Galina Gorshenina Пользователь — была сегодня 20:35

АЛТАЙ – Золотые Горы. Часть 4. По Чуйскому тракту. Про гейзеровое озеро и искушение повернуть «налево»

11 октября 10:14 Горно-Алтайск, Акташ, Кош-Агач, Чемал — Россия Сентябрь 2018

Курай

Дорога, зажатая горами и рекой, внезапно вырывается в распахнутую ветрам горную степь — Курайскую степь, над которой вдали вырастают белоснежные пики, покрытые вечными снегами. И сразу становится понятно, что увиденные раньше обрывы и вершины совсем не высоки. А настоящее ВЕЛИЧИЕ — вот оно, здесь: торжественно вздымающиеся к небу вечные горы, лестница, ведущая прямо в небо.

Зимой:

Если в поселке Курай свернуть направо с Чуйского тракта, можно добраться до альплагеря Актру, находящегося в одноименном ущелье. Здесь ледник Малого Актру спускается с гор прямо к границе леса. На берегу реки, берущей своё начало из ледников Северо-Чуйского хребта, расположен альплагерь со своей давнишней историей: в середине 1930-х годов в ущелье была основана гидрометеостанция, гляциологический стационар Томского государственного университета как база для проведения учебных и научно-исследовательских работ по изучению ледников. С 1938 г. здесь начал работать старейший на Алтае, первый в Сибири альплагерь. В довоенные годы альплагерь подготовил свыше 30 инструкторов и 2000 значкистов. В переводе с алтайского «актру» означает «белое стойбище».

Из альплагеря можно совершить трек к леднику Большой Актру и Голубому озеру и, при желании, искупаться в нем.

Но мы едем по Чуйскому тракту только прямо и вперед.

Гейзеровое озеро

Недалеко от поселка Акташ расположено Гейзеровое озеро. Уже несколько лет я слышу про это чудо Природы, находящееся в шаговой доступности от Чуйского тракта, но ни разу своими глазами его не видела. Чтобы преодолеть всего пару километров от трассы до озера раньше требовались болотники, и только самые отчаянные и любопытные решались на такое приключение. Сейчас же по заболоченным местам проложены мостки, и можно пройти буквально не замочив ног.

Гейзеровое озеро представляет собой небольшой проточный водоем, который питается ручьями и родниками. Судя по всему, родники периодически замирают. А когда оживают — вбрасывают смесь голубой глины и песка, которая формирует на дне озера всевозможные рисунки. У озера можно проводить часы, наблюдая за их изменениями.

Акташ

Свернув в Акташе с Чуйского тракта налево, вы начнете свое путешествие к знаменитым Пазырыкским курганам, в долину реки Чулышман и к южному берегу Телецкого озера. Вы проедете через Красные ворота, увидите «Мертвое» озеро Чейбеккёль, можете искупаться в озере Киделю, взглянете на Пазырыкские курганы, замрете от восторга и страха, спускаясь с перевала Кату-Ярык. Став палаточным лагерем в долине реки Чулышман, можно совершить однодневные радиальные походы к каменным грибам урочища Аккурум и Большому Чульчинскому водопаду — самому большому каскадному водопаду в Горном Алтае. У водопада есть собственное имя: Учар-«неприступный». Обо всем этом я расскажу позже.

Река Чулышман:

Красные ворота:

Озеро Киделю:

Пазырыкские курганы:

Перевал Кату-Ярык:

Путь к водопаду Учар:

Водопад Учар:

Урочище Аккурум:

Но сейчас мы никуда не сворачиваем и продолжаем свое движение по Чуйскому тракту в сторону монгольской границы, а примерно на 876 км повернем с трассы налево и по грунтовой дороге проедем еще несколько километров: вот так почти незаметно, за разговорами мы и добрались до ущелья Тыдтуярык, которое занозой застряло в моем сознании. Здесь в юрточном кемпинге Golden Camel нам предстоит пожить и совершить несколько увлекательных экскурсий по близлежащим долинам и взгорьям.

Баня, роскошный ужин, удобная кровать в натопленной юрте… Что еще нужно туристу, переполненному от эмоций и впечатлений длинного дня?

Источники дополнительной информации:

1. Г. Корченкин, А. Проваторов, В. Матвеев «Алтай». Изд. Сургут Диорит, 2003.
  2. Путеводитель Алтай. Ле Пти Фюте. Изд. «Авангард», Москва, 2003.
  3. Путеводитель Алтай, Туризм. Отдых. Здоровье. Под ред. А. Проваторова, 2008.
  4. Путеводитель по Горному Алтаю. Начало. Изд. Новосибирск, 2009.
  5. Александр Лебедев «В Горах Алтая». Чебоксары: Издательство Игоря Балабанова, 2009.
  6. Путеводитель «Чуйский тракт и повороты с него», изд. Горная страна, Новосибирск, 2016.
  7. Фильм Андрея Леонтьева о Чуйском тракте.

Другие мои рассказы про путешествия по Алтаю:

АЛТАЙ — Золотые Горы. Часть 1. Новые приключения Г. и К°

АЛТАЙ — Золотые Горы. Часть 2. По Чуйскому тракту. Китайская грамота и пирожки с хреновиной

АЛТАЙ — Золотые Горы. Часть 3. По Чуйскому тракту. Вдоль Катуни и Чуи

АЛТАЙ – Золотые Горы. Часть 5. Клям, марсианские пейзажи и мясо на камне

АЛТАЙ – Золотые Горы. Часть 6. Про памятник в степи, озеро с пупком и долину 100 лиственниц с единственным деревом

Алтай – Золотые Горы. Часть 7. Лунные похождения на Земле, жизнь теленгитов и карликовые березки в сумерках

Olga-Valeriia2017
11 октября 11:31
Прекрасный и таинственный Алтай, фото супер! рискнула одну на фото дня..
11 октября 12:29
таинственный Алтай? так ведь он же рядом совсем! и там так много красивого!!
11 октября 12:21
Галя, гейзеровое озеро - отпад! До чего ж матушка-природа причудлива! Напомнило мне кое-что... в Турции есть очень красивое искусство эбру - "водяная живопись"... очень похожие узоры получаются )
И налево так тоже здорово сходить, никакого "право" не надо, когда есть такое "лево"
11 октября 12:25
про то, что есть налево и направо, отдельно буду рассказывать! оно того стоит!
а про водяную живопись ролик смотрела, зачаровалась вся! )))
11 октября 13:20
Галя, какие-то фантастически красивые места ты нам показала.
11 октября 15:13
И это мы еще только по Чуйскому тракту едем! И я немного показываю, что есть направо-налево от него. ) А дальше мы поедем кататься по окрестностям! Не отставай по дороге! )
11 октября 16:46
Galina_Gorshenina писала 11 октября 15:13
Не отставай по дороге! )
Я с вами!
sbasman
11 октября 14:49
Галя, где ты находишь такие красивейшие места Какая глубокая бирюза у Гейзеровова озера
11 октября 15:12
Света, спасибо!! Я это Гейзеровое озеро вот только нынче увидала, а знаю про него уже несколько лет! Красивое оно, и там на дне все время что-то происходит! Оторваться невозможно!
11 октября 16:12
Эта желтая березка на берегу Катуни будет теперь во сне сниться. Гейзерово озеро - анриал просто. На лампу похожа, в которой булькает субстанция при нагреве!
11 октября 17:45
ага, такого цвета кислотные озёра на Камчатке!
11 октября 16:53
Какие виды, а!
Всё таки природа первична по отношению ко всему. Отличные фото, увы, сегодня не могу отправить их в "фото дня" сайта Порывался чуть ли не каждую вторую.
11 октября 17:20
у тебя ещё будет возможность!)) я ведь галопом пробежалась по ЧТ, а о том, что есть по сторонам, буду рассказывать отдельно! ))
11 октября 17:26
Знаешь, искренне завидую тебе. Красоты, созданный людьми не сравнить с красотами природы. Ни разу... И ты раскрываешь их для нас
11 октября 17:42
не надо завидовать! радуйся вместе со мной’ и знай, что есть такие места и, кстати, вполне доступные!
11 октября 17:43
Я по белому. С удовольствием
11 октября 19:19
А ужин -то действительно роскошный. Заслужили!
11 октября 20:27
лагман! божественный!!
11 октября 21:36
Это чувствуется даже по фото.
11 октября 21:38
а вот еще мясо на камне скоро будет!!! ты даже запах почувствуешь!!!!
11 октября 21:51
Слюнки уже текут.
11 октября 22:01
Вот, делюсь. Чувствуешь аромат?
11 октября 22:20
Ещё бы!
11 октября 21:15
Галя, я знала, что Алтай очень хорош, но что до такой степени!!!! Озеро вообще сумасшедшее!
11 октября 21:28
Точно, Анют!! Алтайскую красоту смотреть -не пересмотреть!!
11 октября 21:16
Побывав первый раз в Баварии стала показывать своей подруге и её мужу фотографии Альп, а они мне в униссон это ещё так, вот у нас на Алтае красотища. Я им не верила,
а теперь говорю красотища на Алтае!
11 октября 21:28
и еще ее много будет! ))
ollennka
11 октября 22:16
Одни только названия вводят в блаженный транс.
11 октября 22:20
это с непривычки!!
ollennka
11 октября 22:22
Это от долгой разлуки. Я сама из Барнаула.
ностальгия... ))
11 октября 23:00
Красиво! Очень понравилась фотография про двух туристов - осенью - вдоль реки.
12 октября 16:15
спасибо, Миша!!!
Galina_eremina-1
12 октября 7:36
Галя, я так рада, что ты побывала на Гейзеровом озере, потому что сама была в изумлении и восторге, когда его увидела. У тебя рисунок озера совсем другой.
12 октября 16:16
вечером! мое озеро уже почти в сумерках! более спокойные цвета, мне кажется!)
olgazav59
12 октября 8:48
Галина, я в полном восторге от увиденных мест . Хотела написать: гейзеровое озеро - лучше всех, ан нет, и водопад Учар - не хуже, и урочище Аккурум красиво Вообщем все фантастически-непередаваемо восхитительно Красивейшие места вы на показываете!
12 октября 16:33
про Учар,Аккурум я ещё буду рассказывать! фантастически красивые места!!!
12 октября 14:36
Галюсь, вот всегда ты с чудесами Гейзеровое озеро, конечно, бомба! Невероятная природная акварель)
я стараюсь, Юльчик!!!
12 октября 16:15
Много красоты!!!
12 октября 15:38
Вроде видела все эти виды и не один раз, и не у одного фотографа, а все равно голову сносит от красоты! И ведь каждому Алтай показывает что-то особенное, словно у него для всех припасены особые подарки...
12 октября 16:34
Таня, Алтай не постижимым! там столько красоты, и каждый видит ее по- своему!
12 октября 22:40
Гейзеровое озеро в мечтах на самом главном месте! Очень-очень хочу!!! А к водопаду только такая стремная тропа по скале ??? Ни за что !
14 октября 21:52
Гейзеровое озеро - совсем недалеко от Чуйского тракта! Никаких проблем нет его увидеть1 ))
14 октября 22:02
Galina_Gorshenina писала 14 октября 21:52
Никаких проблем нет его увидеть1 )
- думаю, к нему всех завозят?
14 октября 22:03
мимо трудно проехать, рядом с трассой ведь, недалеко от Акташа.
14 октября 22:05
я очень надеюсь, что всё летом сложится...
как будет инфо - сразу дам знать! )
13 октября 0:34
Гейзеровое озеро просто фантастика! Алтай в осенних красках очень мне понравился! Хотя и зимой тоже красиво. Ночевка в юрте это интересный экспириенс!
14 октября 21:52
Осенний Алтай особенно красив! Тополя, лиственницы в янтарном наряде!!
13 октября 11:24
Невероятные места, куда не поверни) Зимние фотографии проигрывают осенним, но тоже хороши! Тропа по обрыву опасная, вы рисковая.
Кто такие значкисты?)
14 октября 21:54
значкист - человек, имеющий значок как свидетельство о квалификации, выполнении каких-нибудь нормативов. ))
Про дорогу к Учару я еще буду рассказывать! ))
Lyudmila_Klyopova
13 октября 21:05
Галь, какая ты молодец!
14 октября 21:54
я стараюсь! ))
Elena_Antjufeeva
14 октября 5:10
Знакомые места! Алтай прекрасен в любое время года, сюда можно ездить бесконечно, он дает силы и энергии. Прекрасный рассказ, спасибо!
14 октября 21:55
Это да, я согласна!!
violik
14 октября 13:49
Боже! Какая же красота! Слов нет. И ведь это всё - Россия-матушка!!!
14 октября 21:55
У нас много прекрасных мест! )))
16 октября 21:35
Как же я соскучилась по твоим рассказам, Гала! Давно не была на сайте...
16 октября 21:48
Привет!!!! Я тебя потеряла!! Надеюсь, у тебя все в норме? )
17 октября 9:32
Да я тут в ремонтах застрявшая была Послезавтра с мужем летим на Крит продлевать лето.