Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 0:39
Мы будем путешествовать!

Канацеи — Италия Август 2019

Цикл материалов "Больцано-Альто-Адидже-Южный Тироль."

1. Австрийская Италия — Доломитовые Альпы — Южный Тироль

2020 — первый год за последние десять лет, когда я не попала в одно из моих любимых мест — Доломитовые Альпы. Только и остается — вспоминать этот прекрасный день…

Каждый год, в августе, я неделю провожу с группой в Северной Италии. Живем мы в Вероне, так что, выезд оттуда. Всегда ставлю эту поездку на будний день, иначе, на обратном пути ждет неминуемая пробка, а дорога горная — не объехать.

По плану, в этот день, три промежуточные остановки — озеро Лаго ди Кареццо, что бы насладиться красотой, и съесть вкусный штрудель; городок Канацеи, что бы насладиться красотой и пообедать; и перевал Пасо Пордои, что бы насладиться красотой, полюбоваться снегом на фоне солнца, и отправиться на вершину на подъемнике, что бы насладиться красотой. Да, весь день — сплошное наслаждение. Ведь это — Альпы!

Австрийская Италия — Доломитовые Альпы — Южный Тироль

И, если лучше гор могут быть только горы, то Альпы в списке гор занимают совсем не последнее место, а для меня — одно из первых!

Как получается эта красота со снегом среди лета? В этих местах форма рельефа — горно — ледниковая. Если снег лежит круглый год, то происходит его давление, затем таяние и верхний слой замерзает коркой, образуя ледник. По поверхности ледника стекает вода, и ледовые участки продвигаются вниз, по пути разрушая слой почвы — отрывая и унося вниз кусочки камней и грунта. Если в северной части массива вечный снег начинается от высоты 2,5 км, то здесь, на юге, от 3 км.

Австрийская Италия — Доломитовые Альпы — Южный Тироль

Мы в Южном Тироле. Я думаю, что при слове «Тироль» у любого человека возникает ассоциация с чем-то немецким — неважно — австрийским или Баварским, но точно не с итальянским. Но, бывает в истории, территория меняет свою государственную принадлежность по воле стран, не имеющих к ней отношения. Скажу словами австрийцев: «Эти итальянцы, в результате подлого сговора, оттяпали у нас Южный Тироль». Италия очень долго сомневалась — нужно ли ей участвовать в мясорубке ПМВ, и если участвовать, то на чьей стороне. И, угадала, за что и получила австрийский регион с немецкоязычными жителями.

Здесь носят шляпы с перьями, охотятся на дичь и прекрасно ее готовят, немецкий язык «в законе», все названия — на двух, причем первый — немецкий. Так и жили после ПМВ, не замечая, что уже в другой стране, пока к власти не пришел Муссолини. Он начал жесточайшую «итальянизацию», ввел ограничения на въезд в Южный Тироль австрийцев и немцев, тем самым лишив возможности видеться многим разбитым на две страны семьям; распустил и запретил все немецкоязычные культурные и спортивные общества; поменял все немецкие названия на итальянские, а «Южный Тироль» вообще запретил употреблять; уволил всех немецкоязычных чиновников; усилил присутствие итальянской армии (в Европе есть такая шутка: «Для чего существует австрийская армия? Что бы не вызывать комплекс неполноценности у итальянской Армии»); предоставил преимущества при покупке земли и недвижимости итальянцам. Доходило до маразма — в Больцано (Bozen) демонтировали памятник любимому немецкоязычному поэту — миннезингеру Вальтеру фон Фогельвейде — на святое посягнули.

Австрийская Италия — Доломитовые Альпы — Южный Тироль

Не всем захотелось из Шмидтов становиться Феррари, появились протестные настроения. Немецкоязычное население очень надеялось на Гитлера, но он и пальцем не пошевелил — в обмен на военный союз. Но, ВМВ окончилась неудачно для обеих сторон, и ничего переделывать не стали.

В сегодняшнее время Италия проводит грамотнейшую политику в отношении Южного Тироля. В Конституции прописано равенство всех граждан, независимо от языка. Там же — статья о единстве и неделимости страны и о максимальной децентрализации, о защите нац. меньшинств и поддержке автономий. При наличии 15% представителей меньшинства или более 1/3 обязательно происходит территориальное выделение в составе муниципалитета.

Австрийская Италия — Доломитовые Альпы — Южный Тироль

В школах изучают национальный язык, допускается его использование в работе официальных учреждений и, даже, в суде!

Вся Автономия разделена на две части, в северной проживают около 65% немцев. В общем, итальянцы молодцы, проводят политику под девизом: «Ребята, давайте жить дружно!»

Австрийская Италия — Доломитовые Альпы — Южный Тироль

Мне в этом регионе счастье, даже с языком не надо напрягаться — я себя чувствую, как дома.

Первая пауза на Лаго ди Карецца, красивейшем горном озере, на высоте 1534 метра. Оно не только красивое, оно еще интересное — его размеры постоянно меняются. Весной длина около 290 метров, глубина 17 метров. Летом оно пересыхает и озеро мельчает до 6 метров. Температура воды в озере не поднимается выше 13 градусов.

Австрийская Италия — Доломитовые Альпы — Южный Тироль

У такого озера не могло не быть своей личной легенды. Колдун Масаре влюбился в Русалку, но безответно. А у колдуна была подружка — коллега, которая дала ему дельный женский совет: исходя из того, что лучшие друзья девушки — это бриллианты, она посоветовала Масаре переодеться торговцем драгоценностями и подарить любимой девушке радугу. Колдун исполнил почти все в точности, «почти» — потому что забыл переодеться. Русалка узнала Масаре и заявила, что отныне, никогда больше не всплывет со дна озера. Масаре толи расстроился, толи разозлился, но швырнул радугу в озеро, и с тех пор оно приобрело такой роскошный цвет. На самом деле — цвет дают минералы. А вот когда озеро сильно мелеет, то можно увидеть скульптурку Русалки.

(фото из интернета, своего нет).

Рыба в озере водится, но только летом. Поскольку на зиму озерцо замерзает (даже не замерзает, а промерзает полностью), всю рыбу вылавливают сетями, и переносят на зимовку в незамерзающее озеро, а весной вновь запускают в Лаго ди Карецца. Перелетные рыбы.

Австрийская Италия — Доломитовые Альпы — Южный Тироль

Рядом с парковкой автобусов (я еще помню гравийную, сейчас асфальтированная) очень большой и приличный магазин сувениров, в котором помимо обычных магнитиков, продается классная альпийская одежда — от маек до отличных пуховиков.

Рядом же — два ресторанчика, с типичной альпийской кухней и восхитительным штруделем. Мы тут всегда тормозим. Да и фото-пауза затягивается — очень уж озеро красиво!

Следующая наша остановка в очаровательном городке Канацеи, в котором проживают менее 2000 жителей. Переводится название «Cannacetum» — «Тростник», или — «Тростниковая протока». Не совсем понятно, что могло зарасти тростником, так как местная речка Авизио — это пересохший ручеек. Хотя возможно, когда поселение так назвали, они и разливалась столь широко, что ее берега и могли зарасти.

Коммуна относится к региону Трентино — Альто — Адидже, и окружена горным массивом Селла в Доломитовых Альпах. Известен Канацеи двумя событиями — февральский Ладинским Карнавалом (с середины января до середины февраля — театральные представления, масочные шествия, парады повозок, лыжные и саночные гонки, маскарады), и марафоном Марчелонга (лыжные соревнования, проходящие в последние выходные января, второй по престижности лыжный марафон, который проходит более 40 лет, в котором участвуют все звезды этого вида спорта. Зрители — тоже звезды из мира кино, культуры, бизнеса).

А поскольку я здесь всегда в августе, а не январе — феврале, то у меня два других главных развлечения — прогуляться по милому городку и пообедать. Еда — на разные вкусы — можно немецко — австрийские рульки и шницели, можно итальянские спагетти или рис (спагетти с кальмарами и грибами — очень вкусно).

Австрийская Италия — Доломитовые Альпы — Южный Тироль

Удивительная встреча произошла у меня в этот приезд. На ленте ФБ увидела, что в Доломитах отдыхает фейсбуковая подружка, с которой мы никогда не встречались лично. Списались, договорились, и развиртуализировались! Отлично погуляли!

В общем, я бы с удовольствием пожила бы здесь недельку, и без всяких лыж. Например, в этом отеле:

Австрийская Италия — Доломитовые Альпы — Южный Тироль

Но, главная цель этого дня еще впереди, мы поднимаемся выше, в горы. На большом автобусе это экстрим, потому как там носятся совершенно сумасшедшие «Шумахеры» (ну, или «Джованацци»), а водитель автобуса тоже «Никки Лауда»…. Зато, очень красиво.

Что такое Доломитовые Альпы? Это горный массив в Южных Известковых Альпах, чье название происходит от фамилии французского геолога 18 века — Деода де Доломье, который и провел первое научное исследование этого региона. Его же фамилией названа и горная порода. В 1789 году он описал эти горы и отправил в Швейцарский Институт Горных Пород образцы местного грунта. Спустя какое-то время он получил ответ, что господину Доломье предоставляется право дать свое имя породе и горам, так как таковая горная порода в институте не значится.

Австрийская Италия — Доломитовые Альпы — Южный Тироль

На самом деле, Доломиты — не совсем горы, здесь нет протяженных цепей, только небольшие массивы и отдельно стоящие горы. А долины, которые огибают эти горы — это местные дороги. Высшая точка — гора Мармолада, которая никогда не снимает снежную шапку — 3342 метра высотой (я была там в свой самостоятельный приезд). Всего в массиве 18 пиков, высотой более 3000 метров.

Своим происхождением Доломиты обязаны теплому морю, которое миллионы лет назад плескалось здесь. Море постепенно отступало и оставляло свои следы — лагуны, фьорды и рифы. Процессы эрозии создали ландшафты с вертикальными обрывами, узкими и длинными долинами и голыми утесами, на которых частенько случаются оползни, сходы лавин и наводнения. Только в Центральной части Доломитовых Альп около 40 ледников.

Австрийская Италия — Доломитовые Альпы — Южный Тироль

Если приехать сюда на рассвете или на закате, то ровно за минуту горы окрасятся в розовый цвет. Конечно, по поводу этого явления тоже есть легенда. Когда-то здесь цвели чудесные розовые сады, и жили в них красивые мирные люди. Но злые соседи завидовали этой идиллии и решили ее разрушить. Однако, местные жители прознали про это и сделали свой мир невидимым, превратив цветущий сад в неприступные скалы. Но дважды в день, в момент соприкосновения солнца с вершинами скал, пелена приподнимается и все люди могут увидеть цветение садов в Доломитах, бледно-серые и голубоватые скальные вершины вспыхивают в этот момент оранжевым, красным, розовым и фиолетовым.

По другой легенде, в этом месте, в садах из роз, на розовых лепестках жили добрые человечки под предводительством короля Лаурино. Они были столь добры и наивны, что не строили стен и крепостей, а просто обтянули королевство шелковой нитью. Но злодеи — соседи пленили короля, однако он успел заколдовать свою страну, сделав ее невидимой днем и ночью. Но, забыл про сумерки, и дважды в день розовое королевство становится видимым глазу.

Австрийская Италия — Доломитовые Альпы — Южный Тироль

Этот эффект называется «энрозадира», и в действительности, происходит он потому, что в минералогический состав входит карбонат кальция и магния.

Доломиты удивительные, они похожи на готические соборы (точнее — соборы на Доломиты). И этому тоже есть объяснение — легенда. По ней они образовались не в результате климатических процессов и процессов эрозии, а якобы, это бывшие замки с башнями, в которых жили принцы и принцессы из разных волшебных миров. Однажды, в одном из этих замков появилась принцесса с луны, которую полюбил принц. Принцесса ответила взаимностью, но очень тосковала по своим лунно — белым пейзажам. Тогда принц обратился к гномам, с просьбой о помощи. И тогда добрые гномы покрыли горы лунными нитями.

Австрийская Италия — Доломитовые Альпы — Южный Тироль

Еще одна легенда — о самой высокой вершине — Мармоладе. Легенда гласит, что это заколдованная каменная статуя, в которую злая мачеха превратила свою подчерицу Контурину. Из зависти, конечно, очень уж девушка была хороша собой.

Но, хватит легенд, еще немного о горах. На нижних частях склонов растут смешанные и лиственные леса, но большая часть покрыта горными альпийскими лугами. Здесь в изобилии водятся горные козлы, встречаются и бурые медведи.

Австрийская Италия — Доломитовые Альпы — Южный Тироль

С мая 1915 года по октябрь 1917 года здесь проходили жесточайшие бои между итальянской и австрийскими армиями. Фронт делил весь массив на две части. Только в одной битве у горы Кол-ди-Лана погибло 6400 иальянцев и 1800 австрийцев. Обе армии прокопали сеть окопов и туннелей, говорят, что лабиринты сохранились до сих пор.

В Доломитах расположено 12 горнолыжных курортов, 464 подъемника, 1108 трасс. Не случайно, что именно уроженец этих мест, Райнхольд Месснер, первый в мире покорил 14 восьмитысячников всей планеты.

Австрийская Италия — Доломитовые Альпы — Южный Тироль

Максимальная высота, на которую можно подняться транспортом — 2200 метров. На этой высоте разбита настоящая база — несколько отелей, магазины, рестораны и нижняя станция подъемника. Построили ее в 1962 году, Мария Дезулян (Мари дель Пордой) и ее сынФранческо.

Подъем еще на 900 метров и мы на самом высоком перевале Доломитовой тропы. Панорамные виды, открывающиеся отсюда захватывают дух. В солнечную погоду можно просто лежать на специальных топчанах и наслаждаться окрестностями. Мне не лежится, я всегда гуляю.

Уйти отсюда очень сложно, так хочется остаться, особенно мне, я ведь видела эти горы розовыми, и знаю, что всего пару часов, и можно насладиться ни с чем не сравнимой картиной. Но, я не одна, а у водителя ограничено время в пути. Однако, от фотосессии не отказывается никто!

Начинается спуск вниз, нам надо к ужину вернуться в Верону. День портясающий, эмоции хлещут через край. 26 июня 2009 года Доломиты были включены в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

А закончить день воспоминаний хочется не своими словами, а Марка Твена: «Ничто не вселяет такого спокойствия и мира, как пребывание в Альпах; все огорчения, заботы и обиды умолкают здесь, перед благостной леностью Альп. Великий дух гор овевает своим дыханием мятующиеся души и замученные сердца, принося им исцеление; все неизменные чувства и грязные помыслы оставляют их перед зримым престолом творца». Лучше не скажешь.

Спасибо за внимание, Альпы нас ждут!

Цикл материалов "Больцано-Альто-Адидже-Южный Тироль."

1. Австрийская Италия — Доломитовые Альпы — Южный Тироль

Теги: Автобусные туры, Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия