Турист Сергей (Alware)
Сергей — был 26 февраля 17:41
Круг интересов на ближайшие год-два: Йемен, Саудия, Тимор и север Африки

Руан, Ле Мон-Сен-Мишель, Кемпер, Карнак — Франция Июль 2019

Приходящий в себя после грандиозного праздника Париж удалялся километр за километром. Дабы не потеряться в хаосе столичных пробок и платных зон, благоразумно взяли прокатное авто в аэропорту, просто вернувшись туда на метро.

Нашим спутником на половину периметра Франции стал Опель Астра. Почему-то эта машинка крайне любима прокатчиками, большую часть Европы за рулём исколесил именно на различных модификациях Астр. Знакомая, надёжная, а для двоих без багажа и вполне себе просторная.

Перегоны на сотни и сотни километров впереди, на первый день же просто за часок добраться в Руан. Закупить продуктов, погулять и выспаться.

Хороший маршрут. Орлеанская дева, карнакские камни

Жильё забронировал на одной из центральных пешеходных улиц, вот на этой. Фахверковый старинный дом и маленькая уютная студия 101 Rue Cauchoise. Хозяин, приятнейший пожилой мужичок, присматривает за несколькими квартирами своих сыновей, эта одна из них. Провёл по центру, показал въезд на подземную парковку. С парковками в городе просто катастрофа, а тут прямо на центральной площади и напротив супермаркета.

Студия обставлена современно, а сам домик старый. Балки рассохшиеся, штукатурка обновлена.

Хороший маршрут. Орлеанская дева, карнакские камни

Такими домиками усыпан исторический центр Руана. Центральная площадь, рыночная. Один из немногих городов, где главный собор и его площадь не являются абсолютными туристическими доминантами.

Не влезающая ни в один объектив, хвостатым чешуйчатым драконом развалившаяся на площади церковь Жанны Д’Арк — центр притяжения города. Постройке 40 лет, но и сегодня она выглядит весьма футуристично, несмотря на слегка потрёпанный вид и рынок, частично интегрированный в церковное здание.

Примечательно, что витражи, которые мы не успели оценить изнутри по причине позднего приезда и раннего старта, сохранились с 16 века. Рыночную площадь до 1944 года украшала церковь святого Винсента, повреждённая войной и окончательно разобранная к 1945-му. Но витражи в ней чудом успели снять и надёжно спрятать.

Огромный крест — место сожжения орлеанской девы, святой покровительницы города. Причём место это достаточно точное, кострище с остатками столба нашли в ходе археологических раскопок.

Хороший маршрут. Орлеанская дева, карнакские камни

Жанна смотрит на костёр, забившись в каменную складку церковной стены.

Мы увидели Руан на закате, и Руан на закате хорош. Тёмные улочки, по очереди ловящие торопливые лучи заходящего солнца. Блики брусчатки, тепло деревянных балок. Суета переполненных ресторанов.

Хороший маршрут. Орлеанская дева, карнакские камни

И золото, золото средневековых астрономических часов, золото на витринах золото на пламенеющей готике собора.

И кружева Нотр-Дам-де-Руана, слегка потемневшие от времени, но выигрышно заигравшие контрастами в мягком закатном свете.

Хороший маршрут. Орлеанская дева, карнакские камни

Кажется, это самый красивый каменный фасад из всех, что я видел. Собор огромен, зажат домами и запечатлеть его целиком нереально. В своё время Клод Моне для написания собора с двух ракурсов снял две комнаты в разных частях площади, только так можно было изобразить перспективу с натуры.

По вечерам летом на соборной площади устраивается светомузыкальное шоу на морскую тематику. Хозяин апартаментов крайне рекомендовал посетить, но усталость взяла верх. Кафешки, тем временем, закрывались, наши желания в отношении ужина скатывались от горячего стейка к хотя-бы-пицце, но в итоге пришлось подточить закупленный днём продуктовый запас, уже упакованный в багажник.

Хотелось встать с рассветом и успеть хотя бы часик прогуляться по бетонному центру Гавра, объекту Всемирного наследия, но сон и лень победили.

Если просить меня из прошлого, до начала планирования этой поездки, какие достопримечательности Франции я бы очень хотел посетить — ответом стал бы короткий список из трёх пунктов. Замки долины Луары, Мон-Сен-Мишель и пещеры Шове/Ласко. И если пещеры отложились на как-нибудь в другой раз, замки и аббатство составили костяк маршрута.

Хороший маршрут. Орлеанская дева, карнакские камни

Первый объект Всемирного наследия в стране, наслаждение для глаз и ужас социофоба, переполненный муравейник, нет, термитник. Скальное аббатство Ммон-Сен-Мишель предстало перед нами ближе к обеду.

Запарковавшись на жаре под кустом по ценнику парковки в центре Парижа в час пик, решили размяться и потопали огородами. Загорательная прогулка с приближающимися очертаниями полуострова, в хорошую погоду заметными далеко с шоссе. Тем более, по деревянному настилу идти ну очень приятно.

Хороший маршрут. Орлеанская дева, карнакские камни

Полуостров расположен в крупнейшем заливе Нормандии. Отчаянные туристы то и дело пытаются штурмовать обманчиво узкую протоку…

…но поворачивают на дорогу, с трудом вытаскивая моментально увязающие ноги. Лиман смертельно опасен, таблички с предупреждениями понатыканы по всем берегам.

Хороший маршрут. Орлеанская дева, карнакские камни

В конце дороги туристы рассыпаются по песочку, чтобы затем столпиться на узком входе в крепость. Толкаться внутри категорически не хотелось, комплекс субъективно интересен исключительно снаружи и издалека, но хотелось проверить возможность интересно пообедать. Время, как говорил Винни Пух, подкрепиться.

Заведение, вызывавшее массу сомнений, и потому требовавшее осмотра вживую — раскрученный ресторан У матушки Пуляр. Отзывов о нём больше негативных и это скорее дорогостоящее шоу, нежели качественная еда.

В общем, так и есть. 40–75 евро с человека комплексный обед — омлет из печи с добавками и набор закусок. Сам процесс приготовления отлично просматривается от входа, если не наглеть, сотрудники не будут мешать съёмке.

Решили таки поэкономить и пообедать в городе. Правильно решили.

Хороший маршрут. Орлеанская дева, карнакские камни

На улочках аббатства форменный адок. Даже не стали пытаться отстоять очередь наверх, подышали кондиционированным воздухом в сувенирной лавочке и назад, на море.

Прогулки по песку это отдельное развлечение. Если у вас есть прокатные резиновые сапоги или источник пресной воды. В город с грязными ногами не пускают, то есть не пройти даже в общественный туалет. Говорят, есть где-то краник с водой в закутке стены, но мы его не нашли.

Стоило, конечно, предусмотрительно взять по полторашке водопроводной воды с собой, но не додумался. Ограничились прогулками в сухой зоне, там, где японцы устраивают фотосессии в вечерних платьях, а детишки лепят замки.

Хороший маршрут. Орлеанская дева, карнакские камни

В полдень большинство едален закрываются, несмотря на толпы голодных туристов. Тем лучше, так и плюхнулись бы на веранду первого попавшегося ресторана, поморщившись от обилия нулей в ценнике, но приняв дороговизну за данность места.

А так — набрели на великолепный бюджетный ресторанчик La Rôtisserie. Специализируется на местной кухне, есть не только нормандские сидры, но даже аббатское пиво!

Хороший маршрут. Орлеанская дева, карнакские камни

Ночевать поехали в Кемпер. Хороший старт для Бретани, город, не избалованный туризмом и оттого бюджетный, тихий, совершенно самодостаточный.

Заселились в привокзальном Hotel TGV. Выбор бюджетных отелей в городке крайне скромен, здесь же почти центр, супермаркет под боком, кофейня за углом.

Из окна понаблюдал за приставучим паломником. Битый час мучил бедолаг, решивших встретить закат под чашечку кофе, демонстрировал Tarjeta de Peregrino, забитую печатями и явно чего-то хотел. Забавный персонаж, но ведёт себя как экзотическая назойливая муха.

Хороший маршрут. Орлеанская дева, карнакские камни

Туристы если и посещают Кемпер, то ради прогулок по скалистому побережью, изобилующему гротами и тихими бухтами с белым песочком. Мы же здесь ради недорогого ночлега и близости к Карнаку.

Милая французская провинция без шума и мигрантов. Гордость Кемпера — фаянс по средневековой технологии, и фаянсовые тарелочки — главный сувенир места.

Хороший маршрут. Орлеанская дева, карнакские камни

Магазин сардин. Вот прямо целый магазин одних сардин. Был закрыт, да и с собой ввиду ручной клади ничего бы не захватили, но как же это круто! Я магазин, нет, мини-магазинчик консервов только на Ямале видел.

Старый город, заложенный кельтами и сохранивший почти половину оригинальной планировки. Маленький, тесный, зажатый между громадой собора и развалинами крепостных стен.

Хороший маршрут. Орлеанская дева, карнакские камни

Помешанность французов на экологичности. Лошадка-мусоровоз. Кажется, ни в одной стране я не видел столько «зелёных», «веганских», «экологичных» отделов в каждом супермаркете.

Поужинали традиционно дома, а вот посидеть с видом на старину отправились в исторический центр. Вот он, настоящий бретонский домашний сидр с правильной подачей. Оказался неожиданно густым и тягучим, практически без газации, с ярким привкусом яблочной косточки.

Ранним утром, перехватив кофе в уже открытой кофейне, полетели в Карнак. Так, чтобы попасть к открытию музейного комплекса и не толкаться.

Ага. Едва нашли место для парковки где-то на обочине. Пик туристического сезона, народ буквально ночует на входе в достопримечательности.

Хороший маршрут. Орлеанская дева, карнакские камни

Казалось бы, Карнак — известный египетский город, но во Франции есть не менее значимая локация. Крупнейший в Европе комплекс мегалитов.

Экскурсий на русском нет, на английском проводятся пару раз в день и раскуплены вперёд. Зато доступ в музей и в саму зону менгиров бесплатный.

Самый популярный маршрут по пяти зонам камней — шесть километров в одну сторону. Его можно разделить на блоки по 1–2 километра, на таком расстоянии друг от друга находятся выходы с троп. В музее на информационной стойке выдают карту и поясняют, где искать интересные места (дольмены, обзорные вышки).

Обнаруженных и каталогизированных камней в комплексе чуть более трёх тысяч. Это малая часть былого масштаба, неолитический комплекс веками разбирался на хозяйственные нужды. Часть мегалитов осела в заболоченных лесах. Проблем добавляет расположение камней на территориях двух соседних регионов, не способных договориться о единообразном подходе к сохранению памятника.

Со смотровой башни открывается панорама крупнейшей площадки стоячих камней, Менек. Здесь более 1 100 менгиров, и большая часть находится в первоначальном положении. На других площадках крупные мегалиты поднимали с помощью строительной техники.

Хороший маршрут. Орлеанская дева, карнакские камни

Для массовых прогулок организованы тропы по периметру участков, но организованные группы спокойно гуляют между камнями, ничего не мешает сделать то же самое самостоятельным туристам. Для любопытствующих часть мегалитов перемещена к оградам, потрогать-обнять.

На территории комплекса восемь крупных дольменов и несколько курганов, все дольмены восстановленные. Если нет желания искать мелкие по лесам, а леса здесь по-настоящему дремучие, у шоссе расположен самый большой памятник.

Считается, что курганы и дольмены — единственные объекты религиозно-погребального значения. В остальном комплекс скорее астрономическая лаборатория, аналог Стоунхенджа.

Хороший маршрут. Орлеанская дева, карнакские камни

Переходы между группами дольменов тоже когда-то были заполнены камнями, но их растащили при строительстве дорог и зданий. Кое-где попадаются группы менгиров, между которыми устроены пикниковые зоны, столики в тени пятитысячелетних камней.

Мы обошли три основных группы, не углубляясь в леса. Однообразно, но впечатляюще. Теперь к самому крупному дольменному памятнику Африки добавился такой же в Европе.

Хороший маршрут. Орлеанская дева, карнакские камни

Карнак расположен на мысу, врезающемся в атлантическое мелководье. Город окружён протоками и литоралями. Идеальное место для разведения моллюсков, это исторический промысел городка.

Сегодня день устриц, отправляемся в малоизвестное местечко с собственным выловом моллюсков, Les Huîtres Cochennec.

Вид на обмелевшую литораль не самый живописный, зато свежайшие морепродукты прямо из садков по приятному ценнику гарантированы.

Хороший маршрут. Орлеанская дева, карнакские камни

К сетам в меню включается напиток, вино или что-то безалкогольное.

Несмотря на удалённость и лёгкую захолустность места, к обеду свободных столиков не найти. Мы успели на полчаса раньше основного наплыва посетителей.

Хороший маршрут. Орлеанская дева, карнакские камни

Ровно из таких ловушек живность выгружают в аквариумы, разделывают и подают. Даже креветки полусырые, слегка обваренные кипятком.

Жизнь в литорали имеет свои плюсы. Да, запахи не из приятных, но к ним привыкаешь. Зато как удобно чистить днища лодок, половину лунных суток стоящих на зелёных лужайках!

Хороший маршрут. Орлеанская дева, карнакские камни

С превеликим удовольствием расправился с метром устриц под пару бокалов ледяного вина.

Ну, и напоследок, перед дальней дорогой, погружение в Атлантику.

Хороший маршрут. Орлеанская дева, карнакские камни

Несмотря на подкрадывающуюся к Европе аномальную жару, океан оставался бодряще прохладным. Я купаний не любитель, Марина поплавала в солёной водичке. Это наш единственный пляж за весь отпуск.

Толком позагорать, впрочем, не получилось. Впереди длинные перегоны, и очень хочется успеть вечерком увидеть Гобелен Апокалипсиса.