Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 21:00
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Мальта Август 2013

Учёные считают, что Мальта не всегда была островом — до конца последнего ледникового периода Мальта через перешеек соединялась с Сицилией, а до оледенения ещё и с Африкой.

Пару слов о Мальте и о мальтийцах

В пользу этой версии говорят найденные на острове останки зверей, как кости особых маленьких слонов, так и черепа европейских волков и оленей.

Далее, в какой-то момент мальтийский мост ушёл под воду. 93 км морской глади отделяет теперь Мальту от Сицилии, соответственно, 230 км от побережья Северной Африки. В любом случае это недалеко, и это определило дальнейшее развитие мальтийского архипелага.

Пару слов о Мальте и о мальтийцах

Ещё совсем недавно египетские пирамиды считались самыми древними архитектурными сооружениями на земле, но последние исследования показали — таинственные мегалитические святилища на Мальте на 5–10 веков старше пирамид. Отдельные каменные блоки, из которых сооружены храмы, достигают 10 метров в длину и весят десятки тонн.

Кто строил в 3700 г. до н. э. на Мальте и на Гозо эти святилища, как перемещались гигантские блоки? Внятного и чёткого ответа учёные не дают.

На острове жили финикийцы, карфагеняне, греки, римляне, арабы, норманны. Последние с 1090 по 1127 г. изгнали с Мальты арабов, возродив здесь христианство, повернув, таким образом, Мальту на европейский путь развития, а посему, как местные мужчины, так и приезжие туристы, могут любоваться на сверкающих формами островитянок.

Пару слов о Мальте и о мальтийцах

Многие мальтийцы стараются сделать на теле тату, и возраст в этом не помеха.

Некоторые идут ещё дальше, стараясь где-либо на теле подписать себя.

Пару слов о Мальте и о мальтийцах

С 1813 по 1964 Мальтийские острова были британской колонией и во второй половине 19 века пережили подъём как торговый порт и база британского флота. Об англичанах, последних хозяевах острова, на Мальте напоминают красные телефонные будки и автомобили с правым рулём, движущиеся по левой стороне дороги.

Однако, кто же такие сами мальтийцы? Некоторые не считают мальтийцев отдельной нацией?

Происхождение мальтийцев, как и любого другого народа, покрыто тайной. По самой распространённой версией принято вести их родословную от далёких мореходов-финикийцев. По официальным данным мальтийцев 740 тыс. На самой Мальте проживает примерно 400 тыс. Многие покинули архипелаг во время Второй Мировой войны.

По внешнему виду мальтийцы-финикийцы похожи на своих соседей арабов. В мальтийском языке примерно 42% арабских слов. Слушая их разговор, можно поймать что-то арабское, а названия городов Мдина и Рабат говорят сами за себя.

Пару слов о Мальте и о мальтийцах

Считается, что арабы привили мальтийским рыбакам культуру земледелия.

Арабы построили на островах систему фаладжей. Римские акведуки снабжали водой только города. Климат на Мальте жаркий, здесь 340 солнечных дней в году. Рек и озёр на островах нет, и потому превращение росы и дождевой воды в водные ручьи — удивляет.

Рыцари иоанниты пошли ещё дальше, они выкапывали глубокие колодцы, в городах под землёй прорубали целые лабиринты, служившие водопроводом и канализацией.

Пару слов о Мальте и о мальтийцах

В наше время население острова значительно выросло. Дабы удовлетворить потребности, на Мальте опресняют морскую воду, соответственно, вода на острове жутко дорогая.

Мне часто приходилось видеть местных людей в несколько несвежей и заношенной одежде. Если сравнивать Мальту с Южными Европейскими странами, то большого количества белья, вывешенного на улицу, я не заметил.

Нет на архипелаге и гидроэлектростанций. Мальтийцы стараются использовать солнечную энергию — они весьма бережливы и экономны, свет в их домах просто так не горит.

Нужно отметить, как большой плюс в характере мальтийцев, люди они весьма жизнерадостные и улыбчивые. Мальтийцы обожают свой архипелаг, считая именно его истинным раем на земле.

Один человек мне рьяно доказывал, что Мальта на втором месте в Средиземном море по чистоте прибрежных вод. Когда я спросил про первое место, он с абсолютной уверенностью назвал соседний остров Гозо.

Пару слов о Мальте и о мальтийцах

Зато что-либо узнать у мальтийцев об истории острова сложно. У меня сложилось впечатление — жители одной местности совершенно не знают о достопримечательностях на другом конце острова, а соседний Гозо — другая планета.

Считается, что мальтийцы рьяные католики — католической веры придерживается 97% населения. В чём их рьяный католицизм, я до конца не разобрался, но могу подтвердить — большое количество людей посещает церковь во время утренней службы.

Религия обязательный предмет изучения в школе. В стране запрещены разводы, аборты, нет всевозможных секс-шопов и открытой проституции. Добавим к этому, на архипелаге 365 действующих храмов.

Каждый день является религиозным праздником какого-либо святого, оберегающего Мальту и мальтийцев от всевозможных напастей.

Пару слов о Мальте и о мальтийцах

Зелени на архипелаге мало. Спускающиеся со склонов террасами поля, разделяемые друг от друга невысокими каменными стенами, являются самой характерной особенностью мальтийского ландшафта. Длина острова Мальта 27 км, ширина 14 км. До посещения Мальты я не знал, что эта страна по плотности населения занимает 4 место в мире, пропустив вперёд Монако, Сингапур и Ватикан.

Курортный городок Буджибба, где нам посчастливилось жить, в любое время суток был заполнен музыкой и людьми. Вечером на набережной происходило настоящее столпотворение. В субботу и в воскресенье люди стояли в очереди, дабы сесть в ресторане за столик. Мне невольно вспомнились наши очереди в 1990 г. в Макдоналдс.

Мальта входит в Евросоюз, где очень сильно поменялся национальный состав, в связи с экспансией восточных народов в западные страны.

Наверно Мальта это самая европейская по населению страна. Не работали на мальтийцев ни арабы, ни африканцы, ни индусы. Колонии мальтийцы не создавали, метрополией Мальта не является.

Как и в 1565 г. во время Великой осады мусульман, Мальта держит оборону. Только 3% населения страны исповедует ислам, мечети на Мальте есть, но их не много. Мальтийцы стараются не приглашать гастарбайтеров из Азии и из Африки.

Железных дорог на архипелаге нет. Сельское хозяйство в экономике страны играет роль незначительную. Одно из важнейших мест занимает туризм.

Пару слов о Мальте и о мальтийцах

Доход приносят судостроение и судоремонт, электроника, текстильное и фармацевтическое производство. Ещё раз повторюсь — мальтийцы живут скромно.

Однако, предложение Сильвио Берлускони построить на архипелаге атомную электростанцию для нужд итальянской энергетики, вызвало сильные протесты мальтийцев.

С рыбой и с морепродуктами на архипелаге неважно. Мальта хоть и омывается со всех сторон морем, рыбаками мальтийцы не являются.

Пару слов о Мальте и о мальтийцах

Сети возле моря никто не расплетает, с удочкой местный люд сидит редко, а рыбную ферму мне довелось увидеть только в одном единственном месте.

Что такое «особая мальтийская кухня» я тоже не понял? Сомневаюсь, что в настоящее время в классическом понятии подобное вообще существует. Может где-то в деревнях и в сельской местности что-то осталось, но в супермаркетах какой-то своей изюминки нет — это если не брать в расчёт всевозможные пирожные и отдельные сорта варенья.

Зато все фрукты, выращенные на солнечном острове, изумительно сладкие и вкусные, их нельзя сравнивать с тем пластмассовым виноградом и с безвкусными дынями, что продаются в Москве.

Пару слов о Мальте и о мальтийцах

Большинство зданий на Мальте построено из камня — жёлтого известняка, его во все времена добывают на местных каменоломнях.

Летом каменный дом помогает сохранить прохладу, а вот зимой в помещении бывает холодно — система центрального отопления в домах отсутствует.

Мальтийцы обожают сидеть на балконе и смотреть на улицу. На балконах они завтракают, обедают и ужинают. Даже телевизор, стоящий в комнате, они стараются смотреть сидя на балконе.

Пару слов о Мальте и о мальтийцах

Преступности на островах нет, ну или почти нет. Во всяком случае, я здесь видел ключи, торчащие в закрытых дверях. Хозяева просто уходили, закрыв дверь и оставив ключи в замке?!

Воров здесь не боятся. Я ни разу не слышал нудно завывающих автомобильных сигнализаций. Граждане активно сотрудничают с властями, считая своим долгом заявить о каком-либо нарушении закона (не уверен, что подобное практикуется на соседней Сицилии).

На многих мальтийских домах нет номеров. У каждого дома имеется просто название. В большинстве случаев над табличкой вывешено изображение Святого-покровителя, или библейские персонажи, а сами названия могут быть — Барселона, Рим, Ватикан, Мадрид, Неаполь, или по имени членов семьи.

Впрочем, для почтальона подобное помехой не является.

Пару слов о Мальте и о мальтийцах

Островитяне любят украшать балконы и фасады цветами.

Старые дома какой-либо планировке не подвергались, жилая площадь в них довольно маленькая. Иногда заглядывая на первых этажах в открытую дверь, я видел длинный коридор, обустроенный под спальню и под гостиную, заканчивающийся далее маленьким окном — это и есть квартира. Такое жильё не имеет окон.

Пару слов о Мальте и о мальтийцах

Большинство мальтийцев живёт в 3–5 этажных многоквартирных домах.

Есть на острове и особняки, но подобную роскошь могут позволить избранные. Мальта остров не большой, но пешком вдоль дорог здесь никто не ходит. Пешеходный тротуар дорогу дублирует лишь условно.

Точнее тротуар есть, но ширина его не превышает 1 метр. В некоторых городках дороги проходят возле старинных домов, выходя из которых человек оказывается почти на проезжей части.

Пару слов о Мальте и о мальтийцах

На выходные местный люд старается выбраться всей семьёй к морю.

Многие мальтийцы имеют катера и яхты — это для них, это примерно как для россиянина дача.

Если белоснежная красавица пришвартована в порту на дорогой стоянке, подойти и сесть внутрь можно легко и просто.

Пару слов о Мальте и о мальтийцах

Но если яхта стоит где-то в тихой бухте на якоре, добраться до неё не всегда так легко. Тут в ход местный люд применяет весьма экзотические плавательные средства — возле берега можно видеть маленькие лодки, похожие скорее на корыто.

Впрочем, есть вариант — часть населения свою моторную лодку привозит к морю и увозит обратно.

Пару слов о Мальте и о мальтийцах

Больше всего на Мальте меня поразили мальтийские апартаменты эконом-класса. Человек, живущий в России, без проблем может представить себе длинную вытянутую линией серию ангаров, похожих на гаражи, устроенных под нависающей дорогой.

Это и есть мальтийские апартаменты эконом-класса. Окон такое жильё не имеет.

Пару слов о Мальте и о мальтийцах

Небольшое тёмное пространство наполняется дневным светом, только при открывании больших дверей, или скорее ворот.

Внутри, в конце помещения, душ и туалет. Мальтийцы на острове долгое время жили в пещерах, наверно поэтому им такие бетонные клетки кажутся чем-то родным. Здесь играет роль большая плотность населения. Отдохнуть возле моря хочется, но купить хорошее жильё возможность есть не у всех.

Пляжный отдых на Мальте — это самая грустная тема.

Пару слов о Мальте и о мальтийцах

Говорят, прибывшие на Мальту рыцари тоже были жутко разочарованы отсутствием рек, озёр и зелени. В любом случае, первое впечатление туриста-пляжника, привыкшего к роскошным пляжам Турции и Египта, чаще всего удручающее.

Представьте сами, море вот оно бьётся рядом об острые камни, но в воду просто так не зайдёшь. Резиновые тапочки желательны, ибо поранить ногу легко и просто. Дикари, как местные, так и туристы, стелют полотенца и лежат на камнях возле моря.

Пару слов о Мальте и о мальтийцах

Спуск к воде имеется не везде. Власти острова стараются обустроить для людей зоны отдыха. Где-то делается лесенка для захода в море, а в некоторых местах для этого разрезаются каменные блоки.

Где-то проход вполне нормальный получается, а где-то приходится протискиваться.

Пару слов о Мальте и о мальтийцах

Пляжные отели на Мальте могут предложить отдыхающим бассейн возле моря, лежак и всевозможные водные горки.

В любом случае, сам вход в море не будет длинной косой белоснежного песка, украшенной пушистыми пальмами.

Пару слов о Мальте и о мальтийцах

Возле Буджиббы например есть залив Меллиехи, где имеется песчаный пляж, но народу там всегда очень много, и, самое главное, купающиеся будут видеть перед собой не морскую синюю даль, а катера и яхты, стоящие в 100 метрах на якоре.

Ещё мы с женой брали морскую экскурсию с посещением пляжа на необитаемом острове Комино.

Пару слов о Мальте и о мальтийцах

Мне представлялся тихий скалистый остров, где можно уединиться и отдохнуть от обилия людей.

Вот тут главный прикол!

Пару слов о Мальте и о мальтийцах

В субботу и в воскресенье отправляться на Комино ни в коем случае нельзя. Остров скалистый, полоса пляжа очень маленькая, и народу здесь просто тьма.

Лежак стоит 4 евро, но все они заняты, впрочем, ставят лежаки друг к другу очень плотно, словно солдатские кровати в казарме, да так, что мимо постоянно будет кто-то ходить.

Люди, не получившие лежак, вынуждены расстилать полотенце на камнях, но и здесь хорошее место найти трудно. Купаться один в море не пойдёшь, ибо не хочется оставлять вещи…

Пару слов о Мальте и о мальтийцах

От корабля лучше не отходить — купаться в море лучше всего спускаясь по корабельной лестнице. Правда заметим — дайвинг на Мальте специалисты хвалят.

Одним словом, для меня Мальта это весёлые жизнерадостные мальтийцы, 340 из 365 дней солнца, и прекрасно сохранившиеся крепости рыцарей иоаннитов, куда весьма интересно попасть на экскурсию.

Пару слов о Мальте и о мальтийцах

А море? От него здесь многого ждать не стоит. В любом случае, глядя на море, отдыхаешь душой.