Турист Лариса Киселева (larkis8)
Лариса Киселева
была 22 апреля 18:37

Суздаль — Россия Январь 2016

В Суздаль мы собрались достаточно спонтанно. Впереди были длинные зимние каникулы. Ехать далеко не захотелось, видно, устала. За год было 18 перелетов. Кому-то — ерунда, а мне достаточно! В Москве просидеть 10 дней тоже не хотелось. Я, конечно, понимаю, что в Москве очень много всего интересного, что многие едут сюда за тысячи километров. Но, видно, такова наша природа, что то, что рядом — всегда оказывается самым далеким! Опять Москву я не посмотрела. Зато, Суздаль — недалеко, но ты там — турист! Значит, нет домашних дел, ты весь распахнут для исследования нового!

Наши друзья уже четвертый раз ехали в Суздаль в «Пушкарскую слободу» на встречу Нового года. Им очень нравится, как там это проводят. Они, обычно, остаются там до 4 января. Я решила к ним присоединиться со 2 до 4 января, чтобы разнообразить длинные выходные. Тем более, что я не была в Суздале уже 6 лет, а муж не был ни разу. Только они заказывают на Новый год гостиницу еще в начале октября. А мое решение созрело за 2 недели до нового года. Сунулась смотреть отели — всё занято! Или остались люксовые номера за абсолютно непонятные для меня цены! Нашла один последний гостевой дом, где предлагали комнату на 2 ночи за 10 тысяч рублей. Вообще-то даже для Европы цена не низкая. Но, выбора не было. Взяла.

Друзья посоветовали сразу взять билеты на скоростной поезд. Та же картина. Билетов почти не осталось! Взяла до Владимира на «Ласточку», обратно на «Стриж».

Второго января утром выехали в Суздаль. «Ласточка» оказалась очень быстрым (летела 140–150 км/ч) и достаточно комфортным поездом. Так что через 1ч 47 мин мы были во Владимире. Еще через 40 минут оказались в Суздале. Я рекомендую именно так, а не на машине ехать в Суздаль, так как по городу лучше гулять (даже в мороз), из-за обилия машин припарковаться там сложно, а такси по городу в праздники стоили 150 рублей, а в обычные дни стоят 100–130. Так что проблем с передвижением у нас вообще не было.

Суздаль встретил нас таким необычным солнечным кругом!

Наш ответ чизкейку. Суздаль зимой

Не знаю, есть ли название у этого явления, но было очень красиво! Возможно, это образовалось от мороза. Ведь температура была ниже 20 градусов мороза! Но больше я такое никогда не видела!

Разместились мы в гостевом доме Лепешиных на самой окраине города в огромной (метров 50) гостиной, т. к.все остальные комнаты были заняты. Нас встретили, напоили с мороза горячим чаем с очень вкусным вареньем из рябины с грушей (ела такое впервые, хотя варенье очень люблю и сама всегда варю). Хозяйка рассказала и подробно показала на карте все достопримечательности города, посоветовала как составить оптимальный маршрут, где поесть, как передвигаться по городу. Мы послушались её советов, за что ей очень благодарны!

Решили, что для начала нам стоит пообедать. А так как город буквально был набит туристами, то поехали сразу в ресторан «Квасная изба». Он расположен рядом с Борисоглебской или Источниковской церковью, которая стоит на холме недалеко от музея деревянного зодчества и моста от Кремля через речку Каменка.

Наш ответ чизкейку. Суздаль зимой

Ресторан достаточно большой, двухэтажный. Сделан в виде большой деревенской избы с соответствующим интерьером. Кухня русская, большой выбор блюд и напитков. Вполне приемлемые цены при отличном качестве! С удовольствием обедали там оба дня! Вид из окна ресторана на Кремль:

Пообедав, поспешили в музей деревянного зодчества. Он работал до 16–00. В музее в первую очередь интересна деревянная Преображенская церковь (1756 г.).

Наш ответ чизкейку. Суздаль зимой

На территории музея расположены старинные деревянные ветряные мельницы 18 века, ступальный колодец 19 века (с большим колесом, внутри которого ходили, чтобы поднимать воду), деревянные дома 19 века, в которых воссозданы интерьеры старых русских домов.

Погуляв по музею, пошли через мостик к Кремлю, в главный Богородице-Рождественский собор Суздаля.

Наш ответ чизкейку. Суздаль зимой

Этот собор несет в себе элементы постройки и росписи XIII, XV, XVII веков. Конечно, захватывает дух от этой красоты!

Пятиярусный иконостас 17 века великолепен своей величественностью!

Наш ответ чизкейку. Суздаль зимой

Меня же, как всегда, привлекли элементы в оформлении собора. Например, часть люстры с прозрачным шаром, а внутри него что? К сожалению, экскурсовода не было, а в интернете тоже не смогла найти ответ…

Еще очень понравились подсвечники различных форм и очень интересного оформления.

Рядом с храмом расположена колокольня 17 века.

Наш ответ чизкейку. Суздаль зимой

Недалеко от кремля, на той же улице, расположена Успенская церковь.

Окончательно восстановили её совсем недавно. Внутреннее убранство этой небольшой церкви поражает своей красотой. Мы были там на вечерней службе. Внутри не снимала, а вот колокольный звон, призывающий на службу, сняла.

Успенская церковь Суздаль. Колокольный звон.

Около главной площади проходил конкурс новогодних ёлок среди местных организаций. Экземпляры были весьма разнообразны и необычны.

А по улицам можно покататься на такой волшебной карете и почувствовать себя немного Золушкой (а немного Снежной Королевой, если ехать в карете при минус 25 градусов!).

Наш ответ чизкейку. Суздаль зимой

Вечером мы пошли в ресторан в «Пушкарской слободе», причем бронировать его пришлось заранее еще в Москве, а то остались бы без ужина! Меню не баловало большим разнообразием. Зато, вот что нам удалось выпить!

Это набор различных наливок и настоек в наборе с закусочкой. Все приятное и сладенькое, а хреновуха — огонь дракона!

А творожный десерт был с весьма символичным названием «Наш ответ Чизкейку».

Наш ответ чизкейку. Суздаль зимой

Мне очень понравился и десерт, и название! А чем наша кухня хуже других кухонь мира? Ведь скучаем же мы за границей по картошечке с селёдочкой, соленым огурчиком и черным хлебушком?

А выступление прекрасного фольклорного коллектива «Медовый спас» вообще завел всех по полной! Наши песни и пляски ничуть не уступают по страстям испанскому фламенко!

Русские песни в Суздале.

Кто еще будет играть на пиле и топоре, как не русские люди?

Игра на народных инструментах, пиле, топоре.

И в этот оркестр втянули посетителей ресторана, которые с удовольствием играли, пели и танцевали народные песни и танцы. Особенно радовало, что во все это с удовольствием втягивались дети. Они впитывали этот наш родной колорит. Мне понравилось, что девочка даже нарядилась на ужин в народный костюм. А ведь как красиво и необычно!!!

Наш ответ чизкейку. Суздаль зимой

На следующий день у нас была намечена большая программа. Начали мы с самого большого в Суздале Спасо-Ефимиева монастыря. Пришли туда сразу после открытия в 10 утра. Сразу пошли в главный Спасо-Преображенский собор (XVI век).

Пока не было людей, мы могли в полной мере насладиться старинными росписями на стенах и барабанах.

Огромная великолепная люстра с прекрасным ажурным литьем вызвала у меня полный восторг!

Наш ответ чизкейку. Суздаль зимой

Так же, как и прочее убранство собора!

Но главное в этом монастыре — это колокольный звон! Ради него сюда привозят туристов, на колоколах звонницы играют лучшие звонари России.

Спасо-Ефимиев монастырь Суздаля. Колокольня.

В монастыре расположено несколько отличных выставочных экспозиций. Мы с удовольствием любовались творениями древних мастеров — ювелиров, делавших изумительные изделия для церквей, оклады икон, покровы святых.

Потом посетили достаточно жуткое место бывшей тюрьмы, расположенной на территории монастыря. Но это — тоже часть нашей истории, которую необходимо знать!

Заехав за друзьями в «Пушкарскую слободу», прогулялись по стилизованной и весьма симпатичной территории.

Наш ответ чизкейку. Суздаль зимой

После чего пошли в Михали. Это отдельно расположенный район Суздаля, фактически отдельная деревня в черте города. На машине попасть туда можно только с объездной дороги (если выехать из Суздаля в сторону Владимира, то проехав недолго, увидите поворот направо прямо к этой церкви), пешком же с ул. Ленина, от Ризположенской и Знаменской церквей, по тропинке, по которой мы и шли. С неё открываются чудесные виды на Суздаль, большинство церквей и монастырей.

С этой тропинки также прекрасно видны три церкви в Михалях.

Наш ответ чизкейку. Суздаль зимой

В Суздале, в отличие от других городов, строили всегда рядом по две церкви. Одна была обычная, с колокольней, летняя. А вторая — невысокая, зимняя. Там проводили (и проводят) службы зимой, чтобы легче было отапливать это помещение. В Михалях летняя церковь Михаило-Архангельская (1769 г.), зимняя Церковь Флора и Лавра (нач. XIX в.).

Третья церковь Александра Невского (кон. XIX нач. XX в.). Церковь Александра Невского практически единственный в Суздале храм, выполненный в псевдорусском стиле. Крестообразное в плане, здание церкви выполнено из кирпича. Обилие декора — нарядные кокошники, наличники, кирпичный узор, карнизы и колонны — указывает на стремление строителей приблизить храм к древнерусскому узорочью. Венчает храм небольшой широкий шатёр с маленькой луковичной главкой на расписном барабане.

Наш ответ чизкейку. Суздаль зимой

Все церкви огорожены забором, вход был открыт только с одной стороны через охрану. На территории было строго запрещено фотографировать. Почему? Не знаем. В интернете фотографии я нашла. А посмотреть было на что! Все церкви восстановлены из разрухи очень богатым русским меценатом. И в них сделали такую красоту, которую редко где доводилось видеть!

Михаило-Архангельская церковь расписывалась московскими мастерами. Темно-красный торжественный фон стен, иконостас с ажурной позолоченной резьбой окладов. Есть роспись в объемном стиле, когда кажется, что по стене идет лепнина, а это — роспись или же роспись с эффектом натурального мрамора. Очень понравилась ажурная литая подставка под центральную икону. А ещё уникальная мозаичная икона из полудрагоценных камней на стене напротив алтаря!

Церковь Флора и Лавра расписывалась мастерами-иконописцами из Ярославля. Фон иконостаса в этой церкви сочно-зеленый, как трава, т. к. она посвящена покровителям природы и скотоводства. Есть иконы покровителю скотоводства Фролу и природы — Лавру.

А еще нам продемонстрировали действие холла церкви, как тайной переговорной. Это, когда нужно встать противоположные углы зала и говорить тихо, отвернувшись к стене. Человек, стоящий в противоположном углу, слышит тебя так, словно ты стоишь у него за спиной. Очень интересный эффект! Такие залы я встречала только в дворцах в южной Испании. Они были нужны для тайных переговоров или подслушиваний.

Очень жалею, что не смогла там пофотографировать! С нами везде ходила женщина, наблюдающая за храмами. Она нам все рассказала, но строго следила за фотоаппаратом. Возможно, это были какие-то временные ограничения на запрет фото, т. к. церкви действующие, в них проходят службы. Так что всем, приезжающим в Суздаль, советую посмотреть эти церкви! Мы еще хотим приехать туда и попасть на службу.

Погуляв по дорожкам среди исключительно сортовых хвойных деревьев и заботливо укутанных в целлофан скамеек, подивившись на эту красоту и богатство, мы пошли дальше по намеченному маршруту.

Далее наш путь лежал по живописной извилистой тропинке над Каменкой к Васильевскому монастырю. Прогулка в 20 градусный мороз при ветре не добавлял романтизма этому недолгому маршруту, но в хороший летний денек погулять там — будет истинное удовольствие!

Наш ответ чизкейку. Суздаль зимой

По дороге в монастырь мне очень понравились местные виды типично русских улиц.

И особенно этот дом, который я для себя назвала " Старая и новая Россия».

Наш ответ чизкейку. Суздаль зимой

Васильевский мужской монастырь расположился на восточной окраине Суздальской на дороге, ведущей из Суздаля в Кидекшу (недалеко от автовокзала). Существует предание, что именно на месте этого монастыря, некогда, располагалась церковь, в коей крестили жителей Суздаля при Владимире Красное Солнышко. А сам Васильевский монастырь известен с 13-го века.

В монастырь мы пришли конкретно замерзшие и долго не могли оттаять сами и привести в чувство фотоаппарат. Открыта была только зимняя Сретенская трапезная церковь.

Наш ответ чизкейку. Суздаль зимой

Её предназначение раньше было по большей части хозяйственным. Будучи двух этажной, она включала в себя поварную, хлебную, а так же и остальные помещения для хозяйственных нужд на первом ярусе и трапезную с церковью на втором. Увенчана Сретенская трапезная церковь одним куполом. Внутри церкри нам очень понравился резной деревянный иконостас.

Также интересным для меня был фарфоровый оклад к иконе Николая Угодника, выполненный в виде виноградных лоз.

Наш ответ чизкейку. Суздаль зимой

Главным объектом архитектурного ансамбля Васильевского монастыря является Васильевский собор, выстроенный в честь Василия Великого на месте стоявшей здесь ранее — деревянной церкви. Возводили Васильевский собор с 1662 по 1669 годы. Архитектура Васильевского собора достаточно проста и лаконична. И это не случайно, ведь изначальным предназначением ансамбля было защищать и оборонять город. Конструкция собора представляет собой куб, который возведён на восьмигранном основании. Венчает собор один лишь купол, но некогда их было три.

Так как, кроме двоих нас замерзших, других туристов не было, служительница храма открыла нам Васильевский собор, в котором хранится старинная икона Георгия Победоносца (13 век) и достаточно редкая икона «Усечение головы Иоанна Крестителя». Нам разрешили подняться на колокольню, которая была пристроена к храму в 19 веке, по очень узкому проходу. Оттуда открывался чудесный вид на город и на единственный купол храма.

Наш ответ чизкейку. Суздаль зимой

Выйдя из монастыря, мы хотели пообедать в расположенном рядом трактире, но там была группа туристов, а следом они ждали еще группу, поэтому для нас еды не нашлось…

Решили вызвать такси, и пока не стемнело, доехать до женского монастыря в селе Санино. Он расположен в 17 км. от Суздаля. Про него мне рассказала хозяйка, у которой мы жили, и очень советовала туда съездить.

Как я потом почитала, это место действительно стоило посетить. Сведения о селе есть в грамотах 15 века. Эти земли когда-то принадлежали Спасо-Ефимиеву монастырю. Около 1800 года на средства прихожан в селе была построена большая церковь Николая Чудотворца. К сожалению, она была закрыта, и мы в нее не попали.

Наш ответ чизкейку. Суздаль зимой

Зато рядом с ней была открыта зимняя Покровская церковь, построенная в 1825 году. Эти церкви, благодаря смелости и самоотверженности местных жителей, смогли сохранить свою первозданность все годы гонений на церковь. Одним из самых известных примеров верности Божьему делу является подвиг местной монахини Ангелины (Семеновой).

Во время первых лет после революции всех монахов монастыря отвезли в Суздаль, где и убили. Ангелина, будучи тогда старостой монастыря, спрятала в храме Николая Чудотворца между входными дверями иконы с серебряными и золотыми окладами, а огромные ключи от церкви закопала в лесу. Когда власти потребовали ключи, отказалась отдать их, за что поплатилась 15 годами тюрем и лагерей.

Кстати, ключами, которые 15 лет пролежали в земле, до сих пор открывают и закрывают храм. Многие верят, что они лечебные. Мы спросили про них у монахини, которая была в этой церкви, она нам их дала, сказала поводить ими по больным местам и разрешила сфотографировать.

Наш ответ чизкейку. Суздаль зимой

Еще в этой церкви есть две мироточивые иконы. Одна из них — редкая для церквей икона Господа Саваофа.

Посещение этой церкви было похожим на рождественскую сказку. Мы приехали туда по пустынной зимней дороге. В темноте совсем небольшой церкви, освещенной только горящими свечами, никого, кроме нас не было. В одном углу сидела монахиня, читающая молитвы, в другом — огромная загадочная икона, освещаемая только пламенем свечей. У входа в храм — другая монахиня, которая показала нам огромные ключи и рассказала про свою тяжелую жизнь и восстановление монастыря. На улице совсем стемнело, мела метель. Мы взяли у монахини бутылку, и пошли за водой к источнику, который расположен недалеко от монастыря.

История этого источника тоже весьма необычна. Про него увидела сон дачница, которая приезжала в Санино. Это произошло в начале 2000 годов, когда в монастырь вернулись монахини. Во сне женщине указали место, где надо освободить древний родник. Она стала там копать землю, и из земли пробилась вода. Место обустроили. Поставили сруб, сделали колодец и место для обливания. Считается, что вода обладает целебными свойствами.

Наш ответ чизкейку. Суздаль зимой

Мы в темноте еле нашли выключатель, вытащили воды из почти замерзшего источника, взяли с собой бутылочку целебной водицы и замерзшие абсолютно, побежали отогреваться в ждущее нас такси.

В Суздале в центре города около всех ресторанов было невозможно припарковаться, поэтому мы не стали рисковать остаться голодными, а поехали сразу в понравившуюся нам «Квасную избу», где наконец-то поели и согрелись.

Вечером решили еще раз прогуляться по кремлю и заодно сходили в ресторан на его территории. Никакой вечерней программы там не было. Цены достаточно высокие. Только интерьеры старинных стен привлекательны. Ну, прощальный ужин в Суздале захотелось провести в старинных стенах! Впитав на память виды старинных зданий, поехали спать.

Наш ответ чизкейку. Суздаль зимой

Возвращались назад на поезде «Стриж». Очень он мне понравился! Возможно, не все еще ездили на таких скоростных поездах, поэтому решила разместить здесь эти фото. Там есть обычные сидячие вагоны с 4 креслами в ряду и вагоны повышенного комфорта с большими креслами 3 в ряду, которые удобно раздвигаются почти в полулежачие. Эти вагоны с включенным питанием, которое можно заранее заказать по меню при покупке билетов. Есть большой бар и современный вагон-ресторан с неплохим выбором блюд.

Менее, чем через 2 часа мы были в Москве с большим желанием опять поехать в чудесный русский город Суздаль!