Турист Лариса Киселева (larkis8)
Лариса Киселева
была 6 мая 19:03

Смоленск — Россия Январь 2020

Длинные новогодние праздники в наступающем году не позволяли использовать их по полной программе. Мы могли уехать из дома максимум на 2 ночи. Куда поехать зимой на такой короткий срок? Далеко — нет смысла. Надо смотреть окрестности. В зимней Суздале мы были https://www.tourister.ru/responses/id_14434 , в прошлом году чудесно съездили зимой в Тверь https://www.tourister.ru/responses/id_25914 . В этот раз решили посетить Смоленск. Всего 4 часа на комфортной «ласточке» и оказываешься в славном старинном русском городе.

Так как с местом и временем поездки определилась заранее, то билеты купила сразу же после начала продажи, так намного больше выбор мест и ниже цены. А вот с выбором места проживания у меня возникло недоумение. На наши даты за 1,5 месяца до поездки на «букинге» был только 1 трехместный номер в «Паломническом доме»Паломнический Дом Соборный Двор при Успенском кафедральном соборе. Меня это вполне устроило. Было даже интересно пожить в стенах старинного здания, да ещё и рядом с главной святыней города.

Сразу хочу написать кратко об этом месте проживания. Нам очень понравилось. Хороший номер с большой ванной комнатой, тихо, уютно. Стены метровой толщины надежно укрывают от нашествия всяческих врагов. Вкусные и очень обильные традиционные русские завтраки из каши и блинов или оладьев я не смогла съесть до конца ни разу. Это была моя тройная доза! Рекомендую однозначно.

Что посмотреть в Смоленске за пару дней? Думаю, каждый найдет для себя что-то интересное. Мы решили не гнаться за всеми достопримечательностями. У нас была другая цель — отдохнуть, пообщаться с друзьями-туристерами, посетить основные знаковые места города, вкусно поесть (да-да, у меня эта тема всегда тоже в приоритете!).

Покажу, что нам удалось увидеть за эти дни. Ещё раз подчеркиваю — мы не бежали, не спешили, не строили никаких планов, всё было легко и в удовольствие.

Итак, в первый день мы выехали из Москвы в 12 часов дня (ну, надо же высыпаться в выходные). К 16 часам приехали в Смоленск. День был пасмурный, с небольшой моросью не располагающий к длительным прогулкам. Выйдя с вокзала, поднялись на мост, с которого здание вокзала очень хорошо видно во всей красе.

Сразу за мостом расположены 2 церкви. Церковь Петра и Павла — самый древний архитектурный памятник Смоленска. Она была построена в 40 или 50-е годы XII в. князем Ростиславом Мстиславичем. Во времена польского владычества над Смоленском Петропавловская церковь была превращена в униатский собор, а в 1675 г., после присоединения Смоленска к Москве, церковь вновь становится православным храмом. Сейчас церковь действующая, можно зайти помолиться, что мы и сделали.

Практически рядом — храм великомученицы Варвары, которая была возведена в 1757 году на средства купцов Смоленска А. Кремпицына и А. Сысоева. В 1812 году Варваринская и Петропавловская церкви сильно пострадали во время сражений. Но уже к 1816 году указом императора и Священного Синода они были восстановлены. С 1999 года в храме во имя святой великомученицы Варвары проходят богослужения. Но на сам храм отведена только часть первого этажа. Большая часть церкви отведена под помещения Воскресной школы, библиотеки и актового зала.

В Смоленск на выходные

Мы решили пройти пешком до нашего места жительства. По мосту перешли через реку Днепр. Здесь он не такой величественный и широкий, как в своем нижнем течении. Но все равно вид с реки всегда интересен. Хотя обычно набережные бывают более оживленные, чем смоленская. Здесь была абсолютная тишина и отсутствие людей.

На противоположном берегу привлекает внимание одна из трёх смоленских церквей домонгольского периода — Церковь Иоанна Богослова. Построена в 1173 году по указу князя Романа Ростиславича. Сейчас она реставрируется, но была закрыта, поэтому мы прошли мимо. Возможно, летом здесь есть какое-то движение, но зимой всё было серо-замороженное.

Прошли мимо сонных домов и поднялись к Успенскому собору. Этот великолепный храм мы увидели сразу, как вышли с вокзала и поднялись на мост. Он расположен на высоком берегу над Днепром и сразу приковывает к себе внимание своей красотой, величественным внешним видом. Когда подходишь к лестнице, поднимающейся к храму, то невольно замираешь в восторге и восхищении. Голова автоматически вскидывается вверх к крестам храма, венчающих чудесное здание небесного цвета.

В Смоленск на выходные

В жизни не бывает ничего случайного. На нашем пути встречаются люди, которые в данный конкретный момент помогают нам ответить на какие-то вопросы или что-то осознать. Надо только хотеть и уметь слушать. Одна из таких встреч случилась со мной именно на ступенях, ведущих к этому великому храму, который был основан Владимиром Мономахом в 1101 году (за 46 лет до основания Москвы!!!). Женщина, спускавшаяся из собора закрывала мне обзор для фотографии, а в результате открыла мне глаза на то ЧЕМ сильна наша Россия. Вот такими простыми людьми!

Смолянка читает стихи о войне

Лестницей я тоже восхитилась. Она входит в ансамбль Соборной горы и поставлена на пониженном и более отлогом западном склоне холма в 1767 году и относится к произведениям малых форм барокко. Конечно, первоначальный храм 1101 года не сохранился, так как в 1611 году он был взорван, а с 1679 по 1740 год шло строительство нового здания, увенчанного семью куполами.

В Смоленск на выходные

Тогда же артель украинских резчиков выполнила пятиярусный резной деревянный иконостас, высотой 31 метр, которым восторгались многие поколения. Я не стала исключением. Так как в Смоленске я в первую очередь хотела посетить именно главный собор, то, не откладывая, сразу после заселения, пошла на вечернюю службу.

Основной святыней храма является икона Смоленской Божией Матери «Одигитрия» (XVII в.). Это увеличенная копия древней иконы, которая по преданию была написана апостолом Лукой с самой Богородицы. В Смоленск из Чернигова ее перенес Владимир Мономах в начале XII века и поместил в Успенском соборе. С этого времени Икона Божией матери «Одигитрия» (в пер. с греческого «путеводительница») стала именоваться «Смоленской». Много раз она спасала город и его жителей во время нашествий. В 1812 году икону вывезли в Москву и накануне Бородинской битвы крестным ходом обносили вокруг Кремля. В период Великой Отечественной войны древний чудотворный образ бесследно исчез. В 1943 году, после освобождения Смоленска от гитлеровских захватчиков, из надвратной Одигитриевской церкви в Свято-Успенский собор перенесли Святую чудотворную надвратную икону Смоленской Божией Матери, написанную в 1602 году с первописного образа, и подаренную царем Борисом Годуновым на освящение только что построенной Смоленской крепостной стены. Именно годуновский список находится сейчас в Успенском соборе. (Источник: https://fishki.net/2269940-svjato-uspenskij-kafedralynyj-sobor-smolensk.html © Fishki.net) Икона была очень ценная, много раз переходила из рук в руки и почитается, как помощница всех странствующих и путешествующих, то есть нас — туристеров тоже.

Ещё одна святыня храма — древняя плащаница мастерских кн. Евфросинии Старицкой была изготовлена в 1561 году для Успенского собора московского Кремля. После захвата Мосвкы Наполеоном, её пытались вывезли вместе с другими реликвиями во Францию. Но обоз с украденными вещами отбили русские солдаты в районе Смоленска, после чего их передали Смоленскому собору, где он с тех пор и хранился. Несколько лет назад покров реконструировали, и теперь он выглядит как новый.

Кстати, Наполеон здесь был и стоял на балконе лестницы, ведущей в храм. Фашистские военные тоже топтали эти плиты, хранили в стенах собора награбленные драгоценности, а перед отступлением планировали взорвать храм. Но по стечению обстоятельств храм остался сохраненным. Чудо, удача или всё же охрана свыше? Каждый может решать для себя сам. Главное, что этот уникальный собор живет и несет свет людям.

Напитавшись духовным, надо было подумать и о пище для тела. Недалеко от соборной горы в бывшей крепостной Пятничной башне 17 века на сохранившемся участке крепостной стены в 2014 году открыли ресторан «Темница».

В разное время в Пятницкой башне размещались: пороховой погреб, церковь, музей революции. А в начале 19 века рядом с ней находился острог, чем и навеяно название ресторана «Темница». Сейчас он считается лучшим рестораном города. Поэтому мы решили сходить в это место и попробовать блюда из дичи, которыми славится этот ресторан. Мы брали несколько холодных и горячих блюд и все они нам очень понравились. Десерты также были на уровне. А вареники с мягким сыром и брусничным соусом меня просто покорили. Цены не дешевые. Но за 100 долларов на троих со спиртным в ресторане такого уровня в Европе точно не поешь.

На следующий день у нас была запланирована большая экскурсионная программа с нашей замечательной смолянкой Мариночкой https://marina2506.tourister.ru/visited. Я целиком доверила ей маршрут нашего передвижения по городу, так как знала, что она предложит самое лучшее, значимое оптимальное по времени. Мы встретились на Большой Советской улице и зашли Троицкий монастырь.

В Смоленск на выходные

После этого пошли в сторону Собора Спаса Преображения.

По улице Тимирязева спустились вдоль крепостной стены мимо Аврамиевской башни и Башни Орёл.

До башни Веселуха не дошли, вылезли сквозь пролом в стене на противоположную сторону. Погода была не очень морозная, но все же зимняя. Тропинки покрыл лёд, и поэтому по некоторым участкам пройти никак не получалось, а некоторые приходилось брать штурмом. Но мы же — бывалые туристы, и не по таким кручам лазили.

Вышли в старую часть города, где сохранился даже участок булыжной мостовой. Под снегом её не очень хорошо было видно, но меня всё равно впечатлило. Ходить и ездить по таким дорогам неудобно, а посмотреть интересно.

В Смоленск на выходные

По улице Исаковского прошли до Никольской башни.

В ней расположен музей льна. Решили сходить, посмотреть на тот промысел, которым столько столетий по праву гордилась Россия. Музей не очень большой, расположен на двух этажах башни. Но представление о том, как растили, обрабатывали лен, как из него ткали и что шили мы получили даже без экскурсовода.

Между Никольской башней и Домом Офицеров расположен Мемориальный парк с часовней Георгия Победоносца и памятниками воинам, погибшим в разное время.

По улице Маршала Жукова выходим к ещё одному участку крепостной стены с Маховой башней, недалеко от которого есть очень трогательный и страшный по своей сути памятник «Опаленный цветок» памяти детей, погибших в разных концлагерях.

В Смоленск на выходные

Город расположен на холмах, поэтому по улицам то поднимаешься, то круто спускаешься. Если долго ходить пешком, то обязательно это стоит учитывать. На общественном транспорте мы так и не проехали, но ретро-трамвай в центре города меня удивил, давно такого не видела.

Наступило обеденное время. Мы уже нагуляли отличный аппетит. Поэтому с огромным удовольствием накинулись на изобилие различных блюд, выставленных на полках кафе «Мандариновый гусь». Адрес у. Октябрьской революции д.7. В этом очень уютном месте в центре города было очень много народу. Сразу видно, что место популярное. Но из-за того, что кафе работает по системе самообслуживания очередь двигалась достаточно быстро. Ассортимент весьма широкий. Закуски, супы, горячее, десерты — глаза разбегались.

Набрали много самых разных блюд. Наелись до отвала. Всё было очень свежим и вкусным. Цены абсолютно нормальные за еду такого качества. Интерьер тоже очень симпатичный, мест много, столиков хватает всем, даже при таком большом потоке людей.

После обеда выглянуло солнце, и город стал еще привлекательнее. В центре города сразу видно, что проводили ремонт, улицы и здания ухожены. Многие дома были весьма интересны, хотелось их поснимать. Вот некоторые из тех, которые меня заинтересовали.

Мы дошли до Сквера памяти героев. В центре расположен памятник защитникам города Смоленска, аллея героев войны 1812 года во главе с М. И. Кутузовым.

В Смоленск на выходные

Далее вдоль стены проходит аллея городов-героев, заканчивающаяся вечным огнем. Да, много крови солдат впитала смоленская земля. Недаром Смоленск называют щитом России.

Далее наш путь лежал в Лопатинский сад. В парке было многолюдно. Жители города гуляли, катались на аттракционах, слушали выступления местных исполнителей.

В Смоленск на выходные

Мы поднялись к памятнику защитникам Смоленска 1812 года.

В Смоленск на выходные

Потом прогулялись по парку, посмотрели на лебедей и памятник, посвященный Софийскому полку.

Вышли на улицу Ленина, где около здания областной администрации, в котором работает Марина, стоит неизменный памятник великому вождю всех народов.

В Смоленск на выходные

Рядом расположен театр, но у нас поход в театр не был запланирован. Мы должны были встретиться с Сергеем Альваре https://alware.tourister.ru/visited и все вместе отметить начало года. Поэтому ненадолго распрощались с Мариной и пошли немного передохнуть перед вечерними (возлияниями) посиделками.

Для встречи ребята выбрали ресторан-бар Хаген на Блонье. Сергей знает толк в еде и питье, место зачетное! Кухня вкусная, выбор пива хороший. Но главное — наше общение. Мы именно за ним и ехали. Посидели тремя семьями с детьми.

После этого пошли погулять по парку Блонье, где было всё очень красиво украшено к новогодним праздникам. С удовольствием походили вокруг ресторана «Русский двор», пофотографировали новогодние скульптуры.

Потом решили, что вечер можно продолжить по-туристически, неформально, во дворе на трубах с шампанским и конфетами.

В Смоленск на выходные

Так как на следующий день у нас не было четких планов, то Сергей предложил съездить в усадьбу Флёново, в поселке Талашкино недалеко от Смоленска. Это место называется историко-архитектурный комплекс «Теремок» из-за того, что на его территории есть очень интересный дом-теремок, построенный по проекту Сергея Малютина в 1901 году (работает ежедневно с 10–00 до 17–00, пятница до 16–30).

В Теремке расположен небольшой музей, рассказывающий историю этого поместья, которое стало местом творчества известных художников и музыкантов, благодаря меценатству владелицы поместья М. К. Тенишевой, памятник которой расположен на улице, недалеко от бывшей гимназии, где сейчас еще один музей.

В музее есть несколько работ М. А. Врубеля (в том числе росписи инструментов) и различные предметами быта, некоторые из которых весьма интересны.

Ещё одной достопримечательностью данного поместья является очень необычная церковь Спаса Нерукотворного, построенная по совместному проекту С. В. Малютина, М. К. Тенишевой и И.Барщевского, которая была расписана по эскизам Николая Рриха.

К сожалению рериховские росписи стен утрачены, они, судя по оставшимся эскизам, были очень интересны, неся в себе элементы восточных культур. Возможно, когда-то их восстановят, но пока там можно посмотреть только копии проектов, писем, эскизов.

В Смоленск на выходные

Но его мозаики на фасаде церкви над входом сохранилась достаточно хорошо. Особенно мозаика Спаса Нерукотворного.

В день посещения поместья, зима, которая в этом году загуляла где-то в теплых краях, решила ненадолго заглянуть в свои владенья и присыпать землю хоть пригорышней снега. Мы были рады ощутить его мягкие холодные прикосновения. А заодно отметили приход зимы в милой беседке на берегу озера.

Приятно погуляв, вернулись в Смоленск на обед в колоритном грузинском ресторане. Хорошо поев и выпив с уже практически родными туристерами, помечтали о предстоящей поездке в Африку, ибо интерьер располагал к этому. (Так и не поняла при чем носороги в Грузии? Ну да ладно!).

После этого мы откланялись гостеприимным смолянам, и отдохнувшие, одухотворенные, сыто-пьяные засели в Ласточку, которая повезла нас домой. Там я и начала писать этот рассказ из серии «и я там был, мёд-пиво пил». А заканчиваю писать сей рассказ лишь спустя два месяца по пути в ещё один славный русский город Кострому. Но это будет уже другая история.

В Смоленск на выходные

ps. Выражаю огромную признательность, посылаю слова благодарности и лучи добра нашей прекрасной смолянке Мариночке и временным смолянам Сергею и Марине! Ребята, спасибо за прекрасный отдых!