Турист Elita Lopatinskaia (Elita_Lopatinskaia)
Elita Lopatinskaia
была сегодня 1:34

Французская Полинезия Июль 2017
Рассказы Южных Морей

Этот и следующие три очерка возвращают нас к циклу «Рассказы Южных Морей», в котором мои читатели уже познакомились с островными государствами Тихого океана, относящимися к Полинезии (Самоа, Тонга) и Меланезии (Новaя Каледония, Фиджи и Вануату). Теперь мы отправимся на архипелаги Французской Полинезии, которую часто называют именем её главного острова — Таити, где располагается столичный город Папеэте и международный аэропорт страны Фа’aа.

О самом известном острове Французской Полинезии — Бора Бора, являющимся по мнению многих самым красивым и самым знаменитым островом на планете, знают, конечно же, все.

Несмотря на сотни моих собственных снимков Бора Бора, она достойна того, чтобы быть представленной здесь профессиональной работой с сайта www.tahiti.com.

Как впрочем и о том, что это где-то невообразимо далеко…

В прекрасное далёко мы начинаем путь...

и к тому же невообразимо дорого.

Насчёт «дорого» — вопрос сложный, и к нему мы ещё вернёмся.

В прекрасное далёко мы начинаем путь...

А вот насчёт «далеко» — сомнений нет, хотя бы потому, что на нашей прекрасной голубой планете дальше уже просто не бывает!

Тирания расстояний

То, что Земля — действительно голубая планета, легко покажут Google Maps — нужно всего лишь поставить Таити в центр и убедиться, что в таком виде вместо привычных полушарий с Евроазией, Африкой и Австралией, или с двумя Америками — Северной и Южной, практически всё полушарие занимает голубой Тихий океан.

От самых близких к Таити городов Австралии, Новой Зеландии или западного побережья США потребуется 7–8 часов лёта, но по здешним меркам это дело привычное.

В прекрасное далёко мы начинаем путь...

Куда интереснее то, что недалеко от Таити находится «официальная» окраина Земли, несмотря на то, что планета наша, как известно, круглая.

Если из Таити отправиться на юго-восток до пересечения с воображаемой линией, соединяющей север Новой Зеландии и юг Южной Америки, то окажешься в самой удалённой от суши области нашей планеты — океанском Полюсе Недоступности или Точке Немо (Point Nemo). И если далёкие острова Таити — вожделенная мечта миллионов, то окрестности Точки Немо — никому не нужные задворки, которые часто называют океанской пустыней. Из-за огромной удалённости от суши воды её безжизненны, в них мало микроорганизмов и минералов, попадающих в океан с материков, в ней практически отсутствует животный и растительный мир, возле неё нет ни морских, ни воздушных путей. И используется эта часть Тихого океана лишь в качестве кладбища космической техники — на морском дне там уже покоится сотня отслуживших своё космических аппаратов (снимок с сайта https://media.mnn.com).

В прекрасное далёко мы начинаем путь...

По той же самой причине — удалённости региона от основных материков планеты — далёкие атоллы Французской Полинезии — Моруроа (Moruroa) и Фангатауфа (Fangataufa) в течение 30 лет использовались Францией для ядерных испытаний. Лишь сейчас раскрываются их ужасающие подробности. Так, первый ядерный взрыв, произведенный над Моруроа в 1966 году, мгновенно «всосал» в себя всю воду из лагуны атолла, а потом обрушил обратно «дождь» из мёртвой рыбы и моллюсков. Прекращение наземных испытаний в 1974 году и перенос их под поверхность атолла в скважины почти километровой глубины были, безусловно, шагом в правильном направлении.

Ну а потом и этому пришёл конец. Когда в 1995 году Франция объявила о новой серии ядерных испытаний, поднялась такая буря протестов, что не считаться с общественным мнением было уже невозможно. В то время я уже работала в австралийском отделении французской компании Air Liquide, и мы получали из Парижа специальные инструкции о том, как вести себя со СМИ и как реагировать на «стихийные» протесты. Народ в Австралии болезненно относился ко всему французскому и даже отказывался покупать французские вина (имея, правда, в наличии первоклассные австралийские). Почти полгода нам не разрешали по ночам включать специальную подсветку наших установок разделения воздуха, которые обычно выглядят как сияющие космические корабли. Наконец, в 1996 году Франция была вынуждена прекратить ядерное безобразие и оставить свои атоллы в покое после 200 произведенных взрывов из которых 41 (!) были наземными. Атоллы эти до сих пор остаются закрытой зоной, но очень хочется надеяться, что человечество сделало правильные выводы.

Любовь с первого взгляда

То, что два лучших места на Земле — Париж и острова Таити — принадлежат французам, я всегда считала большой несправедливостью.

В прекрасное далёко мы начинаем путь...

Но, как известно, в жизни много чего получается не по заслугам, а по удачному стечению обстоятельств. A если абстрагироваться от вездесущего и раздражающего французского бардака, то вполне можно признать, что французский шарм очень к лицу самым прекрасным в мире островам.

В любом случае нужно отдать должное нации, создавшей империю, над которой никогда не заходит солнце. Ибо вместе со своими заморскими территориями, включающими и Французскую Полинезию, простирается она на 12 часовых поясов, оставляя за собой даже Россию и США, делящих второе место с 11-ю поясами.

В прекрасное далёко мы начинаем путь...

Для меня Таити — одно из очень немногих и очень любимых мест, куда можно возвращаться всю жизнь, часто предпочитая его даже новым, ещё неизведанным странами.

Наше знакомство с Французской Полинезией началось много лет назад в уже далёком 2007 году.

В прекрасное далёко мы начинаем путь...

За прошедшие годы мы возвращались туда снова,

сами и уже с выросшим сыном.

В прекрасное далёко мы начинаем путь...

Потом стали плавать на яхте по её столь полюбившимся островам.

A теперь вот ждём, когда нашему внуку исполнится 5 лет. Каждую неделю он ходит на плавание, потому что иначе дедушка-капитан его на катамаран не возьмёт. А без катамарана на Таити нам теперь никак нельзя, потому что есть у меня заветная мечта — когда-нибудь самостоятельно войти в лагуну острова Маупити через немыслимо тяжёлый пасс, который 12 лет назад мы запечатлели на снимке внизу, поднявшись на вершину Маупити.

В прекрасное далёко мы начинаем путь...

В прошлый раз мы сделали это на Бора Бора, о чём будет следующий рассказ.

А вот Маупити — совсем другая история, и чтобы в ней разобраться попробую рассказать чем же уникальны острова Французской Полинезии, и почему, несмотря на тиранию расстояний, не было и нет отбоя от желающих их посетить, включая Капитана Кука, Чарльза Дарвина, Роберта Луи Стивенсона, Джека Лондона, Поля Гогена и бесчисленных прочих селебрити, но уже рангом помельче.

Таити для начинающих

Не только трудно вообразимая удалённость, но и сами размеры Французской Полинезии для многих станут неожиданностью. Территория её включает 5 архипелагов, 118 островов и вполне сравнима с Западной Европой.

В прекрасное далёко мы начинаем путь...

Именно поэтому национальная авиакомпания Air Tahiti обычно показывает местные маршруты между островами и атоллами на фоне европейской карты — конечно же, с центром в Париже и соответствующей ему здесь Папеэте.

Все 5 архипелагов Французской Полинезии ориентированы с юго-востока на северо-запад и расположены на обширных подводных плато разной глубины, условно показанных на карте внизу голубым фоном.

В прекрасное далёко мы начинаем путь...

На северо-востоке Французской Полинезии находятся Маркизские острова, или Маркизы (Marquesas).

За ними следует самый большой архипелаг атоллов Туамоту (Tuamotus) и почти примыкающая к нему на югo-востоке самая маленькая группа островов Гамбиер (Gambier).

На западе Французской Полинезии расположен её самый главный архипелаг — Society Islands, что буквально переводится как «Острова Общества» и по-русски звучит довольно странно. Название это дал островам Капитан Кук, который в 1768 году прибыл сюда с астрономической миссией — наблюдать прохождение Венеры между Солнцем и Землёй и при этом сделать измерения, необходимые для определения размеров Солнечной системы. Это первое кругосветное путешествие Кука спонсировалось Британской «академией наук» — Royal Society of London. В честь этого научного Society (Общества) и был назван архипелаг. К нему относятся самые известные острова — Таити, Мурея и Бора Бора.

И, наконец, на югo-западе расположен пятый архипелаг — Астральные острова (Australs) — самый холодный и уже, в основном, находящийся под южным тропиком Козерога.

Архипелаги Французской Полинезии очень разные. Некоторые из них обладают удивительной способностью формировать коралловые атоллы с внутренними лагунами, что очень редко случается на других тропических островах даже с прекрасно растущими кораллами. Объяснить это явление попробовал в 1842 году сам Чарльз Дарвин, проверяя свою гипотезу на Society Islands — Таити и Мурея. Я же попробую это сделать, используя спутниковые снимки нескольких островов Французской Полинезии, взятые из коллекции NASA Earth Observatory.

Вначале в тектонически активной зоне океана возникает вулканический остров. После того, как его активность затихает, начинается неизбежный процесс разрушения и, кроме того, его оседание в морские глубины. Вулкан, достигший в высоту нескольких километров, обычно столь массивен, что продавливает и деформирует морское дно. Вулканический остров начинает тонуть со скоростью в несколько миллиметров в год.

В прекрасное далёко мы начинаем путь...

Если вулкану посчастливилось родиться в тёплом океане, вокруг его краёв-берегов начинают расти прибрежные кораллы, которые постепенно формируют прилегающий или окаймляющий риф (fringing reef). Обычно до этой стадии доходит большинство тропических островов.

На первом снимке внизу — остров Таити. Это один из самых молодых островов Французской Полинезии. Его возраст оценивается в 0.9–1.4 миллиона лет. Риф его пока ещё совсем молодой или просто отсутствует во многих местах.

В прекрасное далёко мы начинаем путь...

A теперь начинается самое интересное. Вулкан с наросшим на нём окаймляющим рифом продолжает тонуть. Если он делает это слишком быстро, как, например, на Гавайях, наросший риф тонет вместе с ним, и через несколько миллионов лет всё бесследно уходит под воду. Если же погружение вулкана идёт «правильно», то новые, тянущиеся к свету и солнцу кораллы успевают нарастать на старых слоях, опускающихся вместе с вулканом вниз.

Это хорошо видно на примере следующего острова Мурея, который немного старше. Ему порядка 2.0–2.5 миллионов лет.

В прекрасное далёко мы начинаем путь...

Здесь мы видим, что окаймляющий риф начинает перерождаться в риф барьерный, формируя фрагменты будущей лагуны между центральным островом и коралловым рифом. Подход к острову уже затруднён из-за растущего барьерного рифа, но по-прежнему в нескольких местах остров доступен даже крупным круизным судам.

Дальше всё просто. Центральный тяжёлый остров уходит всё глубже на дно, лагуна между ним и барьерным рифом расширяется, риф растёт, на нём появляются небольшие коралловые острова, которые здесь называют словом моту. Постепенно они сливаются с друг другом, начиная образовывать то, что впоследствии назовут атоллом.

Бора Бора на снимке внизу сейчас находится именно на этой стадии. Ей 3.1–3.4 миллиона лет и её барьерный риф уже почти закрыт. Остаётся лишь один, правда всё ещё широкий проход к острову (Teavanui Pass) на северо-западе и все без исключения суда идут через него. По другому ни зайти, ни выйти с Бора Бора нельзя.

В прекрасное далёко мы начинаем путь...

Дальше следует Маупити — самый старый из Society Islands. Ему 4.0–4.5 миллиона лет. Его барьерный риф и моту практически замкнулись, оставляя лишь узкий проход (Onoiau Pass) на самом юге — тот, который фотографировали мы с вершины Маупити, и в который на парусе не решались войти ни Капитан Кук, ни другие легендарные капитаны прошлого.

Даже сегодня на моторах это не всегда возможно. Требуется хорошая погода и точный расчёт времени входа и выхода из лагуны, которое должно совпадать с правильной фазой приливов и направлением ветра.

Для того, чтобы увидеть, что ждёт эти острова в будущем, нам придётся отправиться на соседний архипелаг Туамоту, которому уже больше 50-ти (!) миллионов лет.

За это время все его центральные острова давным давно утонули, моту срослись, образовав часто сплошные кольца, обрамляющие внутренние лагуны атоллов, из которых иногда даже нет выхода в океан. Как, например, на показанном здесь атолле Туреиа, расположенном в 115 километрах от уже известного нам атолла Моруроа.

В прекрасное далёко мы начинаем путь...

Здесь во время французских ядерных испытаний размещался задействованный персонал, a всё сообщение осуществлялось по воздуху. На снимке всё ещё можно рассмотреть взлётную полосу на юго-западе...

Несмотря на оппозицию учёных мужей в XIX веке, эти объяснения Дарвина подтвердились через сто с лишним лет результатами компьютерного моделирования и анализом пород при бурении глубоких скважин в атоллах для ядерных испытаний. Правда один фактор Дарвин всё же упустил. Для образования моту на барьерном рифе требуется не только «правильная» скорость погружения вулкана, но и циклические изменения уровня Мирового океана, вызываемые ледниковыми периодами примерно каждые 100 тысяч лет.

Ну, а мы спускаемся со спутниковых высот и теперь уже с пониманием вопроса продолжаем путешествие по Французской Полинезии.

Барьерный риф и формирующийся моту на острове Таха'а. Наружная часть рифа омывается живительными водами открытого океана и сразу уходит на многокилометровую глубину. Внутренняя часть рифа формирует мелководную лагуну всех оттенков голубого в зависимости от её глубины.

Маркизские Острова

Самые северные Маркизы совершенно непохожи на остальные острова и архипелаги Французской Полинезии. Они не образуют барьерных рифов и атоллов, они не защищены от разрушительных океанских волн, на них практически нет пляжей, они достаточно сухие с высокими скалистыми хребтами и долинами между ними, в которых всегда селились островитяне. В отличие от других полинезийских островов, где вся жизнь сосредоточена на берегах, а середина островa остаётся нетронутой, побережье Маркизов практически не имеет поселений. Маркизы совершенно не подходят любителям пляжного отдыха, но неумолимо влекут романтиков, искателей приключений и экстремалов.

Маркизы — вожделенная земля для экипажей яхт, пересекающих Тихий океан. Самые длинные в мире переходы от западного побережья США до Маркизов занимают 3–4 недели. Поэтому все успешно завершившие этот переход заслуженно считают его своим большим достижением и надолго задерживаются здесь, наслаждаясь уникальной возможностью увидеть нетронутую красоту столь далёких от цивилизации островов.

Яхты-трудяги достигшие Маркизских островов. Снимок с сайта http://www.simonpickard.com.

Маркизы — место уединения великих художников, писателей и музыкантов. Поль Гоген — известный французский постимпрессионист — на рубеже XIX и XX веков провёл здесь свои последние годы, наполненные любовью к молодой таитянской жене и вполне обьяснимым творческим вдохновением.

Поль Гоген «Женщины Таити» - картина из коллекции Дрезденской галереи Новых мастеров

Интересно, что решение перебраться с Society Islands на Маркизы возникло у Гогена после того, как он впервые увидел изделия из полинезийского розового дерева, изготовленные маркизскими мастерами.

До сих пор эти деревянные шедевры из Маркизов считаются самыми ценными в Океании. Во время нашего последнего визита мы наконец-то решились приобрести несколько экземпляров — традиционные крюк и копьё, выполненныe из розового дерева и шпаги рыбы-меч.

В прекрасное далёко мы начинаем путь...

О цене я забыла сразу, чтобы больше не расстраиваться. У жадных французов во всей Французской Полинезии практически невозможно получить скидку, даже если речь идёт об астрономической цене. Правда в качестве подарка нам отсыпали горсть чёрных жемчужин, стоимость которых, конечно же, меркла по сравнению с маркизскими творениями.

Society Islands

Абсолютным антиподом Маркизов практически во всех отношениях являются Society Islands. Несравненная Бора Бора вот уже 200 лет не даёт покоя человечеству.

В прекрасное далёко мы начинаем путь...

На ней спешат отметиться все уважающие себя селебрити, а один из её известных ресторанов Bloody Mary’s даже ведёт учёт всех звёздных посетителей. Должна заметить, что с нашего первого визита список знаменитостей значительно удлинился.

Любителям дорогого пляжного отдыха здесь будет нетрудно найти high-end курорты, соответствующие мальдивским стандартами. Но и любители недорогого отдыха тоже не останутся разочарованными.

В прекрасное далёко мы начинаем путь...

Самые дорогие курорты Бора Бора располагаются не на главном острове, а на коралловых моту с песчаными пляжами — точный аналог Мальдив, правда имеющий в качестве бонуса фантастические виды главного вулканического острова вместо плоского и монотонного Индийского океана.

Курорты на моту — любимое место молодожёнов, проводящих свой медовый месяц на Острове Номер Один. Они вполне подходят и тем, кто способен целыми днями лежать на песке или на выходящей в лагуну террасе домика. Те же, кто к этим категориям не принадлежит, придерживаются мнения, что курорты на моту — это, конечно, шикарно, но, к сожалению, скучновато. Прямо как на Мальдивах!

В прекрасное далёко мы начинаем путь...

Если Бора Бора — это красивейшая в мире лагуна, то второй по популярности остров — Мурея — это горы и фантастические останки былых вулканов, всё ещё достигающих почти километровой высоты и всегда цепляющихся за облака. Это остров с пока только формирующимися рифом и лагуной, но с бесчисленными 4WD треками и пешеходными маршрутами, привлекающими особо активную публику.

Расположена Мурея в 10 минутах лёта от международного аэропорта островa Таити, куда прибывает основной туристический поток. Поэтому большинство посетителей Французской Полинезии, не тратя время ни на столицу Папеэте, ни на сам остров Таити, сразу же отправляются на Мурею.

В прекрасное далёко мы начинаем путь...

Мурея существенно отличается от Бора Бора не только по виду, но и по духу — здесь куда меньше показухи, и куда больше настоящего полинезийского колорита.

На Муреe ещё нет широких лагун, и до её маленьких моту можно легко добраться с главного острова с помощью мостиков и переходов.

Из-за такой близости даже самые дорогие курорты Муреи не имеют «стерильности», присущей удалённым моту Бора Бора.

В прекрасное далёко мы начинаем путь...

Oни куда больше связаны и с местной жизнью, на них куда сильнее чувствуется полинезийская атмосфера, конечно же приправленная французской изысканностью.

Мурея — любимое место для путешествующих с детьми. Где ещё можно запросто поплавать с дельфинами, живущими рядом с твоим домиком, или посетить питомник черепах в обществе энтузиастов-профессионалов, которые по старой французской традиции всё ещё входят в штат работников курортов экзотических островов?

Раз в неделю каждый большой курорт даёт шоу со знаменитыми местными танцами, которые стали визитной карточкой Таити ещё во времена Капитана Кука. Шоу в Intercontinental считается одним из лучших на острове. Не знаю, как обстоит дело на остальных курортах Муреи, но ничего подобного ни на одном из островов Полинезии и Меланезии я не видела.

В прекрасное далёко мы начинаем путь...

В следующих рассказах мы посетим другие острова, входящие в Society Islands. A пока, чтобы завершить обзор основных архипелагов Французской Полинезии, несколько слов о самой большой и самой древней группе атоллов Туамоту и самых холодных Астральных островах.

Туамоту

Архипелаг Туамоту возник 50 — 55 миллионов лет назд. За это невообразимо долгое время усыпанная вулканами территория превратилась в самый большой в мире архипелаг из 80-ти атоллов, которые мирно дремлют в синеве океана и, на первый взгляд, обещают самые идиллические картины и впечатления. Размеры некоторых атоллов поражают воображение. Например, главный атолл Рангироа имеет форму эллипса с диаметрами 80 и 30 километров. При этом ширина самой полоски земли, обрамляющей лагуну атолла, всего лишь 300 — 500 метров, а вот её общая длина составляет 200 (!) километров.

Об архипелаге Туамоту (или как его называли раньше — Паумоту) я впервые узнала из книг Джека Лондона.

В прекрасное далёко мы начинаем путь...

Тогда мне почему-то запомнились не только мистические истории про знаменитый Жемчуг Парлея, но и то, что в эпоху парусного флота получить страховку на судно, собиравшееся в воды Туамоту, было невозможно.

Совершенно безобидные тоненькие кольца мирных атоллов часто оказываются коварнее неприступных скалистых берегов. Большое скопление атоллов на Туамоту приводит к сильнейшим и, главное, неустойчивым течениям между ними. Даже ветер — знаменитый юго-восточный пассат, господствующий над всеми Южными морями, на Туамоту теряет свою устойчивость из-за интенсивного испарения воды с поверхностей многочисленных лагун. И тогда под парусом без моторов становится совсем плохо. Об этом можно почитать у Джека Лондона в рассказе Потомок Мак-Коя.

Жизнь на атоллах тоже весьма далека от идиллии. Кроме кокосовых пальм там ничего не растёт, потому что более бедных почв уже не бывает, и требуются огромные усилия, чтобы вырастить что-нибудь другое. Практически всё обеспечение Туамоту приходит с других архипелагов, а в особо тяжёлых случаях, когда на атолл невозможно приземлиться, мешки с хлебом (вернее, с багетами) и другими продуктами просто сбрасываются с вертолётов.

На нескольких центральных атоллах Туамоту уже развивается туристическая индустрия, правда по сравнению с Society Islands она делает лишь первые шаги. Поэтому всем, кто мечтает об идеальном пляжном отдыхе, имея рядом со своим курортом неограниченное количество необитаемых моту, очень рекомендуется взять на заметку атоллы Туамоту.

Пока что снимок с сайта https://frothers.com.au. Но надеюсь, что когда-нибудь появятся и наши собственные с  атоллов Туамоту...
Пока что снимок с сайта https://frothers.com.au. Но надеюсь, что когда-нибудь появятся и наши собственные с атоллов Туамоту...

Астральные острова

Самые южные, а потому холодные Астралы при всём своём «тропическом» виде вряд ли можно таковыми назвать. Кондиционеры там явно ни к чему, а вот хороший свитер и куртка будут в самый раз. Благодаря более низким температурам и хорошим почвам Астралы стали «овощной и фруктовой корзинкой» Французской Полинезии, поставляющей свою продукцию прямо на рынки Папеэте. При этом архипелаг остаётся самым «полинезйским» по своему духу и самым «нефранцузским». Вне всякого сомнения Астралы — не для массового туриста, а скорее для тех, кто хочет глубже почувствовать и понять Океанию и её коренных жителей, разделяя с ними кров и вливаясь в неспешный ритм островной жизни.

Французская Полинезия — не просто страна, а скорее огромный регион Океании, который кроме дорогих курортов Бора Бора предлагает практически всё, что бывает на тропических островах. В каком-то смысле она неисчерпаема, и конечно же прекрасна, потому что иначе не может быть на самых лучших в мире островах.

Так что пора поднимать паруса и выводить наш катамаран из уютной марины навстречу ветрам Южных морей.