Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была вчера 19:30
Без секрета всему свету

Горно-Алтайск, Артыбаш — Россия Декабрь 2015

Путь к Телецкому озеру

За несколько часов самолет Аэрофлота из тусклого серо-грязного московского мира перенес меня в иное измерение. В нем разноцветными блесками искрился свежевыпавший снег, а на безграничном индигово-синем небе сияло ослепительное солнце. Таким принял меня в свои объятия Барнаул, ласково шепнув на ушко: «Тебе у нас и зимой понравится!»

Наша компания, собранная с разных уголков России, с удобством разместилась в микроавтобусе, и мы отправились в снежное путешествие. Сегодня нам предстояла дорога к самому сердцу Азии — Телецкому озеру.

Алтай – Золотые Горы. Часть 14. Метель на Телецком озере

Я приуютилась в мягком кресле у замерзшего заиндевелого окошка и не заметила, как прикорнула в тепле машины. Разбудила меня какая — то чехарда света и тени, которую я увидела «широко закрытыми глазами». Открыв глаза, поняла, что это было: то здесь, то там плотно стоящие вдоль дороги заснеженные вековые ели иногда расступались, впуская внутрь своего хоровода последние пучки лучей предзакатного солнца. Они-то и били мне по глазам в попытке разбудить.

Очарование притихшей заснеженной тайги вмиг меня взбодрило. Я продышала в инее, который красивым узором разукрасил стекло, небольшую дырочку и одним глазом припала к ней в ожидании очередной встречи с неярким зимним солнцем, любуясь засыпанными снегом елками и кустарниками.

Алтай – Золотые Горы. Часть 14. Метель на Телецком озере

Вскоре мы «долетели» до Бии, рожденной Телецким озером сразу же статной красавицей — широкой и полноводной. Она послана Озером навстречу Катуни. Слившись воедино, они породят великую сибирскую реку Обь, которая соединит Миры Алтая с Мирами Северного Ледовитого океана:

Алтай – Золотые Горы. Часть 14. Метель на Телецком озере

Подобно Ангаре на Байкале, Бия — единственная река, вытекающая из Телецкого озера и выносящая 98% его водостока.

Легенда о Бие

Реки Бия и Катунь издавна почитались народами Алтая. О них сложено много красивых легенд и сказок, в которых Бия воплощала в себе мужскую силу и упорство, а Катунь — женское своенравие.

Эти две реки предстают в легендах то супругами, постоянно ссорящимися, а потом сливающимися воедино, то парнем и девушкой, убегающей из родительского дома за своим любимым. Вот одна из таких легенд.

У богатого хана Алтая была красавица-дочь Катунь. Полюбила она простого пастуха Бия и очень тосковала по нему. Узнал об этом хан Алтай, сильно разгневался и решил поскорее отдать дочь замуж за угодного ему человека. Катунь не захотела покориться воле отца и сбежала из дома, а хан собрал войско и отправил его в погоню за своенравной дочерью. Тогда Катунь превратилась в реку и кинулась со скал в долину. Узнав об этом, Бий тоже обернулся рекой и бросился вдогонку за любимой. Разгневанный Алтай воздвиг на пути дочери неприступные скалы. Долго билась о них Катунь, но все же прорвалась на свободу и в широкой долине слилась со своим возлюбленным Бием.

Так что река Бия… мужского пола и зовут ее Бий… Так же, как и Чуй, а не Чуя, кстати.

Уже в полной темноте мы въехали в открытые ворота поджидающей нас небольшой частной гостиницы. Машина, мягко затормозив на заснеженной площадке, остановилась: мы прибыли в село Артыбаш.

Телецкое озеро — сердце Азии

Усадьба «Жемчужина», в которой мы остановились, расположена на берегу северной оконечности Телецкого озера, у истока реки Бии, буквально в нескольких метрах от воды. Наскоро перекусив и побросав свои вещички, мы тут же отправились к озеру.

За калиткой берег засыпан пушистым снегом. Он такой глубокий, что я проваливалась в нем на глубину, равную длине своей ноги. Несколько шагов по чуть угадывающейся колее чьих-то давнишних следов — и я у Озера. «Алтын-Кель», «Золотое озеро», Ячаварай, «Алмазный жезл», «Драгоценность, лежащая среди гор» — это все о нем, о Телецком озере. В простонародье Телецкое озеро называют «Жемчужиной Алтая». Алтайцы считают, что «сердце Азии» покоится здесь, в прозрачных студеных водах Телецкого озера, ими же и омывается.

Сейчас здесь царит абсолютный покой. Свет Луны тщетно пытается пробиться через толщу облаков. На поверхности озера нет ни одной складочки, ни одной морщинки, и только лунная дорожка нарушает его безупречную непорочность. Замер в зимнем сне поставленный на прикол небольшой катер, а расположенные неподалеку на берегу домики приветливо сияют глазницами окон:

Алтай – Золотые Горы. Часть 14. Метель на Телецком озере

Я медленно шла по засыпанному снегом берегу, слушала звуки дня, неторопливо уходящего в ночь, и испытывала какое-то особое состояние отстраненности, когда никто и ничто не тревожит ни сердце, ни разум. Дымка тумана мягко обволакивала дома и деревья на берегу Озера, погружая и мир, и меня в сонную, будто сказочную негу:

— Галя, ты где?

Голос Андрея, прозвучавший в прозрачной тишине, вернул в действительность. Да, пора идти в теплый дом усадьбы, где ждет ужин и уютная постель.

Справочно:

Телецкое озеро является уникальным объектом всемирного природного наследия ЮНЕСКО, самым большим озером Алтая, вторым (после Байкала) по объему чистейшей пресной воды России. Площадь водного зеркала — 223 кв.км. Длина — около 80 км, средняя ширина — 3,2 км, максимальная ширина — до 5 км. Максимальная глубина — 325 м. Почти 70% воды в озеро приносит река Чулышман. Впадает в озеро около 80 рек и ручьев, а вытекает лишь одна Бия.

Впервые казаки во главе с боярским сыном Петром Сабанским (в некоторых источниках — Собанский) по реке Бия вышли к озеру в 1634 г. Местное население по старой алтайской легенде уже тогда называли озеро Золотым — Алтын-Кель. П. Сабанский в своих записях назвал его Телесским — по названию племени телесов, которое жило на его побережье. Цель похода П. Сабанского — достичь признания телесами русского подданства, сбор ясака (налога) и строительство острога. А поселение алтайцев, где казаки вышли к Телецкому озеру, называлось Артыбаш, что означает «Верхний порог», «Голова порогов». И действительно, здесь, где находится исток Бии, начинаются пороги.

Алтай – Золотые Горы. Часть 14. Метель на Телецком озере

Легенда о происхождении названия озера

В давние времена на Алтае был голод. У одного алтайца был большой золотой слиток, но, обойдя весь Алтай, мужчина не смог на него ничего купить. Раздосадованный и голодный, он бросил слиток в озеро и сам погиб в его волнах. С тех пор алтайцы называют озеро Алтын-Кель — Золотое озеро.

Утро на Телецком озере

Предрассветное утро поразило меня своей хрустальной тишиной. Туман, висевший над озером накануне вечером, рассеялся, и в чистом и прозрачном воздухе можно в деталях разглядеть мир вокруг нас.

По мере того, как день медленно наливался светом, голубой в утренних сумерках снег менял свой цвет — сначала стал светло-серым, затем побелел и вскоре загорелся алой полоской зарева на шапках снега в вершинах вековых деревьев.

Я вышла на берег Телецкого озера. Оно покоится в огромной котловине в окружении хребтов, вздымающих свои вершины на высоту более 2 тысяч метров. По его берегам растут кедры — великаны. Они сейчас по самую маковку обсыпаны пушистым искрящимся снегом. Так хочется встать под такое дерево и, как в детстве, дернуть за ветку, чтобы очутиться под снежным душем. Только кого поставить под этот «душ»? Может быть, Андрея?))

Ночь явно была морозной: поверхность озера в небольших бухточках схвачена тонкой ледяной корочкой:

Алтай – Золотые Горы. Часть 14. Метель на Телецком озере

Я говорю Андрею: «Ты готов? У тебя будет единственная попытка!». Андрей — мой давний друг, все и так понимает, слов не надо. Он кивает головой. Ну, вперед, Горшенина!

Аккуратно ломая ледок, пробираюсь к чистой воде и на несколько мгновений плюхаюсь в нее, обжигающую, словно кипяток:

Алтай – Золотые Горы. Часть 14. Метель на Телецком озере

Пока одевалась после очень бодрящего купания, Андрей настроил и запустил свой жужик. С удовольствием и улыбкой мы наблюдали за реакцией местной собачонки, не привыкшей к таким шумовым эффектам. Она сначала с отчаянным остервенением лаяла на висевший в небе коптер, а потом смирилась, угомонилась и доверчиво расположилась у ног Андрея.

Алтай – Золотые Горы. Часть 14. Метель на Телецком озере

Увы, солнце нас радовало недолго. Лишь осветив золотом горы на противоположном берегу озера, вскоре оно надежно скрылось за облаками:

И повалил снег, на глазах заравнивая все неровности и шероховатости, и без того увеличивая сугробы, под которыми от морозов скрылись невысокие кустики и молоденькие деревца:

Алтай – Золотые Горы. Часть 14. Метель на Телецком озере

После завтрака наш путь лежал в поселок Яйлю, расположенный на берегу Телецкого озера. Во время движения к Яйлю снегопад не прекращался ни на миг. Снежинки неслись к земле плотными струями. Жесткий ветер, уже набравшийся холодом, хлестко бросался снегом во все стекла нашей машины:

Алтай – Золотые Горы. Часть 14. Метель на Телецком озере

Так вот ты какая — зима на Алтае. Свистишь снежной вьюгой, щиплешь легким морозцем, засыпаешь снегом. Красивая и строгая!!!

Яйлю и Поклонная Сосна

Наш микроавтобус остановился на перевале, после которого начинается длительный и крутой в 2,5 км спуск до самого поселка Яйлю. Не всякая машина даже летом сможет забраться из поселка на перевал. Что уж говорить по снежную зиму… Поэтому в Яйлю мы отправились пешком.

Я безотчетно радовалась, предвкушая приятную прогулку по дороге в окружении заснеженного леса. Но почти сразу, буквально через несколько шагов, поскользнулась и жестко упала: под слоем пушистого снега скрывался лед. Легко и весело шагать семимильными шагами в таких условиях было невозможно. Пришлось осторожно семенить, контролируя каждый шаг и опираясь на разложенную треногу штатива. Вокруг стояла немыслимая красота: трава, кустарники, деревья — все было засыпано и продолжало засыпаться снегом. Но не до нее мне сейчас было. «На обратной дороге достану камеру» — думала я, надеясь, что к вечеру интенсивность снегопада уменьшится. Честно говоря, про обратную дорогу думать как-то не хотелось: ведь она будет все время вверх!

Минут через 40 мы подошли к Яйлю, напрочь засыпанному, заметенному снегом. Если бы не дым, дружно валивший из печных труб домов, я бы подумала, что деревня вымерла — ни одного жителя на улице мы не встретили:

Справочно

Яйлю — третий по величине поселок на Телецком озере, здесь расположена Центральная усадьба Алтайского государственного природного заповедника. В переводе с алтайского «яйлю» означает «плодородный, имеющий летнее пастбище». Жители поселка называют его как «теплое место»: здесь находится одно из самых теплых мест Сибири с плюсовыми среднегодовыми температурами. Уникальный рельеф и близость Телецкого озера способствовали созданию здесь мягкого влажного микроклимата, благодаря которому в этой части озера наблюдается гигантизм растительности — на Торотском хребте и на мысах возле поселка произрастают самые крупные экземпляры кедров (до 1,5 м в обхвате и более), а в самом поселке растет более ста сортов фруктовых деревьев и кустарников.

Официальной датой основания Яйлю считается 1812 год. Однако, о поселении Яйлю впервые упоминается в записях Петра Сабанского, который после прибытия по реке Лебедь на Телецкое озеро по долине реки Камга спустился в п. Яйлю и был очень удивлен, увидев озеро не замерзшим, т. к. на дворе был февраль.

Пройдя через деревню, мы вышли к Телецкому озеру. Оно встретило нас совсем не дружелюбно — на берегу бушевала полномасштабная метель. Порывы пронизывающего ветра бросали в лицо снежные колючки, а по мрачно-серой воде носились «белые барашки». Кипенно-белое безмолвие обступило со всех сторон:

Алтай – Золотые Горы. Часть 14. Метель на Телецком озере

Здесь на берегу уже много-много лет растет Сосна. Каких только имен ей не придумывали: Пьяная Сосна, Сосна, склонившаяся перед величием Телецкого озера. Жители поселка помнят ее именно такой — склоненной к озеру, опершуюся о землю на свои руки-ветви. Стояла ли она когда-нибудь вертикально, тянущейся вверх, к небу и солнцу, и не помнит никто.

Алтай – Золотые Горы. Часть 14. Метель на Телецком озере

Жительница Яйлю Галина Альчиевна Туймешева сочинила вот такую легенду про Сосну, после которой дерево стали называть Поклонной Сосной.

Легенда о Поклонной Сосне

Высоко в горах росла молодая сосёнка. Крепко укореняясь, она тянула свои ветви ввысь, к небу, к солнцу и радовалась жизни. Но когда она поднялась над своими подругами, то увидела далеко внизу огромное озеро Алтын-Кёль. Оно сверкало и переливалось на солнце, когда ветер играл его изумрудной, прозрачной водой, манило своей красотой и зачаровывало своим величием и мощью. И захотелось сосне оказаться на берегу этого озера, чтобы полюбоваться вблизи прекрасным озером, но корни уже были крепки и глубоко вросли в землю так, что не сдвинуться ей с места. Поняла сосна, что ей не быть уже никогда вблизи прекрасного озера, и тогда она стала посылать своих дочек-семечек к озеру, с наказом передать озеру за его красоту и величие от неё низкий поклон. Не все дочки долетели до берега озера. Лишь одной семечке удалось преодолеть этот трудный путь. Упав на берег озера, семечка быстро пустила свои корни в благодатную землю Алтая. Помня наказ матери, сосёнка торопилась расти и тянуться всеми ветвями к озеру. Так и выросла она, в низком и вечном поклоне, исполняя наказ матери, и сама очарованная красотой и величием Алтын-Кёля.

… Вскоре нашей компании стало понятно, что закатное солнце не сумеет пробиться через свинцовые наполненные снегом тучи. Запас снега, падающего с неба, казалось, был неиссякаем. Пришлось повернуть назад, чтобы попытаться засветло дойти до ожидающей нас машины. Мы с Андреем пошли не торопясь, болтая обо всем на свете, и сразу же отстали от нашей группы.

Дневной свет, приглушенный снежной пеленой, постепенно гас, уступая место вечернему сумраку. Он мягко заполнял лес, с каждой минутой все больше и больше заливая его темнотой.

Алтай – Золотые Горы. Часть 14. Метель на Телецком озере

Мне казалось, что я чувствую ту тишину, накрывшую лес. Такой она бывает только тогда, когда на смену уходящему дню приходит глухая ночь.

Когда сгустились сумерки, мы с Андреем разделились — каждый из нас пошел своим темпом. Некоторое время я еще могла видеть очертания деревьев вдоль дороги, уперто сопротивлялась тому, чтобы включить фонарь-налобник: ведь тогда все «уйдет в черноту», и будет видно лишь то, что осветит фонарь на пару метров вокруг.

В темноте не видны никакие ориентиры, нет ощущения, что ты движешься, а не стоишь на месте. И я быстро поняла, что вот так тупо идти, не видя цели, просто невыносимо. Чтобы хоть чем-то занять мозги, стала считать шаги, решив, что до машины их должно быть не менее тысячи пар. Но вскоре все вокруг погрузилось в такую непроглядную темень, что перестали угадываться даже контуры дороги, белеющей на фоне темного леса. Тогда я все же включила фонарь — и мне сразу полегчало: на засыпанной свежим снежком дороге четко отпечатались чьи-то следы, как раз под длину моего шага. По ним я и пошла гораздо бодрее. А когда впереди замаячили какие-то огоньки, то решила, что все, дошла. Но фонарем светил Андрей, поджидающий меня на очередном повороте дороги:

Алтай – Золотые Горы. Часть 14. Метель на Телецком озере

— Куда ты подевалась? Я уже стал беспокоиться, что тебя долго нет.

— Да иду я, иду, куда денусь-то? Лес дремучий кругом со снегом по пояс. Захочешь заблудиться — не получится!

Вместе шагать оказалось гораздо веселее, и вскоре мы дошли до машины, которая поджидала только нас: остальные туристы не только отогрелись в тепле ее салона, но уже и обсохли.

Кстати сказать, до машины я насчитала 850 пар шагов, хотя, кто знает, чего в темноте насчитала и сколько раз начинала с начала.)))

Андрюша Колин, спасибо тебе за мои веселые фото!)))

Источники дополнительной информации:

1. «Алтай» Изд. Сургут Диорит 2003 г. Г. Корченкин, А. Проваторов, В. Матвеев
  2. Путеводитель по Горному Алтаю. Начало. Изд. Новосибирск, 2009
  3. Путеводитель Алтай. Ле Пти Фюте. Изд. Москва «Авангард», 2003
  4. Путеводитель Алтай, Туризм. Отдых. Здоровье. Под ред. А. Проваторова, 2008
  5. Александр Лебедев «В горах Алтая». Изд. Игоря Балабанова, 2009
  6. Интернет-ресурсы: http://www.turistka.ru/altai/info.php?ob=1101, http://www.turistka.ru/altai/info.php?ob=29 , http://putevoditel-altai.ru/load/1289-istoriya-poselka-yaylyu.html, https://fb.ru/article/227010/biya-reka-opisanie-gornyiy-altay

Другие мои рассказы про путешествия по Алтаю:

АЛТАЙ — Золотые Горы. Часть 1. Новые приключения Г. и К°

АЛТАЙ — Золотые Горы. Часть 2. По Чуйскому тракту. Китайская грамота и пирожки с хреновиной

АЛТАЙ — Золотые Горы. Часть 3. По Чуйскому тракту. Вдоль Катуни и Чуи

АЛТАЙ — Золотые Горы. Часть 4. По Чуйскому тракту. Про гейзеровое озеро и искушение повернуть «налево»

АЛТАЙ — Золотые Горы. Часть 5. Клям, марсианские пейзажи и мясо на камне

АЛТАЙ — Золотые Горы. Часть 6. Про памятник в степи, озеро с пупком и долину 100 лиственниц с единственным деревом

Алтай — Золотые Горы. Часть 7. Лунные похождения на Земле, жизнь теленгитов и карликовые березки в сумерках

АЛТАЙ — Золотые Горы. Часть 8. Рассвет на горе, озеро на Чуе и звезды над Тыдтуярыком

Алтай — Золотые Горы. Часть 9. Прощальный рассвет

АЛТАЙ — Золотые Горы. Часть 10. Зоопарк в Тыдтуярыке и действительно последнее дерево в Кош-Агаче

АЛТАЙ — Золотые Горы. Часть 11. «Теплый ключ» и пожар на «Урале»

АЛТАЙ — Золотые Горы. Часть 12.1. Чулышман — Речища. Красные ворота, Мертвое озеро и перевал Кату-Ярык

АЛТАЙ — Золотые Горы. Часть 12.2. Чулышман — Речища. «Грибы» в урочище Аккурум и путь к неприступному водопаду Учар