Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — была сегодня 14:19
Время делиться воспоминаниями и планировать новые маршруты.

Тверь — Россия Февраль 2020

Тверь для меня город не новый. Однако давно я там не бывала, лет десять — двенадцать. В первый раз мы с дочерью решили прокатиться до Твери на теплоходе. Короткий круиз был приятным, несмотря на ненастный сентябрь, но сам город разочаровал. Не только тем, что посмотреть его было особенно некогда (пешеходная экскурсия не впечатлила, в свободное время походили по улицам, зашли в парк, посмотрели на свадебные фотосессии на набережной), но и тем, что не ощутили мы тогда, что тверичи любят свой город, какой-то он был неухоженный, будто брошеный.

В этот раз нам повезло в том, что мы нашли людей, которые показывают свой город с любовью. По Твери нас водил журналист, краевед, координатор проекта «Тверские своды» Павел Иванов. «Тверские своды» — общественная организация, цель которой — вовлечение максимального количества людей в изучение и охрану исторической среды. Надо ли говорить, что Павел рассказывал о своём родном городе, переживая за то, что тот утратил за многие годы небрежного отношения к старине, показывал, что ещё осталось и нуждается в охране и заботе, пытался выделить самые красивые и исторически значимые места. Великолепная речь, увлекательный рассказ нашего экскуровода неповторимы, и даже не хочу пытаться передать его — настолько бледным будет пересказ. Я хочу поделиться своими впечатлениями о городе, который увидела глазами любящего его человека. А как известно, красота — в глазах смотрящего.

Такая панорама Твери открывается глазам туристов, прибывающих в город на теплоходе. Мы стоим на левом берегу реки, где у впадения реки Тверцы в Волгу расположена пристань и не так давно стояло изящное здание речного вокзала.

Тверская мозаика

Теперь вокзала больше нет, он рухнул в позапрошлом году. Здание речного вокзала было построено в 1938 году на месте разрушенного Отроча монастыря (мы к нему ещё подойдём). Оно было трёхэтажным, с башней и шпилем, симметричными крыльями с арками и балконами, в стиле сталинского неоклассицизма.

От уничтоженного Отроч монастыря осталась Успенская церковь. Немного правее — церковь Троицы за Волгой (1734–1737). Строительство церкви началось в неурожайный год на средства местных купцов Матвея и Алексея Арефьевых, которые, дабы поддержать голодающих, дали им работу. Пережив все исторические катаклизмы, церковь восстановлена, она принадлежит Оршину женскому монастырю.

Тверская мозаика

Нововолжский мост соединяет Комсомольский и Тверской проспекты. Он был построен в 1953–1956 годах. При строительстве были использованы старые чугунные пролёты середины 19 века от бывшего Благовещенского моста, который ранее находился в Ленинградe.

На набережную выходили фасады богатых домов, и было так много желающих занять это место, что дома ставили тесно. Отсюда и пошло выражение «сплошная фасада».

Тверская мозаика

В «сплошную фасаду» время тоже внесло изменения. Раньше прямая линия фасадов была ритмично разделена высокими зданиями колоколен, но многие церкви разрушены.

Одна из старых церквей сохранилась — Рождественская церковь, что в Рыбаках. В старину на месте этом находилась Рыбная слобода. Старый деревянный храм сгорел, новый каменный освятили в 1743 году. Храм был закрыт в 1918 году. В советское время утрачены завершения церкви, верхние ярусы шатровой колокольни, полностью перестроен интерьер. От всего прежнего внутреннего убранства храма сохранился небольшой фрагмент поздней масляной живописи. Здание использовалось отделением ДОСААФ и другими организациями, территория, примыкающая к храму, была плотно застроена. После долгого перерыва богослужения возобновились в 2001 году. В 2010—2012 гг. церковь реставрировали.

Тверская мозаика

Успенский собор бывшего Отроч монастыря. Печальная история. Монастырь, основанный в 13 веке, снесли в 1930-е годы. Название монастыря связывают с сыном князя Ярослава Ярославича Григорием, который стал монахом после того, как понравившаяся ему девушка Ксения стала женой его отца. С Отроч монастырём связаны многие известные исторические события. В нём велось тверское летописание (Тверской летописный свод 1305 года), была написана «Повесть о Михаиле Тверском» и предположительно «Повесть о Тверском Отроче монастыре». В 1531 году в монастырь был сослан преподобный Максим Грек, который провёл в его стенах 20 лет. В Отроч монастырь после своего изгнания с московской кафедры был сослан митрополит Филипп (Колычёв). Во время новгородского похода в 1569 году царь Иван Грозный направил в монастырь к Филиппу Малюту Скуратова попросить у него благословения на поход. По сообщению жития, 23 декабря Малюта задушил святителя Филиппа.

Сохранился древний фундамент, он ушёл глубоко под землю. Видно, что в основание здания положен камень с надписью.

Тверская мозаика

Памятник опальному митрополиту Филиппу находится здесь же, в сквере напротив Успенского собора.

Здание речного вокзала, ради постройки которого снесли Отроч монастырь, тоже здесь, рядом с Успенским собором. В планах городских властей вокзал восстановить. Поживём — увидим.

Тверская мозаика

Дальше наш путь — по Нововолжскому мосту к месту, где находился тверской кремль.

Кремля давно нет, но есть более поздняя постройка — императорский путевой дворец — памятник архитектуры 18 века.

Тверская мозаика

Дворец с двумя павильонами был построен в 1764–1766 годах в стиле классицизм с элементами барокко по проекту П. Р. Никитина. Он предназначался для отдыха членов императорской семьи по пути из Петербурга в Москву, откуда и получил своё название. 12 февраля 1767 года в Тверской путевой дворец впервые прибыла императрица Екатерина II.

Дворец был перестроен К. И. Росси в начале 19 века. В это время здесь жила сестра Александра I, Екатерина Павловна. Она превратила дворец в один из центров светской жизни страны и модный литературный салон, где собиралось высшее общество Твери и куда приезжали многие выдающиеся люди из Москвы и Петербурга. Сейчас здесь расположена Тверская областная картинная галерея.

Тверская мозаика

Здание Спасо-Преображенскго собора, конечно, новодел. Собор ещё не достроен. Однако он восстанавливается в память о том, что здесь находился кремль, что храм был основан Михаилом Тверским — особо почитаемым князем, отстаивавшим интересы своего княжества в борьбе с московским князем и принявшим мученическую смерть в Орде. Павел сказал, что архитектура храма, разрушенного в 1935 году, будет полностью восстановлена.

Часовня Михаила Тверского сооружена в центре Твери на острове Памяти (при впадении в Волгу реки Тьмаки) в 2002 году по проекту тверских архитекторов Валерия Курочкина и Андрея Барковского во владимиро-суздальском стиле.

Тверская мозаика

Застраивая набережные современными домами, тверичи всё-таки стараются сохранять видимость «сплошной фасады», но иногда перебарщивают с декором. На крыше нового жилого комплекса «Суворов», который находится на Краснофлотской набережной, появилась необычная для городской жилой архитектуры скульптура — древнегреческая богиня Ника, на колеснице которой размещен имперский двуглавый орел. В городе смеются — «дом с конями», почти как цирк.

Конечно, главное украшение города — реки, и Волга — главная из них. Красиво, один за другим, расположены мосты.

Тверская мозаика

На берегах рядом со смотровыми площадками множество уток. В этом году зима тёплая, и птицам раздолье, всегда кто-то покормит. Утки здесь вполне дисциплинированные, даже дорогу переходят гуськом, поглядывая направо и налево. Правда, иногда дерутся за особо лакомый кусок булки, но ведь и у людей всякое бывает.

В Твери, как и в Питере, погода переменчива. Вдруг заклубились облака, потемнело, посинела туча, а через несколько минут уже выглядывают лучи февральского солнышка.

Тверская мозаика

Один из символов города — памятник тверскому купцу Афанасию Никитину. Его «Хожение за три моря» перечитывала несколько раз с неизменным удовольствием, так легко, интересно и образно описаны его многолетние странствия. Подумать только, обыкновенный, не очень удачливый купец с кучей долгов, пустившийся в дальний путь продать свой товар, чтобы долги вернуть, стал символом патриотизма и верности православию! Увидев много привлекательных земель, он всё-таки стремился на родину, но заболел и умер в Смоленске, закончив своё повествование словами: «В Сивасской округе и в Грузинской земле всего в изобилии. И Турецкая земля всем обильна. И Молдавская земля обильна, и дешево там все съестное. Да и Подольская земля всем обильна. А Русскую землю Бог да сохранит! Боже, сохрани ее! Господи, храни ее! На этом свете нет страны, подобной ей, хотя сильные Русской земли несправедливы. Да устроится Русская земля и да будет в ней справедливость! Боже, Боже, Боже, Боже!»

От памятника хорошо просматривается набережная Степана Разина с исторической застройкой, относящейся к разным временам.

Тверская мозаика

Вот, например, здание кинотеатра «Звезда» построено в 1937 году в виде бинокля. Чистый конструктивизм. Одно только досадно: почему именно на месте дома, в котором останавливался Пётр I? Самоутвердились в очередной раз.

Летом здесь зелено и красиво. До самого путевого дворца тянется Дворцовый сад.

Тверская мозаика

Набережные и улицы Твери — прекрасное место для любителей старины. Архитектура 19 века здесь интересна тем, что в ней чудесным образом перемешались петербургские и московские традиции. Воскресенская церковь (церковь Воскресения Христова, церковь Трёх Исповедников) расположена в Твери на левом берегу Волги, на набережной Афанасия Никитина. Церковь с колокольней была построена в 1731 году на месте ветхой деревянной церкви у перевоза через Волгу на средства купца Седова. После революции 1917 года церковь была закрыта, два яруса колокольни и фрески были уничтожены. Впоследствии церковь была объявлена памятником республиканского значения. Вечная история.

Площадь сквера им. Ниловского обрамлена двумя одинаковыми зданиями. Сейчас картуши на них разные, но, наверно, по задумке архитектора, были одинаковыми. Свои коррективы внесло время.

Тверская мозаика

Одно из самых любимых мест Павла — парк Воксал, хотя это одно из самых депрессивных мест в городе. Парк был создан в 1776 году, когда новгородский и тверской наместник Я.Сиверс издал распоряжение об устройстве на месте рощи у бывшего Михайловского «что кладутца Борисовичи» монастыря увеселительного парка, получившего модное тогда французское название «воксал» (музыкальный павильон). В 1779—1785 гг. по проекту Ф. Штенгеля было построено здание больницы и работного дома — целый комплекс построек, от которых сохранилось очень немногое. В 1810—1811 гг. парк был реконструирован по проекту К. Росси. В 1817—1818 гг. по проекту Н. Легранда-младшего (использовавшего россиевский проект) было реконструировано здание больницы — под театр. Театр здесь не прижился, с середины 19 века возводились здания больничного городка расположившейся в парке губернской больницы.

Сто лет назад еще сохранялась красивая ограда с воротами, оставшаяся от 1810-х гг. Теперь ее нет, разрушена даже сменившая ее позднесоветская ограда. Комплекс открыт всем ветрам. В парке очень старые деревья. Возраст самого большого дуба — 199 лет. За парком особо никто не ухаживает, хотя это очень красивое место могло бы быть украшением города.

Тверская мозаика

На крутом повороте Советской улицы, где нас ожидал автобус, есть несколько интересных зданий. Прежде всего, своей яркостью и необычностью архитектуры поразил католический храм Преображения Господня. Первый католический храм на этом месте был построен в 1864 году, но в 1920-х разорён. В начале 1990-х годов, после регистрации католического прихода, было получено разрешение на строительство храма на том самом месте, где стояло разрушенное историческое здание. В 2003 году храм был открыт. Это интересное здание с каждой стороны выглядит по-новому, но одинаково не хочет со всеми своими вертикалями и горизонталями входить в объектив.

Рядом с костёлом находится соборная мечеть. Она была открыта в 1906 году, хотя проект для неё использовался более ранний — 1844 года. Неожиданно — новомавританский стиль. Мечеть была закрыта в июле 1935 года, потом ней открыли ресторан «Восток», хотя, как говорят, свою деятельность религиозная община не останавливала и добилась возвращения мечети в 1992 году.

Тверская мозаика

Дополняет этот архитектурный винегрет здание с квадратной башенкой, каких много в наших городах с застройкой сталинской эпохи.

Советская улица пересекает главные площади города. В круглой площадью Ленина знакомы многие, её всегда показывают туристам, связывая это историческое место с чиновничьей службой юного Ивана Андреевича Крылова. Однако узловым элементом застройки Твери в 18 веке была Полуциркульная, потом переименованная в Советскую, а в 2018 году в площадь Михаила Тверского. Прямую сторону этого полукруга образуют здания Министерства строительства и ЖКХ

Тверская мозаика

и правительства Тверской области, в котором расположена приёмная президента РФ.

С противоположной стороны, образуя полукруг, расходятся улицы Советская, Новоторжская и Вольного Новгорода, образующие уникальную лучевую планировку центра Твери, которая напоминает многолучевую планировку Парижа в районе Триумфальной арки.

Тверская мозаика

Памятник князю Михаилу Тверскому на площади теперь уже его имени был установлен в 2008 году. Выглядит он здесь как триумфатор, хотя история его жизни трагична. Сын великого Тверского князя Ярослава Ярославовича и княгини Ксении Михаил Ярославич Тверской родился в 1271 году. По смерти великого Владимирского князя Андрея Александровича Михаил Ярославич по праву старшего в роду получил в Орде ярлык на великокняжеский престол, но его племянник князь Юрий Данилович Московский не подчинился ему и начал войну с Тверью. В 1317 году Михаил Тверской одержал победу, но Юрий Московский обвинил его перед ханом в смерти своей жены (сестры хана) и утаивании дани. В Орде князь Михаил Ярославич предстал перед судом и был казнён.

Мы прощаемся с центром Твери, выйдя по улице Андрея Дементьева на набережную, что ещё раз, теперь при ярком солнце, взглянуть на противоположный берег и увидеть Свято-Екатерининский монастырь, от стен которого мы начинали экскурсию по городу,

гармоничную панораму строящихся набережных,

причал и главку Успенского собора,

Тверская мозаика

заглянуть в устье Тверцы.

Ещё одно очень интересное место показал нам Павел — Морозовский городок. Морозовский городок — это одна из первых попыток в России создания микрорайона. Застройка квартала началась в 1858 году со строительства фабрики «Тверская мануфактура». Вместе с развитием фабрики началось строительство жилья для рабочих, общественных и хозяйственных сооружений. Было создано двенадцать огромных кирпичных зданий с совершенно неповторимой архитектурой. Окончено строительство городка в 1913 году. Это шикарное здание — не что иное как центральный казарменный корпус для проживания рабочих. Казарма эта названа народом «Париж» (и здесь Париж — вспомним Павловский Посад!).

Тверская мозаика

Нам, изучавшим историю по советским учебникам, трудно было представить, что казарма для рабочих — огромный дом с возможными для того времени удобствами, да ещё и такой красивый, с модными в начале 20 века элементами неоготики и модерна.

Одно НО; буквально под окнами дома проходит линия железной дороги. Правда, в те времена движение не было таким интенсивным, как сейчас, особенно если под окнами проносится «Сапсан»… Ведь, судя по детским площадкам, в казармах Морозовского городка всё ещё живут люди, хотя здания уже давно не отвечают современным требованиям и местами находятся в аварийном состоянии.

Этот мост через железную дорогу ещё и артист. Он снимался в фильме Ролана Быкова «Чучело».

Тверская мозаика

Весь комплекс с корпусами цехов, складов, жилых помещений, больницы, школы, родильного дома, даже народного театра и обсерватории, насчитывает около 50 сооружений.

Мы же спускаемся вниз, чтобы рассмотреть городок поближе. Вот здание с обсерваторией. Интересно, нужна ли была обсерватория рабочим? Эксплуататор Морозов решил: нужна.

Тверская мозаика

В старых цехах разместились офисы, и только маленький гипсовый памятник напоминает, что и в советское время здесь жили и трудились люди. Жили по-прежнему в казармах, работали на морозовских станках, но уже не было эксплуататора Морозова.

Мальчишки, как прежде, играют во дворах в футбол. В казармах, как и прежде, живут люди. Район очень неблагополучный во всех отношениях. Кстати, в одной из таких казарм вырос Михаил Круг.

Тверская мозаика

Надо ли говорить о том, что всего, что имеем, «добились собственной рукой»?

День был насыщенным, интересным. Многие места в Твери, во многом благодаря нашему неравнодушному гиду, открылись с новой стороны. Мы снова вернулись в город, освещённый вечерними огнями, с явным намерением не расставаться впредь ни с ним, ни с Павлом и его замечательной командой.