Турист Иван Якунин (Ivan_Jakunin-1)
Иван Якунин — был 24 марта 10:33
Здравствуйте, меня зовут Диван.

Солнечногорск, Ярополец — Россия Июнь 2020

Отпуск в самоизоляции — что может хуже? Только признание поражения перед непреодолимыми силами. Раз уж у меня сорвалось путешествие на север, решил забить две недели небольшими поездками вокруг дома, собирая в мозаику самые разные места. Таких мест, чтобы и не вхолостую у стен закрытых музеев ошиваться, и испытать удовольствие при достижении цели, не так много. Все они природные памятники. А таким, сами знаете, на пандемию фиолетово. Поэтому те поездки, что разбавили отпуск состояли из дорог, лесов и голубого неба.

Фрагменты отпуска

Первым небольшим путешествием наш семейный подряд выбрал уникальный для здешнего региона объект — скалы. Чудо находится в Тверской губернии, под славным городком Зубцов, представляет собой известняковые скалы высотой этажей в семь, не больше. Хотя часть маститых туристов на просторах сети утверждают о десятиэтажности природного памятника. Вот и решили проверить своими глазами.

Путь из Клина к скалам лежал через Ярополец. Не то, чтобы так быстрее выходило — просто заскочили на местную ГЭС. Сам город стоит того, чтобы его посетить основательно и когда снимут карантин — церквей и старинных зданий там на полноценный день с обедом хватит. А ГЭС пользуется популярностью среди всех жителей северо-запада Подмосковья. Недалеко и красиво, свадьбы в Волоколамске и вовсе не обходятся без посещения водопада, который и является главным объектом интереса.

Фрагменты отпуска

Полукруг спадающей воды на пруду — красиво. А мы попали в такой день, когда тучи ещё ходят, но дождик уже не поливает. Пасмурно, словом, и потому резкость особая, на воде перед падением чётко выделяется порог, словно подведенный карандашом на полтона темнее остальной воды.

Вокруг водопада парочки целуются, рыбаки судачат об улове, дочурка прыгает в луже. Жена ругается на дитя, но не сильно — пусть резвится, тем более что в трёхлетнем возрасте хочется камни собирать во дворе, а не изучать природные памятники окрестных районов.

Фрагменты отпуска

Сама ГЭС понемножку приобретает вид туристического объекта, нежели гидросооружения. Зарастает, обживается лягушками, ржавеют фонари, придавая территории романтик. Хотя, мне больше приглянулись победы природы над цивилизацией в виде зарастающих каналов.

Дальнейший путь, после того, как камешки были вдоволь накиданы в пруд, пролегал по трассе М9 в Тверскую губернию. Поля Подмосковья сменились лесами и болотами дремучего Тверского княжества, «Новая Рига» похудела до одной полосы в каждую сторону и спустя сорок минут мы свернули на грунтовку. Проезжая мимо питомника с оленями и гусями, навигатор предлагает свернуть в деревню и транзитом выйти на дорогу напрямую к скалам. Навигатор не учёл погодные условия и рельеф местности, следствием такой недальновидности технического устройства, наш драккар оказался в поле, слегка подтопленным дождями, на расквасившейся колее. Жена в панике, дочь спит, я, в предвкушении редкого использования полного привода, верчусь по полю. На радостях подключения всех колёс, автомобиль выбрасывает шматы грязи выше крыши, на стекла, вокруг, переваливаясь поперек колеи в обратную сторону, и жутко проскальзывая в горку, возвращает путешественников на грунтовку.

Выбор альтернативной дороги, чутьём или навигатором не в первый раз приводит меня в обстоятельства легкого треша и сурового бездорожья.

Выбравшись на асфальт, посеченный равнодушием и временем до состояния, когда проще объехать по обочине, в скором времени мы ворвались в маленькую деревушку Мозгово. Это и есть — населенный пункт, к которому приписано чудо природы. По вполне пристойной колее между сельхоз посадок на машине любого качества и клиренса, добраться до самого края скал дело времени.

Фрагменты отпуска

Семь этажей известняка, а к нашему приезду ещё и частично вымытого дождями, и зелень тверского леса. Мне скалы напомнили фотографии камней-бойцов из книги Алексея Иванова «Золото бунта» — исполинов, разбивающих спускающиеся барки с металлом. Тот же изгиб реки, Держа в этом месте делает широкую дугу, по внешней стороне которой стеной стоит скала. Известняк выпирает слоистыми кирпичами, величиной с хороший внедорожник. Дорожки вымытого известняка заканчиваются на каменном пляже. Ну как пляже — на каждом камне, когда-то бывшим частью скалы, можно посидеть, отдохнуть, подумать о вечном. Сосны на речном берегу не достают до края скалы, с которой обычно разглядывают Держу путешественники. Но тропинок хватает, место знаковое и без внимания человека не остаётся.

Чтобы дочурка не скучала после утомительного пути и непонятного восторга папки, скачущего аки горный козёл по скользким выступам и размытым тропинкам, целью у скал — был пикник. Мы разложились над самой рекой, достали небольшой запас продовольствия и отлично посидели с котлетами, помидорами и огурцами. Небольшая прогулка вдоль скал, находка новой тропы, измазанные в смоле руки (об деревца я тормозил, если тропинка предательски уезжала из-под ног), и пора уезжать.

Фрагменты отпуска

На границе двух регионов — тверского и московского расположился совсем свежий памятник. Монумент против ядерной войны стоит в поле, очерченным от остального мира ручейком, и скоро должен зацвести. А пока прямо на обочине останавливаются любопытсвующие. Дорожка борется с борщевиком, которому ноги паломников мира ни к чему. Но если идею не бросят, то высаженные вкруг деревца скоро украсят поле и подарят туристам ещё одну точку для остановки.

Спустя три дня на помощь самоизоляции пришла погода. Установившаяся вдруг жара заняла все новостные каналы и на второй день, когда наш семейный подряд выдвинулся по маршруту Калязин-Кашин, совершила подлянку. Уже в пути, когда ничего не предвещало беды, на картах Яндекса и над головами разразился шторм. Ливень заполнил всё пространство между небом и землей. Пелену из воды пробивали зигзаги молний и гром. Словом, в Талдоме пришлось вертать домой, потому что сориентировавшиеся с новыми погодными условиями, агрегаторы выдавали прогноз молний и грома как-раз над Калязином и Кашином в течение всего дня.

Поездку можно было бы считать загубленной, если не остановка на берегу канал имени Москвы. Там мы встретили стрекозу, которая только-только выбралась из наяды — своей прошлой оболочки. Скафандр личинки остался на листе, а чуть выше застыла юная стрекоза. С конца тельца свисает огромная капля, а само насекомое, наверное, в шоке от мокрой встречи нового мира, водит жалом под листочком. К слову, погодные агрегаторы не угадали проказы ветра и штормовой ливень, заливающий овраги и прибрежные каналы, догонял нас ещё два раза — в Дмитрове и под Клином. Как вы понимаете — поездка выдалась так себе.

Фрагменты отпуска

Тогда фрагментом в мозаике отпускных приключений, стал Солнечногорск. Даже не сам город. Солнечногорск, хоть и небольшой городишко, но требует обстоятельного внимания. Отмечу, что декорации города настолько разнообразные — что зимний и летний Солнечногорск совершенно непохожие города. Ключевой особенностью города является озеро Сенеж. Озеро было всегда, но, прямо скажу, на достопримечательность не тянуло. Потом его наполнили, запрудив реку Сестру — главную артерию моего родного Клинского района. И разлившееся озеро обрело особый статус в жизни окрестных районов. Теперь и парк облегает озеро, а другие берега — пляжи, как общедоступные, так и закрытые.

Городской парк закидан скульптурами. От сюрреалистичных, а-ля «Кусок головы» или «Баба», до вполне приятных скульптур. Откуда в Солнечногорске столько изваяний — не совсем понятно. И главное — зачем они украшают парк в таком количестве? Создаётся впечатление, что выпускной экзамен в художественной школе решили увековечить в парке.

Достойной вишенкой на торте скульптуры в парке — памятник русалке. Самой русской русалке в мире. В телогрейке, горланя песню под баян, она расселась на камне у самого озера. А главный штрих в наборе символов — это груди. Отточенные, наверное, с особой любовью — едва не выпадающие из тесного бюстгальтера, это ведь надо было уловить такой особый шарм подробности.

В заключение художественного отделения рассказа — памятник копилке, дающий начало аллее к центральному входу в парк.

Фрагменты отпуска

Современный берег Сенежа — чудесен. Его обустроили с мыслью и толком. Детские площадки — разные, от интерактивных, до простых малышковых. Места отдыха — на любой вкус, пляж, навесы, лавочки. Точки общепита — разные — на одном краю кофейня, в другом месте бургерная, чуть дальше кафе для семейных посиделок. Центральный пляж Сенежа — полноценный парк отдыха.

А совсем недавно, дремучие берега соседствующего спального района облагородили, и теперь парк из шумного пляжа тропинкой убегает в тишину рощи. Проложенные тропинки соединяют небольшие пристани, их сделали для рыбаков, но чаще там оказываются любители эффектного селфи. Роща нависает на тропинкой, шумит камыш, для красного словца добавить бы «скрипят качели», но будет враньё — не скрипят. Бесшумно взмываются над самым берегом, укрепленным помостом.

Фрагменты отпуска

Конечно, не набережная Сенежа была целью поездки. Парк — это откуп от дочурки, чтобы и ей поездка стала интересной. Я же завернул на запад района, мимо деревни Вертлино к озеру Бездонному.

Сама деревушка — обыкновенный сателлит под боком районного центра. Дорогие дачи, много иномарок и супермаркет в центре села. На возвышенности стоит церковь Михаила Архангела. Из тех церквей, что не просто отбывают долг перед Богом и прихожанами. Здесь она — центр и место отдыха. В вольере белочка, недалеко спортивная площадка, внутри прихода детская площадка. Такие церкви, обычно, являются сердцем усадеб и бьющей ключом жизнью.

Чуть дальше, в полях, небольшой съезд, уходящий колеёй полукругом на насыпи. Внутри насыпи — болото. Затопленные стоят берёзки, хлюпает под ногами жизнь топей и гнездятся цапли. То и дело попадаются укромные рыбацкие пятачки. Стрекозы над головой проносятся боевым порядком. Внутри этого полукруга насыпи, скрылось в болоте озеро Круглое или Бездонное. Дойти до него получилось со второго раза. Первый раз приехав, я сунулся в кроссовках, не оценив болото как достойную преграду. Представляете.

Тропа к озеру лежит по поддонам, которые предательски утопают в воде, стоит на них наступить. Без вреда для обуви, я продвинулся лишь на пять метров и сокрушенный природой, отправился в обратный путь. Сапоги на рынке стоили 350 рублей — стоимость путёвки к озеру, не считая транспортных расходов.

Вооружившись сапогами, я намного смелее зашагал по гати, предусмотрительно пробуя поддоны на устойчивость. Тем не менее, пару раз едва не ускользнул в мутную бардовую хлябь. Вода колышется, птицы поют, я топаю себе. До озера не так далеко. Пешком — минуты три, но мокро. По поддонам — десять, но интересно. Когда уже за изгибом плавающей тропы исчез берег, попадаются места, где поддоны уходят глубоко или они разрушились (вода — так себе среда для дерева, особо в ней не сохранишься). А перед самым озером, они даже не намокают, и вот — под ногами земля. Берег.

Я думал, что вода с поддонами — явление сезонное, дожди, снега, местность — всё располагает к сохранению воды на поверхности. Но нет — озеро действительно спряталось внутри болота. От назойливых туристов, наверное.

Фрагменты отпуска

Само озеро — интересный объект. Оно идеально круглое и глубокое настолько, что является претендентом на статус самого глубокого озера региона. Говорят, 150 метров не предел. Учёные, замеряющие озеро, отметили, что на глубине второго десятка метров слой ила. Его даже приняли за дно, но приборы пробили слой ила и погружались дальше в воде. Таких слоёв несколько. Природа рождения озера — от складки до архаического разлома, до конца не определились. На берегу озера ничего кроме леса, окаймляющего по самому берегу и понтона, нет. Собственно, понтон и является главным плавсредством учёных. Из цивилизации на озере — скамейка с носками и вешалка, видимо, для одежды, пока учёные ходят в АЗЛК. Берег твёрдый и чистый — хотя следов много — добраться к озеру легко и гать, на самом деле, — главное приключение в поездке.

Две поездки — два дня. Для двухнедельного отпуска — слабовато. Я не буду рассказывать подробно о разведднях — так мы называли поездки в усадьбы Блока и Менделеева, на могилу к Татищеву и несколько камней с сомнительной, но всё же репутацией осколков Алатырь-камня. Этот абзац — тизер к подготавливаемому путешествию, стоит уже музеям будет открыться. И в общей сложности — осталось двоякое чувство потерянного отпуска, потому что где-то лежит так и непокорённая Варзуга, хотя пробираться по гати я научился.

Фрагменты отпуска

Активный туризм — он разнообразный, от пересечения пустынь на верблюдах, до преодоления потаённых уголков болотистого Подмосковья.