Тверская областная картинная галерея в Путевом дворце

Тверская областная картинная галерея произвела ошеломляющее впечатление. Посещение галереи было включено в программу экскурсии по городу, и, к сожалению, времени на осмотр коллекции было мало, но то, что мы увидели, заронило в душу желание приехать в один из выходных дней специально для того, чтобы пройти по залам галереи ещё раз.

2
Путевой дворец
Путевой дворец

Прежде всего, акцент в рассказе экскурсовода был сделан на тех работах, которые создавались на тверской земле. Это совершенно правильно. Тверичам в этом смысле есть что показать и есть чем гордиться.

Зал древнерусского искусства
Зал древнерусского искусства

Прежде всего, это иконы тверского письма или с тверскими святыми (имена иконописцев неизвестны). Среди них сокровища утраченных храмов тверской Волыни, в том числе иконы деисусного чина церкви Успения Богоматери. Специалисты отмечают, что тверская иконопись наиболее близка византийским образцам. Эта близость отмечается в деталях: икона написана в тёмных приглушённых тонах коричневого и зелёного, типичных для греческой живописи; фон сделан плотной охрой, нимб двухцветный — такие нимбы известны греческому искусству, но в русском встречаются редко.

1
Икона «Спас Вседержитель» из деисусного чина иконостаса. Последняя четверть 15 в. Тверь; икона «Святитель Николай Чудотворец». Начало 16 века. Тверь; икона «Богоматерь Одигитрия». Конец 15 – начало 16 века. Тверь
Икона «Спас Вседержитель» из деисусного чина иконостаса. Последняя четверть 15 в. Тверь; икона «Святитель Николай Чудотворец». Начало 16 века. Тверь; икона «Богоматерь Одигитрия». Конец 15 – начало 16 века. Тверь

Кроме тверских икон интересны и те, которые созданы известными иконописцами, но изображены на них тверские святые. Например, на этой иконе — святой благоверный князь Владимир, преподобные Аркадий Новоторжский и Моисей Угрин, связанные с основанием Новоторжского Борисоглебского монастыря и особенно почитавшиеся в Торжке, а создана она в московской иконописной мастерской Симона Ушакова. Икона была вложена в монастырь Дионисием, игуменом московского Сретенского монастыря и передана в Тверской музей архимандритом Новоторжского монастыря Антонием в 1878 г. Из житийной литературы известно, что монастырь основал в 1038 году боярин Ефрем. Ефрем был бывшим конюшим князя Владимира Святославича. Его братья Георгий и Моисей состояли на службе у князя Бориса. После убийства сыновей Владимира — Бориса и Глеба, Ефрем решил удалиться от мирской жизни. Его брат Георгий также был убит, защищая Бориса. Моисей же, претерпев скитания и польский плен, в итоге стал монахом Киево-Печерского монастыря, получив прозвище Угрин. В 1038 году на берегу реки Тверцы Ефрем вместе со своим учеником и сподвижником Аркадием Новоторжским построил храм и назвал его в память о невинно убиенных Борисе и Глебе.

2
Зиновьев Георгий (Егор) Терентьев, Ушаков Симон Фёдоров сын
Икона «Святые преподобный Моисей Угрин, благоверный князь Владимир и преподобный Аркадий Новоторжский». 1677 г.
Зиновьев Георгий (Егор) Терентьев, Ушаков Симон Фёдоров сын Икона «Святые преподобный Моисей Угрин, благоверный князь Владимир и преподобный Аркадий Новоторжский». 1677 г.

Деревянная скульптура 19 века «Спас полунощный» (очень редкий в православии способ изображения святых) находится в постоянной экспозиции и принимала участие в выставке в московскком Манеже, куда из 14 музеев России привозили уникальные образцы православной скульптуры — образы Спасителя, сидящего в темнице накануне Крестных Страданий.

Тверская областная картинная галерея в Путевом дворце

Тверской край служил источником вдохновения для художников, работавших в разных жанрах и направлениях изобразительного искусства: мастеров 18 столетия В. Боровиковского, П. Дрожжина, Е. Комяженкова, а также представителей художнических династий Колокольниковых и Верзиных из Осташкова, который в течение нескольких веков являлся одним из заметных художественных центров России.

4
Портреты 18 века, в том числе работы Боровиковского, Рокотова, Антропова
Портреты 18 века, в том числе работы Боровиковского, Рокотова, Антропова
1
Тверская областная картинная галерея в Путевом дворце

Имя ученика Боровиковского, великого русского художника и педагога первой половины 19 века, Алексея Гавриловича Венецианова неразрывно связано с Вышневолоцким уездом Тверской губернии. Венецианов в 1818–1819 годах почти постоянно жил в селе Сафонково, где написал свои наиболее известные полотна «Гумно», «Спящий пастушок», «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», и др. Около 1824 года он создал школу художников (Венециановская школа). Трагически погиб, разбитый лошадьми при въезде в село Поддубье (ныне Удомельского р-на). Похоронен в селе Дубровское (ныне Удомельского р-на). Работы Венецианова хранятся в основном в Русском музее и Третьяковской галерее, здесь же совсем немного. Фотографировать их неудобно, они под стеклом, но одну работу, которая демонстрируется в тверской галерее, взяла в Интернете — «Пастушок с дудкой» (фрагмент).

Тверская областная картинная галерея в Путевом дворце

В экспозиции можно видеть работы учеников школы Венецианова — А.Тыранова, Н.Крылова, Г. Сороки. На последнем хочется остановиться, он мало кому известен. Настоящая фамилия художника была Васильев (Васильев сын), а Сорока — прозвище, которое со временем стало употребляться в качестве фамилии. Он был крепостным при имении Николая Петровича Милюкова «Островки» в Тверской губернии. Художник был самоучкой, но весьма способным. Рисунки Сороки увидел сосед и приятель помещика, художник Венецианов. Он высоко оценил способности крепостного и предложил ему заниматься рисованием под собственным руководством. Сорока, как и все ученики школы, работал в основном с натуры, писал портреты, пейзажи и интерьеры. Больше всего ему удавались пейзажи. Работа «Вид на усадьбу „Островки“ с Большого острова» написана в 1846 году.

4
Тверская областная картинная галерея в Путевом дворце

Сорока делал явные успехи, Венецианов рекомендовал ему поступать в Академию художеств, и даже сам ходатайствовал о его освобождении перед помещиком. Но ни освобождения, ни поступления в Академию не случилось — барин был против. Подобно Венецианову, подневольный крепостной основал свою школу, в которой обучал рисунку окрестных детишек. Он получил личную свободу только в 1861 году, с отменой крепостного права в России. После реформы Сорока участвовал в судебных тяжбах помещика с его бывшими крестьянами, писал жалобы от лица крестьянской общины, за что был арестован и вскоре покончил жизнь самоубийством.

4
Г. Сорока. Вид на усадьбу «Спасское» Тамбовской губернии
Г. Сорока. Вид на усадьбу «Спасское» Тамбовской губернии

Крупнейшим художественным центром второй половины 19 века стала «Академическая дача», основанная в Вышневолоцком уезде при поддержке Ильи Ефимовича Репина. До революции на «Академической даче» работали И. Репин, А. Куинджи, И. Бродский, В. Серов, П. Чистяков, С. Виноградов, В. Бакшеев, С. Абугов, И. Левитан, М. Курилко, П. Митурич, Н. Рерих, А. Рылов, А. Васнецов, К. Богаевский, А. Рябушкин, А. Яковлев, Н. Богданов-Бельский и многие другие известные русские художники, чьи произведения представлены в экспозиции.

2
И. Репин. Портрет Леонида Андреева
И. Репин. Портрет Леонида Андреева
3
И. Левитан. Лесистый берег. Сумерки
И. Левитан. Лесистый берег. Сумерки
2
С. Виноградов. В передней
С. Виноградов. В передней

Часть экспозиции составляют работы художников рубежа 19–20 столетий, связанных с усадьбой Домотканово (сейчас это филиал Тверской галереи, Мемориально-художественный музей В. Серова), — В. Серова, И. Ефимова, Н. Симонович, И. Билибина — и дачей «Чайка» (также филиал Тверской областной галереи, дача Витолда Бялыницкого-ББирули, на которой работали многие теперь известные люди, в том чисе художники К. Коровин, Н. Богданов-Бельский, А. Степанов, С. Жуковский, А. Моравов, В Мешков, И. Грабарь, А Архипов, В. Бакшеев, Н. Ромадин, А. Корин, Н. Касаткин, К. Бахтин).

2
И. Грабарь. Пейзаж с церковью
И. Грабарь. Пейзаж с церковью
3
К. Коровин. Вечер
К. Коровин. Вечер
7
А. Моравов. Семейный портрет
А. Моравов. Семейный портрет

Безусловно, произведениями художников, имеющих то или иное отношение к Тверской области, коллекция не исчерпывается. Художественное собрание галереи насчитывает около 32 000 экспонатов: коллекции древнерусского искусства, русской живописи, графики и скульптуры 13–20 вв., западноевропейского искусства 15–20 вв., декоративно-прикладного искусства России, Европы, Востока. За этим я обязательно вернусь в один из выходных дней. А сейчас ещё несколько замечательных работ известных художников, которые я никогда не видела даже в виде репродукций.

8
К. Маковский. Портрет детей художника
К. Маковский. Портрет детей художника
5
В. Маковский. В мастерской художника
В. Маковский. В мастерской художника
3
Л. Туржанский. Осеннее солнце
Л. Туржанский. Осеннее солнце
1
А. Головин. Щемит. Ущерб луны
А. Головин. Щемит. Ущерб луны
2
И. Машков. Натюрморт с георгинами и фруктами
И. Машков. Натюрморт с георгинами и фруктами
2
М. Шемякин. Семья художника
М. Шемякин. Семья художника

В галерее много очень красивых произведений декоративно-прикладного искусства. Это и посуда местных фарфоровых заводов, и предметы мейсенского производства. Многие аристократы считали престижным собирать коллекции фарфора, которые в 18–19 веках чаще всего становились частью дворцовых интерьеров. В Фарфоровом кабинете Тверской галереи представлена коллекция мейсенского фарфора 18 века.

1
Тверская областная картинная галерея в Путевом дворце

На полках шкафа и в горках — предметы знаменитых столовых сервизов, расписанных кобальтовой краской, а также редкие образцы раннего мейсенского периода — две супницы «Лебедь».

6
Тверская областная картинная галерея в Путевом дворце

В центре зала — декоративная скульптура «Портной на козле» (1737 г.), автором которой является главный модельер Мейсенской мануфактуры Иоганн Кендлер.

3
Тверская областная картинная галерея в Путевом дворце

Никто не проходит мимо торшера-светильника «Сион», изготовленного на тверской фабрике Матвея Сидоровича Кузнецова. Пара таких торшеров оформляла вход в Русский павильон на Всемирной выставке художественной промышленности в Париже в 1890 году. Кузнецов на Парижской выставке был удостоен высочайших наград: Большой Золотой медали и ордена Почётного легиона французского правительства.

3
Тверская областная картинная галерея в Путевом дворце

Кроме того что картинная галерея великолепна, впечатляют и интерьеры Путевого дворца, в котором она расположена. Реставрация была масштабной, длилась почти два десятилетия, и теперь восстановлены комнаты, в которых жили тверской губернатор Георг Ольденбургский и его жена Екатерина Павловна, сестра императора Александра I, принимавшие здесь многочисленных гостей, среди которых был сам император, историк и писатель, автор «Истории государства Российского» Николай Михайлович Карамзин и весь цвет тверской аристократии.

6
Парадный двухсветный зал
Парадный двухсветный зал
1
Гербовый зал
Гербовый зал
2
Камины в Гербовом зале
Камины в Гербовом зале
1
Тверская областная картинная галерея в Путевом дворце
1
Тверская областная картинная галерея в Путевом дворце

Адрес: г. Тверь, ул. Советская, 3

Дни и часы работы:

Пн. — выходной

Вт. — экскурсионный день

Ср. — Чт. — 11:00 — 18:00

Пт. — 11:00 — 20:00

Сб. — Вс. — 11:00 — 18:00

Касса закрывается за час до окончания работы галереи.

Дворцовый сад открыт в пятницу — воскресенье в часы работы галереи.

Санитарные дни в 2020 году: 26 марта, 25 июня, 24 сентября, 17 декабря.

Цикл материалов "Тверь"

  1. Тверская мозаика
  2. За «козла» отвечаю!
  3. Тверская областная картинная галерея в Путевом дворце
  4. Морозовский городок
  5. Зима в дверь — а мы в Тверь!

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Тверская картинная галерея

Россия, Тверь, ул. Советская, д. 3 Подробнее об объекте