Турист Tatiana Egorova (Tatiana_Egorova)
Tatiana Egorova
была 29 мая 2023 14:48

Дамбулла — Шри-Ланка Май 2012

Дамбула

Golden Temple of Dambulla

Храмовый комплекс в пяти пещерах: нависающие скалы, живопись, скульптуры и расписанные стены.

Шри-Ланка, сквозь страну, часть 6

Попрощавшись с Сигирией мы отправились дальше, в сторону Канди и на нашем пути оказалась Дамбула с ее знаменитыми Золотым и Пещерным храмами.

Наш водитель остановился напротив входа в Золотой храм.

Впечатляет! Статуя сидящего Будды высотой в 30 метров! Пожалуй это самая высокая статуя из всех виденных мной в Шри-Ланке.

Шри-Ланка, сквозь страну, часть 6

Золотой храм Дамбулла (Dambulla Rajamaha Viharaya) построен в 2000 году.

В здании находятся администрация и музей.

Шри-Ланка, сквозь страну, часть 6

Вход в музей находится в пасти демона

Шри-Ланка, сквозь страну, часть 6

Как ни странно, но в музее мы были практически одни. Спокойно, без суеты и толп народа мы осмотрели все залы с экспонатами состоящими в основном из даров храму и фотоснимков руководителей монастыря и информации о них, а также скульптур Будды и картин с историей его жизни.

В музее щедро представлены композиции из жизни древних правителей, скульптуры, чеканка.

Шри-Ланка, сквозь страну, часть 6

После Музея решили осмотреться вокруг.

На территории находится золотая ступа, которая как и все остальные ступы (дагобы) содержит частичку Будды или другую буддийскую реликвию. Что конкретно в этой — не знаю.

Шри-Ланка, сквозь страну, часть 6

Дальше — стена с барельефами и макетами священных пещер. По стене тянется длиннющая процессия из статуй монахов.

Шри-Ланка, сквозь страну, часть 6

Поднявшись на верх мы вышли на дорогу к Пещерному храму

Шри-Ланка, сквозь страну, часть 6

Идти довольно долго, в гору, да еще и по жаре…

БЕРИТЕ ВОДУ!!! и НОСКИ!

Шри-Ланка, сквозь страну, часть 6

По дороге нас забавляли обезьянки.

И вот наконец мы добрались до храма

Шри-Ланка, сквозь страну, часть 6

Так как это священное место, то колени и плечи должны быть закрыты, голова не покрыта, а ноги — без обуви.

При входе, обувь можно сдать на хранение, в специально отведенном «хранилище» , разумеется за плату.

Шри-Ланка, сквозь страну, часть 6
Ступени ведут к площадке, с которой взору открывается находящаяся под отвесной стеной снежно-белая колоннада – за ней и располагаются храмовые пещеры

Итак… Храмовый комплекс состоит из 5 пещер

Шри-Ланка, сквозь страну, часть 6

Каждая из пяти пещер имеет своё название:

Дева Раджа Вихария

(храм Короля Богов).

В пещере находится 14-метровая статуя лежащего Будды с учеником Анандой у его ног. Ещё есть четыре статуи Будды и статуя бога Вишну. Снаружи к пещере примыкает часовня бога Вишну.

Шри-Ланка, сквозь страну, часть 6

Название пещеры «Король богов» объясняется присутствием бога Вишну, под покровительством которого храм Дамбулла был построен.

Маха Раджа Вихария

(храм Великого Короля).

Самая большая пещера, в которой находится ступа, окружённая 11-ю скульптурами Будды в состоянии медитации. В пещере есть много других скульптур.

Шри-Ланка, сквозь страну, часть 6

А еще в пещере находится источник святой воды, обладающий по мнению местных жителей, целительными свойствами и заслуживающий отдельного поклонения.

Маха Алут Вихарая

(Великий Новый храм).

В пещере размером 27×10 м находятся 56 статуй, среди которых спящий 9-метровый Будда, 13 Будд в позе лотоса и 42 стоящих. На потолке нарисованы изображения 1000 Будд в состоянии медитации.

Шри-Ланка, сквозь страну, часть 6

Неприятно, что пещеры очень плохо освещены. С одной стороны можно почувствовать себя в действительно древнем месте, но с другой — разглядеть что-либо очень сложно. Особенно детали росписей и фресок.

Паччима Вихарая

(Западный храм).

Пещера 16×8×8 м с небольшой ступой в центре.

Девана Алут Вихарая.

Небольшая пещера, которая ранее использовалась в качестве склада. Содержит 11 статуй Будды, а также статуи богов Вишну, Катарагамы и местного бога Девата Бандары.

Шри-Ланка, сквозь страну, часть 6

На территории комплекса еще несколько построек

Шри-Ланка, сквозь страну, часть 6

______________________________________________________________________________________

Матале

Шри-Ланка, сквозь страну, часть 6

Немного отъехав от Дамбуллы, в Матале, мы увидели красивейший индуистский храм Sri Muttumariyamman kovil

Этот индуистский храм является главной достопримечательностью города Матале, его полное название, но чаще всего используется сокращенный вариант.

Шри-Ланка, сквозь страну, часть 6

Храм посвящен богине дождя и плодородия Мариамман и выполнен в дравидийском архитектурном стиле, традиционном для индуистских храмов. С тамильского языка слова из названия храма переводятся как: «Муту» — жемчужина, «Мари» — дождь, «Амман» — мать, «Ковил» — храм.

Matale Sri Muttumariyamman kovil

Земля изначально была частью рисовых полей и была подарена владельцем в 1852 году под строительство храма. Нынешний храм был построен в 1874 году.

Храм изначально представлял собой небольшую статую под деревом, которому молились индусы.

Шри-Ланка, сквозь страну, часть 6
Sri Muttumariyamman kovil ( Мутхумариамман ) Приставка «Mутху» буквально означает « жемчужина », «Мари» означает дождь, а «Амман» означает мать на тамильском языке. Храм посвящен Мариамман , богине дождя и плодородия.

Храм был серьезно поврежден во время беспорядков против тамилов в июле 1983 года, но впоследствии был восстановлен.

Шри-Ланка, сквозь страну, часть 6

Гопурам храма Шри Мутумариамман является одним из самых больших в Шри Ланке, его оформление включает в себя 1008 резных фигур индуистских божеств. Работы по оформлению храма были завершены в 2007 году.

Высота башни составляет почти 33 метра.

Гопурам («Раджа Кобурум»), большая украшенная башня, расположенная над главными северными воротами («Вадакку Ваайил») в храм.

Этот храм используется как индуистами, так и буддистами.

_____________________________________________________________

Алувихара

Буддийский храмовый комплекс Алувихара (Aluvihara) расположен в горах в 8 км севернее Матале

Шри-Ланка, сквозь страну, часть 6

Он включает в себя 13 пещер, из которых только неколько действуют в наши дни.

Первое упоминание о храме Алувихара относится к III веку до н. э. В это время, как считается историками, на Цейлоне буддизм стал основной религией. Во время царствования Валагамбахи I (77 — 89 гг. до н. э.) здесь был основан монастырь.

Шри-Ланка, сквозь страну, часть 6

Этот храм знаменит в первую очередь тем, что здесь был впервые записан буддийский канон Трипитак на сингальском языке. До того времени учение Будды на острове передавалось только устно.

метрах в десяти от дорожки, ведущей от скал к библиотеке, установлен памятник, но кому – можно только предполагать (все надписи – на сингальском, можно прочитать только дату: 1923-2011).

Рядом находится бронзовый колокол, который на Шри-Ланку передали, а подарок буддисты из Южной Кореи.

Надпись на колоколе гласит: Человек, которой услышит звук этого колокола, станет свободным от бесконечного цикла переселения душ.
Надпись на колоколе гласит: "Человек, которой услышит звук этого колокола, станет свободным от бесконечного цикла переселения душ."

Главной достопримечательностью Алувихары являются три древние пещеры, расположенные у основания живописной груды огромных каменных глыб.

Шри-Ланка, сквозь страну, часть 6
Внутри пещеры вдоль задней стены расположено изваяние лежащего Будды (Махапаринирвана Будды), а у правой и левой стен – две статуи Будды в позе медитации, справа и слева от которых на стенах изображены божества-охранители и главные ученики Будды.

Шри-Ланка, сквозь страну, часть 6

Пещеры довольно небольшие, встроены в скалы, здесь так же царит полумрак, очень похоже на храм в Дамбулле.

Комната страха

«Комната страха» представляет собой длинный павильон, устроенный у подножья скалы. За вход внутрь взимается небольшая плата (помимо того, что было уплачено за вход в комплекс). В павильоне представлены в натуралистическом виде некоторые виды казней, которые официально практиковались во времена последнего (перед британским правлением) кандийского короля Шри Викрама Раджасинхи (Sri Vikrama Rajasinha).

Кровавые сцены наказания грешников размещены за решётками.

Шри-Ланка, сквозь страну, часть 6

За каждый грех (измена, пьянство, самоубийство) придумано отдельное наказание, и всё это в красках изображено на стенах пещеры. Просто ЖУТЬ…

Все сделано на низком художественном уровне, но с душой и без экономии краски, поэтому некоторые творения действительно вызывают отвращение (например: снятие кожи живьем или вычерпывание мозга ложками из вскрытой черепной коробки).

Заслуживают внимание также каменная лестница, арка с колоколом,

памятник Буддхагхоше,

На платформу павильона с памятником Буддхагхоши ведет традиционная для ланкийских сакральных сооружений каменная лесенка, перед первой ступенькой которой уложен «лунный камень», а справа и слева установлены два «охранных камня» с рельефами нагараджей.

Дерево Бодхи

Шри-Ланка, сквозь страну, часть 6
Под скальной нишей, бывшей в древности монашеской обителью, оборудовано помещение в котором располагается большая скульптурная композиция (вернее сказать «диорама»), сюжетом которой является сцена передачи Буддхагхошей написанных им комментариев к Канону собранию монахов в Махавихаре. Интересной особенностью скульптурного изображения самого Буддхагхоши является то, что он держит в руках не стилус, которым писались тексты на пальмовых листьях , а вполне европейское перо.
Слева от музея находится очень красивая белая ступа. С четырёх сторон света вокруг ступы располагаются ниши с Золотыми Буддами в каждой. С каждой стороны подставки под лампадки, каждая своей формы. Некоторые из них были зажжены.