Турист Мария Пенина (MariaPenina)
Мария Пенина
была вчера 18:58

Москва — Россия Май 2018

Последние две недели мая погода нас в Москве очень радует, стоит комфортная температура, солнышко припекает, легкий ветерок развивает волосы! Не погода, а сказка (боюсь даже сглазить)! И что удивительно, такая благодать распространяется и на выходные. Теряться совсем не стоит, надо по максимуму проводить время на свежем воздухе и согреваться лучиками нежного солнца.

Первым делом (что мне пришло на ум) — это прокатиться на теплоходике по Москва-реке. Немного поискав предложения в интернете, наткнулась на сайт, который предлагает различные прогулки. Маршрутов много, вариаций тоже: хочешь с веселой дискотекой, хочешь с ужином или обедом, а хочешь просто прокатиться с ветерком.

Мне же хотелось насладиться прогулкой по знакомому маршруту, и сидя на верхней палубе, послушать увлекательную экскурсию о родной столице.

Итак, выбрала 2х часовую прогулку с экскурсией на новейшем теплоходе серии «Снегири». Как заявлено — эксклюзив! При покупке он-лайн билет обойдется в 390 руб, на причале продают за 900 руб. Всего на маршрут выведено четыре «Снегиря», которые согласно расписанию отправляются каждые тридцать минут. По приобретенному билету можно проехаться в любой день в течение сезона. Очень удобно и без привязки к конкретному дню и погодным сюрпризам.

Любопытства ради приведу описание, скопированное с самого сайта: «Теплоходы-катамараны типа „Снегири“ — комфортабельные двухпалубные современные прогулочные суда, строящиеся с 2016 года на российских судостроительных заводах в Белом Городке и Ростове-на-Дону. Теплоходы оборудованы мощными и практически бесшумными двигателями, подруливающими устройствами, а для пассажиров предусмотрено комфортное размещение в закрытом салоне главной палубы и на открытой палубе, над кормовой частью которой оборудован тент, защищающий от солнца и осадков.»

Как вы понимаете все расписано очень красиво, что же оказалось на практике.

Прекрасная майская погода – подарок судьбы! Москва!

Денечек обещал быть солнечным и теплым, и мы с мамой договорились встретиться на станции метро Китай-город, дойти до причала «Большой Устьинский мост», и совершить мини-круиз. Немного мы не успели на рейс в 18–40, теплоход отчалил прямо на наших глазах. Но ничего страшного, 30 минут можно и подождать, погода располагает к приятной беседе. К сожалению, следующий рейс отменился (новенький катамаран сломался, как так?), пришлось еще 30 минут сидеть и ждать. Немного начали волноваться, а придет ли следующий?! Я позвонила в компанию уточнить, меня уверили, что наш теплоход плывет вдоль стен Кремля, и скоро уже будет на причале.

Желающих пока не так много, видимо народ еще боится застудиться. Но это и хорошо.

Вот он наш «Снегирь».

Прекрасная майская погода – подарок судьбы! Москва!

Но его желтая расцветка скорее напоминает цыпленка, чем снегиря))) И вид у него какой-то уже потрепанный. На новенький совсем не тянет.

Мы забрались на самый верх, угнездились в креслах. Наш катамаран плавно отплыл от берегов, и началась увлекательная прогулка. Сразу перед нашими глазами предстал парк Зарядье с его красавцем Парящим мостом,

а вслед за ним гордо вырос Московский Кремль, окруженный мощными и неповторимыми стенами, защищающими Соборную площадь с ее золотыми макушками соборов и Большой государственный дворец. Все это великолепие в лучах солнца восхищает!

Вдоволь налюбовавшись, переведя дух от фотосессии,

мы вернулись на свои места, и тут-то поняли, что экскурсии нет, хотя колонки выведены под крышей. Я пошла уточнить, будет ли динамик нас развлекать. Оказалось, что экскурсия проводится только во внутреннем помещении. Ну как так, какая досада, ведь снаружи так свежо и приятно, а внутри совсем неинтересно, да и стекла грязноваты. Мама захотела послушать все-таки немного истории и спустилась вниз, а я еще немного побегав от борта к борту, после храма Христа Спасителя решила к ней присоединиться. Все-таки не первый раз я катаюсь на теплоходе, и виды совсем не новы, а послушать увлекательную экскурсию хочется.

Внутреннее помещение уютно и стильно отделано под дерево, есть и игровая для детей, и пиво-чай-кофе для родителей. Мы уселись в самом начале, перед нами была вся панорама города, электронный гид велел то повернуть голову направо, то налево, и все было интересно. НО! Дышать внутри совсем нечем, кондиционер не работает, а помещение наполнено гарью и запахом дизельного топлива, от которого уже минут через двадцать начало кружить голову. Так 2 часа не проплыть, пришлось плюнуть на экскурсию и подняться вверх, чтобы отдышаться.

Дальше мы выбрали удачные места на корме и просто наслаждались видами. Но эти два недочета (поломка и газовая камера) не смогли испортить настроение и впечатления от прогулки. О самом городе можно и в интернете почитать! Так что продолжаем радоваться жизни, погоде и каждому мгновению.

Сделав круг, наш теплоход развернулся в районе Воробьевых гор (где кстати скоро запустится новый фуникулер), и мы поплыли обратно. Стало немного холодать, но на борту предусмотрены желтые пледы, все его цыплята укутались и наслаждались дальше.

Прекрасная майская погода – подарок судьбы! Москва!

Постепенно и сумерки стали опускаться на столицу, стали зажигаться первые фонари и подсветка зданий, город стал еще ярче и красочнее.

Возможно то, что мы отплыли на час позже, обернулось для нас хорошим бонусом. Ведь с водной глади Москва еще прекраснее в вечернее время.

Прекрасная майская погода – подарок судьбы! Москва!

Ужасно довольные мы сошли на берег и направились домой.

Прекрасная майская погода – подарок судьбы! Москва!

Но в это время в моей голове зародился новый план — посетить территорию Московского Кремля. Стыдно признаться, но была я в нем в начальной школе, и конечно память стерла все воспоминания. Только рассказ Юлечки и фотографии Настюши Алисовых вновь зародили мысль: а не посетить ли Кремль?! Мысленно я загадала, если будет хорошая погода в воскресенье, надо обязательно осуществить план, но не озвучила их при маме вслух.

Итак, выходные не подкачали! Голубое небо, тон которого не смело изменить ни одно облачко, вдохновляло. Я подняла трубку телефона и так робко предложила маме составить мне компанию и обновить стертые файлы.

Прекрасная майская погода – подарок судьбы! Москва!

На неделе я конечно изучила стоимость, виды экскурсий, льготы. Меня одолевала мысль: можно ли он-лайн приобрести билеты. Купить то можно, но полный, а льготники стойте в очереди! Парадокс! Но что поделать.

По ссылке на официальный сайт можно ознакомиться с ценами.

Мое предложение было поддержано и вот мы на пути к осуществлению следующего плана. Для первого раза мы решили взять ознакомительный билет с возможностью побродить по территории Кремля и посетить основные соборы и выставки ансамбля Соборной площади. Добравшись до места, как порядочные люди, встали в хвост очереди. Двигалась она медленно (конечно ее нельзя сравнить с очередью на вход во дворец Версаля), но все равно очень долго.

Тут случайно услышали разговор дам позади, одна из которых сообщила, что эта очередь стоит за билетами в оружейную палату, а для осмотра есть отдельные кассы. Мы быстренько устремились внутрь, там несколько касс, но все равно еле шевелятся. Еще внутри установлены электронные билетные кассы, к которым очень мало народу (что поделать наш народ еще не привык к таким новшествам), но через него можно приобрести только полные билеты. Через некоторое время мы стали обладателями счастливых билетиков.

А вот в кассе, куда мы встали изначально, кончились все билеты на сегодня. Поэтому, если вы собираетесь попасть в Оружейную палату, то все-таки лучше приезжать заранее или покупать через интернет. А то вот так отстоишь очередь, а на тебе все закончится. Обидно!

Далее через ряд проверочных пунктов, досмотра вещей и прохождения через рамку в Кутафьевой башне мы оказались на мостике, ведущему через Троицкую башню на территорию Кремля.

Прекрасная майская погода – подарок судьбы! Москва!

Конечно тут как и везде кишат китайцы. Может я сейчас грубо выражаюсь, но в последнее время они меня очень сильно раздражают, так как сталкиваюсь с их бесцеремонностью каждый день в здании нашего бизнес-центра и расположенного в нем супермаркета Бахетле. А как они доводят бедных кассиров и продавцов…это сложно описать. Но я отвлеклась! Мы ведь находимся в самом сердце Москвы и не будем о плохом.

Посещение Московского Кремля стало частично доступно с 1955 года.

Прекрасная майская погода – подарок судьбы! Москва!

Троицкая башня — самая высокая (почти 80 метров), построенная в 1495–1499 годах архитектором Фрязиным. На самом деле имена и фамилии зарубежных архитекторов не сохранились, поэтому им давали фамилию Фрязин (в переводе «воряг», «иностранец»).

Будьте осторожны, оказавшись внутри: переходить дорогу можно только по пешеходным полоскам, иначе на тебя косо будут смотреть охранники, свистеть и ругаться.

Прекрасная майская погода – подарок судьбы! Москва!

Мы были в самый разгар дня, от того народу было очень много, сложно поймать кадр, чтобы никто не лез в него. Ну, а что я хотела….ведь только кто рано встает, того и тапки.

Сенатская площадь — территория президента, а в былые времена она была застроена частными домами и монастырскими владениями, пока не случился пожар 1701 года. Позднее на этом месте построили Арсенал. Именно здесь, эсер Иван Каляев, одетый в крестьянское платье, швырнул бомбу в карету московского генерал-губернатора Сергея Александровича Романова. Где-то неподалеку от Никольской башни установлен памятный крест.

Прекрасная майская погода – подарок судьбы! Москва!

Быстро миновав здание Арсенала (XVIII века), Государственный Кремлевский дворец (середина ХХ века),

мы оказались в центре Соборной площади, ослепленные золотом главных соборов страны. Здесь проходили торжественные шествия: венчания на царство, отпевание усопших великих князей, брачные церемонии. Вплоть до Николая II все российские императоры венчались на царство шапкой Мономаха в Успенском соборе.

Если встать в центр площадь и сделать поворот на 360 градусов, то перед вашим взором окажутся Грановитая палата, Успенский собор, Патриаршие палаты и примыкающая церковь Двенадцать Апостолов, Колокольня «Иван Великий» и примыкающая Успенская звонница, Архангельский собор, Благовещенский собор, Ризоположенская церковь.

Ваш билет дает возможность заглянуть почти во все соборы и действующие выставки. Фото и видео конечно запрещены. Чтобы подняться на колокольню надо отдельно заплатить 250 рублей (льгот нет), подъем осуществляется по определенному расписанию в течение дня. Мы в этот раз не полезли, но я еще обязательно сюда вернусь и прошагаю по лестнице.

Уж коли мы попадаем на Соборную площадь, проходя через арки Патриарших палат, то начну, пожалуй, с них. Патриаршие Палаты были возведены при патриархе Никоне (1652–1656 годах) самыми известными зодчими: Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым. На первом этаже находились хозяйственные постройки, на втором — парадные палаты и церковь, на третьем — личные покои патриарха. Храм Двенадцати апостолов был домовым храмом русских патриархов. Главное помещение Патриарших палат — Крестовая, или Мироваренная палата, в которой варили миро, а затем рассылали его во все храмы на Руси. Именно отсюда и пошло выражение «одним миром мазаны». (В настоящее время миро варят в Донском монастыре).

Рядом расположен великолепный Успенский Собор — это главный храм страны, который сыграл значимую роль: в нем проходили венчание на царствование и позднее коронации императоров, крещение, здесь получали благословение перед сражениями. Первый деревянный собор был построен еще при Иване Калите, затем на его месте вырос белокаменный, правда просуществовал недолго — обрушился спустя несколько лет. Тогда для строительства нового пригласили итальянского архитектора Фиорованти. 12 августа 1479 года новый Успенский собор был освящен. Много событий помнят стены собора: так, на пример, Иван III разорвал ханскую грамоту, тем самым покончив с угнетением Руси ордынским игом. К сожалению, во время войны с Наполеоном французы разграбили, уничтожили ценности и превратили собор в конюшню. В советское время, как и во всех соборах службы были запрещены (вплоть до 1990 года). Сейчас здесь располагается музей, но в особо важные церковные праздники проводятся торжественные церемонии.

Благовещенский собор — домовая церковь московских князей, в которой крестили и венчали государей. Первоначально на этом месте была деревянная церковь, на смену ей пришла одноглавая церковь, а в 1484–1489 годах при Иване III был возведен новый трехглавый храм псковскими зодчими. После пожара храм был перестроен: над углами галерей построили 4 придела в форме небольших одноглавых церквей и над центральной частью возвели еще две главки. Сейчас мы можем любоваться девятиглавым собором.

Раньше великие князья попадали внутрь храма по переходам прямо из своих хором. Правда надо заметить, что Ивану Грозному запретили заходить внутрь, так как он нарушил канон и женился в четвертый раз. Специально для него было пристроено отдельное Грозненское крыльцо. Внутри собора изумительно: кружевная резьба, великолепный иконостас (здесь впервые алтарь закрыли полностью, до этого иконы размещали на полочках), пол, покрытый агатовой яшмой, уникальные иконы (некоторые расписаны Андрем Рублевым, некоторые предполагается, что Феофаном Греком (но подтверждения этому нет)).

Также предполагается, что в Благовещенском соборе находился тайник, который был разграблен в смутное время, а потом и Наполеоном. Однако удалось найти в конце 19 века древнюю китайскую фарфоровую посуду, покрытую глазурью, стенки которых были настолько тонки, что в народе их называли «яичной скорлупой».

Архангельский собор — древний некрополь великих князей и русских царей, здесь находятся 53 усыпальницы. В 1333 году Иван Калита повелевал заложить небольшую церковь в память об избавлении Москвы от эпидемии чумы, в которой завещал себя похоронить. Дошедший до нашего времени собор был построен в 1505–1508 годах по проекту Алевиза Фрязина Нового, достроен Василием Баженовым. Тут покой получили все русские цари, умершие до основания Петербурга (исключением стал Борис Годунов, чей прах по приказу Лжедмитрия I выбросили на улицу, чтобы «не осквернять» храм).

Считалось, что покровителем князей в военных походах был Михаил Архангел, перед каждым сражением монархи приходили на поклон к своим предкам и просили помощи и защиты.

Ансамбль, состоящий из колокольни «Иван Великий», Успенской звонницы и Филаретовской пристройки, является самой высокой составляющей Соборной площади. Строился он несколько веков: при Иване Колите была заложена церковь Иоанна Лествичника «под колоколами» в честь рождения сына, затем на ее месте архитектор Бон Фрязин построил восьмигранную колокольню, а при Борисе Годунове ее высота достигла 81 метра. Это была самая высокая башня Москвы вплоть до 1883 года. Колокольня в разное время служила дозорной вышкой (с нее открывался обзор окрестностей на расстоянии до 30–40 км), пожарной каланчей. В XVI–XVII веках пристроили Успенскую церковь-звонницу и Филаретовскую пристройку.

Колокольня Иван Великий насчитывает 22 колокола, каждый из которых имеет свое имя: Медведь, Лебедь, Благовест, Ревун, Татарин, Реут, Вседневный, Воскресный, Семисотенный, а по центру расположен самый большой Успенский колокол (65,5 тонн). С 1918 года по 1992 год колокола звонили только один раз. Вновь частичный колокольный звон раздался в 1992 году на Светлую Пасху, а уже 1995 года звонили 20 колоколов из Ивановской колокольной фамилии.

В наш визит внутри звонницы проходила выставка, посвященная китайской династии Мин.

Как я уже писала можно преодолеть 329 ступеней и полюбоваться Москвой с высоты птичьего полета. Но это уже в другой раз.

С восточной стороны Теремного дворца (бывшие жилые покои государей) расположены домовые храмы: церковь Екатерины (самая ранняя, предназначенная для цариц и царевен) и Верхоспасский собор (церковь царей Спаса Нерукотворного), построенные Джоном Талером в 1627 году на месте сгоревшего деревянного храма. Зодчий Осип Старцев выровнял верха всех храмов под единую кровлю, поставил 11 небольших главок. Здесь сохранились уникальные иконы-аппликации из драгоценных тканей, на которых только лики и руки святых написаны масляными красками. Это самое древнее место Кремля, где, как некоторые археологи предполагают, находилась усадьба Юрия Долгорукого и, возможно, самый первый храм на Руси — церковь Рождества Иоанна Предтечи «под бором».

Прекрасная майская погода – подарок судьбы! Москва!

Прообраз Большого Кремлевского дворца был заложен при Дмитрии Донском, с каждым новым приемником он модернизировался и преобразовывался, виной тому были и частые пожары. В 1768 году Екатерина II заказала Василию Баженову застройку всего Кремля одним лишь дворцом. Однако гениальному проекту Баженова не суждено было воплотиться, был вырыт лишь котлован. А в 1838–1849 годах под руководством архитектора К. А. Тона был построен новый Большой Кремлевский дворец.

Главный фасад выходит лицом на Москва-реку и тянется на 125 метров.

До революции фасад украшали 5 белокаменных барельефов в виде герба России, в советское время они были заменены гербом СССР с расположеннымивокруг буквами: С С С Р. В 1994 году после реставрации на фасаде вновь появились исторические двухглавые орлы. Сейчас весь комплекс является Резиденцией Президента РФ, тут проходит инаугурация и подписываются важные международные соглашения.

Прогулявшись вдоль стен Кремлевского дворца, мы заглянули в тенистый сквер. Как прекрасно цветет и благоухает сирень.

Прекрасная майская погода – подарок судьбы! Москва!

В небольшом прогале обнаружили вертолетную площадку.

Ивановская площадь привлекает туристов двумя памятниками-гигантами — Царь-колоколом и Царь-пушкой. Здесь в былые годы кипела жизнь: оглашали приказы и приговоры. По одной из версий отсюда и пошло выражение «кричать во всю Ивановскую».

Прекрасная майская погода – подарок судьбы! Москва!

Для создания Царь-колокола в 1733–1735 годах известные литейщики Иван Моторин и его сын Михаил на Ивановской площади вырыли котлован глубиной 10 метров, куда поместили форму для отлива колокола. В состав сплава входили: медь, олово, 525 кг серебра и 72 кг золота.

Лицевую сторону украшают барельефы с портретами царя Алексея Михайловича и Анны Иоанновны.

Как известно, колокол ни разу не звонил, у него даже не было отлито своего языка.

Существует много теорий его раскола: по одной из них произошел пожар, при тушении балок, на которых был подвешал колокол, холодной водой в результате перепада температур произошел раскол. По другой: был нарушен технологический процесс.

Вес отколовшейся части составляет 11,5 тон, а сам колокол насчитывает около 200 тонн.

Царь-пушка — самая большая пушка в мире длиной более 5 метров, калибром 890 мм, весом 40 тонн. Царь-пушку отлил в XVI веке мастер Андрей Чохов для устрашения татар, но опасность миновала, поэтому ученые до сих пор спорят стреляла ли она. Некоторые утверждают, что один выстрел был из нее совершен (внутри дула есть клеймо создателя, что свидетельствует, что прицельный выстрел был сделан на практике).

Подобное орудие чаще использовалось для разрушения крепостных стен. Скорострельность подобных орудий была от 1 до 6 выстрелов в день.

Царь-пушку украшает портрет царя Федора, львы, как символ силы и власти.

Ещё раз бросим взгляд на великолепную Соборную площадь — как же прекрасны маковки соборы на ярко-синем фоне.

Прекрасная майская погода – подарок судьбы! Москва!

И наверно так уютно присесть в тени ветвей русской березки, отдохнуть и подпитаться жизненной энергией.

У восточной стены Кремля располагается Сенатский дворец, построенный в 1776–1787 годах при Екатерине II по проекту Матвея Казакова. Архитектор был заслуженно награжден бриллиантовым перстнем с руки самой императрицы. Главным акцентом композиции стала ротонда с Екатерининским залом, который за свое пышное убранство было названо русским пантеоном. В 1856 году здание передали Министерству юстиции, в советское время на третьем этаже находились рабочий кабинет и квартира Ленина, а затем и квартира Сталина. Сейчас тут располагается Овальный кабинет, откуда телевидение транслирует выступления Президента.

Необычно видеть Спасскую башню с нового ракурса. Все мы привыкли видеть и слышать звон курантов с Красной площади.

Спасская башня уже давно стала символом России, символом нового года, новой мечты и веры, под бой курантов мы все загадываем желанием и ждем его исполнения как дети целый год.

Высота Спасской башни составляет 71 метр со звездой, построена она в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Солари. Башня получила свое название по имени надвратной иконы Спаса Смоленского. Можно сказать, что вся жизнь проходила буквально через нее: от нее уходили на фронт, через нее принимали иностранных послов, проходили торжественные шествия и крестные ходы. Интересный факт, что запрещено было проходить сквозь нее в головном уборе и верхом на лошади. Существует легенда, что у Наполеона слетела даже треуголка, когда он въезжал через Спасские ворота. В советское время икону Спаса Смоленского хотели уничтожить, но, рискуя жизнью, архитектор Константин Аполлонов спрятал ее.

Прекрасная майская погода – подарок судьбы! Москва!

Первые часы на башне появились в XV веке, минутной стрелки тогда на них не было, а стрелки часов переводили вручную. При башне постоянно находились часовщики, которые даже обзавелись своим домом, даже посмели развести огород, чем вызвали негодование властей. Традиционный циферблат с 12-тью арабскими цифрами появились только при Петре I в. 1705 году, механические часы были привезены из Амстердама. Увы, они часто ломались, а когда столицу перенесли в Петербург, то ремонт вообще остановился. В 1913 году к 300-летию дома Романовых куранты отреставрировали, хотя при штурме Кремля 1917 года они вновь были повреждены. По указу Ленина год спустя их вновь починили.

И немного справочной информации, заимствованной из интернета: «Вес часов на Спасской башне — 25 тонн. Диаметр циферблата — 6,12 метров. Высота римских цифр — 0,72 метра, длина часовой стрелки — 2,97 метров, длина минутной стрелки — 3,27 метров.

Каждые 15, 30, 45 минут часа перезвон играется 1, 2 и 3 раза соответственно. А в начале каждого часа кремлевские куранты вызванивают 4 раза, и следом большой колокол отбивает часы.

Музыкальный механизм курантов состоит из программного медного цилиндра диаметром около 2 метров, который вращает гиря весом более 200 кг. Он усеян дырочками и штифтами в соответствии с набранными мелодиями. Барабан при вращении заставляет штифты нажимать на клавиши, от которых тянутся тросы к колоколам на звоннице. Ритм сильно отстает от оригинала, поэтому узнать мелодии непросто. В полдень и полночь, 6 и 18 часов исполняется гимн РФ, в 3, 9, 15 и 21 час — мелодия хора „Славься“ из оперы М. Глинки „Жизнь за царя“».

Мне было очень интересно обновить воспоминания детства, посмотреть уже другим взрослым взглядом на Кремль. Ведь в детстве мы больше дурачимся и плохо воспринимаем информацию, а сейчас уже осознанно копаемся в истории наших предков, отыскиваем интересные факты, составляем свое мировозрение. А когда погода способсвует и благославляет вас на подобные прогулки, то и информация воспринимается лучше, в памяти остается только яркий слайд.

Надеюсь летом сможем открыть для себя еще много интересных уголков столицы.