Турист Ольга Потемпа (Astro4ka)
Ольга Потемпа
была 14 декабря 2023 18:00

Гагра, Сухум, Новый Афон — Абхазия Июнь 2019

Для посещения Абхазии одним днем имелось несколько путей: аренда машины, но взять ее в Адлере возможности нет, ибо это заграничная поездка, поэтому этот вариант отпал сразу; перейти границу и договариваться с машиной на абхазской стороне спонтанно, тоже не вариант; с туристическим автобусом не хотелось из-за впихнутых в экскурсию ненужностей (почитала отзывы, жалоб больше, чем положительных); аренда авто с водителем.

Остановились на последнем варианте. Выбор оказался не простым. Евро к рублю в Сочи в то время был 1–65 и цена частной экскурсии варьировалась от 100 до 200 евро за день.

Первым, к кому обратилась, туристерец Мартьянов, но его запрос в 12 тысяч рублей несколько завышен, а после того, как озвучил, что забирает в 9 утра, интерес к нему пропал. Если хочешь заработать и выспаться, то чаще всего пролетаешь. Знающие люди предупредили, что на границе с Абхазией у иностранцев могут быть проблемы, поэтому выезжать надо пораньше (и таки правы оказались, но об это чуть ниже).

Второй предложил хорошую цену в 7000 тысяч рублей, но едем только по его плану, который ничем не отличался от автобусно-экскурсионного. Тогда в чем различие. Тоже не вариант.

Списалась с Мезенцовым, проживающем в Адлере и тоже зарегистрированным на нашем сайте. После изложения плана, что хотели бы посмотреть в Абхазии, пришел конкретный ответ — ОК, 9000 тысяч рублей и забирает нас в 5 утра. Никаких предварительных оплат, как у других, никаких долгих переговоров, коротко и ясно. На том и порешили.

Сергей оказался на редкость пунктуальным, ровно в пять авто подкатило к дверям пансиона. Через 20 минут были на границе, предупреждения сбылись, пограничник, едва увидев наши немецкие паспорта, разлился в масляно-хитрой улыбке, полный, с опухшей физиономией, он тут же стал похож на кота, увидевшего сметану. Нас запросили в конторку и началось «выкручивание рук». Сергей попытался вмешаться, как то помочь, но я попросила выйти и его и мужа, который мысленно уже распрощался как минимум с сотней евро.

Не буду расписывать «беседу» со стражем границы, за частые поездки появился опыт борьбы с вымогателями, встречались экземпляры и посложней, поэтому вскоре вопрос решился, а «котяра» ни с чем отправился на стражу в поисках новой «жертвы». К слову, основной негативный опыт получили в поездках по: России, Украине и Польше. Опасались Балкан, оказались милейшие люди, даже стражи порядка, к которым пришлось не раз обращаться, помогали охотно и… безвозмездно.

Оплатила в кассе за две визы 1500 рублей и после быстрой проверки паспортов, ибо народу было мало, мы уже ехали по Абхазии.

Гагру прокатили мимо, оставив на позже, пока нет экскурсионных автобусов спешили на озеро Рица. Водопад «Девичьи слезы» был вообще не похож на водопад, женщины не плачут, если сравнить с более полноводным водопадом «Мужские слезы».

Водопад Девичьи слезы
Водопад "Девичьи слезы"
Водопад Мужские слезы
Водопад "Мужские слезы"
Мостик через реку Бзыбь.

Когда то в юности посещала эти места, Голубое озере, как и дорога, представляющая собой узкий и опасный серпантин, произвели огромное впечатление. В этот раз маленькое озерцо Голубого не вызвало никаких эмоций, а дорога к озеру Рица вовсе «игрушка», все познается в сравнении.

В Абхазию с гидом-туристерцем: Рица, Новый Афон, Сухум, Гагра

Голубое озеро местами достигает глубины 76 метров, не замерзает даже зимой. Ни павлинов, ни туристов не наблюдали, что дало спокойно погулять вокруг. Побывала здесь в далеком 1981, и тогда павлинов не было, зато стояла фигура огромного медведя, а на высоком камне большие рога, возле этих «достопримечательностей» с удовольствием все фоткались. Особенно смешно было наблюдать за мужиками, фотографирующимися с рогами, можно сказать, сразу подписывались…

1981 год. Мишки сейчас уже нет, истлел наверное. Как молоды мы были...

Сделали остановку и в самом узком месте Юпшарского каньона, где скалы поднимаются вверх на 400 метров, само ущелье длиной около восьми километров.

Озеро Рица расположено на высоте 950 м.н.у.м. Горы, окружающие озеро, имеют высоту 2200–3200 метров.

Водопад Птичий клюв.

По дороге на Новый Афон прикупили копченые мясо и сыр. И к девяти утра готовы были уже съесть быка, не мудрено, так как завтракали в 4.30. Сергей завез нас в уютный и очень любопытный домашний ресторан, где просто восхитили работы хозяина заведения. Вырезанными из дерева фигурами был украшен не только бар, но и прилегающий к ресторану небольшой сад.

В Абхазию с гидом-туристерцем: Рица, Новый Афон, Сухум, Гагра

Пока ждали заказ, нас угостили в баре-музее несколькими сортами вина, одно из которых выбрали на стол к обеду и осмотрели дивную коллекцию.

Остановка «ракушка» — творение молодого Зураба Церетели. В 60-х годах прошлого века по его проекту было построено несколько таких шедевральных остановок в Абхазии. Рядом расположен мемориальный памятник-музей, посвященный погибшим во время грузино-абхазской войны 1992–1993 годов.

В Абхазию с гидом-туристерцем: Рица, Новый Афон, Сухум, Гагра

Афонский монастырь своими пошарпанными стенами вызвал сожаление, а когда оказались во дворе, разочарование, небольшая внутренняя территория была практически вся перекрыта.

В Абхазию с гидом-туристерцем: Рица, Новый Афон, Сухум, Гагра

Перед поездкой ознакомилась с историей монастыря и дикостью, творимой властью в 20-е годы. Не углубляясь в трагичную историю самого монастыря, коротко изложу лишь то, что особенно поразило — сколько же доброго и полезного было сделано и построено монахами за период 1880 — 1910 годы и было разрушено как «буржуазное излишество»:

— винодельческий завод;

— узкоколейная железная дорога на Афонской горе;

— канатные дороги на вершины Иверской и Афонской горы;

— плотина на реке Псырцхе;

— заболоченная и заросшая колючим кустарником долина реки была расчищена и превращена в парк с каналами, системой прудов, в которых разводили зеркальных карпов;

— на склонах гор монахи разбили фруктовые сады, в которых выращивали яблоки, мандарины, оливки и даже бананы.

Уникальные фрески, что украшают своды и колонны храма, давно подлежат реставрации.

Здания монастыря в советское время использовались как склады, пансионат, кинотеатр. Вновь монастырь открылся лишь в 1994 году.

На заброшенную станцию железной дороги решили не ходить, поэтому не увидели пещеру, в которой жил один из 12 апостолов Христа, Симон Кананит, принявший мученическую смерть за веру (был распилен заживо). Не посетили и Новоафонские пещеры, подобные которой видели множество.

Анакопийская крепость, что виднеется наверху холма, расположена на высоте 345 метров н.у.м., построена в IV–V веках, и на протяжении полутора тысячелетий оставалась неприступной.

В Абхазию с гидом-туристерцем: Рица, Новый Афон, Сухум, Гагра

Столица Абхазии. При въезде в Сухум мемориал памяти погибшим в последней войне. В городе до сих пор много «раненных» домов со следами пуль и разорвавшихся снарядов.

В Абхазию с гидом-туристерцем: Рица, Новый Афон, Сухум, Гагра

Погуляли по набережная Диоскуров, обрамленной красивым парком. Фонтаны, статуи, множество кафе и ресторанов.

В Абхазию с гидом-туристерцем: Рица, Новый Афон, Сухум, Гагра

Фонтан у здания драматического театра.
Все выглядит как в приличном курортном городе, но руины пирса и кафе Амра несколько портят вид.

Перекусили в уютном ресторане, где готовят самые лучшие хачапури-лодочки с яйцом.

В Абхазию с гидом-туристерцем: Рица, Новый Афон, Сухум, Гагра

Через два часа, преодолев 85 км, были в Гаграх.

Колоннада на набережной в Гаграх
Зимний театр в курортном парке.
В Абхазию с гидом-туристерцем: Рица, Новый Афон, Сухум, Гагра

Руины замка принца Ольденбургского.

Может кому то пригодится отличная карта с достопримечательностями Абхазии.

Проехали почти 400 км, на все-про-все ушло 13 часов. Сергей оказался прекрасным гидом, с которым дневная экскурсия прошла легко и весело.

Все наше путешествие на Кавказ:

Активный отдых в большом Сочи. Адлер.

Роза Хутор и поход на пик Бзерпи.

Черная Пирамида и Роза Пик.

Красная Поляна. Сель и его ужасные последствия.