Турист Анна Абросимова (annaabrosimova)
Анна Абросимова
была 26 апреля 0:44

Венёв, Новомосковск — Россия Сентябрь 2020

Уже давно у меня сложилась традиция устраивать себе в течение года несколько коротких автопутешествий. Казалось бы, за время многолетней практики все близлежащие места должны быть изучены во всех деталях. Ан нет! Мне всегда удается найти что-нибудь новое. Иногда неизведанные места я нахожу сама, а иногда мне их подсказывают друзья.

Кандуки

В этом году, в самом начале сентября у меня сложилось несколько отгулов. Погода стояла хорошая и я решила отправиться в окрестности Тулы и Новомосковска. В этих краях я, конечно, уже бывала, но, как выяснялось, далеко не все там видела.

В первую очередь я хотела побывать в местечке Кондуки, где можно полазить по Романцевским горам и полюбоваться голубыми озерами.

Кандуки

Об этом месте я узнала в прошлом году от моего друга Сергея. Вот в этом рассказе он как раз говорит о Кондуках.

Но не только горы и озера манили меня в те края. Было еще несколько мест, которые мне тоже хотелось увидеть.

Источник 12 ключей

Когда я составила список желанных мест, у меня сложился очень даже неплохой 4-х дневный маршрут.

Дело оставалось за малым, надо было найти подходящий отель. По традиции я обратилась к Букингу и увидела цены, которые, мягко скажем, меня озадачили. С учетом того, что мне требовалось от отеля, цены за 3 ночи стартовали от отметки в 15 тыс. руб. Я приуныла. Никак не думала, что в этом году стоимость проживания повысится до таких размеров.

Поманила меня осень. День первый

На счастье, взгляд мой скользнул по карте, и я увидела Парк-отель Гремячее, где цены оказались очень комфортными, а с учетом скидки от Букинга, так и вовсе волшебными.

Об этом славном отеле я расскажу чуть позже, а сейчас отмечу только то, что в настоящее время он, увы, исчез со страниц Букинга, поэтому даю здесь прямую ссылку на его сайт https://gremyachee.ru/. Вдруг он вам тоже понравится.

Поманила меня осень. День первый

Однако хватит о подготовке, пора рассказать о том, что я успела посмотреть за четыре дня своего путешествия.

День первый

Из дома мы выехали часов в восемь утра и направились в город Венёв, в окрестностях которого я запланировала посмотреть целых три достославных места.

Первым из них был Святой источник 12 ключей.

Поманила меня осень. День первый

До этой поездки я ничего о нем не знала, а он оказался настоящим чудом. Вода в нем кристально чистая. Такая, что на дне виден каждый камушек. Удивляет, что опавшие листья не оседают на его дне, а уплывают вдаль по течению.

Дорогу к 12 ключам мы нашли без труда и, оставив машину на парковке, пошли к источнику по вымощенной камнями дорожке. Кроме нас никого здесь не было. Тишину нарушал только шелест травы и голоса птиц. Я чувствовала, как с каждым шагом во мне что-то расправляется. Казалось, что я высвобождаюсь из кокона и вот-вот взмахну крыльями и поднимусь в синее небо.

Хотелось вдохнуть полной грудью, упасть в траву, закрывать глаза и наслаждаться запахами свежей травы.

Поманила меня осень. День первый

Дорожка, по которой мы шли называется аллей 12 добродетелей. Вдоль нее стоят мраморные таблички с их названиями.

Поманила меня осень. День первый

По преданию, этот источник связан с Куликовской битвой.

Легенда гласит, жил в этих краях крестьянин Свирид и было у того Свирида 12 сыновей. Когда Дмитрий Донской стал созывать народ на битву с Мамаем, все сыновья Свирида ушли воевать, но не один из них не вернулся.

Горе отца было безмерным. Он отправился на ратное поле, отыскал своих детей и привез их тела в родные края. Похоронил их Свирид всех вместе у крутого холма под высоким дубом. Долго рыдал он над могилой сыновей, а потом, от горя, ударил посохом о землю и забили в том месте 12 ключей с чистейшей водой.

Вот такая история.

Поманила меня осень. День первый

Пока мы знакомились с обустроенной вокруг источника территорией, подошли еще несколько человек. Кто-то окунался в купель, кто-то набирал воду. Удивительно, но все говорили вполголоса, как будто боялись спугнуть благодатную тишину этого места.

Поманила меня осень. День первый

Я присела на корточки и коснулась воды. Она была обжигающе холодной. Я подумала, и как люди не боятся в нее залезать? Словно в ответ на мои мысли я услышала голос мужчины.

— Она всегда здесь 4 градуса, даже зимой.

Я обернулась, и мы продолжили разговор.

— Я вижу вы не местные. Откуда приехали? — спросил он.

Я ответила. Мужчина нисколько не удивился и сказал:

— В последнее время здесь много москвичей бывает. Вижу у Вас фотоаппарат, сфотографируйте вон тот крест, что на холме. Его брат Игоря Талькова поставил. Помните, певец такой был?

Я кивнула.

Поманила меня осень. День первый

В этот момент к нам подошла женщина, жена мужчины. Она явно только что окуналась в купель.

— Ах! Как хорошо! — сказала она — Будто заново родилась!

— Не хотите искупаться? — спросила она меня.

Я замотала головой. Мне страшно было представить, что я окунусь в такую студеную воду.

Мужчина с женщиной заулыбались. Мы еще немного поговорили, а потом, распрощавшись, отправились по своим делам. Кстати, именно эти люди и рассказали мне легенду про 12 ключей.

Поманила меня осень. День первый

От источника наш путь лежал в Венёв монастырь (Свято-Никольский женский монастырь). У этого места тоже есть множество своих историй.

По одной из легенд, Венёв монастырь возник еще в домонгольские времена, и основал его Кукша, монах Киево-Печерской лавры, проповедовавший в этих краях христианство и замученный язычниками. Другая легенда утверждает, что монастырь был основан в 13 веке на том месте, где в 1225 г. останавливался греческий священник Евстафий, перевозивший чудотворную икону святого Николая Мирликийского из Херсонеса в Рязанское княжество.

Поманила меня осень. День первый

Первое документальное упоминание о монастыре относится к 1408 году, и связано оно с кончиной смоленского князя Юрия Святославича. Того самого, который убил в Торжке князя Симеона Вяземского и его жену Иулианию.

Предание гласит, что Юрий, осознав весь ужас содеянного бежал в Орду, но муки совести не дали ему покоя. Он вернулся на Русь и пришел в Венёв монастырь к игумену Петру, прося отпущения грехов. Находясь в монастыре князь Юрий заболел и умер. Здесь, у стены монастырской церкви его и похоронили.

Поманила меня осень. День первый

Еще утверждают, что в стенах Венёвского монастыря произошла встреча Сергия Радонежского, игумена Петра и князя Димитрия Донского. Говорят, что Сергий Радонежский подарил игумену Петру свой жезл, посох и власяницу и, что эти реликвии до 1930 года хранились в монастырской ризнице. Потом их изъяли и отправили в неизвестном направлении. Где они сейчас, не знает никто.

А еще у этого старинного монастыря есть одна очень страшная история о судьбе архиепископа Великоновгородского и Псковсковского Пимена.

Иван Грозный, поверив наветам завистников, отдал Пимена под суд. Гнев царя был так силен, что несчастного лишили сана и приговорили к вечному заточению в «каменном мешке». Приговор привели в исполнение в Венёвском монастыре.

Бывшего архиепископа замуровали в стене церкви, оставив пространство всего 1,5 метра. Через маленькое отверстие раз в сутки ему давали немного воды и одну просфору. Пимен умер в страшных мучениях через год после заточения.

Каменный мешок, в котором держали Пимена Новгородского (реконструкция)

В нижнем храме монастыря можно увидеть, как выглядело место, где держали Пимена Новгородского. Здесь же, в нижнем храме находятся частицы его мощей.

Нижний храм

Венёв монастырь был богатым и почитаемым местом до середины 18 века, а потом начал приходить в упадок. Дело дошло до того, что в 1782 году монастырь упразднили, а в 1784 году, часть его построек разобрали (камень нужен был для строительства Тульского оружейного завода). К слову сказать, делалось это не законно, но жалобы святых отцов остались без ответа.

До наших дней дожило только одно монастырское здание, построенное на рубеже 17 -18 веков.

Поманила меня осень. День первый

В этом здание размещаются два храма. Нижний — Никольский и верхний — Успенский.

Долгое время обе церкви были приходскими. Только в 1999 году Венёв монастырь вновь обрел свой статус. Правда теперь этот монастырь стал женским.

Поманила меня осень. День первый

После знакомства с этой обителью осталось чувство душевного тепла и добросердечия. Сестры проявляли к нам неподдельный интерес. С удовольствием рассказывали о монастыре, отвечали на вопросы и показывали реликвии. А еще было очень приятно то, что фотографировать здесь можно было все и везде без ограничений.

Верхний храм
Удивительный пол в верхнем храме

Единственным суровым обитателем монастыря оказался матерый кот, который отдыхал на прилавке монастырской лавки. Ему явно не понравилось, что мы его побеспокоили.

Поманила меня осень. День первый

Купив пару пирожков и вкусную коврижку, мы сели в машину и поехали знакомиться с городом Венёвом.

Оказывается, этот маленький городок входит в число исторических городов России. Годом его основания считают 1371 г.

Надо сказать, что Венёв хоть и древний город и во времена Екатерины даже получил свой герб и статус уездного города, смотреть здесь сегодня особенно нечего. Радует то, что исторический центр (Красную площадь) начинают приводить в порядок. Будем надеяться, что со временем получится реализовать туристический потенциал этого старинного городка.

Поманила меня осень. День первый

Визитной карточкой Венёва является колокольня церкви Николая Чудотворца, но на момент нашего приезда она была вся в плотных строительных лесах. Посмотрев на это, я оставила мысль о фотографировании.

Буквально рядом с колокольней находится краеведческий музей. Он занимает здание Каменных палат, построенных на рубеже 17 -18 веков. К слову сказать, здание это является самой старой гражданской постройкой в Тульской области. Достойно удивления, что никто не знает для кого и для чего оно было выстроено. Предполагают, что это здание было частью Богоявленского монастыря, остатки которого находятся напротив Палат.

Поманила меня осень. День первый

Признаюсь честно, мне трудно поверить в эту версию. Во-первых, известно, что Богоявленский монастырь был очень беден и просуществовал меньше ста лет (его упразднили в 1764 г.), а во-вторых две сохранившиеся монастырские церкви (Богоявленская и Казанская) явно проигрывают Палатам по размеру и монументальности, а это, согласитесь, странно. Я думаю, что церкви в монастырях должны все же доминировать.

Остатки Богоявленского монастыря. Слева Казанская церковь, справа Богоявленская

Больше не найдя ничего интересного на Красной площади, мы решили заглянуть, в находящийся неподалеку, Воскресенский собор.

Поманила меня осень. День первый

Поначалу здание собора не вызвало у меня никакого интереса, но я обошла его справа и мне открылась совершенно другая, абсолютно неожиданная картина.

Истертый временем фасад в окружении жизнеутверждающих подсолнухов.

Поманила меня осень. День первый

Эта картина мне очень понравилась.

На том месте, где сейчас стоит Воскресенский собор находилась крепость Городенеск на Веневе. При Иване Грозном, ее переименовали, и она стала назваться просто Венёв.

В стародавние времена в центре крепости стояла деревянная церковь, освещенная в честь Параскевы Пятницы. Но в 1633 году крымские татары совершили набег на город и сожгли крепость дотла. По всей видимости церковь погибла вместе с другими крепостными постройками и ее, как и все остальное, восстанавливать не стали. Со временем о ней забыли и через сто лет, в 1752 году, на ее месте возвели новый каменный храм с другим именем. Здание это простояло недолго. В начале 19 века его решили реконструировать, а потом и вовсе перестроили в соответствии с новыми архитектурными предпочтениями.

Дошедшее до нас здание — постройка 1825 г.

Поманила меня осень. День первый

У Воскресенского собора мы завершили наше знакомство с Венёвом и отправились дальше.

По намеченной мною программе, наш путь теперь лежал в Золотой город.

Об этом туристическом комплексе мне рассказали несколько лет назад, и я загорелась увидеть в Тульской области кусочек Китая. Желание было, а вот возможность никак не предоставлялась. В этот раз маршрут проходил рядом и грех было этим не воспользоваться.

Все шло по плану ровно до того момента, пока я не свернула с трассы М-4 по указателю.

Не успела я повернуть, как уперлась в закрытый шлагбаум. Я оглядывалась по сторонам в поисках альтернативного пути, и тут из стоявшей поодаль будке вышел мужчина и подошел ко мне. По виду это был местный охранник. Он сказал недовольным голосом:

— Все закрыто. Золотой город не работает.

— Как не работает? — спросила я — Почему?

Мужчина уже шел от меня прочь и на ходу, не оборачиваясь, сердито кинул:

— Откуда я знаю, почему не работают? Закрыли и все!

И будто опережая мой следующий вопрос, добавил:

— Когда откроют, не знаю! Мне не докладывают! Может вообще больше не откроют!

Больше у меня вопросов не было.

На тот случай, если Золотой город все же откроют и вам будет интересно, вот ссылка на его сайт: http://www.zolotoygorod.com/.

Поманила меня осень. День первый

Задерживаться у закрытого шлагбаума не было никакого смысла и я, развернув машину, вернулась на трассу чтобы продолжить путь.

Впереди была еще одна точка, которую я наметила на сегодня. Этим местом была Араповская пещера.

Готовясь к поездке, я прочитала, что пещера эта оборудована и осмотреть там можно где-то 250 метров. Еще я прочитала, что разгадать загадку этой пещеры никто пока не может. Абсолютно точно, что она рукотворная, а вот кто и с какой целью ее соорудил остается тайной.

Есть версия, что Араповская пещера — часть подземного хода, который вел из древней крепости к реке. Другая версия утверждает, что в пещере был монастырь, созданный по подобию Киево-Печерской лавры.

Мне хотелось увидеть эту пещеру своими глазами и построить свою собственную гипотезу.

Поманила меня осень. День первый

Дорога, выстроенная в MAPS.ME, не сулила сюрпризов, и я, смело съехав на грунтовку, углубилась в поля. Поначалу все шло замечательно, но потом дорога стала превращаться в едва различимый проселок с прикрытыми травой глубокими ямами. После того, как я несколько раз провезла днищем по грунту, решимость моя увидеть пещеру пошла на убыль. Проехав еще с километр, я вдруг совсем потеряла дорогу из вида. Выйдя из машины, я увидела, что стою в паре метров от глубокого спуска, уходящего вниз под острым углом В конце этого спуска, практически без перехода, начинался такой же крутой подъем. Учитывая длину моей машины, я легко могла застрять в этой рогатине.

Минут пять я обдумывала наши с машиной возможности и решила не рисковать. В случае неудачи, я имела шанс выбираться отсюда долго и мучительно.

Вокруг простирались бескрайние поля и на горизонте не было видно ни одной живой души. Все говорило о том, что рассчитывать на быструю помощь у меня повода не было.

Поманила меня осень. День первый

Как не была я огорчена второй неудачей за день, альтернативных вариантов придумывать не стала и направилась в поселок Гремячее, где на берегу реки Прони находился наш парк-отель.

Буквально через 15 минут мы уже въезжали в ворота отеля. Тенистая аллея привела нас на парковку возле небольшого симпатичного домика.

Мы вышли из машины и обомлели. С высокого холма, на котором разместилась гостиница открывался совершенно потрясающий вид на изгиб реки Прони.

Поманила меня осень. День первый

Тишина, покой и красивый пейзаж! Что еще нужно усталым путникам?

Мы достали из машины наши сумки с вещами и направились ко входу в дом. На пороге лежал пес. При нашем приближении он поднялся, завилял хвостом и отошел в сторону, давая нам дорогу. Пес смотрел на нас доверчиво и дружелюбно, и я сразу прониклась к нему симпатией. Забегая вперед, скажу, мы с ним подружились и это подарило мне массу положительных эмоций.

Поманила меня осень. День первый

Тем временем мы вошли в здание, оформили документы и отправились в наши номера.

Здесь все оказалось довольно скромно, но при этом все необходимое для полноценного отдыха было на своих местах.

Главным достоинством наших номеров были панорамные окна, из которых открывался вид на реку.

Окна наших номеров на 2-м этаже над козырьком

Не было никаких сомнений, выбранный нами отель оказался попаданием в десятку.

Чуть-чуть отдохнув, мы пошли прогуляться по окрестностям.

Вечер уже вступил в свои права. Мы спустились к реке и немного прошли вдоль берега.

Поманила меня осень. День первый

В моей голове крутились воспоминания о событиях уходящего дня. Было приятно, что отсутствовало чувство досады от того, что Золотой город и Араповская пещера не случились. Эти неудачи казались мелкими на фоне впечатлений и чувств от тех мест, в которых мы побывали.

Поманила меня осень. День первый

Огоньки на противоположном берегу подмигивали. На душе было покойно и ясно. Все вокруг дарило умиротворение и ничто не могло это нарушить.

На небе появилась луна

Поманила меня осень. День первый

и мы, постояв еще немного на берегу, отправились спать.

Грядущий день обещал новые интересные впечатления. Завтра мы собирались съездить в Кандуки и заглянуть в Богородицк…

продолжение: https://www.tourister.ru/responses/id_32389

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия