналил. Я сразу услышала шум прибоя, доносившийся даже сквозь плотные стеклопакеты. Как же здесь спится! Волшебно и сладко! Всю свою тревел-жизнь я мечтала хоть когда-нибудь оказаться в таком отеле с видом на море. И не просто видом, а ощущением моря. И вот мечта сбылась…

Полет мыслей прервал очередной звонок будильника, он сразу заставил меня подскочить на кровати. Время — 4.30 утра. За окном еще темно, но вскоре все изменится. Помните, что я говорила про солнце в Дагестане? Садится оно за города и горы, а вот встает именно над морем. Вперед. Закутавшись в плед, я вышла на балкон. И спустя всего полчаса началась сказка… Казалось, что горизонт перекрыт плотным, хоть и красивым, облаком. Но как по мановению волшебной палочки, вынырнуло маленькое красное солнце. С каждой минутой оно росло, то прячась, то показываясь из-за облаков, окрашивая небо в нежные оттенки пурпурно-розового… Я стояла на балконе, не в силах даже сесть.

Эти моменты стали самыми романтичными и сказочными в путешествии. То и дело кружили чайки, давая снимать настоящие неписанные картины, автор которых — сама природа… И вот солнце стало огромным, пожелтело и пустило первый луч сквозь облака… Новый день настал.

Нежный рассвет на Каспийском море

Светает в Дагестане рано, в 6.30 уже полноценный день. Еще один солнечный день — лето посреди осени. На сегодня у меня было намечено главное приключение — посещение Сулакского каньона, Чиркейского водохранилища и бархана Сарыкум. Не имея автомобиля, за один день объехать это практически невозможно, поэтому мне пришлось ненадолго отступить от принципов самостоятельных приключений и воспользоваться услугами турфирмы Caspian Travel. Фирм в городе много, но почему-то еще дома выбор пал именно на эту. Однодневный тур включал в себя минивен, гида, обед и посещение сразу трех главных достопримечательностей Дагестана. Но в итоге я получила гораздо больше…

Сбор был назначен на 08.00 возле Джума-мечети. Утром я впервые увидела ее, как и Махачкалу в целом.

Дагестанские хроники: от древности до наших дней

И первые впечатления были очень приятными. Почти весь город 2-3-этажный, оттого — уютный. Гулять потом по нему было одно удовольствие. А пока — два минивена и посадка в них. Гид села в другой минивен и собирала всех только на остановках, так что для нас гидом стал водитель Башир. Это кладезь бесценной информации, весельчак и очень профессиональный водитель, на горных дорогах с ним спокойно и комфортно. Сразу при посадке он предложил всем дагестанского коньяка, так что утро у нас стало еще более добрым. Группа — всего 5 человек, включая меня, очень удобно. Во втором минивене тоже несколько человек.

Первая наша достопримечательность по пути — долина смерти, где в древности проходил Шелковый путь. Долго ехали почти по периметру, любуясь красотами, а потом свернули выше в горы. Проехав много сел и степей на электричке, я продолжала наслаждаться видами Дагестана из окна, то и дело снимая. Окна очень чистые, солнце еще не отсвечивало, так что несколько кадров удалось сделать.

Дагестанские хроники: от древности до наших дней

Уже примерно через час мы подъехали к первой смотровой площадке. Внизу нее простиралось огромное Чиркейское водохранилище, а на горизонте виднелась ГЭС. На дне водохранилища находится село Чиркей, которое было затоплено в результате постройки станции. Это еще добавляет атмосферы. Помня приключения в Сочи, я подумала, что здорово было бы здесь погрузиться с аквалангом. Но Башир прервал ход мыслей, мы пошли гулять вдоль обрывов. Уже отсюда видно, какого необычного цвета здесь вода. И над обрывом стоит качеля, украшенная лентами и цветами. Эти впечатления и потом — фото стали одними из самых ярких за все время путешествия. Впереди — просторы, вода, горы и солнце, ветер в лицо! Стоимость катания — 50 руб., рядом дежурит девушка-мусульманка. Она меня и фотографировала, пока мои соседи наслаждались видами вокруг. А потом оказалось, что она еще и видео сняла!

Дагестанские хроники: от древности до наших дней

Следующим этапом нашего тура стало… катание на катере по Чиркейскому водохранилищу с заходом в горные массивы каньона, который отсюда и берет свое начало. Спустившись ниже, к берегу, мы увидели небольшой катер, он уже ждал пассажиров. Я села на пересечении бока и хвоста, чтобы снимать и наслаждаться видами, после это сыграло со мной злую шутку. Хотя, шутка, в общем, была очень даже не злой. Но об этом — чуть позже. За штурвал сел русский парень. При дагестанских манерах вождения русский за рулем — это двойной адреналин. С утра на водохранилище был сильный ветер и волны, ему сказали не рисковать. Но как только мы отплыли, все поняли, что сегодня без драйва не уйдем! Маленький катерок разогнался на полную, буквально скользя по волнам и периодически ныряя в них. Брызги летели во все стороны, а мы кричали и радовались им, как дети. Только две девушки в нашей сумасшедшей группе были мрачнее тучи. Все причитали, зачем этот экстрим. Но позже и они прониклись всеобщей атмосферой и особо не сопротивлялись. Мы достаточно долго плыли по водной глади, а горы оставались где-то на горизонте, настолько широкое водохранилище. Я еле держала фотоаппарат, рука дергалась и подпрыгивала вместе с телом, но фото получились ровные. Цвет этой воды еще долго мне будет сниться ночами… Сказка!

Дагестанские хроники: от древности до наших дней

Внезапно катер приглушил скорость, мы вплывали в начало каньона. Каково это — плыть по его дну? Горы все росли вокруг, а водная часть сужалась. Все глубже и глубже шел наш капитан, а мы боялись сказать и слово…

Там — первозданная природа, человек там не хозяин, от этого выглядит это все так, как до начала времен. Отвесные скалы, остатки гнезд орлов, которых мы видели позже, и иллюзорного цвета вода. Тихо и таинственно. Солнце сюда почти не проникает.

Почти час мы плавали по разным закуткам причудливых скал и водных артерий. И по впечатлениям это позже превзошло все смотровые площадки! Но главным бонусом на пути почти первопроходцев стали… горные козлы! Эту троицу мы увидели, уже направляясь в обратный путь. Катер шел тихо, поэтому их не спугнули. Они шли по отвесной скале, гуськом, друг за другом. Внезапно один остановился. Был бы человеком — сказала бы «В изумлении». Следом двое других. Капитан заглушил мотор. Минут пять мы так и смотрели друг на друга: они на нас, а мы, открыв рты, на них.

Дагестанские хроники: от древности до наших дней

Вот она, дикая природа! И это бесценно! Уже после отплытия далее Башир сказал, что за пять лет его работы здесь это всего четвертый раз, когда он их видит! Это редкая удача! Только ради этого стоило сюда добраться. А уж дальнейшие приключения окончательно сделали этот день самым насыщенным и экстремальным в этом году.

На обратном пути волны стали выше. Часть группы пересела поближе к корме, а я осталась на своем месте. Ко мне пересел Башир. И тут началось… Теперь все брызги летели на нас, а из-за волн это были уже не брызги, а полноценные «ведра» воды, которыми то и дело нас окатывало. Мне дали укрыться спасательным жилетом, но там не помогло бы ничего. В плотных штанах и толстовке я оказалась насквозь мокрая, с головы до ног. Раз 15 окатывало, в результате на дне нашего катера собралось немало воды. Часть пути я провела даже с закрытыми глазами, невозможно было смотреть, вода накрывала с новой силой. Когда вышли на берег, с меня текла нескончаемая лужа… Башир тоже был мокрым насквозь. Было тепло, но дул ветер, который сбивал с ног. Я хохотала, как ненормальная, искренне радуясь новым приключениям (хотела искупаться — пожалуйста!), а группа смотрела с сочувствием. Продуваемая ветром, я стала все-таки мерзнуть. Водители обеих минивенов не растерялись, стали мне наливать коньяк и водку, а женщина из соседней группы налила горячего чаю. Запивала я это все водой и немного заела пирожком. На голодный желудок алкоголь сделал свое дело: стало тепло, но очень шатко-валко. Приключения продолжились.

Дагестанские хроники: от древности до наших дней

Уже через 10 минут мы были на смотровой площадке у Чиркейской ГЭС. Обрывы там неслабые, меня все тянуло к ним, а в глазах все плыло. Пришлось оставить идею панорамных фото над обрывом, побоялась свалиться вниз. Но зато на ветру вся одежда высохла за 15 минут! Кроме туристеровской толстовки. Плотная ткань сохла еще почти день. Но это не страшно, главное ноги были уже в тепле. А виды возле ГЭС просто марсианские! Безжизненная земля, колючие кусты и камни, по которым идти удобно только в трекинговых кроссовках. Но как же это красиво!

Дагестанские хроники: от древности до наших дней

Из-за сбивающего с ног ветра главная смотровая площадка Сулакского каньона была закрыта. Но в отсутствие ограждений это действительно опасно. Башир рассказывал о двух смертельных случаях летом: людей буквально сдуло вниз… Поэтому мы смирились и не настаивали. А огороженная площадка у села Дубки работала. Там мы и увидели Сулак во всей его панорамной красе…

Дагестанские хроники: от древности до наших дней

Сложно представить, что еще час назад мы плыли по его водной глади, среди причудливых скал и нетронутой природы. Здесь я выпила крепкий кофе и окончательно пришла в себя, а насыщенный день только набирал обороты.

Следующей вехой на нашем пути стал настоящий оазис среди степей — форелевое хозяйство «ГлавРыба». Это и ферма, и целый комплекс — приятный и полезный. Основная его функция — выращивание форели. А помимо — это дом для белых лебедей и уток, кошек и собак, раньше были даже страусы. Территория очень красивая, зеленая, причем цвет невероятно насыщенный для степи, да еще осенней. Но в Дагестане осенью и не пахнет. Тепло, солнечно, сказочно. Мы разбрелись, кто куда. Прогулявшись вдоль пруда и увидев лебедей, наигравшись с котятами всей мастей, я дошла до форелевой фермы. За ней расположены кафе и магазин рыбы, есть даже мини-мечеть. Настоящее царство среди пустыни. В нем у нас был обед. Рыба на гриле, картошка фри и местные соленья, виноград и компоты — невероятно вкусные.

После прогулки и обеда мы отправились к финальному приключению этого дня, точнее, уже почти вечера — бархану Сарыкум. Это настоящее природное чудо Дагестана. Огромная пустыня всего в 18 км от Махачкалы! Протяженность песчаного покрытия — более трех километров, а высота бархана — 264 м. Это 80-этажный дом! Самое удивительное, что ученые уже много лет спорят о происхождении этого песка. И действительно: вокруг только горы и степени. Откуда взяться бархану? Это пока загадка. Но бархан имеет две важные особенности, сделавшие его знаменитым на всю страну. Во-первых, это второй по высоте бархан после пустыни Сахары. Выше — только в ней. А, во-вторых, именно на его вершине снимали часть фильма «Белое солнце пустыни». Помните сцену с закапыванием Саида в пески? Это было именно здесь.

Добрались мы до природного чуда уже в начале пятого. Солнце было на пути в закат, а наши силы — на исходе. Часть группы даже отказалась подниматься вверх. Высота все-таки не шуточная. Но подниматься удобно, проложены деревянные мостки. Увидев где-то вдалеке вершину, я засомневалась в своих силах. Но тут же опомнилась: в такой день и не смочь? Не может быть! В итоге из 8 человек почти трое — я и две девушки из соседнего автобуса. Остальные остались нас ждать внизу и пить квас.

На квас у меня в результате не хватило времени, а вот вершина была преодолена! При том, что последние 50 м пришлось карабкаться почти на четвереньках — лестницу напрочь засыпало песком. Но вот долгожданный финиш и пустыня… С высоты бархана открывается два противоположных вида — пустыня на всем обозримом горизонте (плавно переходящая снова в степь) и вид на долину — зеленую и горную. А внизу где-то — наш минивен.

Думаю, не стоит говорить, что подняться сюда стоит! Добежать, доползти — не важно. Если приехали, как можно не рискнуть и не достичь? Мокрая, запыхавшаяся, я еще почти полчаса гуляла по пескам, а ветер обдувал лицо. Еще одна сказка свершилась…

А солнце-то здесь и вправду белое! И огромное.

Дагестанские хроники: от древности до наших дней

Уходить не хотелось, но внизу ждали «одногруппники». Вот и минус туров. Я бы здесь осталась смотреть закат… Ну, и так день был волшебный! А лучшее — враг хорошего. Вперед и вниз!

Дагестанские хроники: от древности до наших дней

Уже через час мы были в центре Махачкалы. Прощаться не хотелось, но что поделать… Вечерний город звал к продолжению прогулки, ноги гудели, но я поддалась жажде новых открытий. Несмотря на сильнейший ветер, прошлась по улице Дахадаева — одной из главных артерий города.

Здесь же нашла невероятно колоритный ресторан «Маидат». Он трехэтажный, официанты стоят с полотенцами на руке — все, как в фильмах о красивой жизни. Боясь даже войти, я подошла к стойке с меню у входа. И тут ждало еще одно ценовое потрясение: самое дорогое блюдо здесь стоило 300 руб.! А блюда национальной кухни — примерно по 150. Ну, что ж… Пошли за новыми вкусовыми впечатлениями! Именно здесь я попробовала еще одно национальное блюдо — курзе (большие вареники с говядиной в соусе из сметаны с чесноком). По привычке заказала еще салат с местным сыром из козьего молока и кофе по-сирийски (понравилось название). Увидев курзе, я сразу пожалела, что взяла еще что-то. На огромной тарелке было выложено их множество! А салат принесли в огромной мисочке. Он-то и стал коронным впечатлением. В центре — вкуснейший сыр (похож на наш зерненый творог), а по краям — большие куски тыквы фри! Плюс зелень (кинза и руккола) и помидорки черри. Это вкуснейший салат в жизни! Тыква фри настолько вкусная и необычная… Но когда принесли кофе, я была окончательно добита: маленькая турка, чашечка. Кофе сам с кардамоном и молоком. А к нему — песочная корзиночка с цукатами и орешками. Позже я такой кофе пила еще в одном кафе. Это местная диковинка. И всего за 120 руб. У нас по такой цене — банальный американо. В общем, ужин удался, а его часть, снова взятая с собой, стала еще и завтраком следующего дня.

Дагестанские хроники: от древности до наших дней

Завершением дня приключений стала мечеть, которая на иссиня-черном небе смотрелась, как сказочный дворец, переливаясь всеми цветами радуги.

День 4. Махачкала

День вылета домой начался снова с рассвета и восхода солнца. Ночью был шторм, поэтому краски слегка померкли. Но все равно солнце сотворило с облаками радужную сказку! Дальше — завтрак, сборы и выселение из отеля. Вылет был в 18:25, так что полный день я посвятила столице Дагестана.

Центр Махачкалы абсолютно небольшой, улицу Дахадаева (широкую и одну из главных улиц города) можно пройти всего за полчаса. Прямо за моим отелем на возвышении есть сквер. С него и начала прогулку. Лето, я люблю тебя! Октябрь, прости.

Далее — одна из старейших улиц города- улица Буйнакского. Она отчасти пешеходная. Здесь находятся магазины алкоголя от заводов-производителей. Цены на коньяки очень привлекательные — от 200 до 500 руб. Самые ценные и вкусные — «Кизляр» и «Дербент». Также есть местные вина, настойки и масса всего. В этих же магазинах можно найти сувениры.

Здесь же находятся местные кафе. В одном из них я начала свой день. Кафе «В горах» с соответствующим антуражем. Папахи, ковры, карта Дагестана и масса керамических кувшинов перенесли в сказку. Снова кофе по-сирийски и ботишах — еще одно местное блюдо. Это круглая лепешка из тончайшего теста (не толще бумажного листа) и начинки из творога. Вкуснее нет! Даже чуду несколько померкли. Хотя, конечно, вкусно все. И за это — менее 300 руб.

Дагестанские хроники: от древности до наших дней

А дальше — неспешная прогулка по улицам, любование смешными для нас вывесками. Например, магазин пива «ЧемПИВОн», магазин сладостей «Брат мармелад» и другие.

Успела я и заглянуть на Второй рынок — главный в Махачкале. Это настоящее царство местных специй, вкусностей, проуктов. Здесь обязательно нужно взять урбеч — местное блюдо, напоминающее ореховую пасту. Оно делается из абрикосовых косточек, миндаля и разных видов орехов. По цвету напоминает вареную сгущенку. Вкусная и полезная штука. Еще обязательны местные специи, в частности, ореховая трава. Это смень пряностей для всего, как говорят местные. Стоит она всего 50–70 руб. за стакан. Плюс к этому — восточные сладости, вяленое мясо, сухофрукты и что угодно душе. Цены очень демократичные.

Набрав всего понемногу (наличные были на исходе), я завершила махачкалинский день в кафе, где попробовала еще и местный чай. Тоже лакомство очень вкусное, а с вареньем — и подавно.

Дагестанские хроники: от древности до наших дней

Путь до аэропорта занял всего полчаса, и вот уже знакомый ангар. Пока ждали вылета, стемнело. Поднимались в воздух и видели Махачкалу с огромной высоты. Все благодаря отсутствию облаков. Эти виды завершили и без того сказочные дни.

Дагестанские хроники: от древности до наших дней

Это маленькое путешествие по насыщенности стало одним из самых-самых. Стоит ли говорить, что уезжать не хотелось… Тем более, что Дагестан скрыыает еще немало тайн и красот, но на это нужна минимум неделя, а то и две. Ну, что ж… Будет повод вернуться. А пока — до новых встреч!…

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Отзывы об отелях, Пляжный отдых, Самостоятельные путешествия, Экстремальный отдых