Турист Сергей (Alware)
Сергей — был 26 февраля 17:41
Круг интересов на ближайшие год-два: Йемен, Саудия, Тимор и север Африки

Париж — Франция Июль 2019

Всё было обычно. Долго и тщательно готовил летний маршрут для семейной поездки по Скандинавии, на своём авто, с палатками, супербюджетно.

Но за месяц до даты выезда планы посыпались. Бюджет, не успев оправиться от майского Сомали, уже потянулся авансом в Туркменистан. Марине не согласовали отпуск. Да и в хронометраж двух недель желаемое кольцо если и вписывалось, то с перегонами по 7–10 часов в сутки. С детьми это, мягко говоря, тяжело.

Скандинавия отменилась. А отпуск лишь слегка перенёсся. Решили поехать вдвоём, уже шесть лет без детей не выезжали.

Куда? Направление отдал на откуп Марине. И Марина сказала — «в Париж!».

До начала отпуска оставалось три недели, потому не раздумывая выкупил очень кстати распродаваемые билеты AirFrance до Марселя, чтобы без багажа выйти на пересадке и затеряться в столице.

И вот. Высокий летний сезон. Дорогая часть Европы. Задача — распланировать оставшиеся 11 дней и придумать, как не разорившись вернуться домой.

Ровно неделю потратил на непрерывное планирование, бронирование, тайминг, переговоры. Ведь даже билеты, экскурсии и рестораны необходимо выкупать заранее. Итоговый маршрут очень понравился самому. Хороший маршрут.

Основная идея — каждый день должен отличаться от предыдущего в плане достопримечательностей и еды. День храмов и сидра, день замков и устриц, музеев и трески, спа и паэльи…

А Марине про маршрут ничего не сказал. Она только знала, что летим мы в Париж и ещё 13 дней будем где-то болтаться. Самое большое, мелькала информация про Марсель и прокатное авто.

Хороший маршрут. Праздник, который внезапно с тобой

Маршрут крупными мазками. Французская часть…

…и итальянская. Италия и прочие страны были большим секретом.

Закончились мучения с подгоном билетов, бронированием машин и поездов. Пришла очередь городов и Парижа как основного пункта поездки. Париж город сложный, не всегда заходит с первого раза. А хотелось, чтобы зашло.

Отыскал недорогое жильё возле метро, забронировал обед на корабле, купил билеты в катакомбы. Озаботился культпрограммой — а почём там Лувр?

17 евро. Терпимо. Бесплатно в первые воскресенья с ноября по март — мимо, и 14 июля.

Сперва как-то скользнул по информации взглядом и лишь через минуту пришло осознание. Я же ищу билеты на 14 июля.

Что за дата такая щедрая? День взятия Бастилии, главный национальный праздник страны. Парад, бесплатные музеи, перекрытый центр. Салют, единственный в году салют с Эйфелевой башни.

Вот это заход в Париж! Прихожу в себя, перестраиваю логистику. Убираю Монмартр на следующий день, освобождаю вечер. Нужен, просто необходим салют. Откуда лучше всего смотреть? С воды. Чёрт возьми, я же полчаса назад выкупил обед на кораблике. Повторить на ужин? Нет. Девиз этой поездки — разнообразие.

Газон на набережной — не то, смотровая Сакре-Кёр — далеко…смотровая башни Монпарнас! Вот оно! Единственный небоскрёб в историческом центре, прямой вид на башню и ограниченное число гостей. Билеты вместо 7 евро стоят 50, осталось 12 штук. Минуточку…10 штук. Два наши. Идеальный праздничный день собран.

14 июля расписано буквально по минутам. Спасибо раннему рейсу, выспались даже с подъёмом в 7 утра. В 8 уже завтрак с видом на башню, вернее, на силуэт башни, мелькающий между рядами грузовиков и военных. Центр перекрыт, человеческие ручейки сливаются в реки и вытекают на Елисейские поля. В 10 начнётся парад и выступление президента.

Хороший маршрут. Праздник, который внезапно с тобой

А у нас открывается Лувр. Набережная со стороны Елисейских перекрыта, приходится обходить мостами в противоход толпе. Кажется, мы единственные променяли парад на искусство. Не тут-то было.

Очередь халявщиков всего через 40 минут после открытия музея растянулась до удручающей таблички «2 часа». Решаем постоять часок, проверить скорость.

Хороший маршрут. Праздник, который внезапно с тобой

И буквально через полчаса попадаем внутрь. Отсутствие турникетов ускорило процесс.

На Лувр всего два часа, потому решено пройти по самым значимым объектам крыла Денон, при наличии времени захватить хоть что-нибудь из крыла Ришелье.

Схема залов с отметками была с собой, но та, которую можно взять на входе, удобнее.

Хороший маршрут. Праздник, который внезапно с тобой

Отдельно выделил время на живопись начала эпохи Возрождения. Дело в том, что наш маршрут предполагал посещение двух юнесковских церквей с уникальными фресками, отражающими тот самый переход в Ренессанс с его объёмами и светотенями. Сен-Савен-сюр-Гартамп во Франции с «плоской» живописью XI–XII века и капеллу Скровеньи в Падуе, шедевр Джотто.

В Лувре замечательно прослеживается эволюция фресковой живописи, момент перехода к полотнам Джотто и его учеников очевиден даже для такого дилетанта, как я. Учитывая, что в аббатство Сен-Савен мы таки умудрились опоздать, было очень правильно подзадержаться в залах старых мастеров.

«Селфошную» Джоконды проскочили неожиданно быстро, несмотря на тесноту зала толпа непрерывно движется, а рост китайцев позволяет оценить картину поверх голов у ограждения.

Хороший маршрут. Праздник, который внезапно с тобой

Очереди со входа так и не превратились в толкотню. Даже у значимых полотен спокойно стояли начинающие художники, копируя изображения в альбомы.

За час обошли итальянцев и французов. Захотелось перекусить. Столики на галерее пустовали, ветрище сдувал пакеты. Посетители со своими термосами-круассанами старались найти местечко во внутреннем зале.

А мы уселись на галерее и не прогадали. Если турист не идёт к параду, парад прилетит к туристу. Едва укусил бутерброд — над головой понеслась авиация. Воздушная трасса шла чётко над крылом Денон. Через несколько минут балкон был забит, но при наличии столика для съёмок не было помех.

Слегка пробежались по крылу Ришелье, подзависли в античности и совсем не успели в Египет. Время. Мимо крылатых быков Шеду выскочили в галерею Карусель. Парад закончился и очередь самых хитрых, знающих про вход в музей из галереи, подросла до выхода на площадь.

Хороший маршрут. Праздник, который внезапно с тобой

Забег приурочен к обеду. Обед уплывёт и предоплату не вернёт.

Начитавшись отзывов, выбрал для круиза деревянный кораблик Calife. Выбор курсирующих по Сене ресторанов приличный, от судёнышек на мини-компании до футуристичных застеклённых лайнеров. Calife слегка потрёпан и далеко не нов, что с лихвой компенсируется кухней.

Обед бронируется с предоплатой 30 евро с человека. Немного стрёмноватый способ брони, нужно позвонить и продиктовать реквизиты карточки. Вернулся к отзывам, проблем у предшественников не было. Рискнул.

Хороший маршрут. Праздник, который внезапно с тобой

Странно, но аншлага на кораблике не было. Заполнились практически все столики на верхней палубе, а есть ещё и нижняя с баром и места на корме. Но погода не баловала, тучи над Парижем в честь парада не разгоняли, туристы ёжились за сдерживающими ветер стёклами и пару раз массово выбегали на нос — во время прохождения мимо раненого собора и башни.

Нотр-Дам огородили на приличной дистанции и сейчас лучший вид на покрытое лесами здание именно с воды.

Совсем немного о еде. На выбор три варианта блюд в каждой подаче, в целом меню соответствует тому, что выложено на сайте. Совсем актуальное можно посмотреть на информационном интерактивном дисплее у пристани, в ожидании открытия трапа.

Качество отменное, порции идеальны чтобы наесться. В подарок крошечный бокал освежающего брюта. Ценник на напитки, скажем так, великоват. Особенно на активно навязываемую персоналом минералку. Мы просто налили свою.

Хороший маршрут. Праздник, который внезапно с тобой

Корабль-ресторан — отличный выбор для обзорки в праздник. Центр города перекрыт и бюджетные прогулочные катера-платформы забиты под завязку. Туристы пытаются что-то сфотографировать над головами впереди стоящих, на стульях никто не сидит, ибо смотреть приходится на спины.

После сытного обеда несёмся поспать, и это самое правильное решение дня. Ибо к концу салюта даже с учётом обеденного отдыха накатила полнейшая апатия, этот день выжал последние силы.

Но спать долго нельзя, опять билеты и опять ко времени. Моя личная давняя мечта, катакомбы.

Можно простоять длиннющую очередь, а можно купить спецбилеты по слегка вдвое завышенной цене, но стоять в очереди поменьше и гарантированно зайти в ваше время.

Хороший маршрут. Праздник, который внезапно с тобой

Разумеется, туристическая часть катакомб есть аттракцион, но как по мне — самый интересный аттракцион Парижа.

Попасть в катакомбы хотелось давно, но первое знакомство со столицей прошло аж 23 года назад и свелось к прогулкам босиком под дождём по центру и Монмартру, без захода в здания за исключением кафе и метро. Потому что так решили руководители нашей детской группы.

И вот, самостоятельный Париж. Билеты в подземелья были куплены, кажется, в первую очередь. Потому как мечта.

Хороший маршрут. Праздник, который внезапно с тобой

Рассказывать про катакомбы бесполезно, их надо смотреть. Офигевать от масштаба, как самих подземелий, так и количества костей, содержащихся в миллионах тел.

Гид, ведущий группу — просто сопровождающий. Вся информация содержится в аудиогидах (бесплатных). Версии на русском нет.

В местах, где костный слой уложен не до потолка, можно оценить ширину стенки. На вскидку не меньше двух метров.

Разумеется, предупреждают, чтобы кости не трогали, мало ли там жертв бубонной чумы. Но ограждений нет и каждый нет-нет да погладит черепушку.

Хороший маршрут. Праздник, который внезапно с тобой

Какие же творческие ребята закладывали стенки! Не представляю, за счёт чего там держатся выпирающие черепа, но, видимо, на втором миллионе набора костей уровень выкладки вырастает до уровня «бог».

А ещё в магазинчике, что на выходе (вход и выход в разных местах) самая крутая сувенирка, что видели во Франции. И очень качественная. Соточка евро испарилась, рюкзаки, и без того не особо подходящие под условия ручной клади лоукостеров, припухли.

Зато теперь парадная футболка и дежурный домашний стакан для минералки — с черепами.

Между катакомбами и салютом оставалось решить единственный не запланированный заранее вопрос — ужин. Пробежавшись ещё дома по карте района, оценил количество разносортных заведений и решил, что найдём на месте.

Это было зря, конечно. Хорошие заведения под завязку, потому как их единицы. Район Монпарнас оказался похуже нашего округа проживания, и большая часть заведений представляла собой смесь бара и арабской кальянной.

В итоге перекусили в суши-баре, двинулись к башне…

Билеты!

Чёрт побери, распечатки билетов остались в гостинице. Поскольку в катакомбы не пускают с рюкзаками, у нас лишь напоясная сумка с камерой и небольшая сумочка на плече. А документы отдыхают в рюкзаках, в 40 минутах на метро.

Бежим. Уже на подходе к метро осеняет — а попробуем по электронным, там же QR-коды.

— Увы, сказала охрана. Без распечаток вы…останетесь без приветственного напитка.

— Фух, да и хрен с ним! Времени-то уже одиннадцатый, салют через час.

Хороший маршрут. Праздник, который внезапно с тобой

Приветственный напиток, к слову, получили. Девочки на входе в саму смотровую зону распечатали наши билеты. Напитки подали в забавных бокалах, фирменных, хотя и пластиковых. Эти бокалы путешествовали с нами до самого вылета из Марселя.

Народа собралось в самый раз чтобы выстроиться у стекла смотровой в три ряда. Какая-то часть заняла редкие места в нижнем баре, но интереснее было на открытом воздухе. Тут и живая музыка до заката играла.

Хороший маршрут. Праздник, который внезапно с тобой

По традиции пронесли с собой полторашку сидра. Банально захватив плотный пакет в сумку и затарившись перед входом в башни. Охранник на всю площадку один, и с наступлением зябких сумерек яблочное чудо пошло на ура.

Закат тянулся ну очень долго. Где-то на Елисейских хлопали грустные одиночные фейерверки. Центр встал в одну большую пробку, в темноте проявились недвижимые линии огней, очертившие сетку улиц.

Хороший маршрут. Праздник, который внезапно с тобой

Под башней шёл концерт. Кругами барражировали вертолёты, лучи прожекторов превращали их в отряды НЛО.

Наконец, включили иллюминацию башни. И ближе к полуночи началось.

Фейерверк грандиозный, бесконечно длинный. Даже через не самые чистые стёкла смотровой завораживает.

Финальные залпы.

К концу салюта буквально не чувствовал ног. Хотелось рухнуть прямо на мягкое покрытие площадки и заснуть до утра.

В метро было на удивление свободно и спокойно, опасения о разгуле укуренных мигрантов не подтвердились.

Знакомство с Парижем удалось на все сто.

Второй столичный день по темпу стал полной противоположностью первому. Во-первых, мы теперь были с рюкзаками и во-вторых, сами места предполагали некоторую размеренность.

Отель располагался буквально в полукилометре от Пер-Лашез, и не посетить одно из самых знаменитых кладбищ Европы было бы преступлением.

Хороший маршрут. Праздник, который внезапно с тобой

Самое большое кладбище Парижа, музей под открытым небом с бесплатным входом. Что может быть лучше погожим июльским утром.

Для ускорения перемещений забил в карту точки самых интересных захоронений. Получился симпатичный кольцевой маршрут. Единственное, не учёл, что кладбище расположено на сильно пересечённой местности и в некоторых местах, дабы не потеть с рюкзаками на крутых лестницах, пришлось пропыхтеть обходными дорожками.

Хороший маршрут. Праздник, который внезапно с тобой

В подобных местах могу залипать неделями. Кладбища как зеркала истории мест интересны всегда, а мемориальные дают фору иным музеям. Жаль, без знания французского не прочесть всех эпитафий.

Ближе ко входам встречаются свежие захоронения, заполненные памятными табличками (или как они правильно называются, не нашёл?)

Пер-Лашез это город в городе, со своими проспектами, закоулками и тупичками. В глубине комплекса так вообще запросто заблудиться без карты, тропинки между склепами петляют, сужаются, упираются в непроходимые кустарники. Кладбище популярно по сей день, и хотя место стоит от 40 тыс. евро (плюс ежегодная плата за уход), желающих покоиться бок-о-бок со знаменитостями немало.

Кладбище — настоящий музей литья и ковки. Произведения подобного уровня можно найти и в России, на Урале и даже в Туле, но они пораспилены и растасканы.

Хороший маршрут. Праздник, который внезапно с тобой

Пожалуй, единственная знаменитость северного крыла, Оноре де Бальзак. С него начинается поход по могилам знаменитостей.

В центре Пер-Лашез высится громадина крематория, окружённого стеной двухэтажного колумбария. Крематорий — самая оживлённая точка, ведь можно не платить за погребение, но быть сожжённым в знаменитом месте. А прах найдёт упокоение где подешевле.

Хороший маршрут. Праздник, который внезапно с тобой

В колумбарии две ячейки с прахом известных личностей. Айседора Дункан, найти которую не так просто, рядом захоронена полная однофамилица, и лишь по исписанной части стены понятно, где настоящая жена Есенина.

И Нестор Махно. Его найти ещё сложнее. Мемориальная доска обвешана сувенирами, но проход по второму этажу очень узкий и памятные знаки совершенно не бросаются в глаза.

Хороший маршрут. Праздник, который внезапно с тобой

В колумбарии мы были одни. А вот в южной части комплекса поиск захоронений знаменитостей схож со спортивным ориентированием. Наличие контрольного пункта выдают группы туристов.

Оскар Уайлд, одна из двух скандально известных могил. В недалёком прошлом зацелованная, зарисованная, залепленная жвачкой. Сегодня очищенная и ограждённая, но редкие следы помады встречаются на оградительном стекле.

Хороший маршрут. Праздник, который внезапно с тобой

За оградой — письмо от поклонницы (ка?).

Неподалёку скромное семейное захоронение Эдит Пиаф.

Хороший маршрут. Праздник, который внезапно с тобой

Один из самых внушительных склепов, Lagarde-Gueret. Об этих семьях даже на сайте кладбища одни предположения. Мы вышли на склеп случайно, но оказалось, что он входит в топ скульптурных композиций. Просто это другой список интересных мест, по которому мало кто ходит.

Второе скандальное место. Джимми Моррисон. Могила также огорожена, на ней больше нет гор бутылок, косяков и укуренных компаний. Но окрестные деревья обтянуты защитными ковриками, собирающими на себя надписи, жвачку и бычки.

Хороший маршрут. Праздник, который внезапно с тобой

От Моpрисона потайными тропами проходим мимо Шопена…

…к Абеляру и Элоизе. Их склеп самый труднодоступный, огорожен широким периметром, потому как заметно рассыпается. Думаю, если бы не значимость одного из старейших захоронений кладбища, от мраморной беседки уже давно ничего бы не осталось.

Времени осталось немного, как раз на прогулку по холмам Монмартра. Благо, он по пути в аэропорт.

Хороший маршрут. Праздник, который внезапно с тобой

Монмартр, место, живущее внутри себя. Думаю, в следующий визит в Париж останавливаться надо именно здесь. Живой, яркий, с неизменными уличными мошенниками, вкуснейшим мороженым, недорогими кафешками и круглосуточной тусовкой.

— Во-он оттуда вчера салют смотрели!

Очереди в Сакре-Кёр бесконечны, плюс ежеминутно подъезжают экскурсии, у которых свой отдельный проход. Внутреннее убранство базилики опять мимо.

Хороший маршрут. Праздник, который внезапно с тобой

Монмартр — обнять Париж и сказать — До встречи! А мы в аэропорт, там ждёт прокатная машина!