Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 18:38
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Мдина — Мальта Август 2013

Город Мдина расположен вдали от моря на высоком холме. Даже видя издалека эту мощную крепость, невольно испытываешь некое радостное чувство от соприкосновения с живой историей Мальты.

Туристический автобус, поднимаясь вверх на холм, петляет по улочкам Рабата, ранее являвшегося пригородом Мдины, и позже ставшего отдельным городом. Вскоре останавливаемся в тенистом сквере, заполненном лошадьми, каретами и извозчиками.

Экскурсия в Мдину

Гид начинает рассказывать об уникальном городе Мдина и о его истории.

Никто точно не знает возраст этого города, но считается, что он на 2000 лет старше Христа. На этой возвышенности всегда располагалось поселение. В 1 тыс до н. э. город выполнял роль убежища от корсаров — островитяне приходили сюда на ночь. Город назывался Малет, и именно от него происходит современное название Мальта.

Мы возле Главных ворот, войти в которые можно пройдя по красивому каменному мосту.

Экскурсия в Мдину

Главные ворота построены при Великом магистре Вильене, о чём говорит устроенный над аркой герб. Внизу под мостом глубокий ров. В прежние времена мост был подвесным. Впечатляет высота и толщина крепостных стен — прорваться здесь в город у противника шансов не было.

Войдя через Главные ворота, оказываемся на небольшой городской площади, где сразу чувствуется некая зажатость пространства.

Экскурсия в Мдину

Именно здесь на этом месте мальтийская знать, веками проживавшая в Мдине, встречала нового избранного магистра. Магистр подтверждал особую автономию города, после этого горожане вручали магистру ключи от Мдины.

Хотя, если быть точным, рыцари к этому городу имеют не прямое, а лишь косвенное отношение. Закрепившись на острове, рыцари иоанниты перенесли столицу из Мдины в Валлетту — люди стали покидать Мдину, стараясь обживать более удобный новый прибрежный город.

Мдина превратилась в город тишины, что далее усугубилось страшным историческим землетрясением 1693 г., эпицентр которого находился в Сицилии. После которого по приказу Великого магистра Ордена в Мдину переехали рыцари, и принялись восстанавливать город.

Если верить мальтийцам, здесь был апостол Павел, он является одним из покровителей Мдины.

Экскурсия в Мдину

В наше время самое главное в Мдине вовремя отходить в сторону, услышав цокот копыт по мостовой. Как и 1000, как и 500 лет назад кареты закатывают через Главные ворота в город, только теперь клиенты извозчиков не аристократия, а простые туристы.

Машины в Мдину тоже заезжают, но совершенно не смотрятся они в этом городе-музее уснувшем несколько веков назад.

Экскурсия в Мдину

Гид ведёт нас по улочке мимо стен женского католического монастыря. Монашки покидают обитель один раз в пять лет, дабы поучаствовать в голосовании. Внутрь к ним может зайти только врач, получив предварительно разрешение от церковных властей. Говорят, что за стенами красивый ухоженный сад, и монашки ни в чём не нуждаются, и что совсем недавно одна двадцатипятилетняя мальтийка приняла постриг.

Невольно вспоминается картина А.Шилова, где молодая красивая монахиня с грустью смотрит в окно.

Экскурсия в Мдину

Мне приходилось ранее слышать, что ручки на дверях в домах Мдины не повторяются, и что эти самые двери всегда открыты.

Ручки, точнее дверные колотушки, действительно не повторяются.

Экскурсия в Мдину

Увы, в дневное время по узким улочкам расхаживает множество пришлых туристов, и 400 человек, живущих в Мдине, вынуждены закрываться на всякий случай.

Что находится за высокими стенами, кто там живёт? Мы можем только догадываться.

В Мдине, если удастся заглянуть за массивные двери, впечатляет внутреннее убранство особняков и внутренние дворики. Массивная каменная лестница обычно ведёт на 2–3 этаж, а прихожую, или скорее, гостиную на первом этаже украшает резная старинная мебель.

И может показаться, вот-вот сейчас появится Теодоро (М.Боярский), выйдет в кружевных платьях графиня Диана де Бельфор (М.Терехова), прибежит горничная Марсела (Е.Проклова). Впрочем, мне это только показалось…

Главная площадь заставлена автомобилями, и по улицам ходят люди с фотоаппаратами.

Экскурсия в Мдину

Особняки, дома и дворцы Мдины принадлежат старой аристократии, переходя из века в век по наследству.

Средний возраст горожан 65 лет.

Экскурсия в Мдину

Многие из них вынуждены устраивать в своих домах кафе и магазины.

Есть даже один отель

и конечно музеи.

Отметим, аристократ таковым остаётся, всегда и в любом возрасте! Зайдя в один из магазинов, я был реально поражён державной внешностью хозяина. Дедушка отдавал указания молодым продавщицам, причём делал это с чувством, с толком, с расстановкой, словно готовил их к сражению за родной город.

Экскурсия в Мдину

Мдина это город крепость, как снаружи, так и внутри. Во внутренней архитектуре всё продумано в целях защиты. Повороты на узких улочках рассчитаны на пролёт стрелы, и вражеской коннице было бы тяжело сражаться на узком пространстве.

Ну, а в случае захвата особняка или пожара жители одного дома могут запросто перепрыгнуть на крышу другого.

Экскурсия в Мдину

Своё современное название Мдина город получил от сарацинов, захвативших Мальту в 870 г. В целях лучшей защиты они глубоким рвом отделили Мдину от пригорода (Рабата), укрепив её крепостные стены, толщина которых в некоторых местах составляет 3 метра.

С высоких стен хорошо просматриваются окрестности.

Экскурсия в Мдину

Мощные крепостные стены не раз спасали Мдину.

В 1428 г. мусульманские пираты напали на остров, взяв в рабство 3000 мальтийцев — и только Мдина сумела оказать им достойный отпор.

От Главных ворот через весь город тянется основная улица Мдины Villegaignon.

Экскурсия в Мдину

Она названа в честь рыцаря, защищавшего Мдину в 1551 г. от турок, и погибшего возле стен города. Позже, Великая осада 1565 г. обошла Мдину стороной. Турки, осознав неприступность Мдины, решили посчитаться с рыцарями, и основные силы бросили на их замки.

Однако, жители Мдины остались верны присяге. Отряд Мдины участвовал в боевых действиях, делая против турок тайные вылазки. И всё же, та главная битва, к которой жители Мдины готовились из века в век, состоялась именно здесь.

Экскурсия в Мдину

Осенью 1797 г. на острове высадились 2 французских агента. Они обследовали укрепления, и предложили Наполеону покончить с Орденом и с рыцарями дипломатическим путём — аннексировать владения Ордена в Испании, что уже было совершено во Франции.

8 июня 1798 г. флот Бонапарта показался возле Валлетты. Орден располагал ограниченным количеством рыцарей, и Великий магистр фон Гомпеш не сумел организовать оборону. Нужно ещё добавить, рыцари были уже совсем не те, что в 1565 г. — иоанниты сильно деградировали и морально разложились. Приняв капитуляцию, Наполеон оставался на острове неделю.

Экскурсия в Мдину

Французы принялись переустраивать остров. Изгонялись с Мальты все священники иностранцы. Свободу получили 1500 мавров-рабов и 700 турок. Гербы рыцарей скалывались со стен, и все титулы отменялись. Далее дошло до переименования улиц.

Революционно настроенные французы убирали везде, где только можно статуи святых, присваивая мальтийским улицам имена своих революционеров. Позже начался грабёж церковной утвари.

Многие ценные книги, утварь, ювелирные украшения и знаменитые 12 серебряных статуй апостолов, взятые на борт французского флагмана Ориан, затонули вместе с ним в морском сражении при Абукире 1 августа 1798 г., когда эскадра Нельсона потопила весь французский флот.

Правда, некоторые особо уникальные ценности Наполеон присвоил себе — теперь они хранятся в парижской национальной библиотеке.

На Мальте французы оставили 4-х тысячный гарнизон. Казалось, ничто не предвещало им беды. Однако, 2 сентября в Мдине вспыхнуло восстание. Французы принялись грабить Кармелитскую церковь, и здесь же на углу распродавать церковную утварь.

Экскурсия в Мдину

Старая мальтийская знать такой позор пережить не захотела. Жители Мдины восстали. Вначале в городе были перебиты все мародёры, а вслед за ними и остальные чужеземные солдаты. Французского генерала Массона разгневанные горожане вообще выбросили с большой высоты, кстати, именно с этого балкона в Мдине зачитывали об указах Великого магистра.

Искра, зажженная в Мдине, постепенно опалила весь остров. Французский гарнизон вынужден был укрыться за крепостными стенами Валлетты и сидеть там почти 2 года, сдавшись подошедшему к Мальте Нельсону. Англичане пообещали не вмешиваться в вопросы религии, и Мальта стала британским протекторатом, против чего мальтийцы не возражали.

Экскурсия в Мдину

История города невольно оживает, когда гуляешь по улочкам Мдины.

Наша экскурсия подходит к концу. Выходя из города через другие ворота,

вновь попадаем в Рабат.

Конечно, можно оторваться от туристической группы и вновь самостоятельно пройтись по улочкам Мдины, посетив различные музеи, затем погулять по Рабату. Однако солнце начинает сильно припекать, и оба города готовятся к послеобеденному отдыху. Соответственно, кафе, музеи и магазины могут закрыться на обед. Садимся в автобус и возвращаемся в отель.

Экскурсия в Мдину

На Мальте мы с женой были в качестве организованных туристов. Ходили во время экскурсий толпой за гидом, слушая рассказ. Ситуация известная. Уверен, все через это проходили, плюсы и минусы подобного известны.

Хочется отметить, организованный туризм на Мальте мне показался более выигрышным, чем самостоятельное перемещение по острову. Мальта остров скалистый, дороги петляют, в городах существуют проблемы с парковкой. Очень малое количество туристов берёт машину в прокат.

Экскурсия в Мдину

Самостоятельные туристы по Мальте перемещается обычно на автобусах, которые идут с разных концов острова в Валлетту, где необходимо делать пересадку, что не совсем удобно. Такси вызвать тоже проблематично, ибо единой службы такси не существует.

Одним словом, я жалею, что мы не оторвались от группы и не остались в Мдине. В последующие дни вернуться, не получилось.

Экскурсия в Мдину

Очень советую потратить на Мдину и на Рабат большее количество времени, чем отводится во время организованных экскурсий.