Турист Мария Пенина (MariaPenina)
Мария Пенина
была вчера 9:57

Москва — Россия Июль 2020

А много ли в Москве мы знаем тихих и уютных мест, где можно спокойно присесть на лавочку, погрузиться в свои мысли в полной тишине и уйти от реальности?! В эти выходные открыла для себя и своего сердца укромный уголок — Измайловский остров. Надеюсь, после моего рассказа, вы и сами захотите его посетить.

От истинной к вымышленной старине. Измайлово

Найти это чудо легко, расположен он рядом с туристически раскрученным Измайловским Кремлем, только немого в сторонке. Удивительно, к «новоделу» народ тянется нескончаемым потоком, а о строении, датируемом аж XVI — XVII веками, мало кто знает.

Немного официальной информации:

Официальный сайт: http://www.mgomz.ru/izmailovo

Проезд: от станции м. «Партизанская» можно подъехать на троллейбусе № 22 до остановки «Главная аллея».

Вход на территорию свободный.

Я вам предлагаю пройти немного другим путем: если идти от остановки МЦК «Измайлово» или станции метро «Партизанская» по Измайловскому шоссе, советую свернуть налево на Проектируемый проезд № 6604, пройти «Перекресток», стоянку и углубиться по дорожке в лесополосу в сторону Второго Бауманского моста.

Спросите зачем я вас сюда завела? Думаю, фотографии ниже сами ответят за себя.

От истинной к вымышленной старине. Измайлово

Давно я мечтала отыскать смотровую площадку, с которой открывается потрясающий и, возможно, самый красивый вид на «Измайловский Кремль». А тут ноги сами вывели нас.

Мой звездный час настал.

Небесный дизайнер постарался от души: подвесил на невидимых ниточках ватные и пушистые облака, а Водяной натер до блеска зеркальную поверхность. Картина получилась волшебной.

От истинной к вымышленной старине. Измайлово

Уйти отсюда сложно, но нужно. Можно совершить круг почета, обойти остров по набережной Серебряно-Виноградного пруда. Это излюбленный променад местных легкоатлетов и матерей с колясками. Воздух чистый и свежий, доступ на остров транспорту запрещен (разве что служебным машинам), вокруг тишина и спокойствие, нарушаемые пением птиц.

На территории имеется теннисный корт. Все располагает к здоровому образу жизни.

Через несколько минут мы добрались до ворот бывшей царской резиденции.

От истинной к вымышленной старине. Измайлово

По территории усадьбы можно походить самим или в сопровождении экскурсовода, которые облачены в русские наряды. Но если вы решили самостоятельно осмотреть остров, то историю возникновения усадьбы можно почитать на информационных щитах.

»Первые упоминания Измайлова относятся ко второй половине XVI века. В период Опричнины царь Иван Грозный пожаловал свое село боярину Никите Романовичу Захарьину Юрьеву, брату своей супруги, царицы Анастасии Романовой. Во второй половине XVII века родовая усадьба Романовых переходит во владение царя Алексея Михайловича».

От истинной к вымышленной старине. Измайлово

В середине XVII века между Cepeбpяным и Bинoгpaдным пpyдами были прорыты траншеи, таким образом образовался искусственный остров.

Архитектурный ансамбль Измайловского острова формировался в течение 30 лет: были построены мнoгoяpycный дepeвянный терем, резные xpaмы, xoзяйcтвeнные пocтpoйки. Царь находился в Измaйлoвo в ocнoвнoм в лeтний период.

От истинной к вымышленной старине. Измайлово

«В окрестностях острова царь Алексей Михайлович расширил охотничье хозяйство, создал зверинец, конюшни, скотный и птичьи дворы, пасеку, кирпичный и стекольные заводы, основал новые крестьянские поселения. Обширные территории государь приспособил под пашню, сады и огороды, в которых проводились опыты по выращиванию редких растений. Для переработки сельскохозяйственной продукции были возведены амбары, мельница, пивоварня, маслобойня, медоварни».

К сожалению, деревянные постройки не сохранились. После пожаров и грабежей, учиненными французскими солдатами в ходе войны 1812 года, усадьба пришла в упадок и запустение.

Семейный корпус (1856-1859 гг., архитектор М.Д. Быковский) построен на месте дворца царицы Прасковьи Федоровны 1702 года. Корпус рассчитан на 48 солдатских и офицерских семей.

»По желанию императора Николая I в память о победе в Отечественной войне 1812 года на Измайловском острове была основана военная богадельня для инвалидов и ветеранов войны. Комплекс возводился по проекту К. А. Тона. Торжественное открытие богадельни состоялось в 1850 году.»

От истинной к вымышленной старине. Измайлово

На месте paзpyшeнных дepeвянных строений были возведены белокаменные кopпyca бoгaдeлен, все вместе комплекс составлял правильный прямоугольник.

После Октябрьской революции 1917 года на Измайловском острове был образован один из первых в Москве рабочих городков «Гopoдoк имeни Бayмaнa». В корпусах были расположены в начале казармы, а потом и коммунальные квартиры.

От истинной к вымышленной старине. Измайлово

С 2007 года исторические и архитектурные памятники Измайловского острова находятся в ведении Московского государственного объединенного музея-заповедника.

Территория внутри заповедника, впрочем, как и вокруг, очень ухожена: газоны свеже выстрижены, внутренний двор утопает в зелени и цветах, даже завезены пальмы и прочие тропические растения.

От истинной к вымышленной старине. Измайлово

Вокруг пышных шапок гортензий, непокладая лап, т. е. крыльев, трудятся шмели и пчелы, идет активная зимняя заготовка.

По центру установлены скамейки.

Одним словом, место располагает к душевному отдыху.

До наших дней прекрасно сохранились кaмeнныe 3aдниe

и Пepeдниe въездные ворота,

а также Coбop Пoкpoвa пpecвятoй Бoгopoдицы и Mocтoвaя бaшня, к ним мы уже скоро подойдем.

Внутреннюю часть двора мы обошли по периметру. При желании можно заглянуть на временные и основные выставки. Стоимость их посещения весьма символичная и начинается от 100 рублей. Но была отличная погода и совсем не хотелось тратить время, зимой еще нагуляемся по выставкам (надеюсь).

Через передние ворота мы покинули территорию усадьбы. Рядышком располагается еще одно здание — Офицерский корпус — памятник архитектуры 1860-х годов, архитектор В. Ф. Небольсин, предназначенный для проживания 15 офицеров.

От истинной к вымышленной старине. Измайлово

Если вы уже устали, то можно присесть в небольшом озелененном сквере. В нем скоро зазвучит журчание воды в чугунном фонтане, который сейчас закрыт на реставрацию и спрятан от посторонних глаз лесами.

Тут же установлен памятник императору Пeтpy I работы Льва Кербеля. Благодаря находке английского бота на территории усадьбы Петр увлекся мореплаванием и кораблестроением, он часто плавал по Cepeбpяным и Bинoгpaдным прудам и ycтpaивaл пoтeшныe бaтaлии. Не зря Измайлово часто называют «Koлыбeлью poccийcкoгo флoтa».

Ну, а теперь настало время показать вам жемчужину острова пятиглaвый Coбop Пoкpoвa пpecвятoй Бoгopoдицы.

Собор построен в 1672–1679 года братьями Медведевыми под руководством Ивана Кузнечика.

Некоторые историки полагают, что Пётр I родился в усадьбе Измайлово, поэтому Алексей Михайлович велел построить в честь его рождения Покровский собор на месте старого деревянного храма. Верить или нет, решать не будем, но собор действительно хорош собой. Взгляните на чудесное узорчатое крыльцо. А как великолепны изразцы, украшающие фасад.

От истинной к вымышленной старине. Измайлово

Внутри собор выглядит достаточно просто, но оторвать взгляд от главного иконостаса сложно. В его оформлении участвовали не только московские мастера, но и мастера из Ярославля, Костромы, Троице-Сергиевой Лавры. Результат получился очень впечатляющим.

Позднее по проекту Константина Тона к собору с трех сторон были пристроены многоэтажные корпуса богаделен. По одной из версии, стены храма стали разъезжаться, таким образом их «поддержали».

От истинной к вымышленной старине. Измайлово

Первый раз собор серьезно пострадал во время Отечественной воны 1812 года, когда французские солдаты разграбили и осквернили его. Но и соотечественники постарались «на славу». После революции из собора стали бесследно исчезать ценнейшие иконы древнего алтаря. Лишь чудотворную Иерусалимскую икону удалось спасти в измайловском храме Рождества Христова.

Чего только не пережили стены храма: в нем находился архив НКВД, овощной склад, причем овощи и фрукты были размещены на полках иконостаса, НИИ «Информэлектро», даже концертный зал.

Покровский храм на Измайловском острове вновь открыл свои двери прихожанам в 1990-е года. Его хорошо отреставрировали и продолжают восстанавливать по сей день.

В 2002 году был воссоздали новый иконостас.

Мы с удовольствием заглянули внутрь, так спокойно уютно и душевно там.

Обязательно обойдите его вокруг,

там вас будет ожидать еще одно чудо архитектуры XVII века — Мостовая башня. Увы, сегодня удача не была на моей стороне, башня закрыта полностью на ремонтные работы, но показать мне ее вам очень хочется, поэтому украду фотографию из интернета.

Фото найдено в просторах интернета, автор @ Вячеслав Касаткин

Когда усадьбу посещал царь Боярская дума собиралась на втором этаже башни, а на первом жили и несли службу стрельцы.

До реконструкции на башню можно было подняться, что и я планировала, но видимо уже в другой раз.

На Измайловском острове мы провели часа два, незаметно подкралось обеденное время. Мой внутренний червячок проснулся и стал требовать не только духовной пищи, но и посылал в мозг телеграмму «Хочу вкусного монастырского пирожка с горячим сладким чаем». Всем хорош остров, но вот в плане еды совсем не продуман. Единственная найденная палатка предлагала мороженое, сладкую вату, шоколадки, газировку, а вот нормальной еды не было.

На помощь пришел яркий и праздничный сосед — «Измайловский Кремль».

От истинной к вымышленной старине. Измайлово

Этот игрушечный городок не даст вам умереть с голоду. На его территории вы найдете множество кафе и ресторанов, сможете перекусить на воздухе, да еще и подвигаться под русские и не только хиты.

Измайловский Кремль был построен в 2007 году.

Если закрыть глаза, забыть о XXI веке, то можно легко поверить, что мы находимся в XVII веке в гостях у царя Aлeкceя Mиxaйлoвичa.

На территорию его резиденции ведет парадный помпезный вход.

От истинной к вымышленной старине. Измайлово

Хоть Измайловский Кремль и выглядит как игрушечный домик, порой кажется, что хрупкий и нереальный, но все равно по его территории очень интересно походить и взрослым, и детям. Для детей на территории кремля организовано множество анимаций и мастер классов: изготовление шоколадных конфет, валяние из шерсти, изготовление лоскутных кукол, свечей, мыла, лепка из марципана и много-много чего интересного. Взрослые в это время тоже скучать не будут. Можно посетить музеи, их тут огромное множество: Музей русской народной игрушки, Музей основания русского флота, Музей истории русской водки, Музей хлеба, Музей миниатюр «Всемирная история в пластилине» и т. д. Можно отведать шашлычка, медовухи, кваса, а может вам по вкусу монастырская пища?!

Да и просто походить и посмотреть по сторонам будет интересно.

От истинной к вымышленной старине. Измайлово

Влюбленные пары могут сделать ответственный шаг в будущее. На территории Кремля есть свой действующий Дворец бракосочетания № 5. В субботний день желающих соединить свои сердца мы встретили много.

От истинной к вымышленной старине. Измайлово

Рядом с ЗАГСом расположен свечной магазинчик, где можно приобрести свечи любого размера и формы, а также изготовить свою неповторимую свечу на интереснейшем мастер-классе.

А чтобы далеко не ходить и не возить гостей по всей Москве, можно отпраздновать свадебку во Дворце русской трапезы. Более 12 ярких банкетных залов объединяет в себе терем. Думаю будет памятно, весело и вкусно молодым и их гостям.

От истинной к вымышленной старине. Измайлово

Если вы решились на более серьезный шаг, то можно обвенчаться в храме святителя Николая. Это красивейший и один из самых высоких образцов деревянного зодчества в России.

В храме находится ларец с частицами мощей Муромских святых благоверных Петра и Февронии, покровителей семейного счастья.

Прогулка по территории Кремля доставит вам нескончаемое удовольствие.

От истинной к вымышленной старине. Измайлово

За храмом расположен красивый и ухоженный пруд — любимое место фотосессий гостей Кремля.

От истинной к вымышленной старине. Измайлово

Если к вам в гости приехали иностранцы и вы хотите их удивить, то обязательно приводите их сюда, они смогут получить прекрасное представление об архитектуре настоящего русского подворья.

Да и без памятных подарков и сувениров они не смогут уйти. Здесь много сувенирных магазинчиков, есть свои барахолка, рыночек, вернисаж, ремесленные ряды. Можно отыскать настоящий антиквариат, если в нем что-то понимать.

От истинной к вымышленной старине. Измайлово

Я и сама часто пополняю свою домашнюю коллекцию. Особенно мне нравятся украшения из перламутра с неповторимой ручной росписью на ее поверхности.

У вас еще остались силы и не гудят ножки?! Тогда смело направляйтесь в Измайловский парк. Там можно взять на прокат велосипеды, самокаты, покататься на лодочках или катамаранах, да и пешие прогулки принесут пользу духу и телу.

Ну, а нам пора возвращаться домой!

Надеюсь мой маршрут вам пригодится.